Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 00:54, курсовая работа
Целью исследования является раскрытие понятия теории прав человека.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- раскрыть становление и развитие теории прав человека;
- дать понятие прав человека;
- рассмотреть понятие и виды правового статуса человека и гражданина;
- рассмотреть обязанности человека и гражданина.
Введение 2
1. Становление и развитие теории прав человека. 4
1.1. Историческое развитие института прав человека. 4
1.2. Понятие прав человека, их виды и гарантии осуществления. 11
2. Правовой статус человека и гражданина. 20
2.1. Понятие и виды правового статуса человека и гражданина. 20
2.2. Обязанности человека и гражданина. 28
Заключение. 35
Приложение 37
Список литературы. 45
Содержание
Права человека внетерриториальны и вненациональны, их признание, реализация и защита являются не только внутренним делом того или иного государства - они давно превратились в объект международного интереса и правового регулирования. Права человека - это не принадлежность какой-то одной группы людей, народа, идеологии, религии, а общекультурное завоевание всех людей. Это нравственная основа, фундамент любого общества и государства.
Именно в понятии, особенностях и реализации прав человека общественная наука и прогрессивные движения обрели стержень, глубокий человеческий, общегосударственный и правовой смысл. Рассматриваемая проблематика правового регулирования реализации указанных прав является сложной, многоплановой и имеет большое количество аспектов. И в этом смысле она представляет значительный интерес для юридической науки и практики, а также для преподавания в различных учебных заведениях теория прав человека. Все перечисленное обусловливает актуальность темы данной курсовой работы.
Целью исследования является раскрытие понятия теории прав человека.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
-
раскрыть становление и
- дать понятие прав человека;
- рассмотреть понятие и виды правового статуса человека и гражданина;
- рассмотреть обязанности человека и гражданина.
Объект данного исследования - совокупность проблем и общественных отношений, анализируемых в процессе характеристики теории прав человека.
Предметом исследования являются специфические закономерности, направления и тенденции формирования теории прав человека как нового направления юридической науки на базе выводов и положений науки государства и права и других юридических наук.
В российской теории государства и права проблемы прав и свобод человека и гражданина, взаимодействие правового государства и указанных прав и свобод личности и прав человека, и отдельные аспекты теории прав человека давно разрабатываются в трудах С.С.Алексеева, М.И.Байтина, А.А.Безуглова, А.Б.Венгерова, Н.В. Витрука, Д.А.Керимова, Г.Н.Комковой, В.В.Лазарева, О.Э.Лейста, Е.А. Лукашевой, А.В.Малько, Г.В.Мальцева, Н.И.Матузова, В.С.Нерсесянца, А.С.Пиголкина, Т.Н.Радько, В.А.Четвернина, В.С.Шевцова и других.
Нормативно-правовую основу курсовой работы составили:
Научная новизна данной работы заключается в том, что впервые в теории права и государства на монографическом уровне проводилось исследование концептуальных проблем теории прав человека в российском обществе с учетом характеристики историко-правовых истоков данной теории и практики правового регулирования в области защиты прав и свобод человека и гражданина.
В ходе написания работы применялись общенаучные, теоретико-правовые и частные методы. В работе использовались методы системного, сравнительно-правового и юридико-технического анализа. Учитывая важнейшие положения российского и международного законодательства, широко использовались научные разработки по проблемам прав и свобод человека, труды ученых - юристов, философов, социологов и представителей других общественных наук.
Эмпирическую основу работы составили постановления Конституционного Суда РФ, анализ законодательства и судебной практики.
Работа
состоит из Введения, двух Глав, Заключения,
Приложения и Списка использованной литературы.
Права человека и гражданина – явление социально-историческое. Осознание их социальной ценности имело долгий путь в истории человечества. Идеи индивидуальных прав, выработанные в рамках естественного права, уходят корнями в античность.
В
Древнем мире, в эпоху зарождения
государственности и политико-
мифологии выражались понятия мирового порядка, правды и справедливости, необходимости соблюдения установленных правил, власти как средства их обеспечения, форм государства. В это время шел процесс становления политического и этнического самосознания, что дало человечеству возможность политической организации общественной жизни.
