Толкование норм права

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 21:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы попытаться проанализировать и систематизировать существующие мнения и ответить на вопрос о том, какова цель и необходимость толкования, как подразделяется толкование по субъектам, способам и объему.
Задачи для достижения этой цели ставятся следующие:
- охарактеризовать понятие «толкование правовых норм»;
- определить основные виды толкования норм права;
- выделить основные особенности толкования норм права.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие, необходимость и цели толкования норм права 5
1.1. Понятие и значение толкования 5
1.2. Цель толкования 11
1.3. Два аспекта толкования 12
1.4. Функции толкования 14
2. Виды толкования норм права 16
2.1. По субъектам (по юридической силе) 16
2.1.1. Официальное толкование 16
2.1.2. Неофициальное толкование 18
2.2. По объему 24
2.3. По способам толкования 26
3. Особенности толкования норм права 30
Заключение 39
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая готова1.docx

— 78.26 Кб (Скачать)

       Процесс познания при толковании нормативные актов в значительной степени облегчен тем, что сам предмет толкования - объективный результат мыслей законодателя. В силу этого при толковании нормативные актов в принципе крайне редко сознание интерпретатора оказывается неспособным вообще выяснить смысл  исследуемого нормативные акта. Это вовсе не означает, что роль интерпретатора сводится к роли машины, механически толкующей нормативные акты. Толкование - активная, творческая и кропотливая деятельность, своего рода искусство, где необходимо активное применение интерпретатором своих знаний и опыта. Но эта деятельность не должна быть направлена не на то, чтобы обойти веление закона, расширить или сузить смысл правовой нормы и изменить ее, а на то, чтобы правовую норму правильно и всесторонне  исследовать, выяснить тот смысл, который законодатель вложил в словесную формулировку нормы. Поэтому, толкуя нормы права, необходимо хорошо знать разнообразные стороны жизни общества, глубоко разбираться в специфике каждого рода общественных отношений. Кроме того интерпретатору нужны определенные знания в области логики, грамматики, психологии, истории и т.д. В свое время Е. В. Васьковский правильно указывал, что каждая правовая норма “ представляет собой выраженную в словах мысль законодателя. Следовательно, искусство толкования законов сводится к умению понимать человеческую речь [13, с.32].

     По словам Н.М. Коркунова, высказанным еще в начале уходящего века, «знать, какие  именно нормы подлежат применению, еще мало. Надо, кроме того, суметь применить эти нормы. А для этого прежде всего следует выяснить смысл данной юридической нормы… Если законодатель по неумелости или недосмотру выразил в законе свою волю уже ее действительного содержания, законом она делается все-таки только в том объеме, в каком она выражена… закон служит настолько источником права, насколько он выражает волю законодателя. Поэтому, если случайно выражения закона окажутся шире действительной воли законодателя, законом должно считаться только то, что составляло действительную волю законодателя… ошибка или неправильность языка не может служить источником права. Поэтому, ближайшим образом, задачу толкования законов составляет выявление воли законодателя» [7, с.23].

       Целью толкования нормативные актов, как правило, является не просто абстрактное понимание смысла правовой нормы ради чисто академических целей, а познание ее для того, чтобы правильно на ее основе решать конкретные жизненные случаи. Толкование законов и других нормативные актов является одним из средств укрепления законности, ее обеспечения. Как бы хорош закон ни был без правильного и глубокого его толкования невозможно укрепление законности. Недостаточно глубокое и правильное толкование норм права, и, следовательно, неправильное их применение способно привести к очень серьезным ошибкам при проведении закона в жизнь. Устранение ошибок понимания, создание условий надлежащей реализации права преследуют акты толкования. Толкование в правовом государстве должно служить цели правильного, точного, единообразного понимания и применения законов, цели выявления той сути закона, которую законодатель вложил в словесную формулировку, призвано противодействовать любым попыткам отойти от точного смысла правовых норм, противопоставлять под разными предлогами “буквальный” и “действительный” смысл этих норм.  Основной идеей, которой должно быть проникнуто все учение о толковании нормативные актов, является идея всемерного укрепления законности, ее охраны [13, с.37]. 
 

1.2. Значение толкования 

       Нередко возникает вопрос о причинах необходимости толкования юридических норм. Иногда считают, что оно связано лишь с просчетами, допущенными законодателем в формулировках текстов законов, их неудачностью, неточностью, нечеткостью и др. Это не совсем так, хотя и эту причину нельзя сбрасывать со счетов. Толкование как процесс анализа правовой информации неизбежен во всех случаях, когда возникает необходимость осуществления юридически значимых действий.

