Толкование норм права

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 21:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы попытаться проанализировать и систематизировать существующие мнения и ответить на вопрос о том, какова цель и необходимость толкования, как подразделяется толкование по субъектам, способам и объему.
Задачи для достижения этой цели ставятся следующие:
- охарактеризовать понятие «толкование правовых норм»;
- определить основные виды толкования норм права;
- выделить основные особенности толкования норм права.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие, необходимость и цели толкования норм права 5
1.1. Понятие и значение толкования 5
1.2. Цель толкования 11
1.3. Два аспекта толкования 12
1.4. Функции толкования 14
2. Виды толкования норм права 16
2.1. По субъектам (по юридической силе) 16
2.1.1. Официальное толкование 16
2.1.2. Неофициальное толкование 18
2.2. По объему 24
2.3. По способам толкования 26
3. Особенности толкования норм права 30
Заключение 39
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая готова1.docx

— 78.26 Кб (Скачать)

      Комментаторы  однако указывают, что американскому  правосудию не удалось избежать некоторой  политизации.

      В конечном счете почему судьи, назначаемые  на свой пост пожизненно и происходящие обычно из элиты общества, более  подходят для осуществления толкования Конституции, чем избранные народом  представители, более ему подотчетные? Ответ заключается в том факте, что США являются конституционной  демократией, которая требует, чтобы  правление большинства было сбалансировано соблюдением прав меньшинства.

      Контрмажорная природа правосудия является скорее преимуществом, чем недостатком. Ограничения  государственной власти и гарантии прав личности не имели бы смысла без  механизма обуздания власти большинства. Суды поэтому являются совершенным  инструментом защиты прав меньшинства,  в то время как две другие ветви  власти более подвержены влиянию  большинства. В отличии от других государственных чиновников судьи  не имеют избирательных округов, они “представляют” Конституцию  и из нее черпают свою власть.

      Разъяснение закона не означает оценки его целесообразности, а следовательно, не существует возможности  давать оценку политике, проводимой представительным органом. Тем самым верховный  суд не превращается и не может превратиться в орган, который осуществляет  политику, что, однако, не означает что его постановления не могут иметь того или иного политического значения. Решая вопрос о толковании закона, Верховный суд не становится законотворческим органом, поскольку он не может ни заменить нормы закона, ни создать новые [8, с.3].

Особая  роль суда определяется тем, что он - арбитр в спорах о праве. Важно, что суд не только реализует принцип  справедливости в правоприменительной  практике, но и выступает как своеобразный арбитр в процессе законотворчества. Тем самым суд выступает в  качестве ”сдержки и противовеса” по отношению к двум другим ветвям власти. Причем у суда есть определенные преимущества по сравнению с законодателем  в оперативности приведения правопорядка в соответствие с требованиями жизни. Суд , обращаясь к толкованию Конституции  и права, может использовать аналогию закона и аналогию права, т.е. принимать  решения руководствуясь не только буквой, но и духом закона, аксиомами и  принципами права [9, с.336-337]

        Европейская система предполагает  учреждение специальных или квази-судебных  органов для толкования Конституции,  которые занимают особое место  в иерархии судебной власти. Такими  органами являются, например, Конституционный  суд в Италии, Конституционный  трибунал в Польше, Конституционный  совет и частично Государственный  совет  во Франции [16, с.73].

      Когда конституционный суд интерпретирует конституцию и “связанное с этим действие” не только для граждан, но и для государственных органов, то мысль, обосновывающая и делающая законным ограничение всех государственных  властей конституцией, может лишь стать реальностью, когда решение  суда выразит содержание конституции, пусть даже в форме судебного  толкования. Даже если суд уполномочен  определить обязательность содержания конституции, он не стоит над конституцией, которой обязан своим существованием [20, с. 41-42].

      Конституционный Суд является независимым арбитром. При его деятельности сохраняется  баланс властей в государстве  и толкование стоит на защите законности. К тому же эффективность толкования осуществляемое этим органом проверена  опытом ведущих европейских стран. Подведя итог вышесказанному можно  прийти к выводу, что Конституционный  суд Республики Беларусь должен осуществлять функцию толкования Конституции.

