Толкование норм права

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 12:55, реферат

Краткое описание

Толкование норм права - это мыслительный процесс, включающий уяснение и разъяснение смысла и содержания норм права.
В толковании выделяются два аспекта - внутренний - уяснение и внешний - разъяснение.
Сначала необходимо уяснить юридическое содержание нормы права, а затем необходимо объяснить данное понимание нормы права третьим лицам. Уяснение смысла нормы права - это толкование для себя, разъяснение смысла нормы права - это толкование содержания нормы права для других лиц.

Файлы: 1 файл

КОнтрольная по правоведению.doc

— 53.50 Кб (Скачать)

Толкование  норм права.

Толкование норм права - это мыслительный процесс, включающий уяснение и разъяснение смысла и  содержания норм права.

В толковании выделяются два аспекта - внутренний - уяснение и внешний - разъяснение.

Сначала необходимо уяснить  юридическое содержание нормы права, а затем необходимо объяснить данное понимание нормы права третьим лицам. Уяснение смысла нормы права - это толкование для себя, разъяснение смысла нормы права - это толкование содержания нормы права для других лиц.

Реализация права, включая правоприменительную деятельность, всегда сопровождается толкованием норм права. Существует множество причин, обусловливающих необходимость толкования права. Как и любая целенаправленная деятельность, реализация права объективно требует его сознательно-волевого осмысления. Кроме того, законодатель и субъекты, реализующие право, не совпадают в одном лице.

Абстрактный характер норм права, наличие в законодательстве оценочных категорий, неясностей, противоречий, правовых коллизий обостряет потребность в толковании права.

Главная цель толкования заключается в обеспечении правильного  и единообразного понимания и  реализации права. Толкование способствует приданию праву признака формальной определенности.

Рассмотрим способы  толкования норм права.

Грамматическое толкование норм права - это анализ юридического текста с использованием правил языкознания - грамматики, орфографии, морфологии, синтаксиса, пунктуации и т. п.

При данной разновидности  толкования норм права выясняется значение отдельных слов, формулировок, знаков препинания, связи слов в предложениях и т.д.

Правила грамматического  толкования:

· словам и формулировкам придается общеупотребительное значение, придание словам и формулировкам иного, специального значения должно быть обоснованно;

· если в законодательстве существует нормативное определение термина, следует использовать термин именно в этом значении;

· значение термина, нормативно установленное для одной отрасли права, нельзя без достаточных на то оснований применять в других отраслях. Это особенно актуально, если речь идет об отраслях публичного и частного права;

· если значение термина нормативно не определено, следует руководствоваться юридической, прежде всего судебной, практикой и правовой доктриной;

· придание разным терминам одного значения, равно как и одинаковым терминам разного значения, не допускается без достаточных на то оснований;

· ни одно слово, формулировка, суждение или знак препинания не могут толковаться как излишние.

Систематическое толкование норм права - это выявление смысла и содержания нормы путем ее сравнительного анализа с другими нормами права.

Логическое толкование норм права - это использование логического анализа, т.е. исследование внутренних связей между словами, формулировками и суждениями.

Историческое толкование норм права - это изучение конкретно-исторических условий создания нормы, причин и целей издания соответствующего нормативно-правового акта.

Функциональное толкование норм права - это изучение сложившейся практики применения правовых норм.

Рассмотрим виды толкования норм права.

Официальное - это толкование права компетентными государственными органами, носящее общеобязательный характер. Официальное толкование осуществляется в установленной процессуальной форме, его результат оформляется специальным актом. Акты официального толкования обладают юридической силой, то есть признаком общеобязательности.

Официальное толкование классифицируют по субъекту на аутентичное  или авторское и делегированное. Аутентичное толкование осуществляется самим органом, издавшим толкуемую норму. В данном случае субъект правотворчества и субъект толкования права совпадают в одном лице. Делегированное толкование осуществляется специально уполномоченным субъектом. Например, Конституционный Суд уполномочен законом официально толковать нормы Конституции России.

По содержанию официальное  толкование подразделяется на нормативное  и правоприменительное - казуальное.

Нормативное толкование распространяется на все юридические ситуации определенного рода.

Правоприменительное или  казуальное толкование распространяется на конкретную юридическую ситуацию - казус.

Процесс нормативного толкования идентичен правотворчеству. Акты нормативного толкования содержат конкретизирующие нормы, то есть имеют нормативный  характер.

Неофициальное толкование - это толкование права частными субъектами. Неофициальное толкование осуществляется в произвольной форме - устной или письменной и не обладает признаком официальной обязательности для третьих лиц. В неофициальном толковании выделяют три разновидности:

· доктринальное;

· профессионально-юридическое;

· обыденное.

По объему выделяют:

· буквальное толкование;

· расширительное толкование;

· ограничительное толкование.

При буквальном толковании результаты толкования полностью совпадают  с текстом толкуемой нормы.

При расширительном толковании результаты толкования шире текстового содержания нормы.

При ограничительном  толковании толкование сужает текстовое  содержание нормы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Избирательная система.

Современная избирательная  система это установленный соответствующим законодательством порядок по определению итогов голосования на выборах. В более широком смысле, это закрепленный и регулируемый соответствующими нормами и правилами избирательного права порядок, устанавливающий организацию и проведение выборов в органы госвласти. А также это урегулированная законодательством деятельность граждан (людей), органов, организаций (юрлиц) и инициативных групп именно по подготовке и проведению выборов различного уровня или же референдумов.

