Политико-территориальное устройство современных государств

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 14:00, реферат

Краткое описание

Конституция Бельгии 1831 г. закрепила унитарную форму государственного устройства. Между тем в дальнейшем конституционном развитии этой страны возникли проблемы, обусловленные тем, что население этой страны неоднородно. По данным общей переписи населения 1 марта 1991 г. из 9 978 681 человек 57,81% проживают во Фландрии, 31,81 %— в Валлонии, 9,7% составляют жители Брюсселя и 0,68%—немецкое меньшинство (на границе с Германией).

Файлы: 1 файл

Становление Бельгийской федерации (статья Савицкого).doc

— 83.50 Кб (Скачать)

Конституция Бельгии 1831 г. закрепила унитарную форму  государственного устройства. Между  тем в дальнейшем конституционном  развитии этой страны возникли проблемы, обусловленные тем, что население  этой страны неоднородно. По данным общей  переписи населения 1 марта 1991 г. из 9 978 681 человек 57,81% проживают во Фландрии, 31,81 %— в Валлонии, 9,7% составляют жители Брюсселя и 0,68%—немецкое меньшинство (на границе с Германией).1

Неоднородность  состава населения породила в  Бельгии с первых лет существования  самостоятельного государства острые противоречия в отношениях между фламандцами и валлонами, вследствие чего возник и «фламандский вопрос», и «валлонский вопрос». Причины этих противоречий связаны были прежде всего с неравноправным положением или фламандцев, или валлонов в различные периоды истории. Так, и течение долгого времени французский язык, на котором говорят валлоны, признавался единственным государственным языком, и только Закон от 18 апреля 1898 г. закрепил аналогичный статус и для голландского языка. Правда, до этого, в 70—80-х годах прошлого столетия, ряд законов ввел во Фландрии двуязычие, что способствовало развитию родного языка и национальной культуры фламандцев.

Однако во многих сферах реальной жизни равенства  голландского языка с французским  не было. Окончательное решение «фламандского вопроса» связано с соглашением 1929 г. между представителями Фландрии и Валлонии, более известным как «компромисс бельгийцев». Лишь в результате общей языковой реформы, проведенной в соответствии с «лингвистическими законами», принятыми в 30-е годы, дополненными в 60-е годы, стало возможным фактическое обеспечение голландскому языку равного положения с французским. Однако противоречия между валлонами и фламандцами полностью не были урегулированы, ибо во Фландрии, которая в прошлом веке в экономическое развитии зачительно отставала от индустриальной Валлонии, параллельно выдвигались требования решения ее социальных проблем, хотя главными требованиями оставались равенство языков и развитие национальной фламандской культуры.

С решением «фламандского  вопроса» в Бельгии в середине нынешнего столетия назрел «валлонский  вопрос», который также связан с  проблемой гармонизации взаимоотношений  между фламандцами и валлонами, но имеет уже иное содержание. По призванию бельгийских политических деятелей, «конфликт является более глубоким, он идет гораздо дальше нелепого спора о языках. Нужно осмелиться смотреть вещам в лицо. Проблема существования фламандцев, валлонов и брюссельцев поставлена. Это бесспорный факт».2

Главная причина порождения «валлонского вопроса» — экономический упадок Валлонии в послевоенные годы. Как отмечают исследователи, национальный вопрос в Бельгии «существовал всегда, однако наибольшую остроту он начал приобретать с конца 50-х годов в связи с тремя главными обстоятельствами — деградацией экономики Валлонии. . . ускоренной индустриализацией Фландрии в 60-х годах .. . наконец, в связи с опережающим ростом численности фламандцев в стране».Так. например, за 10 лет (1958—1967 гг.) отставание в промышленности Валлонии от Фландрии составило 25%,а доля валлонов, равная 43% в прошлом веке, сократилась в 1957 г. до 34%.5

Постепенно в  Бельгии сложилась такая ситуация, что новая элита, руководящая  частными компаниями и государственным  аппаратом, стала все больше формироваться из числа Фламандцев. Численный перевес флямандцев в составе населения Бельгии обеспечивал представителям Фландрии большинство в парламенте, они преобладали и в правительстве. Так. разница в числе депутатов в Палате представителей от фламандских и валлонских округов к середине 60-х годов составляла 35 человек (в 1912 г.— 15), в Сенате—17.Аналогичное положение, как и в 1965 г., сложилось в Палате представителей и Сенате после следующих парламентских выборов.Впрочем, демографический перевес фламандцев наблюдается и сейчас. По результатам парламентских выборов, состоявшихся 24 ноября 1991г., из 212 членов Палаты представителей 125 принадлежали к голландскоязычной группе (58,96%) и 87 — к франкоязычной (41,04%).В правительстве П. Армеля (1965—1966) из 27 министров только пять были валлонами, в пришедшем ему на смену кабинете Ванден Буйнантса из 23 министров — шесть валлонов.Правда, правительство Г. Эйскена, сформированное в 1968 г., включало 15 фламандцев и 14 валлонов.10 В свете этих фактов становится понятным, почему Валлония, занимавшая когда-то ведущее положение в стране, теперь ставит вопрос об обеспечении ей равенства с Фландрией в политической, экономической и культурной областях. Как отмечается в исследовании Левенского института Центральной и Восточной Европы, впервые валлонскую проблему обнажил премьер-министр П. А. Спаак. «Речь шла не только о численном перевесе фламандцев — проблема состояла и в упадке экономики. После Второй мировой войны становилось все очевиднее, что между Фландрией и Валлонией существуют более фундаментальные противоречия, чем языково-политические, о которых до сих пор все время шла речь».11

