1.3
Законодательное регулирование
института Уполномоченного по
правам человека в РФ, правовые
проблемы его участия в совершенствовании
законодательства.
Впервые правовая основа деятельности
Уполномоченного по правам человека в
России была создана ст. 40 Декларации прав
и свобод человека и гражданина РФ от 22
ноября 1991 г5. Она не только закрепила
новое для российской правовой системы
должностное лицо, но и заложила основные
принципы его формирования, функции и
порядок их осуществления.
Согласно Декларации Парламентский уполномоченный
по правам человека назначался Верховным
Советом РСФСР сроком на пять лет, был
подотчетен ему и обладал той же неприкосновенностью,
что и народный депутат РСФСР. Целью деятельности
Парламентского уполномоченного являлось
осуществление парламентского контроля
за соблюдением прав и свобод человека
и гражданина РФ, а порядок осуществления
функций устанавливался специальным законом.
При подготовке проектов Конституции
России в первоначальных вариантах народный
защитник именовался Государственным
комиссаром Верховного Совета РФ по правам
человека, в последующих - Парламентским
уполномоченным по правам человека, Уполномоченным
Верховного Совета РСФСР по правам человека.
Общеизвестно, что Конституция РФ 1993 г.
в ст. 103 предусмотрела в качестве одной
из компетенций Государственной Думы
назначение на должность и освобождение
от должности Уполномоченного по правам
человека, действующего в соответствии
с Федеральным конституционным законом
№1-ФКЗ, который был принят только 26 февраля
1997 г.
Принятие
данного закона обеспечивает гарантию
независимости и эффективной работы института
омбудсмена, который “независим и неподотчетен
каким-либо государственным органам и
должностным лицам”.
Еще
до принятия ФКЗ Регламентом Государственной
Думы (принятым 25 марта 1994 г.) был закреплен
ряд положений, относящихся к
порядку избрания Уполномоченного,
также как его взаимоотношению
с Государственной Думой.
Действующий
в настоящее время Регламент
Государственной Думы 1998 г. Постановление
Государственной Думы Федерального
Собрания РФ от 22 января 1998г. №2134-II ГД “О
регламенте Государственной Думы Федерального
Собрания РФ”6, так же как и предыдущий
закрепляет право Уполномоченного присутствовать
на любом открытом или закрытом заседании
палаты.
Кроме
вышеперечисленных правовых актов,
к правовым основам деятельности
Уполномоченного по правам человека относятся
также ФКЗ о Конституционном Суде РФ, Уголовно-исполнительный,
Гражданско-процессуальный, Уголовно-процессуальный
кодексы, законы о международных договорах
РФ, об актах гражданского состояния, о
государственном банке данных о детях,
оставшихся без попечения родителей и
др.
Уполномоченный
по правам человека способствует совершенствованию
законодательства РФ о правах человека
и гражданина и приведению его в соответствие
с общепризнанными принципами и нормами
международного права, развитию международного
сотрудничества в области прав человека,
правовому просвещению по вопросам прав
и свобод человека, форм и методов их защиты.
В
Законе об Уполномоченном не сказано о
праве законодательной инициативы Уполномоченного.
И мнение исследователей по этому поводу
разделилось - некоторые высказываются
в пользу наделения уполномоченных по
правам человека правом законодательной
инициативы, что существенно повысит его
возможности и авторитет. В этом случае
думается, такая коррекция Закона невозможна
без внесения соответствующих изменений
в Конституцию, а именно в ч. 1 ст. 104, устанавливающую
круг субъектов законодательной инициативы.
Другие
относятся к этой идее скептически,
полагая, что ее реализация приведет
к тому, что у уполномоченных не будет
хватать времени на рассмотрение жалоб
обращающихся к ним граждан Александров
А. Программа содействия развитию адвокатской
деятельности7.Однако в законах
некоторых субъектов РФ, например, Самарской
области, содержится право законодательной
инициативы Уполномоченного по правам
человека в субъекте РФ.
