Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 00:29, курсовая работа
Права и свободы человека и гражданина составляют центральный институт права, который содержит нормы, определяющие взаимоотношения государства и личности, ее правовой статус.
Данная тема - «Теория прав человека» актуальна для юридической науки и практики, в силу того, что, во-первых, необходимым фактором обеспечения оптимального взаимодействия личности, общества и государства выступают социальные обязанности, без которых невозможным становится существование любой человеческой общности и цивилизации, во-вторых, в жизни часто случается так, что государство встает над обществом и начинает диктовать ему свою волю, попирать его интересы. Чтобы предотвратить подобное, в каждом государстве существует конституция, являющаяся гарантом нерушимости прав человека и гражданина.
Введение…………………………………………………………….3
1.Понятие прав человека…………………………………………..4
2. Права и свободы личности по российскому и международному законодательству…………………………………………………………..6
3.Гарантия реализации прав и свобод человека и гражданина…21
Заключение………………………………………………………….25
Список использованной литературы…………………………….29
Сейчас Конституция России и Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» (1997 г.) возлагают обязанность на членов Правительства России декларировать сведения о доходах и принадлежащем им имуществе на правах собственности как своих, так и ближайших родственников. Эти сведения они должныежегодно предоставлять в налоговую службу, а копии деклараций о доходах направлять в кадровое подразделение администрации Президента России. Такие же требования об обязательном декларировании доходов в соответствии с законодательством Российской Федерации, предназначенным регламентировать вопросыорганизации государственной службы, распространяются и на всех чиновников, находящихся на государственной службе. Все виды государственных служащих предоставляют информацию только об общей сумме своих доходов, а не по их постатейной расшифровке.
К
категории социально-
К культурным можно отнести права, необходимые человеку для развития уровня его культуры, без которой человек не может полноценно существовать. Конституционно закрепленыпринципы, гарантирующие свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование достижениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Согласно закону, каждый может заниматься творческой деятельностью. Государственные органыи органыместного самоуправления не вправе вмешиваться в творческую жизнь человека, что имело место в годытоталитарного режима.Государство гарантирует охрану прав авторам интеллектуальной собственности. Установлен порядок применения ответственности лиц, нарушивших его. Так, незаконное присвоение авторства может повлечь за собой уголовную ответственность. С уходом в прошлое индустриальной эпохи и наступлением эпохи глобальной информационной революции стратегическим ресурсом ХХI в. становятся знания и умение человека ими пользоваться. Поэтому одним из значимых социальных аспектов процесса глобализации является увеличение возможностей для раскрытия человеческого потенциала. Уровень образования признается одним из базовых показателей для расчета «индекса человеческого развития», регулярно составляемого ООН. Совершенно очевидно считать, что национальное образование является одним из видов стратегического ресурса любого развитого современного государства2. Ее качество и эффективность применения в практических целях позволяют предотвращать вызовы, возникающие в наиболее важных сферах организации общественной жизни: экономике, безопасности, сохранении идентичности самого государства. Особенностью современного научно-образовательного процесса является тесное взаимодействие на основе взаимно признаваемых норм и правил. Совсем не случайно, что в качестве одного из трех приоритетов повестки Петербургского саммита «большой восьмерки» (2006 год) Президентом Российской Федерации В. В. Путиным поставлен вопрос об образовании. Рассмотрим реальные возможности реализации прав российского гражданина в области науки.
3.Гарантия реализации прав и свобод человека и гражданина
Под
механизмом реализации правового статуса
личности следует понимать совокупность
правовых и организационных методов, направленных
на достижение реальной возможности и
условий для наиболее полного самовыражения
человека в обществе. Ведущая роль в мире
по вопросам защиты прав человека принадлежит
ООН и ее многочисленным структурам. Например,
в мае 2006 г. в ООН был сформирован Совет
по правам человека, в котором представленывсе
регионы мира. Он обладает статусом вспомогательного
органа генеральной Ассамблеи ООН. Для
его формирования потребовалось проводить
три тура голосования. Помимо России (получила
137 голосов при необходимых 96), в его состав
из числа бывших советских республик вошли
Украина и Азербайджан. Не смогли войти
Литва, Латвия, Грузия, Киргизия и Армения.
Вопросызащитыправ человека в объединенной
Европе призван решать Совет Европы, возглавляемый
генеральным секретарем. Его членами являются
41 европейское государство (за исключением
Белоруссии) с численностью населения,
составляющим более 800 млн. человек. Россия
является государством, которое продолжает
осуществлять права и выполнять обязанности,
вытекающие из международных договоров,
заключенных СССР. Это в полной мере распространяется
и на все подписанные СССР международные
документы и ратифицированные им пакты
о правах человека. Являясь членом Совета
Европы, Россия подписала «Европейскую
конвенцию о защите прав человека и основных
свобод». Ныне действующая Конституция
России содержит необходимые нормы, признающие
приоритет международных стандартов прав
человека и международные механизмыих
защиты(статья Конституции России: 17; 15
п. 4.). Изначально Конвенция была задумана
для того, чтобы искоренить ужасы второй
мировой войныи навсегда покончить с геноцидом.