       Толкование юридических норм как интеллектуальная деятельность выходит за рамки применения права. Оно необходимо и в процессе правотворчества, т.е. создания нормативных правовых актов, поскольку установление новых правовых предписаний невозможно без их смыслового сопоставления с действующими. Толкование играет известную роль и при систематизации законодательства, так при его помощи определяются различные системообразующие факторы и др. Анализ правовых норм с целью установления, уточнения истинного их содержания необходим также при любой форме правореализации.

       Особую важность приобретает толкование при реализации юридических норм путем их применения, ибо от точного установления смысла правовых предписаний в значительной степени зависит правильность разрешения юридических дел. В процессе правоприменительной деятельности компетентные органы не только уясняют для себя смысл юридических норм, но и дают в необходимых случаях разъяснения их содержания [11, с.423-424]. 
 

1.3. Два аспекта толкования

 

      Толкование норм права представляет собой сложное, комплексное явление. Его можно рассматривать в двух аспектах. Под толкованием, во-первых, понимают процесс мышления лица, изучающего правовую норму, уяснения смысла нормы и его объяснения. Это необходимый подготовительный этап, предпосылка для правильного решения конкретного дела, проведения кодификационной работы, составления собраний и картотек законодательства, учета нормативных актов, издания акта – разъяснения нормы права и т.д. Во-вторых, толкование предполагает разъяснение содержания нормы. Это деятельность определенных органов и лиц, имеющая самостоятельное и специальное значение. Ее цель – обеспечить правильное и единообразное осуществление толкуемой нормы во всех случаях, на которые она рассчитана, устранить неясности и возможные ошибки при ее применении. Толкование-разъяснение обязательно должно быть зафиксировано либо в форме официального акта государственного органа или иного органа, наделенного властными полномочиями, либо в форме даваемых общественными организациями или отдельными лицами рекомендаций и советов, не имеющих формально обязательного характера [10, с.282].

       В первом случае речь идет о различных приемах уяснения норм права – текстовом, систематическом, историко-политическом. Здесь же нужно говорить о тех результатах, к которым приходит интерпретатор, использовав все приемы уяснения (буквальное, распространительное и ограничительное толкование). Во втором случае рассматриваются такие виды толкования, как официальное, которое может нормативным и казуальным, и неофициальное.

       Указанные аспекты наиболее четко просматриваются при применении права: лицо или орган, применяющие юридические нормы, должны уяснить их смысл и ознакомиться с разъяснениями, даваемыми официальными органами, наукой права. Уяснение нормы преследует цель установить ее смысл в полном объеме в то же время разъяснение имеет, как правило, более конкретное назначение – раскрыть смысл того или иного термина, объяснить, на кого распространяет свое действие толкуемая норма, каково ее соотношение с другими, близкими по смыслу нормами и т.д. Уяснению подлежат в принципе все нормативные акты, разъяснению – лишь те, по поводу которых возникают сомнения или разногласия на практике. За уяснением вовсе не обязательно должно следовать разъяснение, и в большинстве случаев достаточно лишь уяснить смысл закона, чтобы вывести решение по делу [10, с.283].  
 

1.4. Функции толкования 

       Толкование правовых норм выполняет следующие функции:

       1. Познавательная функция. Следует из самого содержания, сути толкования, в ходе которого субъекты познают право, содержание правовых норм.

      2.  Конкретизационная функция. При толковании правовые предписания часто конкритизируются, уточняются с учетом конкретных обстоятельств.

       3. Регламентирующая функция. Толкованием в форме официального разъяснения как бы завершается процесс нормативной регламентации общественных отношений. Это означает, что граждане и организации, а так же органы государства и должностные лица, применяющие право, обязаны руководствоваться не только юридическими нормами, но и актами их официального толкования.

       4. Правообеспечительная функция. Некоторые акты толкования создаются для обеспечения единства и эффективности правоприменительной деятельности. Таковы, например, разъяснения Центризбиркома о порядке применения норм Закона о выборах.

       5. Сигнализаторская функция. Толкование нормативных актов позволяет обнаружить их недостатки технического и юридического характера. Это является «сигналом» для законодателя о необходимости совершенствования соответствующих норм. Например, весьма показательно и целесообразно толкование при коллизии правовых норм, когда разные нормы, с разным противоречивым содержанием регулируют одни и те же общественные отношения. В процессе толкования вскрываются не только сами противоречия, вызванные «столкновением юридических норм», но и их причины: ошибка законодателя, несвоевременное обновление законодательства, сохранение актов, фактически утративших законную силу (ФУСов), сохранение «старых» актов при принятии новых, конфликты норм международного и национального права и др. [12, с.287].

        Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что толкование правовых норм – это важнейшее условие их правильного понимания и применения. Не будь толкования, весь сложный процесс правореализации был бы затруднен, а в некоторых случаях просто невозможен. 
 
 
 
 
 
 
 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  

2. ВИДЫ  ТОЛКОВАНИЯ НОРМ ПРАВА 

2.1. По субъектам (по юридической силе) 

2.1.1. Официальное толкование 

       Официальное толкование дается  уполномоченными на то компетентными  органами или должностными лицами. Оно, как правили документально  оформляется в специальных актах  (актах толкования) и является  юридически обязательным для  всех, кого это касается, т.е. вызывает  определенные юридические последствия.  Такое толкование ориентирует  субъектов правореализации на  однозначное понимание толкуемой  нормы и правильное её применение. Разумеется, оно принимается во  внимание и рядовыми гражданами.

        В свою очередь среди официального толкования выделяется ряд подвидов: нормативное (общее) и казуальное (индивидуальное); аутентическое (авторское); легальное (разрешенное, делегированное); судебное [4, с.36].

        Нормативным толкованием является официальное разъяснение правовой нормы компетентным органом обязательное для всех лиц и органов, которые прямо попадают под  юрисдикцию этого органа, производящего толкование, и распространяется на весь круг случаев, предусмотренных толкуемой правовой нормой, обеспечивая тем самым единообразное и правильное проведение в жизнь предписаний этой нормы.

      Нормативное толкование распространяется на более или менее широкий круг субъектов и носит характер общих установок. Термин «нормативное» здесь условен. Нормативное толкование ни каких норм не создает, а разъясняет лишь действующие.

    В отличие от нормативного, казуальное толкование (от слова «казус», конкретный случай) касается определенного факта, дела, проступка. Оно не имеет общеобязательного значения, его целью является правильное разрешение именно данного, чаще всего сложного уникального случая.

    Аутентическим является толкование, исходящее от органа или должностного лица, издавших толкуемый нормативно правовой акт, т.е. это толкование органами государства  своих собственных актов. Слово  «аутентичный» в переводе с греческого обозначает подлинный, действительный, основанный на первоисточнике.

Необходимость такого разъяснение возникает чаще всего в тех случаях, когда  обнаруживается, что на практике соответствующие нормы вызывают определенные неясности, противоречия и в результате применяются неправильно, с ошибками [4, с.37].

Акт аутентичного толкования облекается, как правило, в ту же внешнюю форму и наделяется такой же юридической силой, как  и сам толкуемый акт. Сила аутентического толкования, писал Г.Ф.Шершеневич, заключается не в его убедительности, а в его обязательности. «Хотя бы толкование законодателя шло вразрез с логикой, оно все же обязательно для всех, как закон» [18, с.524].

    Результатом такого толкования обычно (хотя есть и  исключения) облегается в ту же юридическую  форму, что и сам толкуемый  акт.

      Легальное (делегированное) толкование представляет собой официальное разъяснение содержания нормы, исходящее от компетентного органа, который сам не принимал толкуемую норму, но в силу предоставленных ему специальных постоянных полномочий или отдельного поручения вышестоящих органов правомочен осуществлять эту деятельность. Как правило, эти разъяснения распространяются на тех субъектов и те отношения, на которые распространяются правомочия органа, дающего толкование. Наиболее показательными видами легального толкования являются руководящие разъяснения высших судебных органов, даваемые в связи с обобщением судебной практики [4, с.38].

     В Республике Беларусь разъяснения такого рода, исходящие, например, от Верховного Суда, даются в форме постановлений Пленума этой высшей судебной инстанции.

       Судебное толкование, как это видно из сочетания слов, осуществляется судебными органами и прежде всего Верховным Судом Республики Беларусь, его Пленумом. Оно может быть как нормативным, так и казуальным. Среди судебного толкования особое значение имеет толкование права Конституционным Судом, которому предоставлена исключительная прерогатива толковать Конституцию Республики Беларусь и другие основополагающие акты. При этом Конституционный Суд в ходе толкования создает в отдельных случаях обязательные для всех заинтересованных лиц судебные прецеденты, выступающие уже источником права.

Информация о работе Толкование норм права