Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 14:00, реферат
Конституция Бельгии 1831 г. закрепила унитарную форму государственного устройства. Между тем в дальнейшем конституционном развитии этой страны возникли проблемы, обусловленные тем, что население этой страны неоднородно. По данным общей переписи населения 1 марта 1991 г. из 9 978 681 человек 57,81% проживают во Фландрии, 31,81 %— в Валлонии, 9,7% составляют жители Брюсселя и 0,68%—немецкое меньшинство (на границе с Германией).
Конституция Бельгии 1831 г. закрепила унитарную форму государственного устройства. Между тем в дальнейшем конституционном развитии этой страны возникли проблемы, обусловленные тем, что население этой страны неоднородно. По данным общей переписи населения 1 марта 1991 г. из 9 978 681 человек 57,81% проживают во Фландрии, 31,81 %— в Валлонии, 9,7% составляют жители Брюсселя и 0,68%—немецкое меньшинство (на границе с Германией).1
Неоднородность состава населения породила в Бельгии с первых лет существования самостоятельного государства острые противоречия в отношениях между фламандцами и валлонами, вследствие чего возник и «фламандский вопрос», и «валлонский вопрос». Причины этих противоречий связаны были прежде всего с неравноправным положением или фламандцев, или валлонов в различные периоды истории. Так, и течение долгого времени французский язык, на котором говорят валлоны, признавался единственным государственным языком, и только Закон от 18 апреля 1898 г. закрепил аналогичный статус и для голландского языка. Правда, до этого, в 70—80-х годах прошлого столетия, ряд законов ввел во Фландрии двуязычие, что способствовало развитию родного языка и национальной культуры фламандцев.
Однако во многих сферах реальной жизни равенства голландского языка с французским не было. Окончательное решение «фламандского вопроса» связано с соглашением 1929 г. между представителями Фландрии и Валлонии, более известным как «компромисс бельгийцев». Лишь в результате общей языковой реформы, проведенной в соответствии с «лингвистическими законами», принятыми в 30-е годы, дополненными в 60-е годы, стало возможным фактическое обеспечение голландскому языку равного положения с французским. Однако противоречия между валлонами и фламандцами полностью не были урегулированы, ибо во Фландрии, которая в прошлом веке в экономическое развитии зачительно отставала от индустриальной Валлонии, параллельно выдвигались требования решения ее социальных проблем, хотя главными требованиями оставались равенство языков и развитие национальной фламандской культуры.
С решением «фламандского вопроса» в Бельгии в середине нынешнего столетия назрел «валлонский вопрос», который также связан с проблемой гармонизации взаимоотношений между фламандцами и валлонами, но имеет уже иное содержание. По призванию бельгийских политических деятелей, «конфликт является более глубоким, он идет гораздо дальше нелепого спора о языках. Нужно осмелиться смотреть вещам в лицо. Проблема существования фламандцев, валлонов и брюссельцев поставлена. Это бесспорный факт».2
Главная причина порождения «валлонского вопроса» — экономический упадок Валлонии в послевоенные годы. Как отмечают исследователи, национальный вопрос в Бельгии «существовал всегда, однако наибольшую остроту он начал приобретать с конца 50-х годов в связи с тремя главными обстоятельствами — деградацией экономики Валлонии. . . ускоренной индустриализацией Фландрии в 60-х годах .. . наконец, в связи с опережающим ростом численности фламандцев в стране».3 Так. например, за 10 лет (1958—1967 гг.) отставание в промышленности Валлонии от Фландрии составило 25%,4 а доля валлонов, равная 43% в прошлом веке, сократилась в 1957 г. до 34%.5