Конвенция виделась как оплот политического
образования Европыпосле катастрофы30-х
и 40-х годов. Сейчас она достигла уровня
конституционного закона Европы благодаря
тому, что государства — участники всегда
ясно осознавали необходимость создания
объединенной системызащиты прав человека.
22 ноября 1991 г. Верховный Совет РСФСР принял
Декларацию прав, основные положения которой
вошли в текст Конституции России. Это
свидетельствуето дальнейшем расширении
прав и свобод граждан, их политической
закрепощенности. Статья 40 данной Декларации
предусматривает парламентский контроль
засоблюдением прав и свобод человека
и гражданина в России. Эта задача возлагается
на парламентского Уполномоченного по
правам человека. В составе парламента
России — Федерального собрания — предусмотрена
такая должность. Парламентский уполномоченный
назначается Федеральным собранием на
совместном заседании его палат только
на один срок (5 лет), подотчетен ему и обладает
депутатской неприкосновенностью. Уполномоченный
по правам человека не наделен властными
функциями. Он призван создать условия
для повседневного предания гласности
действий бюрократических структур и
чиновников, для ознакомления общества
с объективной информацией о нарушениях
прав и свобод человека и гражданина. Уполномоченный
по правам человека как особый институт
государства предназначен выполнять основную
базовую функцию — быть арбитром между
властью и обществом. Это предполагает
его независимость и не подотчетность
государственным структурам или должностным
лицам. Принимаемые Уполномоченным в рамках
его компетенции решения не подлежат обжалованию
и пересмотру государственными органами,
в том числе органами правосудия и прокуратуры.
В то же время деятельность Уполномоченного
не заменяет и не подменяет деятельность
государственных структур, предназначенных
обеспечивать защиту прав и свобод граждан.
Она способствует совершенствованию их
работы в этой области. Уполномоченные
учреждаются в целях создания дополнительных
гарантий защитыправ и свобод личности,
укрепления атмосферы доверия между гражданином
и аппаратом управления, действующим от
имени государства. Впервые такая должность
была введена в практику контроля за государством
в Швеции (1809 г.), где она имеет название
омбудсмен. В Швеции, Финляндии (1919 г.),
Норвегии (1952 г.), Дании (1953 г.) его называют
парламентским омбудсменом.В Великобритании
(1967 г.) — парламентским комиссаром, на
Кипре (1991 г.) — комиссаром по вопросам
администрации, в Нидерландах (1983 г.) —
национальным омбудсменом, в Греции (1969
г.) — защитником граждан, во Франции (1973
г.) — посредником Французской Республики,
в Португалии (1976 г.) — уполномоченным
по делам правосудия (проведором).Маастрихтский
договор 1992 г. также ввел в систему органов
Европейского Союза институт омбудсмена.
Совет Европыучредил должность Комиссара
по правам человека Совета Европы. Необходимость
создания института омбудсмена наиболее
актуальна в государствах с межэтническими
и конфессиональными проблемами. Институт
омбудсмена создается только в соответствии
с Конституцией или специальным законом.
Все омбудсмены в странах СНГ и Балтии
избираются парламентами. Уполномоченный
осуществляет защиту прав и свобод гражданина,
предусмотренных международными гуманитарными
пактами, Конституцией России и другими
законоположениями, а также иных прав
и свобод, защита которых необходима в
правовом государстве. Уполномоченный
не вправе заниматься партийной, иной
политической и коммерческой деятельностью.
Ежегодно он готовит доклад по правам
человека в России, который публикуется
в официальных источниках. Здесь же следует
отметить расширение возможности граждан
на обжалование в суд действий и решений,
нарушающих права и свободыграждан России.
Помимо Конституционного Суда РФ законом
предусмотрена возможность создания конституционных
(уставных) судов в субъектах федерации.
С 1998 г. граждане России могут обращаться
в Страсбургский суд по правам человека.
Должность Уполномоченного по правам
человека предусмотрена (с 1995 г.) и в Европе
для осуществления контроля за деятельностью
институтов власти европейского сообщества.
В 2003 г. в его адрес поступило более 2000
заявлений. Только четвертая часть из
них была рассмотрена, а остальные отклонены
из-за нарушения процессуальных требований.
