Государство. Понятие. Форма территориального устройства и форма правления

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 05:23, контрольная работа

Краткое описание

Целью написания данной работы является: представить понятие и структуру норм права.
В соответствии с этим необходимо решить задачи контрольной работы:
1) выделить смысл термина «государство»;
2) рассмотреть понятие и признаки государства;
3) определить основные формы правления;
4) представить формы государственного устройства.

Оглавление

Введение 3
1. Смысл термина «государство» 4
2. Понятие и признаки государства 5
3. Форма правления 7
4. Форма государственного устройства 11
Заключение 15
Список литературы 16

Файлы: 1 файл

1.Государство понятие.Алешин ИВ.doc

— 363.50 Кб (Скачать)

В странах Латинской Америки часто встречаются «суперпрези­дентские республики». Это особая разновидность республиканской формы правления, характеризующейся юридическим и фактическим сосредоточением всех рычагов государственной власти в руках пре­зидента, который в этом случае обычно является главой не только государства, но и правительства, а также лидером правящей партии. Эта форма практически независимого правления, которое слабо кон­тролируется законодательной и судебной властью. Это особый конгло­мерат традиционной формы с полудиктаторским стилем управления.

Рассмотренные виды формы правления относят к типичным. В ре­альной жизни встречаются так называемые нетипичные (смешанные) формы (впервые введено Полибием), для которых характерны и респуб­ликанские и монархические элементы — республиканская (выборная) монархия, монархическая республика (несменяемый глава государства)[3].

4. Форма государственного устройства

 

Форма государственного устройства - это территориальная организация государства, выражающая взаимоотношения государства в целом с его со­ставными частями. Существуют две основные формы государственного уст­ройства (см. рисунок):

1.   Унитарная.

2.   Федеративная.

Проф. Петров B.C. предложил подразделить формы государственного устройства на следующие: 1) простые (государства-города, государства-полисы, унитарные государства); 2) сложные (империи и федерации; иногда конфедерации). Данная классификация носит универсальный характер, т.к. её можно применять ко всем странам.

Унитарная форма государственного устройства относится к простым, т.к. не включает в свой состав какие-либо части, обладающие государствен­ностью (государственные образования). Унитарные государства имеют толь­ко административно-территориальное деление. Однако, в настоящее время в мире существуют унитарные государства с автономиями (например, Грузия, являющаяся по сути унитарным государством, включает в свой состав две автономии — Абхазию и Аджарию). Поэтому можно выделить унитарное централизованное и унитарное децентрализованное государство.

Федеративные государства — сложные государства, т.к. включают в свой состав государственные образования, именуемые субъектами федерации. Фе­дерация в свой состав включает как бы другие государства, но суверенитет таких государств ограничен. Федерации носят самый разнообразный характер (в мире приблизительно 21 государство является федеративным).

Выделяются следующие виды федераций:

1. а) основанные на союзе (СССР);

б) основанные на автономии (РСФСР).

2. а) договорные (например, в настоящее время между субъектами РФ заключен Федеративный договор);

б) конституционные (таковой являлась Чехословакия после принятия в 1968 г. новой Конституции и др.).

3. а) симметричные состоят из однопорядковых (принцип деления и правовой статус единый) составных частей, имеющих одинако­вый правовой статус, например, таковой была в своё время Чехо­словакия); б) асимметричные (имеет три разновидности первой модели):

1) наряду с субъектами федерации в состав федерации входят иные территориальные образования (федеральные террито­рии, федеральные округа, федеральные владения, ассоциированные государства, например, в США - федеральный округ Колумбия);

2) федерация включает в свой состав различные (неоднопорядковые) субъекты (например, Россия в настоящее время). Фак­тически в такой федерации субъекты не равны, т.к., например, республики в РФ, в отличие от других субъектов, имеют свои Конституции и считаются государствами;

3) «скрытая» асимметричная федерация (такая федерация состоит из однопорядковых субъектов, но они не являются равноправ­ными, т.к., например, они имеют разное представительство в высшем законодательном органе — Германия, Австрия).

4. а) территориальные (таковыми в настоящее время является большинство современных федераций; в такой федерации все нацио­нальности равны);

б)              национально-территориальные (в её основе лежат два принципа:
национальные республики, автономные области и администра­тивно-территориальные   края,   области,   г.   Москва,   г.   Санкт- Петербург);

в)              национальные (достаточно широко они были распространены в
прошлом, но время показало их нежизнеспособность (СССР, РСФСР, Югославия, Чехословакия).

