Теория прав человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 00:29, курсовая работа

Краткое описание

Права и свободы человека и гражданина составляют центральный институт права, который содержит нормы, определяющие взаимоотношения государства и личности, ее правовой статус.
Данная тема - «Теория прав человека» актуальна для юридической науки и практики, в силу того, что, во-первых, необходимым фактором обеспечения оптимального взаимодействия личности, общества и государства выступают социальные обязанности, без которых невозможным становится существование любой человеческой общности и цивилизации, во-вторых, в жизни часто случается так, что государство встает над обществом и начинает диктовать ему свою волю, попирать его интересы. Чтобы предотвратить подобное, в каждом государстве существует конституция, являющаяся гарантом нерушимости прав человека и гражданина.

Оглавление

Введение…………………………………………………………….3
1.Понятие прав человека…………………………………………..4
2. Права и свободы личности по российскому и международному законодательству…………………………………………………………..6
3.Гарантия реализации прав и свобод человека и гражданина…21
Заключение………………………………………………………….25
Список использованной литературы…………………………….29

Файлы: 1 файл

курсовая теория государства и права.docx

— 66.08 Кб (Скачать)

     Сейчас  Конституция России и Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» (1997 г.) возлагают обязанность на членов Правительства России декларировать сведения о доходах и принадлежащем им имуществе на правах собственности как своих, так и ближайших родственников. Эти сведения они должныежегодно предоставлять в налоговую службу, а копии деклараций о доходах направлять в кадровое подразделение администрации Президента России. Такие же требования об обязательном декларировании доходов в соответствии с законодательством Российской Федерации, предназначенным регламентировать вопросыорганизации государственной службы, распространяются и на всех чиновников, находящихся на государственной службе. Все виды государственных служащих предоставляют информацию только об общей сумме своих доходов, а не по их постатейной расшифровке.