Постепенно в
Бельгии сложилась такая
В защиту интересов Валлонии и ее жителей активно выступило Валлонское движение. Зародившееся в начале XX в., оно особое значение приобрело после Второй мировой войны. Состоявшийся еще в октябре 1945 г. в Льеже Национальный валлонский конгресс принял решение, призывающее предоставить Валлонии полную внутреннюю автономию в рамках федеративного бельгийского государства. В марте 1947 г. валлонские депутаты внесли в парламент предложение об изменении Конституции страны и преобразовании Бельгии в федерацию, но оно было отвергнуто. Конституционная поправка по этому же вопросу обсуждалась в парламенте в 1953—1954 гг., но ни одна из трех «традиционных партий» — Социально-христианская (СХП), Партия свободы и прогресса (ПСП), Бельгийская социалистическая (БСП) — не пожелала поставить под сомнение унитарное государственное устройство Бельгии. В то время только Коммунистическая партия Бельгии поддержала справедливые требования валлонов.12
Новый этап в развитии борьбы за решение национальной проблемы в Бельгии связан с образованием в 1961 г. специальной организации, призванной защищать интересы валлонов — Валлонского народного движения (ВНД). Уже первый конгресс ВИД (1961 г.) заявил о своем стремлении «неуклонно бороться за реализацию принципов федерализма и структурных экономических реформ».13 предлагался и процесс реализации принципа федеративного устройства Бельгии: проведение переговоров в рамках паритетной комиссии, состоящей из представителей Фландрии, Валлонии и Брюссельского округа, создание федерального парламента, образованного из равного числа представителей от Валлонии и Фландрии, федерализация бельгийской конституции 1831 г. Последующие конгрессы ВНД неизменно подтверждают эту позицию, исходя из того, что валлонские трудящиеся не хотят «федерализма ради федерализма», а борются за такой федерализм, который способствовал бы равномерному экономическому и социальному развитию Валлонии и Фландрии.
Позиции различных
политических сил и отдельных
деятелей в отношении решений
ВНД были далеко неоднозначны. С
точки зрения демократических кругов,
превращение Бельгии в
Правые силы старались извратить движение валлонов, направляя его против трудящихся масс Фландрии и навязывая ему шовинистические лозунги, наподобие тех, которые выдвигались в свое время во Фландрии. Однако, несмотря на сильное давление реакции, и в среде фламандцев все больше зрели идеи федерализма. В их поддержку выступало, в частности, левое крыло Фламанского народного движения (ФНД), созданного в середине 50-х годов, хотя в своих действиях оно не было последовательным.
На унитаристских позициях в то время стояли и «традиционные» партии Бельгии. Лидеры СХП, ссылаясь на необходимость сохранить «национальное единство», по существу подменяли федерацию культурной автономией, предлагая создать три совета по делам культуры, исходя из языкового признака и дополняя некоторой «провинциальной децентрализацией». Руководство ПСП предлагало решить проблему территориально-политического устройства Бельгии так же, как СХП, путем «провинциальной децентрализации». БСП выдвигала лозунг «региональной децентрализацию», предлагавший разделение Бельгии на пять экономических районов без учета лингвистических границ, создание в Валлонии и Фландрии региональных палат по делам культуры.
Демократические круги Бельгии по вопросу формы государственного устройства в основном придерживались мнения, что должно быть три равноправных субъекта федерации — Валлония, Фландрия и Брюссель с обеспечением каждому из них подлинного самоуправления, что в наибольшей степени будет способствовать урегулированию противоречий между валлонами и фламандцами.
