Теория прав человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 00:29, курсовая работа

Краткое описание

Права и свободы человека и гражданина составляют центральный институт права, который содержит нормы, определяющие взаимоотношения государства и личности, ее правовой статус.
Данная тема - «Теория прав человека» актуальна для юридической науки и практики, в силу того, что, во-первых, необходимым фактором обеспечения оптимального взаимодействия личности, общества и государства выступают социальные обязанности, без которых невозможным становится существование любой человеческой общности и цивилизации, во-вторых, в жизни часто случается так, что государство встает над обществом и начинает диктовать ему свою волю, попирать его интересы. Чтобы предотвратить подобное, в каждом государстве существует конституция, являющаяся гарантом нерушимости прав человека и гражданина.

Оглавление

Введение…………………………………………………………….3
1.Понятие прав человека…………………………………………..4
2. Права и свободы личности по российскому и международному законодательству…………………………………………………………..6
3.Гарантия реализации прав и свобод человека и гражданина…21
Заключение………………………………………………………….25
Список использованной литературы…………………………….29

Файлы: 1 файл

курсовая теория государства и права.docx

— 66.08 Кб (Скачать)

         Оглавление 

         Введение…………………………………………………………….3

         1.Понятие  прав человека…………………………………………..4

         2. Права и свободы личности по  российскому и международному  законодательству…………………………………………………………..6

         3.Гарантия  реализации прав и свобод человека  и гражданина…21

         Заключение………………………………………………………….25

         Список  использованной литературы…………………………….29 
     

 

      

     Введение

     Права и свободы человека и гражданина составляют центральный институт права, который содержит нормы, определяющие взаимоотношения государства и личности, ее правовой статус.

     Данная  тема - «Теория прав человека» актуальна для юридической науки и практики, в силу того, что, во-первых, необходимым фактором обеспечения оптимального взаимодействия личности, общества и государства выступают социальные обязанности, без которых невозможным становится существование любой человеческой общности и цивилизации, во-вторых, в жизни часто случается так, что государство встает над обществом и начинает диктовать ему свою волю, попирать его интересы. Чтобы предотвратить подобное, в каждом государстве существует конституция, являющаяся гарантом нерушимости прав человека и гражданина. Поэтому, прежде всего, встает вопрос о понятии прав человека и гражданина, о понятии его обязанностей, то есть о том, что является составляющей такого сложного понятия как статус личности, в-третьих, в нормальном, цивилизованном обществе политика осуществляется для людей и через людей. Какую значительную роль ни играли бы социальные группы, массовые общественные движения, политические партии, в конечном счете, ее главным субъектом выступает личность, ибо сами эти группы, движения, партии и другие общественные и политические организации состоят из реальных личностей и только через взаимодействие их интересов и воли определяется содержание и направленность политического процесса, всей политической жизни общества. 
 
 

     1.Понятие  прав человека

     Естественные  права и свободы человека принадлежат  ему от рождения. Эта формула означает приоритет прав человека перед всеми  иными нормами человеческого  общения. Государство, общество, законодатель не вправе посягать на общепризнанные права человека, ибо они имеют  естественную природу и неотъемлемы  от индивида, они внетерриториальны и вненациональны, существуют независимо от закрепления в законодательных актах государства, являются объектом международно-правового регулирования и защиты.

     Государство не «дарует» естественные права, оно  только закрепляет их в законе и  обеспечивает реализацию. Если государство  игнорирует естественные права человека, или более того, ущемляет, уничтожает их, препятствует их осуществлению  или создает условия для реализации прав только для определенной группы лиц, сословия, класса, то оно характеризуется  как антидемократическое (авторитарное, тоталитарное и т.п.).

     Естественным  правам и свободам человека присущи  следующие признаки:

     а) они возникают и развиваются  на основе природной и социальной сущности человека с учетом постоянно  изменяющихся условий жизни общества;

     б) складываются объективно и не зависят  от государственного признания;

     в) принадлежат человеку от рождения;

     г) имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер;

     д) признаются высшей социальной ценностью;

     ж) их признание, соблюдение и защита является обязанностью государства.

