Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2011 в 12:22, курсовая работа
Краткое описание
Целью данного исследования явилось комплексное изучение правового ин-ститута Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, как важ-нейшего механизма, составляющего внутригосударственную систему защиты прав и свобод человека, элементов его образующих, его современного состояния и проблем его становления и развития.
К
уполномоченным лицам, которые вправе
применить эту меру относятся
должностные лица органов внутренних
дел, гражданской авиации, таможенных
учреждений и т. д.
Следует
отметить, что законодатель распространяет
неприкосновенность Уполномоченного
на его жилое и служебное помещения,
багаж, личное и служебное транспортное
средства, корреспонденцию, средства связи,
принадлежащие уполномоченному документы.
Аналогичные
положения содержатся и в зарубежном
законодательстве. Так, например, французский
медиатор пользуется неприкосновенностью,
поэтому не может подвергаться преследованию,
розыску, задержанию. аресту или преданию
суду за высказанные мнения или за совершение
действий при выполнении им своих обязанностей.
Указанные положения служат своего рода
гарантией его независимости. Польскому
Уполномоченному принадлежит иммунитет
от привлечения к уголовной ответственности,
ареста либо задержания, аналогичный иммунитету
депутата Сейма.
Уполномоченный
может быть задержан на месте преступления.
В этом случае должностное лицо,
производившее задержание обязано
незамедлительно уведомить об этом
Государственную Думу. На основании
поступившей информации Государственная
Дума, если сочтет это необходимым, принимает
соответствующее решение, в котором выражает
свое согласие на дальнейшее применение
этой процессуальной меры. Если согласие
не получено в течение 24 часов Уполномоченный
должен быть освобожден.
Российский
Закон предусматривает ряд случаев
досрочного освобождения Уполномоченного
от должности.
Во-первых,
если он нарушил требования ст.11 Закона,
т.е. продолжает осуществлять деятельность,
несовместимую с его статусом: является
депутатом Государственной Думы или депутатом
законодательного (представительного)
органа субъекта Федерации, членом Совета
Федерации, занимается другой оплачиваемой
(коммерческой деятельностью) или неоплачиваемой
деятельностью, кроме преподавательской,
научной, либо иной творческой.
Во-вторых,
когда в отношении Уполномоченного
вступил в законную силу обвинительный
приговор суда.
Государственная
Дума может прекратить полномочия Уполномоченного,
если он неспособен по состоянию здоровья
или по иным причинам исполнять свои
обязанности в течение не менее четырех
месяцев подряд Комментарий к ФКЗ “Об
Уполномоченном по правам человека в РФ”8.Следует
добавить, что 9 февраля 2005 г. Московская
областная Дума приняла решение о внесении
изменений в Закон Московской области
“Об Уполномоченном по правам человека
в Московской области”9. В соответствии
с принятой поправкой, депутаты областной
Думы получили право выражать недоверие
Уполномоченному по правам человека в
Московской области и на этом основании
досрочно прекращать его полномочия. Московская
областная Дума приняла закон, лишающий
омбудсмена независимости.
Закон
предусматривает Уполномоченному
право самому подать заявление о
сложении полномочий. В этом случае
требуется согласие Государственной
Думы, касающегося освобождения от
должности.
Оформление
досрочного освобождения от должности
производится принятием Государственной
Думой специального постановления.
В
ситуации досрочного прекращения полномочий
Уполномоченным Закон предписывает
Государственной Думе назначить
нового Уполномоченного в течение
двух месяцев со дня досрочного освобождения
от должности предыдущего. Порядок
назначения регулируется статьями 6-10
ФКЗ об Уполномоченном по правам человека
в РФ.
2.2
Функции Уполномоченного по правам
человека в РФ
Функции
Уполномоченного по правам человека
перечислены в ч. 3 ст. 1 Закона об
Уполномоченном по правам человека:
1)
восстановление нарушенных прав
человека и гражданина;
2)
совершенствование законодательства
РФ о правах человека и гражданина
и приведение его в соответствие
с общепризнанными принципами
и нормами международного права;
3)
развитие международного сотрудничества
в области прав человека;
4)
правовое просвещение по вопросам
прав и свобод человека, форм
и методов их защиты.
