Форма (устройство) государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 13:26, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время вопрос формы государства становится особенно актуальным для юридической науки. В обществе все чаще слышны заявления о формировании авторитарного государства в России, об усилении централизации власти и уменьшении роли местных властей, как результате пресловутой «укреплении вертикали власти». В связи с этим подробное рассмотрение вопроса формы государства, его всестороннее изучение и осмысление позволит сформировать наиболее достоверные выводы о тех процессах, происходящих в нашем обществе, свидетелями которых мы являемся.

Оглавление

введение
1. Понятие формы государства, ее структура.
2. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ
2.1 Монархия
2.2 Республика
3. ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА
3.1. Унитаризм
3.2. Федерация
3.3 Конфедерация
3.4 Другие формы государственного устройства
4. Политический режим. Виды режимов и их признаки.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовик ТГ.docx

— 71.46 Кб (Скачать)
 

    “Конфедерация - (от поздне лат. confoederatio - союз, объединение) форма государственного устройства, при которой государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою независимость, имеют собственные органы государственной власти и управления”.7

    Конфедеративная форма государственного устройства - это объединение государств, как  правило, на договорной основе, для  достижения определенных целей (экономических, военных, политических, социальных и  др.), позволяющая создать наиболее благоприятные условия для деятельности этих государств.

         При конфедеративном устройстве  государства  -  члены конфедерации  -  сохраняют свои суверенные  права, как во внутренних, так  и во внешних делах.

       В отличии от федеративного  устройства конфедерация характеризуется  следующими чертами :

     - конфедерация не имеет своих  общих законодательных, исполнительных и судебных органов, в отличии от федерации;

           -   конфедеративное устройство  не имеет единой армии, единой  системы  налогов, единого государственного  бюджета;

           -   сохраняет гражданство тех  государств, которые находятся во  временном союзе;

            -   государства могут договориться  о единой денежной системе,  о единых, таможенных, правилах, о  межгосударственной кредитной политике  на время существования союза.

           Как правило конфедеративные  государства не долговечны, либо  они распадаются, либо  превращаются  в федерацию : Германский союз (1815-1867), Швейцарский союз (1815-1848) и  США, когда в 1781 году была  законодательно утверждена конфедерация.

      Историческая практика знает  и другие организационные объединения  государств: страны Британского  содружества, СНГ, ЕЭС. Такого  рода содружества не образуют  новых государств, а лишь объединяют  независимые государства. При  этом в  такого рода содружествах  могут создаваться надгосударственные  органы, формироваться бюджет, приниматься  нормативные акты обязательные  для членов сообщества и т.п.  Например, страны ЕЭС создают  не только общее экономическое  пространство, вплоть до перехода  к общей денежной единицы, но  и, в перспективе, общее гражданство.

3.4  Другие формы государственного устройства

 

     Содружество - это весьма редкое, еще более аморфное, чем конфедерация, но, тем не менее, организационное объединение государств, характеризуемых наличием общих признаков, определенной степенью однородности. Объединяющие их признаки могут касаться, во-первых,  экономики (одинаковая форма собственности, интеграция хозяйственных связей, единая  денежная единица и д.р.), во-вторых, права (уголовного, гражданского, процессуальных норм, сходство имеет и правовой статус гражданина), в-третьих, языка (иногда языковое единство имеет лингвистический характер, например, у славянских стран СНГ), иногда же единство обусловливается его привнесением в результате колониального господства, как, например, у стран Британского содружества наций), в-четвертых, культуры (иногда культурная общность имеет единое происхождение, иногда достигается путем взаимообогащения или даже привнесения и ассимиляции иных, чужеродных элементов), в-пятых, религии (но не всегда). Однако содружество - это не государство, а своеобразное объединение независимых государств. В основе содружества, как и при конфедерации, могут лежать межгосударственный договор, устав, декларация, иные юридические акты.

     Цели, выдвигаемые при создании содружества, могут быть самыми различными. Они  затрагивают важные интересы государств, что не позволяет их отнести к  разряду второстепенных. Для достижения этих целей объединенным государствам приходится иногда ограничивать свой суверенитет. Как правило, члены  содружества - это полностью независимые, суверенные государства, субъекты международных  отношений. В содружестве могут  создаваться и надгосударственные органы, но, скорее всего, не для управления, а для координации действий государств. Денежные средства, если это необходимо для целей содружества, объединяются добровольно и в тех размерах, которые субъекты содружества сочтут необходимыми и достаточными.

     Правотворческая деятельность содружества осуществляется в форме нормативных актов, которые  могут принимать главы государств (устав Содружества, акты об их общих  вооруженных силах и т.п.).

