Теория прав человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 23:34, контрольная работа

Краткое описание

В последнее десятилетие в российском общественном сознании прочно утвердилась идея прав человека, что закономерно связано с общими процессами демократизации страны в эти годы. О правах человека много говорят и пишут, они постоянно у всех на слуху, активно обсуждаются на всех уровнях – от президента до рядовых граждан. Тема прав человека как одна из наиболее злободневных и «модных» не сходит со страниц газет и журналов, экранов телевизоров, неизменно присутствует в речах государственных деятелей, политических лидеров, парламентариев, в докладах участников различных научных конференций. В российском общественном сознании, как и во всем мире, идея прав человека утвердилась как важнейшая гуманистическая ценность и неотъемлемый элемент демократии.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

1. Классификация прав и свобод личности

2. Личные права и свободы человека и гражданина

3. Политические права и свободы

4. Характеристика социально-экономических прав личности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

теория прав человека.doc

— 112.50 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ  

                  ВВЕДЕНИЕ

    1. Классификация  прав и свобод личности 

    2. Личные  права и свободы человека и  гражданина 

    3. Политические  права и свободы 

    4. Характеристика  социально-экономических прав личности 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    ВВЕДЕНИЕ 

     В последнее  десятилетие в российском общественном  сознании прочно утвердилась  идея прав человека, что закономерно  связано с общими процессами  демократизации страны в эти  годы. О правах человека много говорят и пишут, они постоянно у всех на слуху, активно обсуждаются на всех уровнях – от президента до рядовых граждан. Тема прав человека как одна из наиболее злободневных и «модных» не сходит со страниц газет и журналов, экранов телевизоров, неизменно присутствует в речах государственных деятелей, политических лидеров, парламентариев, в докладах участников различных научных конференций. В российском общественном сознании, как и во всем мире, идея прав человека утвердилась как важнейшая гуманистическая ценность и неотъемлемый элемент демократии.

     При любом  демократическом устройстве права  и свободы граждан представляют  собой важнейший социальный и  политико-юридический институт, объективно  выступающий мерилом достижений  данного общества, его «визитной карточкой», показателем зрелости, цивилизованности. Он служит средством доступа личности к духовным и материальным благам, механизмам власти, реализации своих интересов, волеизъявления. В то же время это – непременное условие совершенствования самого индивида, упрочения его статуса, достоинства, независимости, «суверенности».  

    1. Классификация  прав и свобод личности 

     Основой  современных демократических теорий  правового статуса человека и  гражданина явились идеи, высказанные  еще в XVII-XVIII веках такими философами-просветителями как Дж. Локк (1632-1704), Ш.Л. Монтескье (1689-1755),Ж.Ж. Руссо (1712-1778), Ф.А. Вольтер (1694-1778), в частности идея о том, что человек – высшая социальная ценность общества и государства. Он обладает естественными, неотъемлемыми правами (право на жизнь, право на свободу и др.), которые не могут быть никем отнятыми – ни правительством, ни обществом. Нам представляется необходимым назвать и более ранние правовые источники правового статуса человека и гражданина: Великую Хартию Вольностей 1215 г. (Англия), Петицию о праве 1628 г. (Англия), Habeas Corpus Act 1679 г. (Англия) (Акт о лучшем обеспечении подданного и о предупреждении заточений за морями), и другие документы. Хотя исследователи относят эти документы к разряду памятников истории, невозможно отрицать их важную роль в развитии демократии.

     В конце  XVIII в. после буржуазных революций  во Франции, Англии, Америке права  и свободы были закреплены  на законодательном уровне. В  частности, во Франции 26 августа  1789 г. была провозглашена Декларация правового статуса человека и гражданина и гражданина, а в Америке 26 сентября того же года – Билль о правах (поправка к Конституции США).

     Вплоть  до гигантских потрясений XX века  – первой мировой войны, Октябрьской  революции 1917 г., второй мировой войны – даже в государствах с давними республиканскими и демократическими традициями фактически не признавалось не только равенство всех людей, но и возможность защиты человека, за которым признаются индивидуальность и полное уважение его прав вне зависимости от взглядов, уровня культуры, образования, места в обществе, благосостояния, расы, национальности и цвета кожи. Такое изменение отношения к проблеме прав человека, как на международном уровне, так и внутри государств во многом стало возможным благодаря учрежденной в 1945 году Организации Объединенных Наций и ее деятельности. Ее основной задачей является поддержание мира, безопасности, уважение правового статуса человека и гражданина и распространение идей об этих правах.