     К категории социально-экономических прав относят и культурные права, гарантирующие доступ человека к благам культуры, свободу художественного, научного, технического творчества, его участие в культурной жизни и пользовании учреждениями культуры. Этот вид прав позволяет реализовать культурные потребности человека, обеспечить рост уровня его культуры, без которой человек не может полноценно осуществить свои личные и политические права.Как основу рыночных отношений, Конституция России закрепляет право на ведение предпринимательской деятельности, для которой человек использует свои способности и свое имущество. Субъект экономического права может создавать предприятия под свой риск и ответственность, свободно вступать в договоры с другими предпринимателями, приобретать и распоряжаться собственностью. Важнейшим институтом социально-экономических отношений является закрепленное в Конституции РФ право частной собственности — непременное условие демократической рыночной экономики. Собственность выступает основой подлинной независимости человека и его уверенности в завтрашнем дне. Государство на конституционном уровне приняло на себя обязанность защищать наряду с другими видами и частную собственность, обеспечивать ее неприкосновенность. Право частной собственности регулируется многими отраслями российского права. Конституция Российской Федерации и текущее законодательство устанавливают, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно при непременном условии, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов граждан. Свобода в действиях собственника земли имеет весьма относительный характер. В условиях рыночной экономики претерпело изменения право человека на труд. Оно изложено в качественно новой редакции. В частности, закреплено право на защиту от безработицыи установлен запрет с определенными оговорками на принудительный труд. Трудовые права и свободы защищают человека от произвола работодателей, дают ему возможность отстаивать свое достоинство и интересы. Однако механизм реализации прав в этой сфере далек от совершенства. Неразрывно с возможностью реализации человеком права на труд существует проблема обеспечения его безопасными условиями труда. По данным Международной организации труда (МОТ), в мире ежегодно регистрируется 270 млн.несчастных случаев производственного характера и 160 млн. профессиональных заболеваний. В каждом третьем случае болезнь приводит к потере работником трудоспособности на четыре и более рабочих дня. Ежегодно по далеко не полной информации в мире около 2млн. работников погибают от несчастных случаев или профессиональных заболеваний. Конституционная трактовка содержания прав в сфере труда в Российской Федерации полностью соответствует положениям, отраженным в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах. Конституционно закреплены нормы, согласно которым человек должен работать в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Вознаграждение за труд должно выплачиваться без дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Если такие требования нарушеныв результате действий работодателя и работнику на производстве причинен вред, то работодатель несет материальную, а в некоторых случаях и уголовную ответственность. С признанием права на труд государство обязано создавать условия, способствующие экономическому развитию общества, наиболее полной занятости населения. Оно гарантирует бесплатность среднего профессионального образования в государственных и муниципальных учреждениях и на предприятиях. Это является необходимой предпосылкой для подготовки к трудовой деятельности. Вместо закрепляемого ранее принципа бесплатности всех видов образования предусматривается общедоступность и бесплатность образования в пределах государственного стандарта. Сохраняется право на получение высшего образования в государственных учебных заведениях на конкурсной основе. Что касается негосударственных вузов, то гражданин вправе поступить в частное, т. е. платное высшее учебное заведение без всяких ограничений со сторонызакона. Государство гарантирует бесплатное и общедоступное получение дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования. Родителям (или лицам их заменяющим) вменяется в обязанность способствование получению детьми основного общего образования. Конституция определяет взаимные права родителей и детей. Права родителей заключаются в заботе о детях и их воспитании. Трудоспособные дети, достигшие восемнадцатилетнего возраста, обязанызаботиться о нетрудоспособных родителях. Государство защищает семейные права граждан, и, прежде всего, права матери и ребенка. Оно принимает мерык развитию охраныздоровья матери и ребенка. Предусматривает социальное обеспечение и охрану труда работающих матерей. Существуют также отпуска и пособия, связанные с беременностью и родами, перечень которых установлен в трудовом законодательстве. К числу социально-экономических прав относится право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Содержанием данного права является, прежде всего, гарантированность получения государственных пенсий и социальных пособий, устанавливаемых законом. Все формы социального обеспечения строятся на закреплении субъективных прав граждан на получение пенсий и пособий при наличии соответствующих оснований. Конституционно закрепляется право человека на жилище. Оно включает в себя защиту жилища, в соответствии с которым никто не может быть произвольно лишен жилища по каким-либо соображениям. Строительство жилых помещений осуществляется не только государством, но и в индивидуальном порядке гражданами и создаваемыми ими кооперативами. Это поощряется государством посредством предоставления системы ссуд. К социально-экономическим правам относитсяправо на охрану здоровья и медицинскую помощь. Оно предполагает гарантированность медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Медицинская помощь может финансироваться за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений. Конституция указывает на обязанность государства финансировать федеральные программыохраныи укрепления здоровья населения, необходимость принятия мер по развитию государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения. Учитывая практику прошлых лет, Конституция 1993 г. особо оговаривает, что сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой юридическую ответственность в соответствии с федеральным законом. Это является важной гарантией защитыздоровья человека. Распространение заведомо недостоверных или ложных сведений о состоянии окружающей среды, эпидемиях, катастрофах и т. д. может привести к негативному социальному результату, наносящему вред и личности, и обществу, и государству. Необходимость снижения смертности руководством страны рассматривается как один из факторов (еще вопросымиграции населения), препятствующих процессу успешного экономического и социального развития России1.