     Следует  отметить, что Содружество как  объединение государств может носить и переходный характер. Оно может  развиться в конфедерацию и даже в федерацию, либо, наоборот, при  нерешенности, противоречивости интересов, целей государств, образовавших его, послужить этапом окончательной  дезинтеграции специфического союза  государств.  

    Сообщество

    Межгосударственные  образования знают и такую  форму, как Сообщество государств. В  основе Сообщества, как правило, лежит  межгосударственный договор. Сообщество является еще одной своеобразной переходной формой в государственной  организации общества. Оно в большинстве  случаев усиливает интернациональные  связи государств, входящих в Сообщество, и эволюционирует в сторону конфедеративного объединения (например, Европейские  сообщества). В Сообщество могут входить ассоциированные члены - государства, принимающие те или иные правила, действующие в Сообществе. Порядок вступления в Сообщество и выхода из него устанавливается членами Сообщества.

    Сообщество  может иметь цель выровнять экономический  и научно- технический потенциал  государств, входящих в него, объединить усилия этих государств для достижения глобальных целей, упростить таможенные, визовые и иные барьеры (вплоть до их отмены) и т.д. 

     Союз  — эта еще одна разновидность государственных соединений с определенной целью. Союзные формирования можно встретить в России, например союз  России  и Белоруссии. Этот союз является политическим объединением двух суверенных стран, с общей конституцией и языком. Среди зарубежных стран наиболее отчетливо элементы союза характерны для Европейского Союза (ранее — Сообщества). В состав союза входит 15 суверенных государств. Союз имеет Европарламент, члены которого теперь избираются прямым голосованием избирателей в государствах-членах по избирательным округам, каждое государство имеет определенное число избирательных округов в основном в пропорции к численности населения (ранее, члены Европарламента избирались косвенными выборами — парламентами отдельных государств). Среди органов Союза есть Совет министров, другие органы, некоторые из них могут принимать решения, обязательные для государств-членов. По ряду вопросов принимаются европейские правовые акты, которые имеют обязательную силу. Некоторые из них действуют непосредственно в государствах-членах. Другие акты обязывают государства-члены привести внутреннее законодательство в соответствие с актами Европейского союза. В 2002 г. в Европейском союзе была введена общая денежная единица – евро. В теории государства и права Европейский Союз понимается по-разному, как союз и, как сообщество.  

     Империя - сложное государство, созданное насильственным путем. Степень зависимости составных частей империи бывает различной. В прошлом входящие в империю образования при неразвитости транспортных средств и средств связи мало соприкасались с имперской властью. В Новое время, особенно в ХХ веке, положение, разумеется, существенно меняется. Некоторые государствоведы пришли к выводу, что у составных частей империи никогда не было единого государственно-правового статуса. Круг империй достаточно широк. Они существовали во все исторические эпохи. Империями были и Римское государство последнего периода своего существования, и Великобритания, и Россия. 

     Фузия и инкорпорация

     Фузия (слияние государств) и инкорпорация (внешне оформляемое как слияние  присоединение одного государства  к другому).

     Фузией  было, например, воссоединение ФРГ  и ГДР, инкорпорацией, как полагают многие, - присоединение Эстонии, Латвии и Литвы к СССР в 1940 г. 

     Автономия

     Среди трех основных видов форму государственного устройства стоит выделить автономию, как отдельное государственное  образование. Слово “автономия” (греч. – свой закон) обозначает самостоятельность, самоуправление. В современном понимании  автономия — это внутреннее самоуправление районов государства, отличающихся географическими, национальными, бытовыми особенностями (Крым на Украине, Корсика во Франции). В зависимости от объема полномочий существуют две формы территориальной автономии: административная (местная) и политическая (законодательная). В законодательной автономии ее органы имеют право издания местных законов по строго определенным вопросам, точно зафиксированным в конституции либо иных законах государства. Автономия такого рода существует, например, в Финляндии (Аландские острова, населенные преимущественно шведами). Административная же автономия не обладает правом издавать собственные местные законы, а может издавать только постановления и иные нормативные акты, однако по сравнению с обычными административно-территориальными единицами наделена некоторыми дополнительными правами (например, в Китае такие автономии могут участвовать во внешнеэкономических отношениях с другими государствами). В некоторых странах, где национальности проживают не компактно, а разрозненно, создана национально-культурная автономия. Такая автономия носит экстерриториальный характер. Представители определенной национальности этой автономии создают свои выборные органы, иногда посылают своего представителя в парламент, имеют собственное представительство при правительстве государства. С ними консультируются при решении вопросов, касающихся языка, быта и культуры. Автономия является последней подкатегорией форму государственного управления. 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Политический режим. Виды режимов и их признаки.