     Институт  прав и свобод человека и гражданина является центральным в современном праве, ибо в нем заложены ключевые гарантии защиты народа в целом и каждого конкретного человека и гражданина от произвола государственной власти, что, в свою очередь, является неотъемлемым условием нормального функционирования и развития правового государства.

     Наиболее  часто встречающаяся в исследованиях,  в юридических и социологических  пособиях и популярной литературе  является классификация ООН, в  которой выделены следующие группы  правового статуса человека и гражданина:

    1. Гражданские  права. 

    2. Политические  права. 

    3. Экономические  права. 

    4. Социальные  права. 

    5. Культурные  права. 

     В историческом  контексте современные исследователи  выделяют три поколения прав: первое – политические и личные права, провозглашенные в свое время первыми буржуазными революциями и закрепленные в известных декларациях (американской, английской, французской); второе – социально-экономические права, возникшие под влиянием социалистических идей, движений и систем, в том числе СССР (право на труд, отдых, образование, социальное обеспечение, медицинскую помощь и т.д.); они дополнили собой прежние права, получили отражение в соответствующих документах ООН; третье – коллективные права, выдвинутые в основном развивающимися странами в ходе национально-освободительных движений (право народов на мир, безопасность, независимость, самоопределение, территориальную целостность, суверенитет, избавление от колониального угнетения, свободу, достойную жизнь и т.д.). Выделение трех поколений прав в значительной мере условно, но оно наглядно показывает последовательную эволюцию развития данного института, историческую связь времен, общий прогресс в этой области. Когда-то права человека составляли так называемую третью корзину в торге СССР с западными странами (наряду с ядерным оружием и политическими вопросами). Но эта эпоха прошла, и Хельсинкские соглашения (1975 г.) остались лишь вехой на общем пути человечества к более совершенному порядку.

     В отечественной  литературе подвергнута справедливой критике концепция иерархии прав по степени их значимости. В частности, отмечаются «зигзаги восприятия роли социально-экономических прав», попытки объявить их «социалистическим изобретением», неизвестным «цивилизованным странам». Эти права якобы лишены качеств «юридических возможностей, защищаемых судом». Смягченным вариантом такого подхода является оттеснение на второй план социально-экономических прав как прав иного порядка в сравнении с личными неотъемлемыми правами, относимыми к «высшему разряду». Однако, думается, вряд ли оправдано такое противопоставление прав – все они для личности важны и нужны, каждая их группа по-своему выражает ее интересы. Более того, именно сейчас российские граждане на себе почувствовали значимость многих социально-экономических прав, которые ранее были в большей мере гарантированы, чем сейчас, когда складываются «несоциалистические» отношения. Утрата этих завоеваний особенно остро ощущается в наши дни.

     Разграничение  конституционных (основных) прав  и свобод человека на личные, политические и социально-экономические – наиболее распространенное основание их классификации. Однако основные права и свободы можно классифицировать и по другим признакам:

     а) по  субъекту – на права и свободы  человека (для них характерна конституционная формулировка «каждый») и на права и свободы гражданина (осуществляются только гражданами Российской Федерации);

     б) по  форме осуществления – на индивидуальные  и коллективные. Индивидуальные  права и свободы реализуются  личностью самостоятельно, без участия других лиц (право на жизнь, на личную неприкосновенность, свобода слова и т.д.). Коллективные права и свободы человек самостоятельно реализовать не может – необходимы согласованные действия по реализации аналогичных прав и свобод другими индивидами. К примеру, «каждый имеет право на объединение», но воспользоваться этим правом должны не менее трех человек, иначе общественное объединение никогда не будет создано;

     в) по  механизму реализации – на  права, свободы, реализуемые вне  правоотношения (например, право на жизнь, на свободу, на личную неприкосновенность), и права, свободы, реализуемые посредством участия лица в каком-либо правоотношении (например, право выбирать род деятельности и профессию, право на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях и др.);

     г) по  моменту возникновения – на  права, свободы, возникающие у  индивида с момента рождения (в  частности, право на охрану  достоинства личности), и права, свободы, момент возникновения которых специально оговорен в действующем законодательстве (к примеру, право избирать в органы государственной власти и местного самоуправления возникает у гражданина России только по достижении им 18-летнего возраста).

