Форма государства: формы правления, формы государственного устройства, политические режимы

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 22:10, контрольная работа

Краткое описание

Цель: Рассмотреть формы государства и их специфику.
Задачи:
а)Рассмотреть формы правления.
б)Рассмотреть формы государственного устройства.
в)Рассмотреть политический режим государства.

Оглавление

Введение................................................................................................................3
I.Форма правления………………………………………………………………5
II.Форма государственного устройства………………………………………..10
III.Политический режим………………………………………………………..12
Заключение………………………………………………………………………15
Список литературы……………………………………………………………..17

Файлы: 1 файл

правоведение.docx

— 27.17 Кб (Скачать)

ГАОУ ВПО "МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ИНСТИТУТ

ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА имени  Ю.А. Сенкевича"

 

КАФЕДРА

"СОЦИОЛОГИЯ И ПРАВО"

 

ДИСЦИПЛИНА

"ПРАВОВЕДЕНИЕ"

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Тема: «Форма государства: формы правления, формы государственного устройства, политические режимы.»

 

 

Выполнил(а) студент(ка)

I курса 31- 10 группы

факультета заочного обучения

Барсегян Карина Виленовна

Проверил преподаватель

 

 

 

 

 

 

МОСКВА 2013

Содержание

Введение................................................................................................................3

I.Форма правления………………………………………………………………5

II.Форма государственного устройства………………………………………..10

III.Политический режим………………………………………………………..12

Заключение………………………………………………………………………15

Список литературы……………………………………………………………..17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Право любой страны определенным образом регулирует отношения между  высшими органами государственной  власти и устанавливает саму систему  этих органов. В настоящее время  под формой государства понимают организацию власти и ее устройство. Устройство государственной власти, ее организация, в содержательном отношении  выступает в разных аспектах: а)определенный порядок образования и организации высших органов государственной власти управления. б)способ территориального устройства государства, определенный порядок взаимоотношений центральной, региональной и местных властей. в) приемы и методы осуществления государственной власти.                                    Таким образом форма государства состоит из 3-х основных элементов: формы (государственного) правления, формы устройства, формы режима.Под формой правления понимается организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.

Серьезное влияние на форму  государства оказывает культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных мировоззрений, национальные особенности, природные  условия проживания и другие факторы. Специфику формы государства определяет также характер взаимоотношений государства и его органов с негосударственными организациями партиями, профсоюзами, общественными движениями, церковью и другими организациями).         В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.

Цель: Рассмотреть формы государства и их специфику.

Задачи:

а)Рассмотреть формы правления.

б)Рассмотреть формы государственного устройства.

в)Рассмотреть политический режим государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.Форма правления

   Прежде  всего,  надо  отметить,   что   в   теоретическом   осмыслении государства особое место занимает  форма  правления,  поскольку  именно  она определяет, кто и как осуществляет государственную власть в обществе.  Форма государственного   управления   -    это    элемент    формы    государства, характеризующий  организацию  верховной  государственной   власти,   порядок образования ее органов  и  их  взаимоотношений  с  населением.  К  верховной государственной власти относят главу  государства  (монарх  или  Президент),законодательный орган, правительство.  Форма  правления  представляет  собой структуру высших органов государственной власти, порядок  их  образования  и распределение компетенции между ними.

     На  примере  нашей  страны:  "Государственную  власть   в    Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное  Собрание(Совет  Федерации  и   Государственная   Дума),   Правительство   Российской Федерации, суды Российской федерации и Государственную власть  в  субъектах Российской Федерации  осуществляют  образуемые  ими  органы  государственной власти." [ 2.1 Ст.11 ]

Форма государственного правления  дает возможность понять:

            - как создаются высшие органы государства и каково их строение;

            - какой принцип лежит в основе взаимоотношений между  высшими и

              другими государственными органами;

            - как строятся отношения между верховной государственной  властью

              и населением страны;

            - в какой мере высшие органы государства позволяют  обеспечивать

              права и свободы гражданина.

По указанным признакам  формы государственного правления  подразделяются на монархические и республиканские.

Монархия (в переводе с греческого — власть одного) как форма правления иначе может быть названа как персональное единовластие. Ее отличают следующие признаки:

 

а) существование единоличного главы государства;

б)обладание монархом всей полнотой власти, которая является верховной, в)нераздельной и суверенной (независимой);

г)наследственный порядок передачи власти;

д)бессрочное правление монарха;

е)юридическая безответственность монарха.

Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, в  основном формальные черты монархического управления.