В
настоящее время влиять на совершенствование
законодательства в области прав
человека и гражданина Уполномоченный
может путем обнародования в
ежегодных докладах по итогам своей деятельности
фактов, свидетельствующих о нарушении
прав человека и гражданина и выступая
с докладами на заседаниях Государственной
Думы.
Причиной
нарушений прав человека нередко
является несовершенство федеральных
законов, противоречие их международным
обязательствам Российской Федерации.
Анализ поступающей к Уполномоченному
информации о соблюдении гражданских,
политических, экономических, социальных
и культурных прав человека позволяет
ему разрабатывать предложения по совершенствованию
законодательства.
За
последние два года Уполномоченный
направил Президенту Российской Федерации,
в Правительство Российской Федерации,
комитеты Государственной Думы, иным
субъектам права законодательной
инициативы свыше 70 предложений, направленных
на совершенствование федерального
законодательства и законодательства
субъектов Российской Федерации, а также
на внесение поправок в законопроекты,
принятые Государственной Думой в первом
чтении.
Обращения
граждан свидетельствуют о несовершенстве
федерального законодательства, регулирующего
социально-экономические права человека,
в частности на справедливое вознаграждение
за труд, на уважение его собственности
и обеспечение правосудием
Анализ
обращений граждан о нарушениях
их конституционных прав на свободу
и личную неприкосновенность, допускаемых
при отбывании ими административного
ареста, свидетельствует, что они происходят,
в частности, из-за отсутствия надлежащего
правового регулирования этой меры административного
наказания.
Эффективность
совершенствования законодательства
зависит от правовой экспертизы законов
и законопроектов, позволяющей выявлять
в них пробелы и несоответствия
задачам правового регулирования, предлагать
меры по их устранению. При этом важным
является постоянное и системное взаимодействие
Уполномоченного с палатами Федерального
Собрания РФ.
Следует
прямо сказать, что “достучаться”
до законодателей Уполномоченному
удается не всегда. Одной из основных причин
этого является отсутствие правового
регулирования порядка его взаимодействия
с Советом Федерации и Государственной
Думой Федерального Собрания РФ.
2
Правовой статус Уполномоченного
по правам человека в РФ
2.1 Порядок назначения и освобождения
от должности Уполномоченного по правам
человека в РФ
В
соответствии с ФКЗ об Уполномоченном
по правам человека Уполномоченным может
быть назначен только гражданин России
не моложе 35 лет.
Закон
определяет круг органов, должностных
лиц, которые наделены правом вносить
предложения о кандидатах на должность
Уполномоченного. Список является исчерпывающим:
Президент РФ, Совет Федерации, депутаты
Государственной Думы, депутатские объединения
в Государственной Думе. В мировой практике
есть и другой подход к решению этого вопроса,
так в Великобритании Парламентский Уполномоченный
назначается Королевой по рекомендации
премьер-министра. Избрание шведского
омбудсмена готовится делегацией по делам
парламентских омбудсменов после ее консультации
с депутатами, назначенными от партийных
групп в Конференцию при председателе
парламента.
Закон
устанавливает определенный срок, в
течение которого предложения о
кандидатах на должность Уполномоченного
могут вноситься в Государственную
Думу. Эта процедура должна быть
произведена в течение месяца
до окончания срока полномочий предыдущего
Уполномоченного.
Кандидат
на должность Уполномоченного выступает
перед Государственной Думой
с краткой программой предстоящей
деятельности. Депутаты, присутствующие
на заседании, вправе задавать вопросы
кандидату, высказывать свое мнение по
предложенной кандидатуре, выступать
за или против. Если кандидатура на должность
Уполномоченного отклонена палатой, фракции
и депутатские группы вправе предложить
для нового рассмотрения ту же или новую
кандидатуру. Повторное рассмотрение
кандидатуры проводится на следующий
день после получения палатой соответствующего
представления.