Таким
образом, основными направлениями
деятельности Уполномоченного по правам
человека в России являются:
-
рассмотрение жалоб и обращений
о нарушениях прав и свобод
человека и гражданина, принятие
мер по их восстановлению;
-
анализ законодательства РФ в
области прав человека и гражданина,
подготовка рекомендаций по его совершенствованию
и приведению в соответствие с общепризнанными
принципами и нормами международного
права;
-
развитие международного сотрудничества
в области прав человека;
-
правовое просвещение по вопросам
прав и свобод человека, форм
и методов их защиты;
- подготовка ежегодного доклада о деятельности
и направление его Президенту РФ, в Совет
Федерации и Государственную Думу, Правительство
РФ, Конституционный, Верховный и Высший
Арбитражный Суды РФ, Генеральному прокурору
РФ;
- выступления с докладами на заседаниях
Государственной Думы в случаях грубого
или массового нарушения прав и свобод
граждан;
- направление в Государственную Думу
специальных докладов по отдельным вопросам
соблюдения прав и свобод граждан в РФ;
- обращение в Государственную Думу с предложениями
о создании парламентских комиссий по
расследованию фактов нарушения прав
и свобод граждан и о проведении парламентских
слушаний, участие в работе указанных
комиссий и проводимых слушаниях;
- обращение в суды общей юрисдикции и
в Конституционный Суд РФ для защиты прав
и свобод граждан;
- принятие по собственной инициативе
соответствующих мер в пределах своей
компетенции при наличии информации о
массовых или грубых нарушениях прав и
свобод граждан либо в случаях, имеющих
особое общественное значение или связанных
с необходимостью защиты интересов лиц,
не способных самостоятельно использовать
правовые средства защиты;
- анализ правоприменительной практики
в области прав человека и гражданина
и выработка предложений по ее совершенствованию;
- информирование органов государственной
власти и общественности о положении дел
с соблюдением прав и свобод граждан в
РФ;
- направление государственным органам,
органам местного самоуправления и должностным
лицам замечаний и предложений общего
характера, относящихся к обеспечению
прав и свобод человека и гражданина, совершенствованию
административных процедур.
Помимо прямо предусмотренных ФКЗ основных
направлений деятельности Уполномоченного,
возникают и другие задачи, тесно связанные
с осуществлением его полномочий в рамках
установленной законом компетенции.
Уполномоченный информирует государственные
органы и общественность о своей деятельности,
о положении дел в сфере соблюдения прав
и свобод человека и гражданина в стране,
взаимодействует с федеральными и региональными
органами государственной власти, с уполномоченными
и комиссиями по правам человека в субъектах
РФ, неправительственными правозащитными
организациями, средствами массовой информации.
Подготовка ежегодных докладов о деятельности,
а также специальных докладов, доведение
их до сведения должностных лиц и широкой
общественности дает возможность Уполномоченному
изложить свое видение ситуации с обеспечением
прав человека как в целом по стране, так
и в отдельных сферах жизни общества, является
мощным рычагом воздействия на общественное
мнение.
Основная масса дел, связанных с восстановлением
нарушенных прав граждан, рассматривается
на основе поступающих по почте письменных
заявлений обращений и жалоб граждан на
решения или действия (бездействие) государственных
органов, органов местного самоуправления,
должностных лиц, государственных служащих.
У граждан есть возможность обратиться
непосредственно в группу приема заявителей
Аппарата Уполномоченного, позвонить
по “горячей телефонной линии” и получить
необходимые консультации.
Важной формой работы, позволяющей получить
“из первых рук” представление о ситуации
с правами человека на местах является
организация работы “выездных приемных”
в тех субъектах РФ, откуда поступает наибольшее
количество жалоб.