     Наиболее  важными естественными правами  и свободами человека являются: право  на жизнь; личная свобода и свобода  вероисповедания; право на достойный  образ жизни, защиту чести, достоинства, доброго имени; свобода мысли, выражения  мнений и убеждений; право на выбор  места жительства, и т.д.

     Таким образом, права и свободы человека являются естественными и неотчуждаемыми, даны ему от рождения, признаются высшей ценностью и не носят исчерпывающего характера.

     Каждый  человек, независимо от своего социального  происхождения и положения в  обществе, является носителем естественных и равных прав, которые не могут  быть у него отобраны государством или отчуждены каким-либо иным способом. Признание, соблюдение и защита прав человека - обязанность государства.

     Права и свободы человека - важнейший  и неотъемлемый элемент правового  статуса личности.

     К основным принципам правового статуса  личности относятся следующие:

    • права и свободыпринадлежат человеку от рождения;
    • никто не вправе лишить человека прав и свобод или ограничить их без законных на то оснований;
    • осуществление прав и свобод одним человеком не должно нарушать правадругих лиц;
    • конституционный перечень прав и свобод человека не является исчерпывающим;
    • все равныперед законом и судом;
    • использование прав и свобод для насильственного изменения конституционного строя странызапрещается.

     Права гражданина даются государством и обеспечиваются им же. Например, право участвовать  в выборах и управлении государственными делами непосредственно или через  представителей и т.д.

     2. Права и свободы  личности по российскому  и международному  законодательству.

     Основные  фундаментальные права и вытекающие из них иные права и свободы обеспечивают различные сферы жизнедеятельности человека: личную, политическую, социальную, экономическую, культурную. В соответствии с этим традиционно конституционные права и свободы принято классифицировать на следующие группы: личные, политические, социальные, культурные, экономические. Первый Генеральный секретарь Международного института прав человека (Совет Европы) Карел Васак еще в 1979 г. выделил три поколения прав человека. К первому относятся преимущественно политические или «негативные», которые предназначеныпредохранять человека от возможного произвола со стороны государства, а именно: право на свободу слова, на справедливый суд, выбор религиозных убеждений. Эти права ассоциируются с англосаксонской либеральной традицией, и нашли свое отражение в ряде международных документов, в том числе и во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.). Социалистические государства во главе с СССР придерживались позиции, направленной на отказ признавать неограниченное право на толкование политических прав первой группы и признание их наиболее важными среди других видов прав человека. Ко второму поколению отнесенысоциально-экономические права, предназначенные гарантировать равенство всех членов общества: право на труд, образование, отдых, получение зарплаты на уровне не ниже прожиточного минимума и т. д. В отличие от прав первого поколения их называют «позитивными», поскольку они содержат перечень благ, которые человек имеет право получить от общества. Эти права ассоциируются с социалистической и социально-демократической традицией. Их определенные виды воспроизведены в национальных правовых системах. Например, право на получение пособия по безработице в большинстве европейских государств отражено в текстах конституций или нормах трудового законодательства (трудовых кодексах). К этому поколению прав со стороны государств также наблюдалось серьезное политическое разногласие. Если социалистические государства ставили их на первый план, то США отказывались признавать многие из этих прав. Специалисты отмечают, что в результате этого противостояния Всеобщаядекларация прав человека так и не стала юридически обязательным международным документом для государств.

     К третьему поколениюправ были отнесены такие, как право наций на самоопределение, право на социальное и экономическое развитие, право на распоряжение природными ресурсами, право на культурное наследие. Эту категорию прав более активно обычно поддерживают развивающиеся страны третьего мира. На основе этих прав они определяют свою политическую доктрину невмешательства в их внутренние дела и объясняют необходимость возможных ограничений базовых прав личности региональной, религиозной и культурной спецификой. Активную позицию в разработке прав и свобод человека занимают различные религиозные концессии. Например, десятый Собор русской православной церкви (апрель 2006 г.) принял Декларацию о правах и достоинствах человека. В ней отмечается, что наравне с правами человека стоят такие понятия, как вера, нравственность.