     В Конституции  РФ правам и свободам человека  и гражданина посвящена отдельная  глава 2. Вторая глава Конституции  «Права и свободы человека  и гражданина» конкретизирует  и развивает положения ст. 2 и  7 о человеке, его правах и свободах  как высшей ценности. С принятием Конституции РФ завершился определенный период, начавшийся в 1991 г., в рамках которого осуществлялся поворот правовой системы Российской Федерации к признанию и гарантированности прав человека и гражданина.  

    2. Личные  права и свободы человека и гражданина

     Перечислим  основные виды личных прав  и свобод:

    1. Право  на жизнь – важнейшее личное  право человека, предопределяющее  все остальные права. 

    2. Право  на охрану государством достоинства  личности.

     Наиболее  важные гарантии, обеспечивающие охрану человеческого достоинства, закреплены в Конституции Российской Федерации:

     а) никто  не может подвергаться пыткам;

     б) никто  не может без добровольного  согласия подвергнут медицинским,  научным или иным опытам;

     в) каждый  имеет право на защиту своей чести и доброго имени, включая право требовать по суду материальной компенсации причиненных физических и нравственных страданий.

    3. Право  на свободу и личную неприкосновенность.

    4. Право  на неприкосновенность частной  жизни, личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

    5. Неприкосновенность  жилища.

    6. Право  определять и указывать свою  национальную принадлежность, пользоваться  родным языком, выбирать язык  общения, воспитания, обучения и творчества.

    7. Право  на свободу передвижения.

    8. Свобода  совести, свобода вероисповедания. 

    9. Свобода  мысли и слова. 

     Личные  права и свободы граждан РФ  перечислены в статьях 19–29 Конституции  РФ. Рассмотрим основные из них. 

     Статья 19 посвящена принципу равноправия и раскрывает его конкретные значения. Часть 1 статьи определяет равноправие как равенство всех перед законом и судом. Закон как акт, принимаемый в виде конституции или закона, является объективно необходимым средством формулирования прав и свобод. Поэтому столь важно утверждение равенства перед законом как общей для всех нормой (равным масштабом), определяющей свободу личности. Чрезвычайно существенно равенство всех перед судом, поскольку суд является наиболее эффективным средством защиты и восстановления прав и свобод в случае спора или их нарушения. Следует отметить, что положение ч. 1 о равенстве всех перед законом и судом означает, что этот принцип распространяется на граждан Российской Федерации, граждан других государств, лиц без гражданства.

     Часть  2 статьи определяет равноправие  как равенство человека и гражданина  в обладании правами и свободами.  Здесь сформулирована обязанность  государства гарантировать это  равенство независимо как от  природных свойств человека, так  и от его общественных черт. Среди природных свойств человека указаны пол, раса, национальность. Общественные признаки человека включают языковую принадлежность, происхождение, имущественное и должностное положение, место жительства, религиозное исповедание, убеждения, участие в общественных объединениях. Эти свойства личности выделены и защищены в статье, поскольку спецификой Российской Федерации являются многонациональный состав населения, наличие разных рас, разнообразие языков, религиозных конфессий.

     Среди  основных прав человека, которые, согласно ст. 17 Конституции, неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, самым важным является право на жизнь (ч.1 ст. 20), которое вытекает и из содержания ст. 2 Конституции, признавшей человека, его права и свободы высшей ценностью нашего общества.

     В ч. 2 ст. 20 Конституции изложены важнейшие  положения, относящиеся к самому  суровому наказанию за уголовные  преступления – смертной казни.  В прежних конституциях нашей  страны, в том числе и в Конституции  1978 г., не было нормы, подобной ч. 2 ст. 20, где бы определялись круг преступлений, за которые может быть назначена смертная казнь, и особые условия, при соблюдении которых может быть вынесен смертный приговор.

Информация о работе Теория прав человека