      Необходимость толкования Конституции возникает  по тем же причинам, по которым интерпретируются все нормативные правовые акты; толкование – необходимая стадия процесса их реализации. Конституция – особый акт, рассчитанный на длительное и стабильное действие. При этом в ее действии можно выделить два этапа. Первый – сравнительно короткий, когда  Конституция еще новая и ее разъяснение связано в основном с недочетами правотворчества (наличием пробелов, противоречивостью отдельных  норм, другими небрежностями законодателя). На втором этапе встает проблема отставания конституционного текста от развития жизни, новых реалий. В частности, может измениться объем предусмотренных  правовыми нормами понятий, он может  стать шире или уже, чем предполагал  законодатель. Здесь можно пойти  разными путями: либо бесконечно терзать  Конституцию поправками, как это  было с Конституцией РСФСР 1978 г., либо "приспособить" Основной Закон  к общественной практике. Известен и третий путь – превращение Конституции  в некий эталон, юридический фетиш. Печальный тому пример – Конституция  СССР 1977 г., будучи превращена в программный  документ, она не оказывала никакого влияния на общественное развитие. "Реализация" же шла через бесконтрольное ведомственное нормотворчество, названное  уже тогда "законным беззаконием".

      В правовом государстве разрыв между  Конституцией и общественной практикой  недопустим. Управлять государством и обществом можно только на основе Конституции, в тех формах и теми методами, которые предусмотрены  в ней. Однозначно, что обновление и соблюдение Конституции составляют две стороны единого конституционного процесса. Это – исходная позиция для преодоления отставания Основного Закона. Но к чему ведет обновление через постоянные поправки закона? Рушится авторитет права, возникает угроза несогласованности и противоречивости в системе норм, так как вносятся "лоскутные" изменения и дополнения. Поэтому необходимо толкование Конституции, способное без потерь "приспособить" Основной Закон к жизни. Здесь и следует учесть опыт стран, которые таким путем многие годы преодолевают отставание Конституции без ее изменения.

      Толкование  Конституции можно рассматривать  и применительно к ее жесткости  и мягкости. По всей видимости, использование  толкования может явиться альтернативой  жесткости Конституции. Например, несмотря на чрезвычайно сложную процедуру  принятия поправок к Конституции  Бельгии (в течение 150 лет, прошедших  со времен ее принятия, было лишь 3 поправки (1892 – 93 гг., 1919 – 21гг., 1956-68 гг.). Суды Бельгии, как правило, стараются избегать проверки конституционности законов, осуществляя лишь их толкование, как  это закреплено в Конституции [19, с.16].

      Для конституционного права интерпретация  конституции имеет решающие значение, так как в результате открытости и широты конституции проблемы интерпретации  возникают здесь чаще, чем в  тех правовых  областях, где нормирование более детализировано [20, с.41-42].

      Одним из аспектов необходимости толкования Конституции является защита прав граждан. Американская традиция рассматривает саму писанную конституцию как суверена. И весьма консервативно относится к изменению конституции. Ее толкование приобрело важное значение, т.к. оно стоит на защите прав  граждан в условиях меняющейся действительности [8, с. 1].

      К примеру, путем толкования Конституция  в середине 19 века стала на правах белых американцев, создав законы дискриминирующие негров (Jim Crow Laws). Однако уже в 50-е годы 20 века, когда нравы и взгляды изменились и началась борьба за равные права, толкование той же самой нормы позволило уравнять всех в правах.

      На  другом примере можно указать, как  толкование защитило права прямо  не упомянутые в Конституции США. Решение по делу “Гидеона против Уэйнбрайта “, 1963 года установило тот жизненно важный принцип, что право на юридическую  помощь, даже для тех, кто не может  ее оплатить, является важной составляющей права на справедливый суд, гарантированный  Конституцией (поправка 5). Обвиняемому  Гидеону было отказано в защитнике, и он был вынужден защищаться сам  против обвинения, что ворвался в  бильярдный зал с целью учинить  скандал. Гидеон обратился с апелляцией в Верховный суд штата Флорида, в которой указал, что отказавшись  назначить ему адвоката, суд тем  самым отказал ему в праве  на справедливый суд. Верховный суд  Флориды отклонил апелляцию, и тогда  Гидеон направил жалобу в Верховный  суд США, который единогласно  решил дело в его пользу. Судья  Хью Блэк аргументировал решение  суда следующим образом: … “ Тот  факт, что государство нанимает адвокатов  для возбуждения обвинения, а  ответчики с деньгами нанимают адвокатов  для своей защиты, является самым  наглядным показателем широко распространенного  убеждения, что адвокаты в уголовном  суде - это необходимость, а не роскошь” [8 с. 4].