В защиту интересов  Валлонии и ее жителей активно  выступило Валлонское движение. Зародившееся в начале XX в., оно особое значение приобрело после Второй мировой войны. Состоявшийся еще в октябре 1945 г. в Льеже Национальный валлонский конгресс принял решение, призывающее предоставить Валлонии полную внутреннюю автономию в рамках федеративного бельгийского государства. В марте 1947 г. валлонские депутаты внесли в парламент предложение об изменении Конституции страны и преобразовании Бельгии в федерацию, но оно было отвергнуто. Конституционная поправка по этому же вопросу обсуждалась в парламенте в 1953—1954 гг., но ни одна из трех «традиционных партий» — Социально-христианская (СХП), Партия свободы и прогресса (ПСП), Бельгийская социалистическая (БСП) — не пожелала поставить под сомнение унитарное государственное устройство Бельгии. В то время только Коммунистическая партия Бельгии поддержала справедливые требования валлонов.12

Новый этап в  развитии борьбы за решение национальной проблемы в Бельгии связан с образованием в 1961 г. специальной организации, призванной защищать интересы валлонов — Валлонского  народного движения (ВНД). Уже первый конгресс ВИД (1961 г.) заявил о своем стремлении «неуклонно бороться за реализацию принципов федерализма и структурных экономических реформ».13 предлагался и процесс реализации принципа федеративного устройства Бельгии: проведение переговоров в рамках паритетной комиссии, состоящей из представителей Фландрии, Валлонии и Брюссельского округа, создание федерального парламента, образованного из равного числа представителей от Валлонии и Фландрии, федерализация бельгийской конституции 1831 г. Последующие конгрессы ВНД неизменно подтверждают эту позицию, исходя из того, что валлонские трудящиеся не хотят «федерализма ради федерализма», а борются за такой федерализм, который способствовал бы равномерному экономическому и социальному развитию Валлонии и Фландрии.

Позиции различных  политических сил и отдельных  деятелей в отношении решений  ВНД были далеко неоднозначны. С  точки зрения демократических кругов, превращение Бельгии в федерацию  и проведение экономических реформ — цели, тесно связанные друг с другом.

Правые силы старались извратить движение валлонов, направляя его против трудящихся масс Фландрии и навязывая ему  шовинистические лозунги, наподобие  тех, которые выдвигались в свое время во Фландрии. Однако, несмотря на сильное давление реакции, и в  среде фламандцев все больше зрели идеи федерализма. В их поддержку выступало, в частности, левое крыло Фламанского народного движения (ФНД), созданного в середине 50-х годов, хотя в своих действиях оно не было последовательным.

На унитаристских  позициях в то время стояли и «традиционные» партии Бельгии. Лидеры СХП, ссылаясь на необходимость сохранить «национальное единство», по существу подменяли федерацию культурной автономией, предлагая создать три совета по делам культуры, исходя из языкового признака и дополняя некоторой «провинциальной децентрализацией». Руководство ПСП предлагало решить проблему территориально-политического устройства Бельгии так же, как СХП, путем «провинциальной децентрализации». БСП выдвигала лозунг «региональной децентрализацию», предлагавший разделение Бельгии на пять экономических районов без учета лингвистических границ, создание в Валлонии и Фландрии региональных палат по делам культуры.

Демократические круги Бельгии по вопросу формы  государственного устройства в основном придерживались мнения, что должно быть три равноправных субъекта федерации — Валлония, Фландрия и Брюссель с обеспечением каждому из них подлинного самоуправления, что в наибольшей степени будет способствовать урегулированию противоречий между валлонами и фламандцами.

В целях защиты выдвинутых предложений по демократическому урегулированию отношений между  обеими национальными группами 23 марта 1963 г. Конгресс ВНД призвал народные массы оказать поддержку петиции  о закреплении в конституции  нормы, предусматривающей проведение референдума по инициативе народа, считая необходимым вынести на первый референдум вопрос об изменении формы государственного устройства Бельгии.14Руководители трех «традиционных» партий выступили категорически против референдума. Отвергнутая правительством, петиция была передана в бюро палат парламента, но усилиями противников реформ она была положена под сукно.

