Федеративное устройство государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:30, курсовая работа

Краткое описание

Объектом данного исследования является рассмотрение специфической федеральной формы государственного устройства как мирового символа демократизма, разделения властных полномочий между центром и субъектами, исключающее пренебрежение властью, а также, как особая форма решения противоречий между нациями в многонациональных государствах.
Предметом проделанной работы является рассмотрение понятия федерализма в общем, федерализма как государственного устройства России, а также, федерализма и глобализации.
Целью этой работы является исследование федеративного устройства государства, механизм его функционирования и его положение в современном мире.
Для выполнения поставленных целей необходимо выполнить следующие задачи: найти информацию в научных статьях, изучить их, проанализировать, на основе полученных знаний написать контрольно-курсовую работу.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………2
1. Понятие федеративного устройства государства…………………3-5
2. Федерализм в России………………………………………………..6-8
3. Федерализм и глобализация………………………………………..9-10
Заключение………………………………………………………………11
Список использованной литературы…………………………………..12

Файлы: 1 файл

Курсовая по Политологии2007.doc

— 58.50 Кб (Скачать)


 

Содержание.

 

Введение…………………………………………………………………2

1. Понятие федеративного устройства государства…………………3-5

2. Федерализм в России………………………………………………..6-8

3. Федерализм и глобализация………………………………………..9-10

Заключение………………………………………………………………11

Список использованной литературы…………………………………..12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

  Тема федеративного устройства крайне актуальна в современном мире, и прежде всего потому, что федерализм – сравнительно недавно, образовавшаяся форма государственного устройства, которая уже успела доказать свою эффективностьВ настоящее время федеральные государства, такие как США, Канада, Германия, Швейцария, Россия  и т.д. являются самыми экономически, политически и социально развитыми странами мира.

  Объектом данного исследования является рассмотрение специфической федеральной формы государственного устройства как мирового символа демократизма, разделения властных полномочий между центром и субъектами, исключающее пренебрежение властью, а также, как особая форма решения противоречий между нациями  в многонациональных государствах.

  Предметом проделанной работы является рассмотрение понятия федерализма в общем,  федерализма как государственного устройства России, а также, федерализма и глобализации.

  Целью этой работы является исследование федеративного устройства государства,  механизм его функционирования и его положение в современном мире.

  Для выполнения поставленных целей необходимо выполнить следующие  задачи: найти информацию в научных статьях, изучить их, проанализировать, на основе полученных знаний написать контрольно-курсовую работу.

 

 

 

 

                       

 

Понятие федеративного устройства государства.

 

Федерализм остаётся одной из самых дискутируемых проблем политической науки – вероятно, прежде всего потому, что он остаётся и одной из центральных тем современной политической практики.[1] В принципе, федеративное государство можно охарактеризовать разделением государственной власти, основываясь на географических, функциональных, национальных, исторических и других критериях. При этом соблюдая признаки, выделенные Кеннетом Уиэром: «Федеративное правление предполагает, во-первых, что распределением функций между правительствами федерации и штатов не может быть изменено ни федеральным правительством, действующем в одностороннем порядке, ни правительствами штатов, действующими в одностороннем порядке, и, во-вторых, что выполнение федеральным правительством предназначенных для него функций не может контролироваться правительствами штатов и наоборот…» Из данного высказывания федеративное устройство можно интерпретировать как чётко организованную систему разделения власти в государстве между центром и субъектами, основанную на разграничении полномочий, целей и функций, определенных законом и не подлежащих нарушению ни федеральным правительством по отношению с субъектам, ни наоборот.

  Основой построения федерации является демократия, так как истории не известны случаи федеративного устройства в современном его виде, да и сложно представить федерацию, где основным принципом является разграничение властных полномочий между центром и субъектами, построенную при тоталитарном или авторитарном режиме, где власть является централизованной, и как правило, сосредоточена в руках одного лица или круга лиц, осуществляющих единоличное управление государством.