В целях защиты
выдвинутых предложений по демократическому
урегулированию отношений между
обеими национальными группами 23 марта
1963 г. Конгресс ВНД призвал народные
массы оказать поддержку
Для решения
вопросов, связанных с урегулированием
валлоно-фламандских отношений, за
последние три десятилетия
Так, в докладе «рабочей группы» (в ее состав вошли парламентарии и министры от СХП и БСП. ПСП отказалась участвовать и деятельности), представленном в октябре 1963 г., рекомендовалось сохранить унитарное государственное устройство Бельгии, но предоставить национальным группам некоторую самостоятельность в вопросах культуры и учредить для этого региональные институты. В докладе выдвигалась идея о формировании Сената па паритетных началах из представителей Фландрии и Валлонии и, кроме того, чтобы он включал в свой состав представителей «экономических, социальных и культурных интересов». «Рабочая группа» единогласно высказалась за то, чтобы законы, затрагивающие вопросы, представляющие общий интерес для обеих культур, принимались в палатах парламента квалифицированным большинством.15
Правительство, продолжая свою линию на достижение компромиссного соглашения между «традиционными» партиями, образовало из представителей этих партий специальную комиссию 24-х, более известную в Бельгии в качестве Конференции круглого стола, возложив на нес задачу решить вопрос о конституционных поправках. Участники конференции, несмотря на разногласия между партиями и внутри них, при обсуждении поставленной проблемы не вышли за пределы полумер (представители ПСП, афишируя свою оппозиционность перед избирателями, покинули ее заседания).
Соглашение СХП—БСП, оставляя в стороже вопрос о расширении демократии и предоставлении подлинной автономии Фландрии и Валлонии, предусматривало учреждение двух советов по делам культуры, избираемых непрямыми выборами и наделенных совещательными полномочиями. В отношении Брюсселя предусматривалось создание комиссии по делам культуры из равного числа представителей подобных советов Фландрии и Валлонии.
Несколько позднее в соответствии с рекомендациями Конференции круглого стола Парламент принял закон от 1 июля 19GG г. об образовании Постоянной комиссии по улучшению отношений между двумя национальными группами. Но в состав этой комиссии входили только представители «традиционных» партий.
Выработанные многочисленными группами и конференциями итоговые документы, внесенные различными политическими партиями и общественными движениями предложения в конечном счете были рассмотрены правительством, которое, в свою очередь, оформило и свои позиции по вопросу урегулирования взаимоотношений между валлонами и фламандцами. В частности, в законопроекте («Предложение Терфва»), внесенное депутатами-коммунистами на рассмотрение парламента в июле 1966 г., предусматривалось установление особого статуса для Брюсселя с созданием специальных органов (Представительская ассамблея территории, избираемая непосредственно населением, и Исполнительный орган, образуемый из числа ее членов), которые могли бы реализовать автономию этой территории. Для разрешения возможных споров (включая споры по вопросам употребления языков) предлагалось учредить Палату жалоб и предоставить каждому гражданину право обращения в Палату с жалобой. Впрочем, наряду с этим предложением в течение 1066 г. в парламент были внесены и другие, законопроекты, касающиеся правового положения. Требования о создании для Брюсселя автономного органа выставляли и левые течения некоторых буржуазных партий.
В условиях возрастания движения прогрессивных сил за демократические реформы, в том числе и в области государственного устройства Бельгии, проблема скорейшего урегулирования отношений между отстаивающими свои права валлонами и фламандцами могла быть решена путем изменения Конституции, в связи с чем парламент Бельгии принял в 1965 г. и в 1968 г. Декларации об изменении Конституции 1831 г., сделав серьезный шаг по разрешению существовавших противоречий.
В соответствии с этими Декларациями в 1967—1971 гг. парламентом Бельгии были приняты законы о внесении изменений и дополнений в Конституцию. На основе поправок, одобренных в 1970 г., в стране создавались новые административно-экономические и культурно-лингвистические структуры с учреждением в части из них соответствующих органов, наделенных конкретными полномочиями в различных сферах деятельности. «Вот почему в конце семидесятых годов, в момент, когда никто в стране не мог предполагать, что в условиях существующего соотношения сил в парламенте реформа Конституции могла бы иметь хоть какой-нибудь шанс на успех, произошло "невозможное": был залючен второй ",компромисс бельгийцев"».16 Таким образом, в Бельгии начался первый этап эволюции, государственного устройства, имевший в своей основе языково-культурный фактор.17Децентрализация государства способствовала, в частности, расширению прав регионов в сфере использования языка и в области национальной культуры.
Информация о работе Политико-территориальное устройство современных государств