align="justify">
Уполномоченный
наделен свободным усмотрением
при решении вопроса, начинать производство
по жалобе или нет. Российское законодательство
предоставляет Уполномоченному четыре
возможности.
Во-первых,
он может принять жалобу к своему
рассмотрению, если ранее заявитель
обжаловал решения или действия (бездействие)
государственных органов, органов местного
самоуправления, должностных лиц, государственных
служащих в судебном либо административном
порядке, но остался недоволен решением,
принятым по его жалобе. Кроме того, Уполномоченный
принимает жалобу, если она подана ему
не позднее истечения года со дня нарушения
прав и свобод заявителя или с того дня,
когда заявителю стало известно об их
нарушении.
Во-вторых,
Уполномоченный имеет право не принимать
жалобу, сославшись на ст. 16 Закона, а
разъяснить заявителю, куда ему следует
обратиться в первую очередь для
защиты своих прав и свобод.
В-третьих,
Уполномоченный в случае необходимости
имеет право сам передать жалобу
государственному органу, органу местного
самоуправления или должностному лицу,
к компетенции которых относится разрешение
жалобы по существу.
В-четвертых,
Уполномоченный имеет право, основываясь
на ч. 1, 2 ст. 16, ст. 17 Закона отказать в принятии
к своему рассмотрению жалобы.
Уполномоченный
обязан в течение десяти дней уведомить
заявителя о своем решении. Если
Уполномоченный принимает жалобу к
своему рассмотрению, то он обязан также
проинформировать об этом соответствующий
государственный орган, орган местного
самоуправления или должностное
лицо, чьи решения или действия
(бездействие) обжалуются.
Важным
фактором поддержания авторитета Уполномоченного
является то обстоятельство, что отказ
в принятии им жалобы обжалованию не подлежит.
Уполномоченный
осуществляет защиту прав граждан не
только на основании фактов изложенных
в жалобе, т.е. в связи с поступившим
обращением гражданина, но он может
начать производство и по своей инициативе
в случаях получения информации
о массовых или грубых нарушениях прав
и свобод граждан, в случаях, имеющих особое
общественное значение либо когда необходимо
защищать интересы лиц, которые не в состоянии
самостоятельно использовать правовые
средства защиты (например, престарелые,
больные, несовершеннолетние и т.д.). В
этих ситуациях Уполномоченный обладает
правом принимать в пределах своей компетенции
соответствующие меры, направленные на
защиту прав и свобод человека и гражданина.
Для
правильного и объективного рассмотрения
жалоб граждан Закон наделяет
Уполномоченного правом обращаться
к компетентным государственным
органам или должностным лицам
за помощью в проведении проверки
обстоятельств, подлежащих выяснению.
Важной
гарантией объективности осуществления
проверочных действий является запрет
на проведение их тем органам (должностным
лицам), чьи решения или действия (бездействие)
обжалуются.
Уполномоченный
наделен широкими полномочиями при
проведении проверочных действий. В соответствии
с Законом он имеет право посещать любые
органы государственной власти, органы
системы местного самоуправления, предприятия,
учреждения, организации независимо от
организационно-правовых форм и форм собственности,
воинские части, общественные объединения.
Никто не должен препятствовать Уполномоченному
в осуществлении его права. Более того,
Уполномоченный может присутствовать
на заседаниях коллегиальных органов
государственной власти и органов местного
самоуправления.
От
всех перечисленных выше структур,
а также от их должностных лиц
и государственных служащих он имеет
право запрашивать и получать необходимые
для объективного рассмотрения жалобы
сведения, документы, материалы, объяснения
должностных лиц и государственных служащих
(кроме судей) по тем вопросам, которые
подлежат выяснению в ходе рассмотрения
жалобы.
Уполномоченный
может проводить проверочные
действия как самостоятельно, так и
совместно с компетентными государственными
органами, должностными лицами, государственными
служащими. Он наделен правом поручать
компетентным государственным учреждениям
в случае необходимости проведение экспертизы
и на основе ее результатов подготовку
заключений по тем вопросам, которые необходимо
выяснить в ходе работы с жалобой.
С
учетом широкой компетенции Уполномоченного
к его правам относится также
ознакомление с уголовными, гражданскими
делами, делами об административных правонарушения,
решения (приговоры) по которым вступили
в законную силу. Кроме того, он может знакомиться
с прекращенными производством делами
и материалами, по которым отказано в возбуждении
уголовных дел.