Появление идеи прав индивида (свободных граждан) в V–IV вв. до н. э.1
в древних полисах (Афины, Рим), т. е. принципа гражданства – крупный шаг
на пути к прогрессу и свободе. Свободные граждане полисов имели определенные права и обязанности, в частности, право участвовать в управлении государственными делами на народных собраниях (экклесия), право участвовать в отправлении правосудия, право на частную собственность, возможность совершения различных сделок, право на свободу
слова и др. Наличие этих прав, особенно права на частную собственность, и
создавало предпосылки для формирования гражданского общества и гражданских законов. 2
Древнегреческие философы-софисты выступили с идеей равенства всех
людей от рождения, имеющих одинаковые, обусловленные природой естественные права, которые должны гарантироваться законом. Гражданин
любого города, по утверждению софистов, такой же, как гражданин другого
города, а представитель одного класса равен представителю другого, ибо по
природе своей один человек равен другому человеку: все они имеют одни и
те же естественные потребности. Основополагающий принцип воззрений софистов был сформулирован Протагором: «Мера всех вещей – человек, существующих, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют». Именно человеческое, а не традиционно божественное начало выступало, по Протагору, в качестве масштаба и меры всего существующего. Ось всего мироздания у Протагора – человек.3
Таким образом, наряду со стремлением найти всеобщие нормы, регулирующие человеческие отношения, появляются представления, в которых учитывается природа индивида. В основе этих представлений лежит
мысль о том, что государство создается главным образом для защиты и удовлетворения его нужд. Выполнить данную задачу государство способно
лишь в том случае, если оно основано на договорных началах. А таким договором между людьми, который «взаимно гарантирует права», по Ликофрону, являются закон или обычай.4
Римское
право как самостоятельная
отраслях. Особое место принадлежит в их наследии правовому положению
личности в государстве. В целом римская юриспруденция дала человечеству
такие институты права, как субъективное право, субъект права, юридическое
лицо, а также многие другие институты публичного и частного права, не потерявшие своего значения по сей день.
В
рамках христианского мировоззрения
впервые появилось понятие
– Логос
более всего отражен в
В христианском учении были выражены общечеловеческие ценности,
попрание которых могли наблюдать первые христиане, нормы нравственности и справедливости: «и так во всем, как хотите, чтобы с вами
поступали люди, так поступайте и вы с ними», – говорится в Новом Завете. В Новый Завет из Ветхого перешла и часть знаменитых заповедей Моисея, в том числе: не сотвори себе кумира, почитай отца и матерь твою, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не прелюбодействуй и так далее. В заповедях христианской религии раскрывались такие естественные права, как право на жизнь, собственность, право на семью.6
Важнейшим вкладом христианства в современную культуру является концепция личности. Из этой концепции личности и происходит сегодняшняя идея о правах человека. Лишь постепенно, с течением столетий, она утверждалась в умах людей, но свое начало ведет именно с христианской идеи о человеке как уникальной и неповторимой личности.
В Средние века было характерным понимание прав как привилегий, дарованных сеньором вассалам. О реальных правах широких слоев общества вопрос даже не ставился. В кодексах прав, появившихся в это время: права на политическую и гражданскую свободу, свободу совести не были универсальными и признавались только для одного слоя общества – дворянства. Самый знаменитый из таких кодексов – Великая хартия вольностей (1215 год). В этом документе провозглашался конституционный принцип, в силу которого король мог устанавливать налоги не иначе, как с согласия налогоплательщиков, – принцип, последовательное осуществление которого ведет к организации народного представительства, а вместе с тем и к обеспечению политической свободы. Там же впервые был законодательно закреплен и принцип гражданской свободы. Таким образом признавалось, что индивид вправе свободно располагать собой и может быть подвергнут наказанию не иначе как по приговору суда.
Все, что достигнуто английским правом со времен утверждения Великой хартии, является не чем иным, как дальнейшим развитием ее основных положений.
Этот период характеризуется и тем, что в общественно-политической
жизни английского общества начал учреждаться институт парламентаризма.
Парламент возник в результате перехода власти в руки восставших против
короля баронов в 1264 г. В 1265 г. было созвано совещание с целью укрепления союза между различными слоями населения Англии, которое и
стало английским парламентом. В тот же период в английском обществе стали понимать необходимость создания независимой судебной власти, без чего невозможны гарантии личных свобод. Основной принцип такой судебной власти – никто не может быть лишен свободы и имущества без приговора суда.7
В эпоху Возрождения и Реформации стало складываться собственно юридическое мировоззрение. После долгих веков господства теологии и религиозного идеала в центре внимания оказался человек. Сложились представления гуманизма, которые концентрировались на нуждах, интересах
и природе личности. Индивид постепенно освобождался от оков церкви и государственного диктата. Именно тогда зародился индивидуализм в современном понимании – как утверждение самостоятельной ценности человека, поглощавшегося до той поры различного рода религиозными и мирскими корпорациями.8
Юридическое мировоззрение Нового времени придало идеям естественно-правовой теории качественно новую трактовку. Индивидуализм
как учение, сложившееся в рамках естественно-правовой доктрины, провозгласил права человека высшей ценностью. Считалось, что эти права
стоят выше законов, учреждаемых государством. Важно отметить, что основная функция естественных прав виделась в защите индивида от посягательств со стороны государства.
Эта идея прослеживается в учениях почти всех мыслителей естественно-правового направления. Но только у Джона Локка она получает
логическое завершение. Характеризуя действующие гражданские законы государств, Локк утверждает, что «они лишь настолько справедливы, насколько они основываются на законе природы, посредством которого они
должны регулироваться и истолковываться».9