В свою очередь монархия делится на:

а)абсолютную

б)ограниченную (парламентскую)

в)дуалистическую

г)теократическую

д)парламентскую

Абсолютная монархия - такая  форма правления, при которой  верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу.

По формуле Петровского  воинского устава - “ самовластный монарх, который никому на свете  о своих делах ответу дать не должен“. Основным признаком абсолютной монархии является отсутствие каких-либо государственных  органов, ограничивающих компетенцию  монарха. Возникновение абсолютизма  связано с процессом зарождения буржуазных отношений и начинающимся процессом разложения феодализма и  старых феодальных сословий. К наиболее существенным чертам абсолютной монархии относятся ликвидация или полный упадок сословных представительных учреждений, юридически неограниченная власть монарха, наличие в его  непосредственном подчинении и распоряжении постоянной армии, полиции и развитого  бюрократического аппарата.

 

Власть в центре и на местах принадлежит не крупным феодалам, а чиновникам, которые могут назначаться  и увольняться монархом. Государственное  вмешательство в частную жизнь  в эпоху абсолютизма приобретает  более цивилизованные формы, получает юридическое закрепление, хотя по-прежнему имеет принудительную направленность. В истории такими странами были Россия XVII-XVIII века и Франция до революции 1789 года.

Конституционная монархия- представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не в праве изменить конституцию.

Как форма правления, конституционная  монархия возникает в период становления  буржуазного общества. Формально  она не утратила своего значения в  ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция и др.).

Конституционная монархия характеризуется  следующими основными признаками:

а)правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент;

б)лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;

в)в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической;

г)законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;

д)правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.

Примерами такой монархии можно считать - Великобританию, Бельгию, Данию и др.

При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом. Правительство в дуалистических монархиях формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. Монарх при этом выражает преимущественно  интересы феодалов, а парламент представляет буржуазию и другие слои населения. Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии (1871 - 1918 гг.), сейчас в Марокко.

В некоторых государствах монарх возглавляет не только светское, но и религиозное управление страной. Такие монархи носят название теократические (Саудовская Аравия).

Республика (в переводе с латинского — дело общественное) как форма правления возникла позднее монархии и стала доминирующей в современном мире.

Республика - это такая  форма правления, при которой  полномочие высших государственных  органов осуществляют представительные выборные органы. Республики не имеют  монарха. В республике высшие представительные органы и их высшие должностные лица избираются на определенный срок. Они  периодически изменяются, переизбираются. За свою деятельность они отчитываются перед народом и несут юридическую  ответственность (конституционную, криминальную, гражданскую, административную и дисциплинарную).Республики как формы правления начали интенсивно возникать после буржуазных революций в XVI-XVII столетиях и является доминирующей формой правления в современный период. Ныне все республики делятся на три вида: президентская республика, полупрезидентская (или смешанная), парламентская.

1.      Президентские республики – республики, где президент выбирается независимо от парламента (в результате прямых или смешанных выборов), правительство ответственно перед президентом, а не перед парламентом. Полномочия правительству делегируются президентом, и подтверждаются парламентом.

2.      Республики смешанные – республики с правительством двойной ответственности. Президент выбирается в результате прямых или смешанных выборов, формирует правительство, но парламент может выразить вотум недоверия, как отдельному министру, так и всему правительству.

3.      Парламентские республики – правительство формируется победившей на парламентских выборах партией. Президент назначается парламентом. Акты президента, имеют силу лишь после контрасигнатуры главы правительства (премьер-министра, канцлера).

II.Формы государственного устройства.

Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное  строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между  его составными частями, между центральными местными органами государственного управления, власти.

В отличие от форм правления  организация государства рассматривается  с точки зрения распределения  государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделение между составными частями  государства.

Форма государственного устройства показывает:

а)из каких частей состоит внутренняя структура государства;

б)каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения этих органов;

в)как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;

г)в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории.

По форме государственного устройства все государства можно  подразделить на три основных группы:

I.Унитарное;

II.Федеративное;

III.Конфедеративное.

Унитарное государство - это  единое цельное государственное  образование, состоящее из административно-территориальных  единиц, которые подчиняются центральным  органам власти и признаками государственной  незав Унитарное государство характеризуется следующими признаками:

а)унитарное устройство предполагает единые, общие для всей страны высшие исполнительные, представительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами;

 

б)на территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство;

в)составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают;

г)унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию;

Информация о работе Форма государства: формы правления, формы государственного устройства, политические режимы