     Одной из важнейших задач государства и общества является недопустимость наличия противоречий между этими базовыми понятиями — правами и достоинствами человека. Научную классификацию прав человека осуществляли и советские ученые. Например, М. П. Кареева приняла за основу важнейшие сферы деятельности человека. Ее классификация включала в себя следующие составляющие: социально экономические права; равноправие граждан; демократические свободы. В дальнейшем государственно-правовая наука, используя классификационные основы, предложенные М. П. Кареевой и другими исследователями, выработала систему основных прав и свобод. В нее вошли: социально-экономические права и свободы граждан; политические права и свободы граждан; личные права и свободы граждан. Систему основных прав и свобод характеризует не только их группировка, но и те приоритеты, которых придерживается Конституция России в их последовательном расположении. Последнее имеет далеко не техническое значение, а отражает соответствующую идеологию, которой придерживается государство в трактовке сущности концепции правового статуса личности. В действующей Конституции, основанной на новой концепции прав человека, перечень прав и свобод установлен в следующей последовательности. Сначала указаныличные, затем политические, а за ними — социально-экономические права и свободыличности. Именно такая последовательность присуща Всеобщей Декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г. В российском законодательстве она впервые была воспроизведена в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом Российской Федерации22 ноября 1991 г., а затем отражена в Конституции Российской Федерации 1993 г.На ее основе разработаны новые законы, а также измененыили дополнены действующие законы, касающиеся прав и свобод человека и гражданина. Россия присоединилась к основополагающим международным соглашениям в области прав человека. Одним из наиболее важных шагов в этом направлении была ратификация 5 мая 1998 г. Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, предоставляющей российским гражданам возможность непосредственного обращения с жалобами в Европейский Суд по правам человека в Страсбурге. Тем самым создалась дополнительная международная гарантия обеспечения прав человека и гражданина при возникновении споров между государством и личностью. К концу 2004 г. в Европейский Суд поступило почти 18 тыс. обращений из России. По этому показателю Российская Федерация занимает третье место среди всех государств — членов Совета Европы. Среди прочего такое положение свидетельствует о недостаточно высоком авторитете национальных органов правосудия у граждан. Значительное количество обращений в Европейский Суд отклоняется без рассмотрения по существу. Все права и свободынеотделимыдруг от друга и взаимосвязаны. Поэтому такое разделение носит чисто условный характер. Граждане России все более активно используют предоставленные им государством формызащиты конституционных прав и свобод. Личные права и свободы связанынепосредственно с личностью, не увязываются с принадлежностью к гражданству и не вытекают из него. Личные права и свободынеотчуждаемыи принадлежат человеку от рождения. Это права и свободы, которые необходимычеловеку для обеспечения охраны жизни, свободы, достоинства, и другие естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью. Личные права включают: право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни, жилища, свободное передвижение и выбор места жительства, свободу совести, свободу мысли и слова, на судебную защиту своих прав, на юридическую защиту, на процессуальные гарантии в случае привлечения к суду и т. д.В ст. 20 Основного Закона провозглашено право на жизнь, согласно которому никто не может быть произвольно лишен жизни. Зафиксировано положение о стремлении государства к полной отмене смертной казни, которая впредь может применяться только в качестве исключительной мерынаказания за особо тяжкиепреступления против личности. С 1998 г. Россия, являясь членом Совета Европы,объявила мораторий на смертную казнь. Право на жизнь совмещает в себе действияпо созданию и поддержанию безопасных социальной и природной среды обитания, условий жизни (например, политика государства, обеспечивающая отказ от войны, военных способов разрешения социальных и национальных конфликтов, целенаправленная борьба с преступлениями против личности, незаконным хранением и распространением оружия и т. п.). К сфере личных прав человека относится право на охрану государством достоинства личности. Ничто не может быть основанием для его умаления (ст. 20 Конституции РФ). Достоинство превращает человека из объекта воздействия вактивного субъекта правового государства. Поэтому целью государства является обеспечение охранычеловеческого достоинства. Эта конституционная норма является правовой обязанностью должностных лиц и всех работников государственных структур. К сожалению, этот принцип в настоящее время практически является декларативным. Право на свободу включает в себя возможность совершать любые правомерные действия (т. е. не противоречащие закону). Неприкосновенность