 

     Для постижения формы государства объективно необходимо изучение методов и способов, с помощью которых государство  управляет проживающими на его территории людьми, т.е. политического режима. Выделяются несколько основных видов политического  режима, которые применялись в  многовековой истории государственности. Государственные режимы могут быть демократическими и антидемократическими (деспотические, тиранические, тоталитарные), поэтому основным критерием классификации  государств по данному признаку является демократизм форм и методов осуществления  государственной власти. 

     1. Деспотический режим

     Деспотический режим  (despotia - в переводе с греч. неограниченная власть). Этот режим характерен для монархической формы правления, а именно для абсолютистской монархии. Деспотии возникли в древности и характеризовались крайним произволом в управлении, полным бесправием и подчинением деспоту со стороны его подданных, отсутствием правовых и моральных начал в управлении. Деспотический режим встречался в основном в странах Средиземноморья, на Ближнем Востоке, в  странах Азии, Африки, Южной Америке, рабовладельческих обществах, некоторых феодальных странах. Он характерен для ранних этапов развития человеческого общества, государственности. Однако этот режим возникал и может возникать и в некоторых современных государствах в силу исторического своеобразия их развития, личностных характеристик их политических лидеров, монархов, способов борьбы за власть и ее осуществление или подавление противников режима и т. д. 

     2. Тиранический режим

     Тиранический  режим - также основан на единоличном  правлении. Однако в отличие от деспотии, власть тирана подчас устанавливается  насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти, с помощью государственного переворота. Она также лишена правовых и нравственных начал, построена на произволе, подчас терроре и геноциде. В этом смысле власть тирана, как правило, является жесткой. Стремясь подавить сопротивление  в зародыше, тиранический режим осуществляет казни не только за выраженное неповиновение, но часто за обнаруженный умысел на этот счет. Овладение территорией  и населением другой страны обычно связано не только с физическим и  моральным насилием  над людьми, но и над теми обычаями, которые  существуют у народа. Тиранические режимы можно наблюдать в полисах  Древней Греции, в некоторых средневековых  городах-государствах.

     Тирания, как и деспотия, основана на произволе. Однако если в деспотии произвол и  самовластие обрушиваются, прежде всего, на головы высших должностных лиц, то при тирании им подвержен каждый человек. Законы не действуют, поскольку  тираническая власть в большинстве  своем не стремится их создать. 

     3. Тоталитарный режим

     Тоталитарный  режим является, как правило, порождением  ХХ в., это фашистские государства, социалистические государства периодов «культа личности». Сам термин появился  в конце 20-х  годов, когда некоторые политологи стремились отделить социалистическое государство и искали четкое определение  социалистической государственности. Тоталитарный режим является крайней  формой авторитарного режима. Тоталитарное государство выступает как всеохватывающая, всеконтролирующая и всепроникающая власть. Тоталитарный режим характеризуется, как правило, наличием одной официальной  идеологии, которая формируется  и задается общественно-политическим движением, политической партией, правящей элитой, политическим лидером, вождем народа в большинстве случаев  харизматическим. Тоталитарный режим допускает только одну правящую партию, а все другие, даже ранее существовавшие  партии, стремится разогнать, запретить или уничтожить. Правящая  партия объявляется ведущей силой общества, ее установки рассматриваются как священные догмы. Конкурирующие идеи о социальном переустройстве общества объявляются антинародными, направленными на подрыв устоев общества, на разжигание социальной  вражды. Правящая партия захватывает бразды государственного управления: происходит сращивание партийного и государственного аппаратов. В результате этого становится массовым явлением одновременное занятие партийной и государственной должности, а там, где этого не происходит, государственными должностными лицами выполняются прямые указания лиц, занимающих партийные посты. Кроме того, осуществляется демагогическая ориентация всех  членов общества на якобы имевшие место выдающиеся достижения правящей партии. Монополия на информацию делает это осуществимым. В государственном управлении тоталитарный режим характеризуется крайним централизмом. Практически управление выглядит как исполнение команд сверху, при котором инициатива фактически отнюдь не поощряется, а строго наказывается. Местные органы власти и управления становятся простыми передатчиками команд. Центром тоталитарной системы является вождь. Он объявляется самым мудрым, непогрешимым, справедливым, неустанно думающим о благе народа. Какое-либо критическое отношение к нему пресекается. 

Информация о работе Форма (устройство) государства