Федеративному устройству государства противопоставляется  суверенный тип государства, который после Французской революции был положен в основу становления современного буржуазного государства. Представители антифедералистической позиции, считают, что невозможно деление единого политического тела (государства), созданного суверенным народом, так как это является прямым покушением на это тело и, следовательно, на сам народ как источник всякой власти и авторитета по принципам классической демократии. [2] Особенностью же федеративного устройства является то, что полновластный народ учреждает всевозможные правительства и передаёт им столько власти, сколько считает нужным, поэтому никакое государство не может считаться полностью суверенным, так как оно обладает только теми правами о обязанностями, которые предоставляет ему народ, и поэтому возможно сосуществование  нескольких государств рядом друг с другом. Федерации Нового времени делятся на несколько классов, не образующих, впрочем,  связной типологии. Один класс – это Канада, Австралия и Индия. Федеративное устройство этих государств подобно устройству США и представляет собой совокупность достаточно автономных политических субъектов и нейтрального по отношению к ней макросоциального центра, но при этом без радикального разрыва с  центром, а также эти страны менее  обеспеченны, поэтому не являются эталоном  политических взаимодействий, последние два признака  являются отличиями от США. Другой класс – Аргентина, Бразилия, Венесуэла и Мексика, порождённые сочетание слабого центра и по необходимости обеспеченные властью субъекты. Третий – «вынужденные федерации», возникшие по причине невозможности притормозить разъединение автономных субцентров (Бельгия, Россия, Эфиопия, Нигерия, Сербия и Черногория).  Ещё один класс составляет Германия, федерализация которой была предпринята союзниками, чтобы не допустить абсолютной власти и злоупотребления ею. Идеалом федерализма считается США, опыт этого государства широко используется другими странами с федеративным государственным устройством.

Ни одной стране ещё не удалось достичь такого уровня федерализма, как США, прежде всего потому, что федерализм, как правило, ассоциируется со слабым центром, и лишь в Америке он стал источником силы.

12

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Федерализм в России

 

Для рассмотрения  федерализма в России необходимо расширить это понятие от его трактовки как территориально-политического устройства к восприятию в качестве особой системы территориальных отношений, не только политико-правовых, но и экономических, финансовых и даже культурных.[3]  Первостепенное внимание необходимо уделять  коммуникативным и  культурным аспектам федерализма, так как в нашей стране законодательство не является нормой поведения. Для федерации характерно разделение на два уровня: федеральный и региональный. На федеральном уровне обеспечивается безопасность – одна из главнейших потребностей государства, в сферу деятельности регионального уровня входит функция сохранения некой общности с её особой локальной спецификой. В связи с непониманием этой концепции в нашей стране мы столкнулись со многими трудностями развития федеративных отношений в России.

  Основной смысл наличия власти в государстве – обеспечение безопасности его граждан. Слабость центральных органов в вопросах безопасности ещё больше усугубляет  устоявшийся имидж общероссийского руководства как инородной и даже враждебной структуры, имеющие свои интересы, отличные от интересов граждан. Все эти факторы делают политическую систему в стране неустойчивой, поэтому одна из важнейших задач федерального центра – продемонстрировать свою необходимость.

    Функцией региональных властей  в федеративном государстве является удовлетворение потребностей граждан, учитывая их специфические особенности, которые связаны с своеобразием  определённого региона. В России эта специфика выражена учётом интересов национального своеобразия населения,  и именно с ней соотноситься вся система федерализма в России, это выразилось в формировании особой традиции – выделение национально-территориальных образований. Эта традиция имеет два негативных последствия: создаёт идеологическую базу для национального сепаратизма и способствует возникновению политико-административного устройства, при котором завышен статус национально-территориальных образований по отношению к административно-территориальным.

  Первые национально-территориальные образования отражены в Конституции РСФСР 1918г, где объявлялся принцип «равенства народов» под лозунгом «каждому народу – своё государственное образование».[4] Подобный способ территориального деления при федеративном устройстве приводит к нарушению принципа местных особенностей, так как особенностью региона может быть, как раз, выражена в проживании на его территории разных национальностей, кроме того, есть вероятность ущемления прав жителей этой территории, не принадлежащих к титулованной нации. В целях нормализации федеративности следует отказаться от  данной концепции административно-территориального деления.

  В настоящее время перед Россией стоит много проблем, которые необходимо решить: предпринять действия по  различению проблем, связанных с национальной спецификой, например, отладить систему выбора основного языка в школе, необходимо наладить распределение средств на развитие национальной культуры и др.   Некоторые достижения уже сделаны, например - переход к выборности не только руководителей национальных республик, но и всех других регионов.

  Размышляя о перспективах отечественного федерализма, необходимо учитывать слабость его демократических и гражданских  оснований.

Одна из наиболее парадоксальных проблем РФ – это фактический разрыв между Москвой и остальной Россией. Особенно ярко это выражено в сравнении экономического развития Москвы, которая живёт по законам современного постиндустриального общества, в то время, как такие регионы вроде Урала «застряли» где-то на мировом уровне индустриальных 1930-х годов, а некоторые районы существуют (ещё и уже) по законам общества доиндустриального. Выход из этой ситуации есть: центр просто должен научиться выполнять непосредственно стоящую перед ним задачу: гарантировать соблюдение принципов Федерации отдельными её субъектами.[5]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Федерализм и глобализация.