Для решения  вопросов, связанных с урегулированием  валлоно-фламандских отношений, за последние три десятилетия создавались  различные по составу комиссии и рабочие группы: эта проблема обсуждалась в парламенте и в правительстве, она оставалась в центре внимания профсоюзов, движений и политических партий.

Так, в докладе  «рабочей группы» (в ее состав вошли  парламентарии и министры от СХП  и БСП. ПСП отказалась участвовать и деятельности), представленном в октябре 1963 г., рекомендовалось сохранить унитарное государственное устройство Бельгии, но предоставить национальным группам некоторую самостоятельность в вопросах культуры и учредить для этого региональные институты. В докладе выдвигалась идея о формировании Сената па паритетных началах из представителей Фландрии и Валлонии и, кроме того, чтобы он включал в свой состав представителей «экономических, социальных и культурных интересов». «Рабочая группа» единогласно высказалась за то, чтобы законы, затрагивающие вопросы, представляющие общий интерес для обеих культур, принимались в палатах парламента квалифицированным большинством.15

Правительство, продолжая свою линию на достижение компромиссного соглашения между «традиционными» партиями, образовало из представителей этих партий специальную комиссию 24-х, более известную в Бельгии в качестве Конференции круглого стола, возложив на нес задачу решить вопрос о конституционных поправках. Участники конференции, несмотря на разногласия между партиями и внутри них, при обсуждении поставленной проблемы не вышли за пределы полумер (представители ПСП, афишируя свою оппозиционность перед избирателями, покинули ее заседания).

Соглашение СХП—БСП, оставляя в стороже вопрос о расширении демократии и предоставлении подлинной автономии Фландрии и Валлонии, предусматривало учреждение двух советов по делам культуры, избираемых непрямыми выборами и наделенных совещательными полномочиями. В отношении Брюсселя предусматривалось создание комиссии по делам культуры из равного числа представителей подобных советов Фландрии и Валлонии.

Несколько позднее  в соответствии с рекомендациями Конференции круглого стола Парламент  принял закон от 1 июля 19GG г. об образовании  Постоянной комиссии по улучшению отношений между двумя национальными группами. Но в состав этой комиссии входили только представители «традиционных» партий.

Выработанные  многочисленными группами и конференциями  итоговые документы, внесенные различными политическими партиями и общественными движениями предложения в конечном счете были рассмотрены правительством, которое, в свою очередь, оформило и свои позиции по вопросу урегулирования взаимоотношений между валлонами и фламандцами. В частности, в законопроекте («Предложение Терфва»), внесенное депутатами-коммунистами на рассмотрение парламента в июле 1966 г., предусматривалось установление особого статуса для Брюсселя с созданием специальных органов (Представительская ассамблея территории, избираемая непосредственно населением, и Исполнительный орган, образуемый из числа ее членов), которые могли бы реализовать автономию этой территории. Для разрешения возможных споров (включая споры по вопросам употребления языков) предлагалось учредить Палату жалоб и предоставить каждому гражданину право обращения в Палату с жалобой. Впрочем, наряду с этим предложением в течение 1066 г. в парламент были внесены и другие, законопроекты, касающиеся правового положения. Требования о создании для Брюсселя автономного органа выставляли и левые течения некоторых буржуазных партий.

В условиях возрастания  движения прогрессивных сил за демократические  реформы, в том числе и в  области государственного устройства Бельгии, проблема скорейшего урегулирования отношений между отстаивающими  свои права валлонами и фламандцами могла быть решена путем изменения Конституции, в связи с чем парламент Бельгии принял в 1965 г. и в 1968 г. Декларации об изменении Конституции 1831 г., сделав серьезный шаг по разрешению существовавших противоречий.

В соответствии с этими Декларациями в 1967—1971 гг. парламентом Бельгии были приняты законы о внесении изменений и дополнений в Конституцию. На основе поправок, одобренных в 1970 г., в стране создавались новые административно-экономические и культурно-лингвистические структуры с учреждением в части из них соответствующих органов, наделенных конкретными полномочиями в различных сферах деятельности. «Вот почему в конце семидесятых годов, в момент, когда никто в стране не мог предполагать, что в условиях существующего соотношения сил в парламенте реформа Конституции могла бы иметь хоть какой-нибудь шанс на успех, произошло "невозможное": был залючен второй ",компромисс бельгийцев"».16 Таким образом, в Бельгии начался первый этап эволюции, государственного устройства, имевший в своей основе языково-культурный фактор.17Децентрализация государства способствовала, в частности, расширению прав регионов в сфере использования языка и в области национальной культуры.

Информация о работе Политико-территориальное устройство современных государств