Теория прав человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 00:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является раскрытие понятия теории прав человека.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

- раскрыть становление и развитие теории прав человека;

- дать понятие прав человека;

- рассмотреть понятие и виды правового статуса человека и гражданина;

- рассмотреть обязанности человека и гражданина.

Оглавление

Введение 2
1. Становление и развитие теории прав человека. 4
1.1. Историческое развитие института прав человека. 4
1.2. Понятие прав человека, их виды и гарантии осуществления. 11
2. Правовой статус человека и гражданина. 20
2.1. Понятие и виды правового статуса человека и гражданина. 20
2.2. Обязанности человека и гражданина. 28
Заключение. 35
Приложение 37
Список литературы. 45

Файлы: 1 файл

курсовая по тг и п.doc

— 237.00 Кб (Скачать)

кризисе, обеспечить защиту социальных прав граждан  сложно, но с государства такая  ответственность не снимается. Социальные блага, закрепленные в Конституции, возлагают на государство обязанность обеспечить их защиту. Однако Конституция прямо не говорит об этом, в ней

сказано: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человека» (ст. 7).

2.2. Обязанности человека и гражданина.

     Данный  параграф раскрывает институт обязанности человека и гражданина как неотъемлемый элемент современного гражданского общества. В частности, автор дедуцирует, что Всеобщая декларация обязанностей человека помогла бы осознать людям: индивиды, сообщества и государства обладают в отношениях друг с другом обязанностями, и что широкое осуществление своих прав возможно лишь в случае, если каждый будет на всех уровнях добросовестно выполнять свои обязанности.30

     Прошедшая, да и настоящая эпохи характерны энергичным провозглашением прав личности, акцентированием внимания на ее правах при оттеснении на второй план обязанностей. Большинство демократических конституций мира и международных актов ограничивается сегодня установлением минимума обязанностей. Например, лишь одна из тридцати статей Всеобщей декларации прав человека 1948 г. (ст. 29) посвящена обязанностям. В Конституции РФ обязанности человека и гражданина напрямую указаны всего в семи статьях текста (ст. ст. 15, 38, 43, 44, 57, 58, 59). В результате создается впечатление дисбаланса между правами и обязанностями, неуравновешенности их вклада в регулирование общественных отношений.

     Лаконичное  перечисление в правовых документах обязанностей по сравнению с правами имеет свое объяснение. Так, Н.И. Матузов совершенно справедливо указывает, что если права охватывают все сферы жизнедеятельности людей, то обязанности связаны главным образом с поддержанием общественного порядка, который как таковой может быть обеспечен путем использования небольшого количества юридических средств - установлением минимума запретов и обязываний. «Перекос» между правами и обязанностями имеет, кроме того, и историческое объяснение: длительное, повсеместное, а с определенного времени (XVII - XVIII вв.) и нетерпимое отношение к унижению человеческого достоинства потребовало к себе внимания широких слоев населения с той целью, чтобы искоренить подобную практику. С решением данной задачи, как очевидно, мог оптимально справиться институт прав человека (а не обязанностей), который поэтому и был максимально активирован. Вот почему на нормативном уровне в количественном плане стали лидировать права, но не обязанности.

     Итог  этой акции оказался неоднозначным. Нормативное провозглашение и широкое перечисление прав человека и гражданина, количественно несоотносимое с перечнем соответствующих обязанностей, создали благоприятные условия для формирования в общественном сознании секуляризованного, освобожденного от духовных, нравственных и иных сдерживающих начал индивидуализма, провоцирующего конфронтацию и обостренное желание отдельного лица осуществить свои права немедленно и в полном объеме, не считаясь с интересами других людей, общества и государства. Понимая всю опасность провозглашения и пропаганды прав, лишенных нравственно-социального и гражданского содержания, т.е. прав, «оторванных» от обязанностей, многие ученые, политические деятели и практические работники во имя восстановления гармонии между ними выдвинули предложение создать Всеобщую декларацию основных обязанностей человека или Декларацию обязательств и ответственности человека. В 1997 г. Организацией Объединенных Наций рассматривался проект Всеобщей декларации обязанностей человека, который, к сожалению, так и не был принят. Подобная декларация имела бы важное не только политико-правовое, но и воспитательное значение в деле формирования культуры прав человека. Декларация могла бы служить, как заметил профессор Будапештского университета И. Виг, «компасом в лабиринте эгоизма, заблуждений и невежества», а международные и национальные правовые системы приобрели бы в таком случае еще один действенный гуманитарный механизм.31