Назначение
на должность Уполномоченного и
освобождение от нее осуществляется
Государственной Думой простым большинством
голосов от общего числа депутатов Государственной
Думы тайным голосованием.
В
большинстве стран омбудсмен
выбирается парламентом, например, датский
омбудсмен выбирается прямыми выборами,
в Португалии - избирается 2/3 парламента.
По
вопросу о назначении на должность
Уполномоченного Государственная
Дума принимает постановление. Время
его принятия ограничено - не позднее
30 дней со дня истечения срока
полномочий предыдущего Уполномоченного.
Порядок
назначения Уполномоченного носит
сложный характер. Ввиду того, что
претендентов на эту должность может
быть достаточно много, закон устанавливает
специальную процедуру включения кандидатур
на пост Уполномоченного в список для
тайного голосования. Для этого претендент
должен набрать 2/3 голосов от общего числа
депутатов Государственной Думы.
Соответствующий
текст присяги Российского Уполномоченного
сформулирован в ст. 9 Закона, которая регулирует
акт присяги. Этот акт - не формальная процедура.
Он имеет важное юридическое значение:
с одной стороны, присяга - это обязывающая
клятва перед Государственной Думой, с
другой стороны, с момента произнесения
присяги Уполномоченный вступает в должность,
начинает осуществлять принадлежащие
ему полномочия.
Присяга
приносится в торжественной обстановке
в зале заседаний Государственной
Думы сразу же после назначения Уполномоченного
на должность.
Мировой
опыт свидетельствует, что одно и
то же лицо может быть назначено
на должность омбудсмена повторно.
Соответствующее положение нашло
отражение и в российском законе,
что дает возможность Уполномоченному,
успешно справляющемуся со своими обязанностями
находиться на своем посту десять лет.
В
ст. 11 Закона сформулированы определенные
ограничения правосубъектности Уполномоченного,
связанные с выполнением его полномочий.
Так,
находясь на своем посту, он не может
быть депутатом не только Государственной
Думы, но и законодательного (представительного)
органа субъекта федерации, членом Совета
Федерации, находиться на государственной
службе, а также заниматься политической
и иной деятельностью, например, коммерческой.
Закон
делает исключение, позволяя Уполномоченному
заниматься преподавательской, научной
либо иной творческой деятельностью. В
то же время Уполномоченный, находясь
на своем посту, не может быть членом политической
партии или иного общественного объединения,
преследующего политические цели. Он должен
быть далек от политики, и заниматься исключительно
вопросами, входящими в его компетенцию,
что соответствует мировой практике.
Не
позднее 14 дней со дня вступления Уполномоченного
в должность он обязан полностью
прекратить деятельность, которая несовместима
с его постом и указана в ч.ч. 1, 2 ст. 11 Закона.
Если он не исполнит эти требования, то
его полномочия будут прекращены, т.е.
он может быть досрочно освобожден от
должности на основании ст. 13 Закона, а
Государственная Дума приступает к назначению
нового Уполномоченного.
Подобное
правило, касающееся недопустимости совмещения
поста омбудсмена и других публичных
должностей, существует в большинстве
стран, имеющих институт омбудсмена.
Важным
элементом статуса Уполномоченного
является наличие у него иммунитета,
т.е. Уполномоченный пользуется неприкосновенностью
в течение всего срока своих полномочий.
Это выражается в том, что без согласия
Государственной Думы Уполномоченного
нельзя привлечь к уголовной, административной
ответственности, налагаемой в судебном
порядке. Кроме того, он не может быть задержан,
арестован, подвергнут обыску, кроме случаев
задержания на месте преступления. Его
нельзя подвергать личному досмотру, кроме
случаев, когда это предусмотрено федеральным
законом для обеспечения безопасности
других лиц. При этом личный досмотр может
производиться уполномоченным на то лицом
одного и того же пола с досматриваемым
и в присутствии двух понятых того же пола.