     К культурным можно отнести права, необходимые человеку для развития уровня его культуры, без которой человек не может полноценно существовать. Конституционно закрепленыпринципы, гарантирующие свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование достижениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Согласно закону, каждый может заниматься творческой деятельностью. Государственные органыи органыместного самоуправления не вправе вмешиваться в творческую жизнь человека, что имело место в годытоталитарного режима.Государство гарантирует охрану прав авторам интеллектуальной собственности. Установлен порядок применения ответственности лиц, нарушивших его. Так, незаконное присвоение авторства может повлечь за собой уголовную ответственность. С уходом в прошлое индустриальной эпохи и наступлением эпохи глобальной информационной революции стратегическим ресурсом ХХI в. становятся знания и умение человека ими пользоваться. Поэтому одним из значимых социальных аспектов процесса глобализации является увеличение возможностей для раскрытия человеческого потенциала. Уровень образования признается одним из базовых показателей для расчета «индекса человеческого развития», регулярно составляемого ООН. Совершенно очевидно считать, что национальное образование является одним из видов стратегического ресурса любого развитого современного государства2. Ее качество и эффективность применения в практических целях позволяют предотвращать вызовы, возникающие в наиболее важных сферах организации общественной жизни: экономике, безопасности, сохранении идентичности самого государства. Особенностью современного научно-образовательного процесса является тесное взаимодействие на основе взаимно признаваемых норм и правил. Совсем не случайно, что в качестве одного из трех приоритетов повестки Петербургского саммита «большой восьмерки» (2006 год) Президентом Российской Федерации В. В. Путиным поставлен вопрос об образовании. Рассмотрим реальные возможности реализации прав российского гражданина в области науки.