При
осуществлении своих полномочий,
Уполномоченный пользуется правом безотлагательного
приема всеми руководителями и другими
должностными лицами всех структур, которые
расположены на территории РФ. К
ним законодатель относит: органы государственной
власти, органы местного самоуправления,
предприятия, учреждения, организации
независимо от организационно-правовых
форм и форм собственности, руководителей
общественных объединений, лиц начальствующего
состава Вооруженных Сил РФ, других войск
и воинских формирований, администрации
мест принудительного содержания.
В
ходе рассмотрения жалоб граждан
Уполномоченный имеет право запрашивать
и получать от государственных органов,
органов местного самоуправления, предприятий,
учреждений, организаций независимо от
организационно-правовых форм и форм собственности
сведения, документы, материалы, необходимые
для рассмотрения жалобы либо факта нарушения
прав и свобод человека и гражданина. Соответствующие
структуры обязаны предоставлять Уполномоченному
нужные сведения. Однако информация, составляющая
государственную, коммерческую либо иную
охраняемую законом тайну должна предоставляться
в соответствии с законодательством РФ,
так, например, Законом РФ от 21 июля 1993
г. №5485-1 “О государственной тайне” Закон
РФ от 21 июля 1993г. №5485-1 “О государственной
тайне” (с изм. от 1 декабря 2007г.)10.Если
Уполномоченного привлекают для дачи
свидетельских показаний по гражданскому
или уголовному делу об обстоятельствах,
которые стали ему известны в связи с выполнением
им своих обязанностей по защите прав
и законных интересов граждан, он вправе
отказаться от дачи таких показаний.
В
обязанность Уполномоченного входит
предоставление возможности государственному
органу, органу местного самоуправления
или должностному лицу, чьи решения или
действия (бездействие) обжалуются, высказать
свое мнение по поводу всех обстоятельств
дела, дать свои объяснения по любым вопросам,
подлежащим выяснению в процессе проверки,
а также мотивировать свою позицию в целом.
Таким образом, Уполномоченный использует
в своей работе принцип “audi partem” - недопустимость
принимать во внимание объяснения только
одной стороны, т.е. чтобы объективно разобраться
в деле, необходимо выслушать обе заинтересованные
стороны.
В том случае, когда в ходе рассмотрения
жалобы заявителя, Уполномоченный установит
факты нарушения прав и свобод граждан
он обязан направить государственному
органу, органу местного самоуправления
или должностному лицу, в решениях или
действиях (бездействии) которых он обнаружит
нарушение прав и свобод граждан свое
заключение. Эта обязанность сохраняется
за Уполномоченным также в том случае,
когда он начинает производство по своей
инициативе в соответствии со ст. 21 Закона
об Уполномоченном.
В
заключении Уполномоченный формулирует
свои рекомендации, предлагает способы
и меры, необходимые для восстановления
нарушенных прав и свобод граждан.
Важным
фактором соблюдения прав граждан является
то, что Закон запрещает Уполномоченному
разглашать сведения о частной жизни
заявителя и других лиц без
их письменного согласия, которые
стали ему известны в процессе
рассмотрения жалобы, а также придавать
огласке материалы, полученные при рассмотрении
жалобы до окончательного ее разрешения.
Уполномоченный
наделен широкими полномочиями по защите
прав граждан. В случае необходимости
он может обратиться в судебные органы
с заявлением в защиту прав гражданина;
лично или через своего представителя
участвовать в судебном процессе; он может
обратиться в различные государственные
органы по поводу возбуждения дисциплинарного,
административного, уголовного производства
в отношении тех должностных лиц, в чьих
действиях (бездействии), решениях усматриваются
нарушения прав и свобод человека и гражданина;
обратиться в суд или органы прокуратуры
с ходатайством о проведении проверки
вступившего в законную силу решения,
приговора суда, определения или постановления
суда либо постановления судьи; присутствовать
при судебном рассмотрении дела в порядке
надзора; обратиться в Конституционный
суд РФ с жалобой на нарушение конституционных
прав и свобод граждан законом, примененным
или подлежащим применению в конкретном
деле.