личности, как и личная свобода, заключается в том, что никто не вправе насильственно ограничивать свободу человека. Он может распоряжаться в рамках закона своими действиями и поступками, пользоваться свободой передвижения. В Конституции Российской Федерации право на свободу и личную неприкосновенность дополнено существенной гарантией, запрещающей подвергать человека пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Без его письменного согласия запрещено подвергать медицинским, научными иным опытам (на эту норму, закрепленную в Конституции РФ, повлияли международные нормы, регулирующие обеспечение прав и свобод личности). Введены гарантии от неосновательного ареста, заключения под стражу. Согласно ст. 22 ч. 2 Конституции РФ такое ограничение свободывозможно только в связи с решением суда. Без предъявления обвинения лицо может подвергнуться заключению под стражу на срок не более 48 часов. Ограничение в правах (согласно ст. 55 ч. 3 Конституции РФ) возможно только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защитыоснов конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороныстраны и безопасности государства. Статья 23 ч. 1 Конституции Российской Федерации гласит: «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени». Частной жизнью можно назвать те стороны жизни личности, которые он в силу своей свободы не желает делать достоянием других. Впервые в Конституции закреплено право человека на защиту чести и доброго имени. В законодательстве определен порядок судебной защиты, включающий право на возмещение морального вреда. Понятие неприкосновенности частной жизни включаетв себя право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение таких прав может быть предусмотрено только судебным решением. Это призвано исключить произвол и злоупотребления должностных лиц правозащитных органов. Вышеуказанные постулаты изложены в ныне действующей Конституции в обновленной редакции по сравнению с предыдущими конституциями. В Конституции России указана гарантия реализации данных прав, о чем свидетельствует ст. 24 п. 1 — сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Каждому должна быть предоставлена возможность ознакомления с материалами и документами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Такое исключение (предусмотренное законом, но не ведомственными инструкциями) возможно, когда речь идет, к примеру, о государственной тайне. Единственная форма, не претерпевшая смысловых и редакционных изменений, — статья о праве на жилище и гарантии его реализации. В ней указано, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или на основании судебного решения (ст. 25). Правом на охрану жилища обладают лица, являющиеся его собственниками, законными арендаторами или проживающие по договору найма. Причем жилищем признается и место временного пребывания человека. Если в жилище вселяются люди, имеющие на то право, то их действия не являются нарушением неприкосновенности, в том числе не требуют согласия остальных проживающих. Комплекс прав, связанных с национальной принадлежностью, отражает специфику многонациональной России. Согласно ст. 26 Конституции «каждый вправе определять свою национальную принадлежность». Дополнительной правовой гарантией равноправия независимо от национальности является конституционная норма о том, что «никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности». Ранее имело место обязательное указание своей национальности в определенных документах. Сейчас практически не допускается постановка вопроса о национальной принадлежности. В Конституции нашло отражение положение, предусмотренное международными правовыми нормами, о свободе передвижения, выбора места жительства и пребывания. Статья 27 гласит, что таким правом обладает каждый гражданин, законно находящийся на территории Российской Федерации. Однако реализации права на выбор места жительства сопутствует определенный порядок — регистрация в органах внутренних дел гражданина, прибывшего на новое место жительства. Важное значение имеет закрепление в Конституции права каждого свободновыезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться. Нормативными актами установлен порядок регистрации. Свобода совести и вероисповедания заключается в свободе принятия или непринятия религиозных верований, исповедовать индивидуально, а также совместно с другими лицами любую религию или не исповедовать никакой (ст. 28). Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. В Российской Конституции воспроизведено установление, содержащееся в ст. 19 Всеобщей декларации прав человека, о праве граждан искать, получать и свободно распространять информацию. Им дополнена статья, закрепляющая право граждан на свободу мысли, слова, а также на беспрепятственное выражение мнений и убеждений (ст. 29). Конституция, признавая такие свободы, устанавливает, что никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений и отказу от них. В условиях СССР не допускалось инакомыслие, поэтому такие права и свободы были ущемлены. В настоящее время ограничение свободыслова применяется для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду.