     Содержание  обязанностей и их каталог в контексте  учения о правах человека и гражданина могут быть представлены самым различным образом. Например, Л.Д. Воеводин выделял обязанности по сферам общественной жизни. Б.С. Эбзеев называет гражданские, этико-социальные, социально-культурные и экологические обязанности. А.Н. Головистикова и Л.Ю. Грудцына считают возможным разделять обязанности на общие и конкретные. Высказано и множество других предложений. Для сферы прав человека наиболее значимой представляется классификация по следующему критерию: в зависимости от носителя обязанностей в его отношении к лицам, которым адресуется результат исполнения данных обязанностей. Такой подход, как думается, интересен не только для юридического понимания института обязанностей и соответственно юридического учения о правах человека. Он позволяет развернуть теорию прав человека в более широком плане, в качестве комплексного и социогуманитарного знания. Основываясь на указанном критерии, нужно выделять: 1) обязанности человека по отношению к самому себе (индивидуальные обязанности); 2) обязанности человека по отношению к другим членам общества и обществу в целом (социальные обязанности); 3) обязанности гражданина по отношению к государству (гражданские обязанности). Каждая из перечисленных групп обязанностей имеет свои особенности и характеристики.

     Обязанности человека по отношению к самому себе (индивидуальные обязанности). Обязанности, имеющиеся у человека по отношению к себе, выступают свидетельством некоторых позитивных социально-психологических качеств индивида, его меры требовательности к себе, уровня его нравственного и гражданского сознания. Любая обязанность, помимо того что связана с решением непосредственно практической задачи (т.е. обеспечением предметного блага, стоящего за осуществлением той или иной обязанности), одновременно является и способом самоутверждения человека в обществе и государстве. Для сохранения своей личности каждый не только вправе, но и обязан поддерживать свое достоинство и, следовательно, настаивать на своих правах. Притязание субъекта иметь права - это притязание на признание себя личностью, в то же самое время это есть и обязывание самого себя защищать свои права и свое достоинство как дело чести, как ощущение себя личностью. Поскольку человек, будучи социальным и правовым существом, не может отказаться от прав (т.е. от своей правоспособности), то он не может как член общества и государства устраниться и от обязанности притязать, требовать и защищать свои права. Известный представитель европейской социологической школы права Р. Иеринг в свое время провозгласил важнейший лозунг – «борьбы за право» и видел в нем прежде всего нравственную обязанность и долг человека. Совершенно очевидно, что пассивное отношение к своим правам наносит моральный урон не только личности, но и способствует произволу и беззаконию в общественных отношениях. Поэтому обязанность защищать свои права, борьбы за них выходит далеко за пределы личного интереса, составляет общий интерес. В таком контексте, с этико-философской точки зрения, права и обязанности выступают как феномен правообязанности, выражающий единство правового и нравственного аспектов теории человеческих прав.32

     Обязанности человека по отношению к другим членам общества и к обществу в целом (социальные обязанности). В человеческом сообществе состояние взаимности предопределяет наличие обязанностей у всех его членов. Выполняя обязанности, люди гарантируют, что не будут препятствовать друг другу стремиться к тем целям, которые открывают права; не будут лишать других благ, стоящих за правами; не будут делать остальным того, чего не хотели бы, чтобы сделали им; будут оказывать содействие и помощь в реализации прав; не будут злоупотреблять своими правами и вредить другим; будут защищать друг друга от третьих лиц в случае попыток лишить их этих прав и т.п.

     Все эти абстрактно сформулированные обязанности  весьма органичны в отношении идеи человеческих прав. Но их следует уточнить применительно к формулировкам основ декларации обязанностей человека. В рамках этого документа они могут звучать, например, так: никто не может препятствовать, ограничивать или ущемлять права других; каждый должен соблюдать законы страны пребывания, стремиться к соблюдению не только юридических, но также и нравственно-моральных норм; незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение; каждый обязан говорить правду и воздерживаться от оскорбления или унижения чести и достоинства других людей; все обязаны уважать и не посягать на чужую собственность; каждый обязан работать и действовать в соответствии со своими способностями во имя осуществления интересов сообщества; каждый обязан в соответствии со своими доходами и имущественным положением нести часть общественного бремени (платить налоги и т.д.); каждый обязан заботиться о своих детях и нуждающихся родителях; каждый в своей деятельности обязан хранить верность договорам; каждый должен воздерживаться от загрязнения окружающей среды; запрещается жестокое обращение с животными и живым миром; все обязаны сохранять историческое и культурное наследие, уважительно относиться к национальным и религиозным традициям; каждый должен подчиняться семейной и государственной власти, ее законным требованиям; никто не может, не будучи уполномочен на то законом, присваивать какую-либо власть или выполнять какую-либо публичную функцию; каждый обязан по возможности оказывать помощь нуждающимся в случае опасности, несчастного случая или катастрофы; в случае препятствий к осуществлению своих прав никто не должен применять насилие, а обязан попытаться реализовать свои права с помощью переговоров, компромиссов или при помощи государства.

