Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 05:23, контрольная работа
Целью написания данной работы является: представить понятие и структуру норм права.
В соответствии с этим необходимо решить задачи контрольной работы:
1) выделить смысл термина «государство»;
2) рассмотреть понятие и признаки государства;
3) определить основные формы правления;
4) представить формы государственного устройства.
Введение 3
1. Смысл термина «государство» 4
2. Понятие и признаки государства 5
3. Форма правления 7
4. Форма государственного устройства 11
Заключение 15
Список литературы 16
3
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ
Институт безопасности жизнедеятельности
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по правоведению
Тема: Государство. Понятие. Форма территориального устройства и форма правления.
Алешин Иван Викторович
Специальность 280102.65 -
Безопасность технологических процессов и производств
Курс 2 группа 2 (6 лет)
Форма обучения: заочная
Санкт-Петербург
2010
Содержание
Введение
1. Смысл термина «государство»
2. Понятие и признаки государства
3. Форма правления
4. Форма государственного устройства
Заключение
Список литературы
Актуальность обозначенной темы обусловлена тем, что среди множества проблем, касающихся государства, особое место занимают вопросы определения понятия форм государства.
В научной литературе ей традиционно уделяется особое внимание. И это не случайно, в зависимости от того, как понимается форма государства и как она соотносится с другими ее сторонами, во многом создается представление и о самом государстве в целом.
Целью написания данной работы является: представить понятие и структуру норм права.
В соответствии с этим необходимо решить задачи контрольной работы:
1) выделить смысл термина «государство»;
2) рассмотреть понятие и признаки государства;
3) определить основные формы правления;
4) представить формы государственного устройства.
Структура работы определяется целью и задачами работы. Она состоит из введения, четырех параграфов, заключения, списка литературы.
Пожалуй, ни одно явление социальной жизни не вызывало столько споров и прямо противоположных суждений, как государство. Так, древнегреческий философ Аристотель (384—322 до н.э.) считал государство олицетворением разума, справедливости, красоты и общего блага. По его мнению, оно является отражением родовой сущности человека как «политического животного», стремящегося к «совместному сожительству». «Человек — нашедший свое завершение в государстве, — замечал Аристотель, — совершеннейшее из творений, и, наоборот, человек, живущий вне закона и права, занимает жалчайшее место в мире». Напротив, английский мыслитель Т. Гоббс (1588—1679) сравнивает государство с Левиафаном — чудовищем, описанным в Библии: «Из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры. Из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла. Дыхание его раскаляют угли, а из пасти выходит пламя. На шее его обитает сила, и перед ним бежит ужас».
Парадокс истории состоит в том, что совершенно очевидной оказалась польза государства для всех и менее очевидной она была для каждого человека в отдельности. Создав однажды государство во имя общего блага, свободная личность в последующем тяготилась его опекой и пыталась всячески ограничить власть государства над собой. Как показывает исторический опыт, государство не может быть ни добрым, ни злым. Оно является особой организацией власти, призванной согласовывать несовпадающие интересы людей, групп и выражать их общезначимые потребности, опираясь на принуждение и нормы права.
Первые государственные образования появились около 5 тыс. лет назад. Это были государства Древнего Востока: Древний Египет, Древний Вавилон и т.п. Однако само понятие «государство» в современном значении возникло лишь в начале XVI в. В правовую науку его ввел итальянский мыслитель Никколо Макиавелли (1469—1527). Он использовал для обозначения государства термин «stato» (от лат. status — положение, статус). До этого все государственные образования обозначались различными терминами: «республика», «городская община», «княжеское господство», «земля», «полис», «единовластное правление», «тирания», «олигархия» и т.п. Теперь все эти государственные образования обозначались одним термином. Следовательно, общепринятый термин «государство» появился позже, чем само государство[1].
В науке существует множество различных взглядов на понятие «государство». Обычно это понятие принято рассматривать в двух смыслах: широком и узком.
В широком смысле государство — общество, организованное определённым образом. Для такого общества характерны три признака: 1 - определённая территория; 2 — население (народ); 3 — публичная власть. В таком понимании понятие «государство» совпадает с понятием «общество» и с понятием «страна». Эта точка зрения достаточно распространена в зарубежной литературе.
В отечественной литературе господствовала более узкая трактовка понятия «государство», хотя предпринимались попытки объединения этих двух пониманий в одно понятие (проф. Алексеев). В узком смысле государство — это организованная определённым образом публичная власть (это не само, не всё общество, а один из его элементов).
Организация публичной власти представляет собой: 1 — в государстве публичная власть не совпадает с населением (она оторвана от него) и осуществляется специальным аппаратом управления; 2 — публичная власть обычно опирается на силу; на специальный аппарат принуждения; 3 — публичная власть существует за счёт специальных взносов граждан (налогов, займов и т.д.).
Таким образом, к признакам государства можно отнести:
1. Государство, будучи организованной определенным образом публичной властью, представляет собой организацию. Это определенное объединение людей, т.е. организация это: приведение чего-либо в систему, упорядочение чего-либо, само объединение.