 

   Постепенная глобализация мира, заметно ускорившаяся после «холодной войны»,  оказывает ощутимое влияние на политические процессы и институты.[6] Современные культуры и социумы пытаются,  сочетать упразднение границ  и стирание межнациональных различий, но с тоже время с охранением своей идентичности и внутренних ценностей. Из всех существующих государственных устройств только федерализм позволяет современным национальным государствам оптимизировать свой суверенитет, отказываясь от «излишков» в пользу наднациональных культур.    

  Глобализация оказывает два вида давления на развитые страны: внешнее и внутреннее. Внешнее – для того, чтобы поддерживать конкуренцию необходимо координировать свою политику с многочисленными мировыми партнёрами, для этого приходиться жертвовать определенной  долей суверенитета. Внутренне – небольшие этносы и культуры вынуждены искать такие методы вхождения в мировое сообщество, чтобы сохранить свою самобытность.  Таким образом, федеративные государства имеют два направления политики. На внешнеполитическом уровне – всё большее число функций предаётся организациям, специально для этого сознанных( НАТО, ВТО, где действует федеративный принцип консенсуса, который не позволяет принять решение при наличии хотя бы одного возражающего.  На внутриполитическом уровне – обособление этнических и культурных образований с целью сохранения автономного права на существование. В бывших колониальных и социалистических странах эксперименты с российской государственностью в большинстве случаев заканчивались провалами. Примеры: распад федерации Родезии и Ньясленда, крушение Югославии, развал СССР. Подобные страны не готовы к глобализации.

В большинстве случаев готовность государства к глобализации определяется гибкостью проводимой региональной политики.[7] Во-первых, регионализм позволяет поддерживать разные темпы  приобщения  отдельных частей государства к «глобальной деревне». Во-вторых, способствует упрочению демократии,  и тем самым частично предотвращая присущую глобальному миру тенденцию к концентрации и монополизации власти. В-третьих, подчёркивание региональной самобытности, своеобразия, уникальности помогает сглаживать этнические противоречия.

Направленность и глубина влияния глобализации на России определяется рядом факторов. Во-первых, РФ,  в отличие от большинства современных федераций, устроена по национально-территориальному принципу. Во-вторых, её федералистские основы не подкреплены прочной демократической и гражданской традицией. В-третьих, в России федерализм протекает при постоянном соперничестве, в котором выигрывают либо регионы, либо центр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

  В данной работе нами была рассмотрена тема: «Федеративное устройство: общие принципы и особенности».

Изучив материал научных статей мы пришли к выводам:

1). Федерация как форма государственного устройства представляет собой свободное объединение отдельных государств ( субъектов федерации, районов), каждое из которых обладает определённой автономией и по принципу  разделения властных полномочий между центром и субъектами, каждый из них наделён своими полномочиями, правами и обязанностями.

2). Федерализм в России  в значительной степени воспринимается как чужеродная модель, увязанная с опытом США и других  западных стран.

В РФ существует множество проблем: фактический разрыв между Москвой и остальной Россией,  слабость демократических и гражданских оснований федерализма и т.д.

3). Федеративное устройство является самым сильным и устойчивым и способно выдержать негативные последствия глобализации. Федеративные государства сохранят свои автономию, культурные и этнические ценности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

1. Каспэ С.И. Суррогат империи: о природе и происхождении федеративной политической формы.//Полис, 2005,  № 5, - 5с.

2. Кинг П. Классифицирование федераций.//Полис, 2000,№5 – 7с.

3. Замятин Д.Н., Замятина Н.Ю. Пространство Российского федерализма.//Полис, 2000,   №5, -98с.

4. Захаров А.А. Федерализм и глобализация.//Полис, 2002, №6, -116с.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 



[1] Каспэ С.И. Суррогат империи: о природе и происхождении федеративной  политической   формы.//Полис, 2005,  № 5, - 5с.

 

[2] Каспэ С.И. Суррогат империи: о природе и происхождении федеративной  политической   формы.//Полис, 2005,  № 5, - 5с.

 

[3] Замятин Д.Н., Замятина Н.Ю. Пространство Российского

[4] Замятин Д.Н., Замятина Н.Ю. Пространство Российского федерализма.//Полис, 2000,   №5, -98с.

 

[5]Замятин Д.Н., Замятина Н.Ю. Пространство Российского

 

[6] Захаров А.А. Федерализм и глобализация.//Полис, 2002, №6, -116с.

    

 

[7] Захаров А.А. Федерализм и глобализация.//Полис, 2002, №6, -116с.

    

 


Информация о работе Федеративное устройство государства