Наряду с федеративной и унитарной формами государственного устройства некоторые ученые выделяют ещё и конфедерацию (вообще, этот вопрос является дискуссионным).

Конфедерация — это временный союз двух или нескольких государств, созданный для достижения определенных целей (экономических, военных, политических и т.д.). Она представляет собой непрочное государственное образование, промежуточную ступень между союзом государств и собст­венно государством. В конце концов, конфедерации либо распадаются, либо преобразуются в федерации (например, Швейцария). В отличие от федера­ции в конфедерации отсутствуют: 1) единые выборные органы государст­венной власти; 2) единое законодательство; 3) единое гражданство; 4) еди­ная налоговая система; 5) единая территория. В отличие от субъектов феде­рации субъекты конфедерации не утрачивают своего суверенитета и могут выйти из неё в любое время.

Общегосударственные (конфедеративные) законы на территории субъ­ектов начинают действовать только после их ратификации (процедуры при­дания им юридической силы)[4].

 

Рис. Формы территориального устройства государства[5]

 


Заключение

 

Определить общее понятие государства, которое бы отражало все без исключения признаки и свойства, характерные для всех его перио­дов в прошлом, настоящем и будущем, невозможно. Разнообразие усло­вий, в которых существовали, существуют и будут существовать госу­дарства на разных этапах своего развития, выявляет множество особен­ностей и специфических черт, не присущих другим государствам. Вме­сте с тем, как доказала мировая наука и общественная практика, любое государство обладает набором таких универсальных признаков, кото­рые проявляются на всех этапах его развития. В своей совокупности и взаимодействии эти признаки позволяют дать следующее определение государства:

Государство - это единая политическая организация общества, ко­торая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее на­селение, располагает для этого специальным аппаратом управления, из­дает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.

Сущность государства выражается, прежде всего, в управленческой при­роде государства. Суть государства — управленческая деятельность. Государ­ства во все времена выступает как орган, управляющий обществом (государ­ство — это организация, которая осуществляет руководства /управление/ об­ществом). Другое дело, что управление выражается в разных формах: подав­ление, принуждения, регулирование.

Форма правления выражает способ организации высших органов власти, то есть характеризует, как устроены и действуют властные структуры (органы государства). Форма правления дает ответ на вопрос, кто и каким образом правит в государстве. Существует две основные формы государственного правления — монархия и республика.


Список литературы

 

1.      Доржиев Ж.Б. Теория государства и права: Учебно-методическое пособие / Ж.Б. Доржиев. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2005. -  345 с.

2.      Иванов А.А. Теория государства и права: Учебник / А.А. Иванов, В.П. Иванов. – М.: Юриспруденция, 2007. – 303 с.

3.      Кашанина Т.В. Основы российского права: Учебник / Т.В. Кашанина, А.В. Кашанин. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Из­дательство НОРМА, 2003. — 784 с.

4.      Кутафин О.Е. Основы государства и права: Учебное пособие / О.Е. Кутафин, И.А. Андреева, Г.Е. Быстров и др.; под ред. академика О.Е. Кутафина. - 13-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрист, 2006. - 478 с.

5.      Лищук В.В. Основы права: Учебное пособие / В.В. Лищук, О.А. Рузакова, С.М. Рукавишников. – М.: Московская финансово-промышленная академия, 2006. – 370 с.

6.      Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права / М.Н. Марченко. - М.: Юристъ, 2008. – 784 с.

7.      Мухаев Р.Т. Правовые основы Российского государства: учебник / Р.Т. Мухаев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 351 с.

8.      Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебник / В.Н. Хропанюк; Под ред. проф. В.Г. Стрекозова. - М.: Издательство «Интерстиль», «Омега-Л», 2008. - 384 с.

 



[1] Мухаев Р.Т. Правовые основы Российского государства: учебник / Р.Т. Мухаев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - С. 6-7.

[2] Доржиев Ж.Б. Теория государства и права: Учебно-методическое пособие / Ж.Б. Доржиев. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2005. - С. 28-31

[3] Иванов А.А. Теория государства и права: Учебник / А.А. Иванов, В.П. Иванов. – М.: Юриспруденция, 2007. – С. 46-49.

[4] Доржиев Ж.Б. Теория государства и права: Учебно-методическое пособие / Ж.Б. Доржиев. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2005. - С. 38-39.

[5] Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебник / В.Н. Хропанюк; Под ред. проф. В.Г. Стрекозова. - М.: Издательство «Интерстиль», «Омега-Л», 2008. - С. 129.


Информация о работе Государство. Понятие. Форма территориального устройства и форма правления