        Верховный суд посредством толкования защищает права, прямо не упомянутые в конституции и не подразумевавшиеся ее основателями. ... Так например, опираясь на новые доктрины, базировавшиеся на расширенном толковании конституции, и, в частности, на доктрину фундаментальных прав и на обновленное толкование положений о надлежащей правовой процедуре и равной защите законов по 14 поправке ВС во главе с Уорреном сделали много, чтобы правовые возможности осуществления гражданских и процессуальных прав американцев приблизить к демократическим конституционным идеалам [5, с.121].

      Функционально конституционная жалоба (ссылка на нарушение конституционных прав публичной властью) содержит в себе как индивидуальную гарантию защиты граждан, основные права которого нарушены, так и объективно-правовые компоненты: она служит  охране конституции, защищая личный интерес пострадавшего, она должна способствовать обеспечению, толкованию и развитию конституционного прав [20, с.41].

      Таким образом, хотелось бы отметить, что  толкование Конституции может осуществляться либо законодательной либо исполнительной властью. Официальное нормативное толкование Конституции Республики Беларусь осуществляет Палата Представителей, однако помимо официального осуществляется и неофициальное (уяснение смысла Конституции в процессе применения).  Сюда относится деятельность Конституционного Суда, который хотя и не обладает полномочиями официального толкования, но в процессе правоприменительной деятельности обращается к толкованию Конституции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

       Составляющий предмет данной работы проанализировать различные аспекты проблемы толкования, выявить его необходимость в соблюдении законности и исполнения норм права, исследовать способы и субъекты толкования. 
       Толкование нормативные актов чрезвычайно важно для применения правовых норм к конкретным фактам общественной жизни, для осуществления правосудия. От правильного, всестороннего и глубокого толкования нормативные актов во многом зависит укрепление законности, охрана прав и законных интересов граждан.

      В ходе работы были рассмотрены такие  способы толкования как текстовый, систематический, историко-политический и др.

      Что касается субъектов толкования, ими  могут быть как граждане так и  органы государства, однако официальное  толкование Конституции могут осуществлять либо законодательная или исполнительная ветви власти либо судебная. В Республике Беларусь данную функцию исполняет  Палата представителей, однако хотелось бы, чтобы только Конституционный  суд обладал этим полномочием, дабы избежать возможных коллизий.

      В процессе применения юридически важно  не только точно интерпретировать то или иное формально закрепленное правовое положение, но истолковывать  право в целом - его смысл, его  принципы, социально-политическое содержание и т.д. Лишь такое (более глубокое) толкование права может служить в соответствии с требованиями законности, основой для индивидуального поднормативного регулирования конкретных юридических норм, анализа права.

      Проблема  толкования еще мало изучена и  требует дальнейшего более широкого рассмотрения. Всеобъемлюще исследовать эту проблему в рамках данной работы невозможно, однако важность ее изучения очевидна. 

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

      Список  нормативных источников 

       1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.

      2. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье, 9 июля 1999г., №278-3: в ред. Закона РБ от 3 июля 1999г. ( с изменениями и дополнениями, вступ. в силу с 24 июля 1999 г.) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]/ООО «ЮрСпектр». – Минск,2011

       3. Уголовный кодекс  Республики Беларусь, 14 июля 1999г., №2/50: в ред. Закона РБ от 27 декабря 2010г. ( с изменениями и дополнениями, вступ. в силу с 24 июля 1999г.) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]/ООО «ЮрСпектр».  – Минск,2011  

      Список  литературных источников 

       4. Вопленко, Н.Н. Официальное толкование норм права / Н.Н Вопленко. - Москва: Юридическая литература,1976. – 428 с.

      5. Егоров, С.А. Конституционный надзор в современной политико-правовой теории США/ С.А. Егоров  // Государство и право.- № 4. - 1991. -  С. 120-128.

       6. Калмыков, Ю.Х. Вопросы толкования и применения гражданско-правовых норм / Калмыков Ю.Х. // Гражданское право.- 2008. - №3. – С. 5-8.

Информация о работе Толкование норм права