В частности, не подлежат рассмотрению
обращения, ранее разбиравшиеся в национальных
инстанциях. В целях более полной реализации
положений Конституции России и Декларации
прав и свобод человека и гражданина в
1993 г. был принят закон Российской Федерации
об обжаловании в суд действий и решений,
нарушающих права и свободы граждан. Судебному
обжалованию по данному закону подлежат
коллегиальные и единоличные действия
и решения государственных органов, органов
местного самоуправления, учреждений,
предприятий и их объединений, общественных
объединений и должностных лиц, в результате
которых были нарушены права и свободы
гражданина; созданыпрепятствия осуществления
гражданином его прав и свобод; незаконно
на гражданина возложена какая-либо обязанность
или он незаконно привлечен к какой-либо
ответственности.Не могут быть обжалованы
действия (решения), проверка которых отнесена
к компетенции Конституционного Суда
РФ, а также те действия (решения), в отношении
которых законодательством предусмотрен
иной порядок судебного обжалования.
Заключение
В
системе ценностей
Личность занимает в правовой системе центральное место и выступает в ней во многих качествах - гражданина, субъекта права и правоотношений, носителя прав и обязанностей, свободы и ответственности, право дееспособности, определенного социального и правового статуса. К ней обращены юридические предписания, от нее зависит состояние законности и правопорядка, уровень правовой культуры общества. Она - объект судебной и иной защиты.
Личность формируется под воздействием общих социальных условий, она усваивает все эти условия на основе своего индивидуального опыта, своеобразия психической структуры, а также благодаря включенности в систему общественных отношений.
Прочность
и стабильность положения личности
в правовой системе достигается
не только с помощью провозглашения
и гарантирования соответствующих
субъективных прав и свобод, но и
посредством установления четких юридических
обязанностей гражданина перед обществом.
Без этого правовое состояние
отдельного человека было бы юридически
необеспеченным и непрочным. Правопорядок
всегда предполагает определенные правовые
обязанности субъектов, путем установления
субъективных прав граждан государство
разрешает и гарантирует
Законодательно
установленные государством и взятые
в единстве права, свободы и обязанности
личности составляют ее правовой статус.
Правовой статус является сердцевиной
нормативного выражения основных принципов
взаимоотношений между
ЛИТЕРАТУРА
1.Конституция Российской Федерации.
2.Теория государства и права / под ред. проф. А. М. Васильева. М.: Юридическая литература. 1977.
3.Лазарев В. В. Теория государства и права (актуальные проблемы). М., 1992.
4.Алексеев С. С. Государство и право. Начальный курс. М., 1993.
5.Алексеев С. С. Государство и право. Начальный курс. М., 1994.
6.Гранат Н. Л., Лазарев В. В. Теория права и государства: учеб.-метод. пособие. М., 1993.
7.Общая теория права: курс лекций / под ред. В. К. Бабаева. Нижний Новгород, 1993.
8.Лившиц Р. З. Теория права: учеб. М., 1994.
9.Основыгосударства и права: учеб.пособие / под ред. О. Е. Кутафина. М., 1994.
10.Общая теория права и государства: учеб. / под ред. В. В. Лазарева. М., 1994.
11.Общая теория права: учеб.пособие / под ред. А. С. Пиголкина. М., 1994.
12.Теория государства и права. Ч. I. Теория государства / под ред. А. Б. Венгерова. М.,1995.
13.Теория государства и права / под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. М.: Издательская группа ИНФРА-М—НОРМА, 1997.
14.Хропанюк В. Н. Теория государства и права: учеб.пособие для вузов. М.: ИКФ Омега-Л;Интерстиль, 2003.
15.Бельский К. С. Полицейское право: Лекционный курс. М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004.
16.Атаманчук Г. В. Теория государственного управления: курс лекций. 2-е изд., доп. М.:Омега-Л, 2004.
17.Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько.2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2006.
18.Марченко М. Н. Проблемытеории государства и права: учеб. М.: ТК Велби. Изд-во Проспект, 2005.
19.Мазутов Н. И. Правовая система и личность. Саратов, 1987.
20.Путин В. В. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 2006. 11 мая.
21.Федеральный закон от 15 июля 1995 г. №101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 16 июня 1995 г.).
22.Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации О. Миронова в 1998 г // Российская газета. 1999. 11 марта.
23.Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 1999 г. // Российская газета. 2000. 4—6, 11—12 и 26 апр.
24.Федеральный закон от 8 марта 2006 г. №40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции» // Российская газета. 2006. 21 марта.
25.Российская газета. 1995. 5 апреля.
26.Путин В. В. Послание Федеральному собранию Российской Федерации // Российская газета. 2005. 26 апр.