     Под политическими подразумевают права, затрагивающие непосредственно политические интересычеловека. Они выражают возможности индивида на участие в политической жизни и осуществление государственной власти. К числу данной категории прав относятся: право на свободу мысли; право беспрепятственно придерживаться своих мнений; право на свободу искать, получать и распространять информацию; право на мирные собрания; право на свободу ассоциаций; право на участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранными и др.В отличие от личных, принадлежащих каждому человеку, политические права принадлежат только гражданам государства. Политические права и свободы(человека и гражданина) пользуются равной судебной защитой государства. В Конституции закреплено положение, из которого вытекает, что единственным источником власти и носителем суверенитета в Российской Федерации является народ. Это важнейшая основа конституционного строя, реализующаяся только через политические права каждого гражданина, которые в полной мере наступают по достижении гражданином 18 лет (право избирать) или по достижении им более зрелого возраста (право на избрание). Избирательное право подразделяется на активное и пассивное. Активным правом считается право избирать. Пассивным является право быть избранным в орган государственной власти или орган местного самоуправления. Это право реализуется меньшей частью населения, хотя и принадлежит всем. Пассивное избирательное право наступает в разных возрастах — в зависимости от характера того или иного органа государственной власти или органа местного самоуправления. Например, для избрания на пост Президента РФ необходимо достичь возраста 35 лет, а для избрания в депутаты Государственной Думы— 21 года. Как активное, так и пассивное избирательное право реализуется гражданами на абсолютно добровольных началах. Избирательноеправо в Российской Федерации реализуется в процессе всеобщих, равных и прямых выборов, при тайном голосовании. В правовом демократическом государстве должно быть многообразие взглядов и убеждений. Эти принципызакрепляются конституционно и обозначают, что человек вправе передавать, распространять и производить информацию любым законным способом. Злоупотребления свободой передачи информации могут нанести вред обществу, дестабилизировать обстановку и нарушить общественное согласие. Особенно остро эта проблема стоит перед обществом в период предвыборных компаний («грязные» технологии, компромат). Согласно ст. 30 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на объединение, т. е. создание разного рода общественных объединений, а также вступатьи беспрепятственно выходить из них. Такими объединениями признаются добровольные, самоуправляемые, некоммерческие формирования, созданные по инициативе граждан в целях удовлетворения их (духовных, материальных) потребностей. Цель объединения состоит в удовлетворении интересов личности, а также в достижении общественно полезных целей. Для создания общественного объединения требуется инициатива не менее трех физических лиц (за исключением политических партий и профсоюзов). Конституция гарантирует свободу деятельности общественных объединений. Для осуществления уставных задач объединения граждане вправе проводить: собрания, демонстрации и митинги, шествия и пикетирования — как выражение социальной и политической активности граждан. При обязательном условии, что эти мероприятия будут проводиться мирно, без оружия. При этом необходимо получение санкции властей в отношении их проведения. Среди объединений следует выделить, прежде всего, политические партии, созданные на основе политических интересов граждан. Целью создания политических партий является их политическая деятельность, участие в избирательных кампаниях, вовлечение граждан непосредственно в решение государственных проблем. Основной функцией партий следует считать информационную. С помощью политических партий до государственных органов доходит информация о проблемах общества. Гражданин по своему усмотрению может состоять в партии или быть беспартийным. Политические права граждан могут быть выражены как непосредственно (референдум, всенародное голосование), так и через своих представителей. Гражданам Российской Федерации гарантируется равный доступ к государственной службе. Это предполагает наличие у граждан одинаковых прав на занятие любой государственной должности без всякой дискриминации. Конституция определяет право гражданина на участие в отправлении правосудия, в качестве судьи, присяжного или народного заседателя. Конституционно закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органыместного самоуправления. Обращения граждан имеют значение как способ укрепления связей государственного аппарата с населением, а также как один из источников информации, необходимый для более объективного решения вопросов общественной жизни. Важным фактором в обеспечении государством возможности реализации прав граждан на обращение является степень информационной открытости в деятельности органов государственной власти и особенно наиболее востребованных среди них — органов исполнительной власти. Социальные и экономические права призваны обеспечить человеку достойный жизненный уровень, право на труд и свободный выбор работы, право на равную оплату за равный труд, право на социальное обеспечение, право на защиту материнства и детства, право на образование. Неравенство в социально-экономическом положении между жителями городов и сельской местности, а также среди жителей различных регионов в России носит традиционно исторически длительный характер. В СССР одним из успешных условий построения социализма было решение задачи по преодолению различий между уровнями жизни населения, проживающего в городе и в деревне. Эта задача не решена до настоящего времени.

Информация о работе Теория прав человека