Собственно избирательный процесс, задействованный при выборах в органы госвласти имеет ряд некоторых особенностей по сравнению с референдумным процессом. Избирательный процесс характеризуется следующего вида стадиями:

- организационная – включает  в себя назначение даты проведения выборов, установление избирательных округов (связанный обычно с региональным делением) и участков (местное деление), формирование избирательных комиссий (ответственных лиц за процесс), составление избирательных списков (т.е. учет всех проживающих на данной территории людей и имеющих в соответствии с законом право на участие в выборах);

- выдвижение (посредством сбора  определенного количества поддерживающих  голосов), а также регистрация  кандидатов;

- проведение предвыборных агитационных  мероприятий;

- непосредственно голосование и последующий подсчёт голосов;

- вычисление результатов выборов  (подсчет, регистрацию и фиксирование) и их официальное опубликование;

- дополнительная стадия в виде  второго тура или же повторного  голосования.

Будучи по своей природе демократичным - избирательное право исключает какую-либо возможность отстранения (не допущение) от выборов каких-либо граждан, за исключением перечисленных в Конституции. Так в частности, не имеют права избирать, впрочем, как и быть избранными, граждане, которые признаны соответствующим судебным решением недееспособными.

Также запрещается, законодательно, какое-либо ограничение в своих избирательных  правах граждан по признакам пола, расы, языка, национальности, а также  по другим обстоятельствам.

Целый ряд правовых и  организационных гарантий обеспечивает эффективность принципа всеобщности (т.е. доступности) избирательного права. В число таких гарантий входят порядок составления избирательных  списков, организация работы избирательных  участков и многое другое. Весьма существенной гарантией данного принципа является то обстоятельство, что граждане России, проживающие или же работающие за пределами государства, обладают всеми правами, связанными непосредственно с избирательным правом. Консульские и дипломатические учреждения обязаны помочь им в полноценной реализации данных прав.

Законодателем предусмотрены  определённые условия, позволяющие  осуществлять принципа всеобщности. Так, например, предусмотрены определённого  рода ограничения, которые связаны  со статусом выбираемого должностного лица, в число которых входит невозможность находиться в одно и то же время на государственной службе и при этом входить в состав законодательного органа госвласти, и тем более заниматься иной оплачиваемой деятельностью.

Принцип равности избирательного права позволяет обеспечить для всех граждан одинаковые условия по участию в выборах, которое может проявляться в следующих аспектах:

- каждый из избирателей  имеет исключительно один голос,  что позволяет обеспечить такие  факторы как то, что избирателя не могут включить в более чем один избирательный список, избиратель голосует лично; для того чтобы получить избирательный бюллетень необходимо подтверждение личности и т.д;

- граждане участвуют  в выборах на абсолютно равных  основаниях.

Весьма важной гарантией  данного признака избирательного права  можно с полной уверенностью считать  установленный и предусмотренный  законодательством непосредственно  порядок образования и формирования избирательных округов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие исковой давности и ее сроки. Требования, на которые исковая давность не распространяется.

Понятие исковой давности очень часто встречается в судебной практике и не редко ее применение лишает возможности граждан в полной мере защитить свои права. Большинство людей обращающихся самостоятельно в суд, не имеют юридического образования и не ведают о существовании срока исковой давности. В связи с чем, хотелось бы подробней остановиться на понятии срока исковой давности и условиях ее применения.

Под исковой давностью понимается период времени в течение, которого лицо, чье право нарушено, должно обратиться в суд за защитой. В случае пропуска срока исковой давности, лицо также не лишено права на защиту, поскольку суд не вправе отказать Вам в приеме заявления в связи с пропуском срока исковой давности, однако в удовлетворении требования может быть отказано по ходатайству ответчика.

По общему правилу срок исковой давности составляет три года. Законодательством также предусмотрены и специальные сроки исковой давности, так например, по спорам связанным с имущественным страхованием такой срок составляет два года. Срок исковой давности по признанию оспоримой сделки недействительной равен одному году. Заявление об оспаривании совершенных нотариальных действий или об отказе в их совершении должно быть подано в течение 10 дней. Заявление об оспаривании действий (бездействий) должностных лиц может быть подано в течение 3 месяцев.

По общему правилу срок исковой давности начинает течь со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Например: требования к страховой компании могут быть предъявлены в течение двух лет, со дня, когда страховая компания отказала в выплате страхового возмещения.

По обязательствам с определенным сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения. Например: по договору займа деньги должны были быть возвращены до 01.01.2010 года, следовательно, срок исковой давности истекает 02.01.2013 года.

Если в договоре срок исполнения не указан или определен моментом востребования, течение исковой давности начинается с момента востребования.

По регрессным обязательствам течение исковой давности начинается с момента исполнения основного обязательства.

Гражданский кодекс предусматривает  также приостановление и перерыв срока исковой давности.

 

Статья 208 ГК предусматривает ряд  требований, к которым исковая давность не применяется: 
а) требования о защите нематериальных благ и личных неимущественных прав, кроме случаев, предусмотренных законом. Перечень нематериальных благ и неимущественных прав содержится в ст. 150 ГК. Указанные блага и права характеризуются тем, что они носят абсолютный и бессрочный характер, а их нарушение непрерывно. Однако защита некоторых из них возможна в пределах давностных сроков. Так, авторство на рационализаторские предложения может быть оспорено только в течение трех лет со дня выдачи удостоверения; 
б) требования к банку о выдаче вкладов. Суть отношений между вкладчиками и банком характеризуется тем, что они, по общему правилу, носят бессрочный характер, поэтому само по себе истечение времени не влияет на права вкладчика как по основной сумме вклада, так и по процентам и выигрышам по нему. Эти правила относятся к любым вкладчикам и к любым видам банков;

Информация о работе Толкование норм права