     3.Гарантия  реализации прав и свобод человека и гражданина

     Под механизмом реализации правового статуса личности следует понимать совокупность правовых и организационных методов, направленных на достижение реальной возможности и условий для наиболее полного самовыражения человека в обществе. Ведущая роль в мире по вопросам защиты прав человека принадлежит ООН и ее многочисленным структурам. Например, в мае 2006 г. в ООН был сформирован Совет по правам человека, в котором представленывсе регионы мира. Он обладает статусом вспомогательного органа генеральной Ассамблеи ООН. Для его формирования потребовалось проводить три тура голосования. Помимо России (получила 137 голосов при необходимых 96), в его состав из числа бывших советских республик вошли Украина и Азербайджан. Не смогли войти Литва, Латвия, Грузия, Киргизия и Армения. Вопросызащитыправ человека в объединенной Европе призван решать Совет Европы, возглавляемый генеральным секретарем. Его членами являются 41 европейское государство (за исключением Белоруссии) с численностью населения, составляющим более 800 млн. человек. Россия является государством, которое продолжает осуществлять права и выполнять обязанности, вытекающие из международных договоров, заключенных СССР. Это в полной мере распространяется и на все подписанные СССР международные документы и ратифицированные им пакты о правах человека. Являясь членом Совета Европы, Россия подписала «Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод». Ныне действующая Конституция России содержит необходимые нормы, признающие приоритет международных стандартов прав человека и международные механизмыих защиты(статья Конституции России: 17; 15 п. 4.). Изначально Конвенция была задумана для того, чтобы искоренить ужасы второй мировой войныи навсегда покончить с геноцидом. Конвенция виделась как оплот политического образования Европыпосле катастрофы30-х и 40-х годов. Сейчас она достигла уровня конституционного закона Европы благодаря тому, что государства — участники всегда ясно осознавали необходимость создания объединенной системызащиты прав человека. 22 ноября 1991 г. Верховный Совет РСФСР принял Декларацию прав, основные положения которой вошли в текст Конституции России. Это свидетельствуето дальнейшем расширении прав и свобод граждан, их политической закрепощенности. Статья 40 данной Декларации предусматривает парламентский контроль засоблюдением прав и свобод человека и гражданина в России. Эта задача возлагается на парламентского Уполномоченного по правам человека. В составе парламента России — Федерального собрания — предусмотрена такая должность. Парламентский уполномоченный назначается Федеральным собранием на совместном заседании его палат только на один срок (5 лет), подотчетен ему и обладает депутатской неприкосновенностью. Уполномоченный по правам человека не наделен властными функциями. Он призван создать условия для повседневного предания гласности действий бюрократических структур и чиновников, для ознакомления общества с объективной информацией о нарушениях прав и свобод человека и гражданина. Уполномоченный по правам человека как особый институт государства предназначен выполнять основную базовую функцию — быть арбитром между властью и обществом. Это предполагает его независимость и не подотчетность государственным структурам или должностным лицам. Принимаемые Уполномоченным в рамках его компетенции решения не подлежат обжалованию и пересмотру государственными органами, в том числе органами правосудия и прокуратуры. В то же время деятельность Уполномоченного не заменяет и не подменяет деятельность государственных структур, предназначенных обеспечивать защиту прав и свобод граждан. Она способствует совершенствованию их работы в этой области. Уполномоченные учреждаются в целях создания дополнительных гарантий защитыправ и свобод личности, укрепления атмосферы доверия между гражданином и аппаратом управления, действующим от имени государства. Впервые такая должность была введена в практику контроля за государством в Швеции (1809 г.), где она имеет название омбудсмен. В Швеции, Финляндии (1919 г.), Норвегии (1952 г.), Дании (1953 г.) его называют парламентским омбудсменом.В Великобритании (1967 г.) — парламентским комиссаром, на Кипре (1991 г.) — комиссаром по вопросам администрации, в Нидерландах (1983 г.) — национальным омбудсменом, в Греции (1969 г.) — защитником граждан, во Франции (1973 г.) — посредником Французской Республики, в Португалии (1976 г.) — уполномоченным по делам правосудия (проведором).Маастрихтский договор 1992 г. также ввел в систему органов Европейского Союза институт омбудсмена. Совет Европыучредил должность Комиссара по правам человека Совета Европы. Необходимость создания института омбудсмена наиболее актуальна в государствах с межэтническими и конфессиональными проблемами. Институт омбудсмена создается только в соответствии с Конституцией или специальным законом. Все омбудсмены в странах СНГ и Балтии избираются парламентами. Уполномоченный осуществляет защиту прав и свобод гражданина, предусмотренных международными гуманитарными пактами, Конституцией России и другими законоположениями, а также иных прав и свобод, защита которых необходима в правовом государстве. Уполномоченный не вправе заниматься партийной, иной политической и коммерческой деятельностью. Ежегодно он готовит доклад по правам человека в России, который публикуется в официальных источниках. Здесь же следует отметить расширение возможности граждан на обжалование в суд действий и решений, нарушающих права и свободыграждан России. Помимо Конституционного Суда РФ законом предусмотрена возможность создания конституционных (уставных) судов в субъектах федерации. С 1998 г. граждане России могут обращаться в Страсбургский суд по правам человека. Должность Уполномоченного по правам человека предусмотрена (с 1995 г.) и в Европе для осуществления контроля за деятельностью институтов власти европейского сообщества. В 2003 г. в его адрес поступило более 2000 заявлений. Только четвертая часть из них была рассмотрена, а остальные отклонены из-за нарушения процессуальных требований. В частности, не подлежат рассмотрению обращения, ранее разбиравшиеся в национальных инстанциях. В целях более полной реализации положений Конституции России и Декларации прав и свобод человека и гражданина в 1993 г. был принят закон Российской Федерации об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан. Судебному обжалованию по данному закону подлежат коллегиальные и единоличные действия и решения государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, в результате которых были нарушены права и свободы гражданина; созданыпрепятствия осуществления гражданином его прав и свобод; незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.Не могут быть обжалованы действия (решения), проверка которых отнесена к компетенции Конституционного Суда РФ, а также те действия (решения), в отношении которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования. 

     Заключение 

     В системе ценностей цивилизованного  общества на первом месте стоит личность. Отсюда и то внимание, которое уделяется  ей в науке и социальной практике. Проблема личности рассматривается  под углом зрения ее места и  роли в правовой системе. Важнейший  из них - юридический, который в свою очередь связан с политическим, идеологическим, нравственным, гуманистическим и  иными аспектами, прямо затрагивает  интересы людей, классов. Это и определяет его значимость.

     Личность  занимает в правовой системе центральное  место и выступает в ней  во многих качествах - гражданина, субъекта права и правоотношений, носителя прав и обязанностей, свободы и  ответственности, право дееспособности, определенного социального и  правового статуса. К ней обращены юридические предписания, от нее  зависит состояние законности и  правопорядка, уровень правовой культуры общества. Она - объект судебной и иной защиты.