2. Государство - это политическая организация (одна из организаций
общества, носящая политический характер).
3. Государство - это территориальная организация. Этот признак был
выделен Ф. Энгельсом для отграничения от родоплеменной организации.
Этот признак не всегда играет решающую роль (например, кочевые племена), но в целом, это важнейший признак, характеризующий государство.
4. Государство — это суверенная организация. Государственный суверенитет — это политико-правовое свойство государства, выражающееся в
верховенстве и независимости государственной власти внутри страны и за
ее пределами. Этот признак принято рассматривать в качестве одного из
ключевых признаков, т.к. ни одна организация в обществе суверенитетом не
обладает.
5. Государство - всеобъемлющая, универсальная организация (объединяет всех членов общества, проникает во все сферы жизни общества,
следствием чего является создание иллюзии, что общество и государство -
одно и то же).
6. Государство - это организация, обладающая публичной властью со
специальным аппаратом управления и принуждения (суть самого государства). Аппарат управления — это материальное олицетворение публичной власти.
7. Государство - это организация, осуществляющая управление обществом внутри страны и представляющая его интересы за пределами страны.
В связи с вышеизложенным можно дать определение государства в узком смысле.
Государство есть всеобъемлющая, суверенная, политико-территориальная организация, обладающая публичной властью со специальным аппаратом управления и принуждения и осуществляющая руководство (управление) обществом (в интересах либо народа в целом, либо каких-то классов или социальных групп) внутри страны и представляющая его интересы за ее пределами[2].
Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними.
Форма государственного правления дает возможность уяснить:
- как создаются высшие органы государства и каково их строение;
- как строятся взаимоотношения между высшими и другими
государственными органами;
- как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;
- в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.
По указанным признакам формы государственного правления подразделяются на: монархические (единоличные, наследственные) и республиканские (коллегиальные, выборные).
Монархия (греч. единовластие) — это такая форма правления, при которой верховная власть единолична и переходит, как правило, по наследству.
Основными признаками классической монархической формы управления являются:
- существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах);
- наследственный порядок преемственности верховной власти;
- представительство государства монархом по своему усмотрению;
- юридическая безответственность монарха.
Истории известно множество видов монархии, существовавших в различные периоды истории, некоторые из них вполне жизнеспособны и в наше время. Так, монархия как форма правления делится на сеньориальную, сословно-представительную, абсолютную, ограниченную (парламентскую), дуалистическую, теократическую, парламентскую:
- сеньориальная (феодально-раздробленная) монархия — это основная форма правления средневековых государств в X—XV вв., обусловленная господством в экономике феода и характеризующаяся ограничением власти монарха полномочиями крупнейших феодалов, основанных на сюзеренно-вассальных отношениях;
- сословно-представительная монархия — это одна из форм средневекового государства, при которой власть монарха сочеталась с имеющимися органами сословного представительства (земские соборы на Руси, Генеральные штаты во Франции, парламент в Англии);
- абсолютная монархия — такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу и передается, как правило, по наследству;
- конституционная монархия представляет собой такую форму
правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом и его законодательными и контрольными полномочиями. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не в праве изменить конституцию (Великобритания, Бельгия, Дания и др.);
- при дуалистической монархии государственная власть носит
двойственный характер. Юридически и фактически власть поделена
между правительством, формируемым монархом, и парламентом.
Правительство в дуалистических монархиях формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент представляет буржуазию и другие слои населения. Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии (1871—1918 гг.), сейчас — в Марокко.
В некоторых государствах монарх возглавляет не только светское, но и религиозное управление страной. Такие монархи носят название теократические (греч. theos — Бог, kratos — власть).
Республика (лат. res publica — общественное дело) — это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.
Как особая форма правления республики существовали еще в глубокой древности (Афины, Спарта) и в средние века (городские республики — Великий Новгород, Флоренция, Венеция). В настоящее время республика является доминирующей формой правления.
Общими признаками республиканской формы правления являются:
- существование единоличного и коллегиального главы государства;
- выборность на определенный срок главы государства и
других верховных органов государственной власти;
- осуществление государственной власти не по своему велению, а по поручению народа;
- юридическая ответственность главы государства в случаях,
предусмотренных законом;
- обязательность решений верховной государственной власти.
Парламентская республика — разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная власть (ведущая роль) в организации государственной жизни принадлежит парламенту.
В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом за свою деятельность. Оно остается у власти до тех пор, пока в парламенте партия обладает большинством. В случае утраты доверия большинства членов парламента, правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов. К парламентарным республикам можно отнести ФРГ, Италию (по Конституции 1947 г.), Австрию, Швейцарию, Исландию, Индию и др.
Президентская республика — одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства (США, Франция, Россия и др.).
Наиболее характерные черты президентской республики:
- внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;
- ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;
- более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства.
Информация о работе Государство. Понятие. Форма территориального устройства и форма правления