Уполномоченный
по правам человека должен обладать правом
законодательной инициативы, что существенно
повысит его возможности и авторитет.
Но такая коррекция Закона невозможна
без внесения соответствующих изменений
в Конституцию, а именно в ч. 1 ст. 104, устанавливающую
круг субъектов законодательной инициативы.
Кроме
того, важный момент состоит в том,
чтобы более четко прописать
в Законе задачи Уполномоченного. В
Закон необходимо внести дополнения, которые
бы подчеркивали контрольную функцию
омбудсмена.
Далее,
нужно выработать определенную концепцию
деятельности омбудсмена - определить,
чем он должен заниматься, а чем
нет, какие именно жалобы он должен
рассматривать.
Таким
образом, на сегодняшний день можно
констатировать, что институт Уполномоченного
по правам человека пока все еще
находится в начальной стадии
своего становления. В дальнейшем законодательство
о нем, вероятно, будет совершенствоваться.
Основываясь на опыте других стран, можно
предполагать, что он сможет стать эффективным
инструментом контроля за деятельностью
государственных органов и их должностных
лиц, государственных служащих, контроля
за соблюдением ими прав и свобод граждан.
Развитие
института Уполномоченного по правам
человека может стать важным шагом
в этом направлении. При этом существенным
фактором, от которого во многом зависит
эффективность его деятельности, является
его опора в основном на институты негосударственной
правозащиты, тесное взаимодействие с
общественными правозащитными организациями.
Омбудсмен должен объединить и консолидировать
вокруг себя общественные институты, стать
представителем гражданского общества
во взаимоотношениях с государством. Только
тогда он сможет стать действенным контролирующим
органом, противодействующим нарушениям
прав человека со стороны государства
и его служащих.
Список
использованных источников
Нормативно-правовые
акты
- Конституция
РФ.
- Ведомости
Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного
Совета РСФСР. - 1991. - №52. - Ст. 1865.
- Декларация
прав и свобод человека и гражданина РФ
от 22 ноября 1991 г. // Ведомости Съезда народных
депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР.
- 1991. - №52. - Ст. 1865.
- Закон РФ
от 21 июля 1993 г. №5485-1 “О государственной
тайне” (с изм. от 1 декабря 2007 г.) // Собрание
законодательства РФ. - 1997. - №41. - Ст. 4673.
- Комментарий
к ФКЗ “Об Уполномоченном по правам человека
в РФ” / Отв. ред. Н.Ю. Хаманева. - М. Юрист,
1999. - 265 с.Конституция Российской Федерации
принята на всенародном голосовании 12
декабря 1993 г.
- Кодекс об
административных правонарушениях от
30 декабря 2001 г. №195-ФЗ (в редакции от 3 июля
2006 г.) // Собрание законодательства РФ.
- 2002. - №1 (часть I). - Ст. 1.
- Федеральный
конституционный закон от 26 февраля 1997
г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам
человека в Российской Федерации"//
Справочная система «Консультант+».
- Федеральный
конституционный закон от 26 февраля 1997
г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам
человека в Российской Федерации".//
Российская газета. - 4 марта. - 1997.; Собрание
законодательства Российской Федерации.
Список
литературы
- Александров
А. Программа содействия развитию адвокатской
деятельности // Адвокат. - 2006. - №6. - С. 12-15.
- Башимов М.С.
Становление и перспективы института
Уполномоченного по правам человека в
РФ // Журнал российского права. - 2007. - №7.
- С. 14-16.
- Вестник восстановительной
юстиции. Выпуск 5 (Правовое обеспечение
практики восстановительной юстиции)
- М.: Общественный центр “Судебно-правовая
реформа”. 2003. - 211 с.
- Ливеровский
А.А., Романков Л.П., Худяков А.А., Худяков
А.И. О правовом статусе Уполномоченного
по правам человека // Ученые записки, выпуск
2. СПб: Норма, 2007. - 223 с.
- Московская
областная Дума приняла закон, лишающий
омбудсмена независимости // Законность.
- 2005. - №12. - С. 33.
- Хаманева
Н.Ю. Специфика правового статуса уполномоченного
по правам человека в Российской Федерации
и проблемы законодательного регулирования
его деятельности //Государство и право,
1997, №9. С.36-69.
- Шишкова А.
Институт омбудсмена // Адвокат. - 2007. - №
12. - С. 17-20.
- Конституционное
(государственное) право зарубежных стран.
Т. 2 / Отв. ред. Б.А. Страшун. - М., 1995. - С. 244.
- Бойцова В.,
Бойцова Л. Правовой институт омбудсмена
в условиях современного общественного
развития.- М., 1992.
- Бойцова
В.В. Служба защиты прав человека: мировой
опыт, М., 1997
- Копылов
А. Об этапах становления комиссий по правам
человека в Российской Федерации. // Участие
власти в защите прав человека./ Под редакцией
А.Ю. Сунгурова. – СПб: Норма, 2001.
- Сунгуров
А.. Правозащитные организации и структуры
в России: состояние и перспективы развития.
// Участие власти в защите прав человека:
комиссии и Уполномоченные / Под редакцией
А.Ю. Сунгурова. – СПб: Норма, 2001.
- Мелик-Дадаева
И.А. Институт омбудсмена (история, основные
функции и особенности) // Научная информация
по вопросам борьбы с преступностью. -
М. 1986.
- Права и
свободы личности. Деятельность Уполномоченного
по правам человека в РФ Миронова О.О.,
1998-2003. М..