     Личность  формируется под воздействием общих  социальных условий, она усваивает  все эти условия на основе своего индивидуального опыта, своеобразия  психической структуры, а также  благодаря включенности в систему  общественных отношений.

     Прочность и стабильность положения личности в правовой системе достигается  не только с помощью провозглашения и гарантирования соответствующих  субъективных прав и свобод, но и  посредством установления четких юридических  обязанностей гражданина перед обществом. Без этого правовое состояние  отдельного человека было бы юридически необеспеченным и непрочным. Правопорядок всегда предполагает определенные правовые обязанности субъектов, путем установления субъективных прав граждан государство  разрешает и гарантирует определенные виды их поведения, а путем возложения обязанностей требует от них необходимых  действий. В результате обеспечиваются, согласовываются общественные и личные интересы. При этом права и обязанности, будучи тесно взаимосвязанными, представляют собой самостоятельные категории и требуют не только совместного, но и раздельного анализа.

     Законодательно  установленные государством и взятые в единстве права, свободы и обязанности  личности составляют ее правовой статус. Правовой статус является сердцевиной  нормативного выражения основных принципов  взаимоотношений между личностью  и государством. По своей сути он представляет собой систему эталонов, образцов поведения людей, поощряемых и защищаемых от нарушения государством и, как правило, одобряемых обществом. Права личности в структуре правового  статуса - это формально-определенные, юридически гарантированные возможности  пользоваться социальными благами, официальная мера возможного поведения  человека в государственно-организованном обществе. Права личности как права  гражданина конкретного государства (так же как свободы и обязанности) являются частью объективного права, т.е. определенной разновидностью правовых норм в рамках системы действующего права, и одновременно это - субъективные права, поскольку они принадлежат  отдельным гражданам как субъектам  права. Субъективные права личности - это те конкретные правомочия, которые  возникают у человека как у  индивидуально-определенного субъекта права на основе норм объективного права. В соответствии с указанным  правом граждане могут требовать  в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, проектировав строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов, могут ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан, предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическими правонарушениями. Нетождественность юридического и фактического хорошо видна также и на примере реализации гражданами права на образование. Используя юридическую возможность получения высшего образования (поступление на учебу в вуз, бесплатный процесс обучения и др.), они далеко не всегда полноценно реализуют фактические возможности получения качественного образования (как из-за нерадивости студента, так и, не исключено, по причине невысокого уровня учебного процесса). Юридические права не сводятся к одностороннему проявлению воли управомоченного лица, поскольку их реализация предполагает исполнение корреспондирующих им обязанностей, необходимо возникающих в связи с предоставлением прав у самого государства, а также у других граждан и организаций. Исполнение обязанностей может быть как активным, так и пассивным; как обязанностью совершить определенное действие в связи с возникновением и реализацией права, так и обязанностью воздержаться от действий, способных нанести ущерб правам управомоченного субъекта. В случае же ущемления прав граждан государство обязано принять меры к их защите и восстановлению. Обязанности государства, возникающие в связи с предоставлением им прав и свобод своим гражданам, находят свое выражение в совокупности зафиксированных в законе различных гарантий, т.е. тех условий и возможностей, которые государство обязуется создать и предоставить гражданам для практического осуществления ими своих прав и свобод. Нормативно определенные государством свободы личности - это практически те же права гражданина, имеющие лишь некоторые особенности. Предоставляя свободы, государство делает акцент именно на свободном, максимально самостоятельном самоопределении человека в некоторых сферах общественной жизни. Оно стремится к самой минимальной регламентации поведения граждан, обеспечивая их свободы прежде всего невмешательством, как своим собственным, так и со стороны всех иных социальных субъектов. В частности, законодательство определяет свободу совести как право каждого человека исповедовать любую религию, либо не исповедовать никакой, выбирать, иметь и распространять религиозные, нерелигиозные или иные убеждения и действовать в соответствии с ними при условии соблюдения закона. В соответствии с этим определением никто не вправе указывать, какой именно выбор следует сделать человеку, никто не может ограничить этот выбор. И только сам гражданин решает, как, в каких формах реализовать принадлежащую ему свободу совести. С понятием и содержанием прав и свобод тесно связаны законные интересы личности. Законные интересы личности - это юридически значимые и юридически оправданные притязания человека на социальные блага, не охватываемые непосредственным содержанием прав и свобод граждан. Законные интересы защищаются государством, законом наряду с правами и свободами. В отличие от прав и свобод содержание законного интереса не определено конкретно законодателем. На практике при определении и защите законных интересов граждан государственные органы обычно прибегают либо к аналогии права и закона, либо к расширительному толкованию правовых норм. Важной особенностью прав, свобод, законных интересов лично является то, что характер их воплощения в жизнь в огромной степени определяется личностным отношением к ним их носителей. От субъекта права требуется проявление хотя бы минимума активности, а нередко и настойчивости. В частности, такие политические права граждан, как право на свободу объединения, право на проведение митингов, демонстраций, предполагают проявление значительной активности организованности субъектов этих прав. Юридические обязанности личности - это установленные и гарантированные государством требования к поведению человека официальная мера должного поведения. Юридические обязанной являются необходимым средством воздействия на общественные отношения. 