Значительное место в деятельности Уполномоченного
занимает работа по правовому просвещению
в сфере прав человека, форм и методов
их защиты. Гражданам разъясняются те
формы защиты, которые они могут использовать,
в частности, в какие административные,
судебные и другие органы они вправе обратиться,
оказываются юридические консультации.
Уполномоченный оказывает консультационную
помощь гражданам, желающим реализовать
свое конституционное право обратиться
в международные органы по правам человека
(Европейский Суд, Комитет ООН по правам
человека и другие).
Таким образом, основной функцией института
омбудсмена можно назвать функцию “моста
между обществом и властью”, функцию посредника,
восстанавливающего связность социальной
системы, разрывы между простым человеком
и государственной машиной. Институт омбудсмена
становится своеобразным “дружелюбным
интерфейсом” государственного механизм.
2.3
Полномочия и порядок деятельности
Уполномоченного по правам человека
в РФ
Одним
из главных способов реализации Уполномоченным
своих контрольных функций является
процесс рассмотрения жалоб граждан
РФ, а также обращений иностранных
граждан и лиц без гражданства.
Граждане обращаются к Уполномоченному
в случае неудовлетворения административным
решением, порядком его применения или
поведения должностного лица и в других
случаях, когда нарушаются права заявителя
органом государственной власти или чиновником.
В целях ограждения Уполномоченного от
тех обращений, которые могут быть и должны
быть рассмотрены в других инстанциях,
так как институт Уполномоченного не стремится
заменить, вытеснить уже существующие
каналы обжалования, а является важным
дополнением к тем способам защиты прав
граждан, которые сложились и функционируют
в рамках российской правовой системы,
законодатель счел нужным конкретизировать
порядок обращения к Уполномоченному
с жалобой.
В
этой связи закреплено правило, в
соответствии с которым жалоба может
быть подана Уполномоченному на решения
или действия (бездействие) государственных
органов, органов местного самоуправления,
должностных лиц, государственных служащих
только после того как гражданин обжаловал
решения или действия (бездействие) в судебном
либо административном порядке, но остался
не согласен с принятым решением.
Законодатель
устанавливает некоторые изъятия
из сферы компетенции Уполномоченного,
в соответствии с которыми Уполномоченный
не рассматривает жалобы на решения Совета
Федерации и Государственной Думы Федерального
Собрания РФ, а также законодательных
(представительных) органов субъектов
РФ.
Гражданин
может обращаться со своей жалобой,
как к уполномоченному субъекта,
так и к Уполномоченному на
федеральном уровне. Если гражданин
в начале обратился со своей жалобой
к Уполномоченному по правам человека
в субъекте РФ - это не является причиной
для отказа в принятии жалобы по аналогичной
проблеме Уполномоченным по правам человека
в РФ.
В
большинстве стран мира законодательством
устанавливается определенный срок,
в течение которого гражданин
может подать жалобу омбудсмену. Так,
например, в Новой Зеландии он равняется
12 месяцам, в Швеции - 2 годам с того момента,
когда гражданину стало известно о нарушении
его прав и т.д.
Российский
Закон устанавливает общее правило,
в соответствии с которым жалоба
может быть подана Уполномоченному
не позднее истечения одного года
со дня нарушения прав и свобод
гражданина или с того дня, когда
ему стало известно об их нарушении.
Введение
такого срока не означает, что в
случае его истечения Уполномоченный,
если сочтет, что имеются особые обстоятельства,
не может уже принять жалобу к своему рассмотрению.
Компетенция
Уполномоченного распространяется
на жалобы граждан, находящихся в местах
принудительного содержания, например,
в тюрьмах, камерах предварительного заключения,
колониях и т.п. Администрация мест принудительного
содержания обязана отправлять Уполномоченному
обращения к нему лиц, содержащихся в этих
местах в четко определенный период времени,
который равен 24 часам с момента поступления
в администрацию обращения. Администрация
не имеет право вскрывать эти письма, либо
иным образом подвергать их просмотру.