Для
придания гласности заключению, принятому
Уполномоченным в ходе рассмотрения
жалобы либо факта нарушения прав
и свобод гражданина, Уполномоченный
вправе опубликовать его в средствах массовой
информации.
Соответствующие
печатные издания обязаны опубликовать
заключения и другие документы, представленные
Уполномоченным. Однако эта обязанность
вменяется только тем периодическим печатным
изданиям, которые финансируются либо
полностью, либо частично за счет бюджетных
средств, а также тем, в которых одним из
учредителей являются государственные
структуры: государственные или муниципальные
органы, органы местного самоуправления,
предприятия, учреждения, организации.
На
основе изучения и анализа различных
материалов и информации, поступившей
по поводу нарушения прав и свобод граждан,
обобщения итогов рассмотрения жалоб
Уполномоченный направляет свои замечания
и предложения общего характера, относящиеся
к обеспечению прав и свобод граждан государственным
органам, органам местного самоуправления
и должностным лицам; обращаться к субъектам
законодательной инициативы с предложениями
по совершенствованию законодательства,
затрагивающего права и свободы человека
и гражданина.
В
результате рассмотрения жалоб граждан,
а также при получении иным
путем информации о грубых или массовых
нарушениях прав и свобод граждан Уполномоченный
имеет право выступать по этому поводу
на очередном заседании Государственной
Думы с докладом, т.е. довести до сведения
депутатов факты нарушений.
Кроме
этого Уполномоченный имеет право
обратиться к депутатам Государственной
Думы с предложением создать специальную
парламентскую комиссию по изучению и
расследованию фактов нарушений прав
и свобод граждан, провести по этим вопросам
парламентские слушания. Уполномоченный
вправе лично участвовать в работе этой
комиссии, а также парламентских слушаниях
либо направить туда своего представителя.
Важной
формой реагирования, которая присуща
всем омбудсменам, и Российскому Уполномоченному
в частности, является ежегодный доклад
парламенту. Кроме представления своего
доклада Совету Федерации и Государственной
Думе Уполномоченный обязан направить
его в другие высшие органы государства:
Президенту РФ, Правительству РФ, Конституционному
Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному
Суду РФ, Генеральному прокурору РФ.
В
случае необходимости для привлечения
особого внимания к отдельным
вопросам соблюдения прав и свобод граждан
в РФ Уполномоченный имеет право направить
специальный доклад в Государственную
Думу.
Все
ежегодные доклады Уполномоченного
должны быть доведены до всеобщего обозрения.
В этих целях они подлежат официальному
опубликованию в официальном источнике
- в “Российской газете”. Специальные
доклады по отдельным конкретным вопросам
также могут быть опубликованы по решению
Уполномоченного в “Российской газете”
либо в других изданиях Шишкова А. Институт
омбудсмена11. Законодательство
РФ предусматривает юридическую ответственность
за вмешательство в деятельность Уполномоченного.
В соответствии со ст.17.2 КоАП РФ Кодекс
об административных правонарушениях
от 30 декабря 2001г. №195-ФЗ (с изм. от 6 декабря
2007г.)12. Собрание вмешательство в
деятельность Уполномоченного по правам
человека с целью повлиять на его решения
влечет наложение административного штрафа
в размере от одной тысячи до двух тысяч
рублей, неисполнение должностными лицами
законных требований Уполномоченного
по правам человека, а равно неисполнение
должностными лицами обязанностей, установленных
Федеральным конституционным законом
«Об Уполномоченном по правам человека
в Российской Федерации», влечет наложение
административного штрафа в размере от
двух тысяч до трех тысяч рублей, воспрепятствование
деятельности Уполномоченного по правам
человека в иной форме влечет наложение
административного штрафа в размере от
одной тысячи до трех тысяч рублей.
Заключение
По
мнению исследователей, российский вариант
института Уполномоченного по правам
человека ближе к модели независимого
омбудсмена, хотя в отличие от стран,
где действует такая модель, он
не поставлен по своему правовому
статусу в ряд высших органов
государственной власти и не наделен
мощными властными полномочиями.
В то же время его задачи определены
чрезвычайно широко. Российский омбудсмен
характеризуется широкой постановкой
задач и малыми полномочиями по их реализации.
Правовой статус Уполномоченного по правам
человека в Российской Федерации характеризуется
юридической неопределенностью и неконкретностью13.