 

     

     ЛИТЕРАТУРА

         1.Конституция Российской Федерации.

         2.Теория государства и права / под ред. проф. А. М. Васильева. М.: Юридическая литература. 1977.

         3.Лазарев В. В. Теория государства и права (актуальные проблемы). М., 1992.

         4.Алексеев С. С. Государство и право. Начальный курс. М., 1993.

         5.Алексеев С. С. Государство и право. Начальный курс. М., 1994.

         6.Гранат Н. Л., Лазарев В. В. Теория права и государства: учеб.-метод. пособие. М., 1993.

         7.Общая теория права: курс лекций / под ред. В. К. Бабаева. Нижний Новгород, 1993.

         8.Лившиц Р. З. Теория права: учеб. М., 1994.

         9.Основыгосударства и права: учеб.пособие / под ред. О. Е. Кутафина. М., 1994.

         10.Общая теория права и государства: учеб. / под ред. В. В. Лазарева. М., 1994.

         11.Общая теория права: учеб.пособие / под ред. А. С. Пиголкина. М., 1994.

         12.Теория государства и права. Ч. I. Теория государства / под ред. А. Б. Венгерова. М.,1995.

         13.Теория государства и права / под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. М.: Издательская группа ИНФРА-М—НОРМА, 1997.

         14.Хропанюк В. Н. Теория государства и права: учеб.пособие для вузов. М.: ИКФ Омега-Л;Интерстиль, 2003.

         15.Бельский К. С. Полицейское право: Лекционный курс. М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004.

         16.Атаманчук Г. В. Теория государственного управления: курс лекций. 2-е изд., доп. М.:Омега-Л, 2004.

         17.Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько.2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2006.

         18.Марченко М. Н. Проблемытеории государства и права: учеб. М.: ТК Велби. Изд-во Проспект, 2005.

         19.Мазутов Н. И. Правовая система и личность. Саратов, 1987.

         20.Путин В. В. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 2006. 11 мая.

         21.Федеральный закон от 15 июля 1995 г. №101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 16 июня 1995 г.).

         22.Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации О. Миронова в 1998 г // Российская газета. 1999. 11 марта.

         23.Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 1999 г. // Российская газета. 2000. 4—6, 11—12 и 26 апр.

         24.Федеральный закон от 8 марта 2006 г. №40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции» // Российская газета. 2006. 21 марта.

         25.Российская газета. 1995. 5 апреля.

         26.Путин В. В. Послание Федеральному собранию Российской Федерации // Российская газета. 2005. 26 апр.

Информация о работе Теория прав человека