     Конечно, этот примерный перечень общих обязанностей человека предполагает также некоторые корректировки применительно к социокультурным регионам своего действия. Например, специфические обязанности могут быть предусмотрены для мусульман. Так, ныне действующая Всеобщая исламская декларация прав человека 1981 г. возлагает на верующих обязанность следить за тем, чтобы с телом скончавшегося человека обходились с должной торжественностью. Декларация ориентирует на поиски знания и правды как обязанность всякого мусульманина. Она требует также от мужа содержать свою супругу и детей в соответствии со своими средствами.

     Обязанности гражданина. Обязанности гражданина дополнительны к обязанностям человека. Все те обязанности, которые возлагаются на «каждого», равным образом распространяются и на граждан. Обязанностей гражданина в количественном отношении все же больше, поскольку к ним добавляются обязательства члена государства, т.е. обязанности индивида, связанного узами единства с другими гражданами государства и несущего свою долю ответственности за его существование и развитие. Обязанности гражданина - не услуга индивида государству, их осуществление носит характер государственной деятельности (например, несение военной службы, отправление обязанностей присяжного заседателя). В разных государствах мира за гражданами закрепляются примерно одинаковые виды обязанностей, однако имеют место и такие, которые связаны с национальной, социокультурной, религиозной, идеологической и т.п. спецификой. Например, Конституция КНР 1982 г. к обязанностям своих граждан относит: обязанность трудиться, получать образование, не наносить ущерб интересам государства, защищать единство государства и сплоченность всех национальностей страны, хранить государственную тайну, беречь общественную собственность, соблюдать трудовую дисциплину и общественный порядок, охранять безопасность, честь и интересы Родины; на супругов возлагается обязанность осуществлять планирование рождаемости. По Конституции Арабской Республики Египет 1971 г. национальным долгом каждого гражданина является защита социалистических завоеваний, их упрочение и охрана, укрепление национального единства и сохранение государственной тайны, участие в общественной жизни и т.п.

     Таким образом, следует отметить необоснованность взглядов на обязанность как понятие и явление, противостоящее правам человека. На самом деле обязанность есть необходимый компонент прав человека, фактор, вместе с правами решающий общую гуманитарную задачу в сфере регулирования правовых и других общественных отношений. 
 
 

 

Заключение.

     Рассмотрев  данную тему – «Теория прав человека», достигнув цели, поставленной в начале работы, рассмотрев задачи, можно прийти к следующим выводам:

     институт неотчуждаемых прав и свобод личности, сложившийся в естественно-правовой доктрине XVII–XVIII вв. – одна из важнейших ценностей человеческой культуры. Такие документы, как Декларация прав Виргинии (1776 г.), Декларация независимости США (1776 г.), Конституция США (1789 г.), французская Декларация прав человека и гражданина (1789 г.), знаменовали выдающиеся вехи в развитии человечества, в истории права и государственности. Все дальнейшее развитие теории прав человека и их реализация так или иначе испытывали влияние этих документов;

     права человека нормативно структурированы, т.е. имеют определенную меру, одинаковую для каждого и всех в качестве субъектов правового общения. Это субъективные права, которыми обладает каждый человек.

     права человека должны быть соразмерными его  потребностям, которые не остаются неизменными. По мере развития общества изменяется содержание и расширяется объем человеческих прав. Как минимальная мера свободы права являются способом обеспечения нормальной жизнедеятельности человека, т.е. минимальных, изначальных условий того, что позволяет человеку оставаться человеком (не «сверхчеловеком» в духе Ф. Ницше), т.е. способным быть свободным самостоятельно, без чьей-либо опеки, действовать или воздерживаться от определенных действий. Способность к бытию в свободе означает одновременно и право человека на надлежащее достойное существование.

     права человека не являются «даром» государства. Патерналистское правосознание, при всей его живучести, уходит в прошлое. Однако нельзя и умалять роль государства, прежде всего в конституционном закреплении, охране и гарантировании индивидуальных прав. Кроме того, в современных условиях права человека признаны и охраняются международным сообществом.

     также следует отметить необоснованность взглядов на обязанность как понятие и явление, противостоящее правам человека. На самом деле обязанность есть необходимый компонент прав человека, фактор, вместе с правами решающий общую гуманитарную задачу в сфере регулирования правовых и других общественных отношений.

 

Приложение

№1

    Развитие  идеи прав человека 

Информация о работе Теория прав человека