Теория прав человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 00:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является раскрытие понятия теории прав человека.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

- раскрыть становление и развитие теории прав человека;

- дать понятие прав человека;

- рассмотреть понятие и виды правового статуса человека и гражданина;

- рассмотреть обязанности человека и гражданина.

Оглавление

Введение 2
1. Становление и развитие теории прав человека. 4
1.1. Историческое развитие института прав человека. 4
1.2. Понятие прав человека, их виды и гарантии осуществления. 11
2. Правовой статус человека и гражданина. 20
2.1. Понятие и виды правового статуса человека и гражданина. 20
2.2. Обязанности человека и гражданина. 28
Заключение. 35
Приложение 37
Список литературы. 45

Файлы: 1 файл

курсовая по тг и п.doc

— 237.00 Кб (Скачать)

     Права человека как требования не выходят  за границы правосознания. Между  тем для реализации этих требований нужны определенные условия, определяющие возможности их удовлетворения. Категория возможности лежит в основе большинства концепций прав человека. Например, Л.И. Глухарева пишет, что права человека - это «возможности личности... гарантируемые и стимулируемые со стороны общества и государства».

     Нередко мера возможного поведения определяется на основе той или иной концепции источников права (материальных, формально-юридических). Соответственно права человека выступают как «естественные возможности», «социальные и юридические» либо «экономические, политические и культурные» и др. 19

     Понимание прав человека как меры возможного поведения ставит вопрос об их природе в качестве субъективных прав.

     С точки зрения позитивистски ориентированных авторов, права человека - это «формально определенные, юридически гарантированные возможности пользоваться социальными благами, официальная мера возможного поведения человека в государственно-организованном обществе». Права человека находятся в сфере абстрактных возможностей индивида и являются лишь основой для приобретения субъективных прав. Это лишь возможности обладания субъективными правами на основании нормы объективного права.

     Против  позитивистской концепции прав человека как «потенциальных прав» выступает, например, Е.А. Лукашева. Она подчеркивает, что как субъективные права права человека - это его реальные, а не потенциальные возможности. При этом в системе прав человека автор выделяет естественные (прирожденные) права (например, право на жизнь, на личную неприкосновенность) и права, которые получают реальное воплощение лишь благодаря законодательной деятельности государства (например, тайна переписки, право на неприкосновенность жилища). Но и эти права (условно выделяемой второй группы) существуют независимо от их признания государством и законодательного закрепления.

     Таким образом, права человека в данной концепции признаются субъективными правами, но подразделяются на субъективные естественные и субъективные позитивные права. По сути, того же мнения придерживается В.А. Четвернин, выделяющий первичные субъективные права, которые «исходно существуют у субъектов», и права вторичные в качестве изменяющихся, прекращающихся и т.п.

     Как мера возможного поведения права  человека со времен И. Канта выступают в качестве меры его свободы, способа самореализации в обществе. Права человека, по мнению В.А. Четвернина, - «это минимальная, неотъемлемая мера свободы». Это, полагает Л.И. Глухарева, нормативно выраженные возможности самореализации и развития личности.20

     Границы правовой свободы очерчиваются взаимным признанием свободы субъектов правового  общения. Такие акты признания можно  считать эквивалентом принципа формального равенства. «Я только тогда истинно свободен, - писал Гегель, - если и другой также свободен и мною признается свободным». Взаимное признание предполагает соотнесенность свободы индивида со свободой других людей, т.е. с обязанностью уважать их свободу. В этом ракурсе права человека представляют собой единую и равную для данного круга субъектов права систему прав и обязанностей.

     Как мера (норма) свободы права человека нормативно структурированы. В современных  условиях эта мера (норма) закрепляется в конституциях, законах, международных актах. Обсуждается вопрос о правах человека как особой отрасли права - гуманитарном праве, как отрасли (подотрасли) международного права и др. Но означает ли это, что права человека могут быть признаны, как полагает, например, С.С. Алексеев, не только в качестве субъективного, но и объективного права, т.е. «права прав человека»? Скорее, следует согласиться с теми авторами, которые в системе норм объективного права выделяют права человека как межотраслевой институт. Отождествление системы прав человека и системы объективного права вряд ли реалистично.21 Совсем другой аспект проблемы - легитимационные функции прав человека по отношению к национальным системам права. Любая национальная система объективного права действительно должна стать «правом человека», но только в том смысле, что она, как подчеркивает и С.С. Алексеев, должна строиться сообразно принципам и критериям прав человека.

     Распространено  мнение, что права человека выступают  как моральные, нравственные критерии действующего правопорядка. Конечно, нормы объективного права, санкционирующие произвол государства в отношении личности, нарушающие правовые границы ее свободы, не могут не вызвать морального осуждения. Более того, с учетом взаимодействия, взаимодополнительности права и морали можно было бы согласиться с тем, что права человека устанавливают морально-правовой стандарт внешнего поведения. Однако даже относительная общность ценностных основ права и морали не является достаточным аргументом для смешения прав человека как правовых феноменов с собственно моральными (морально-нравственными) императивами. Права человека - правовая, а не этическая категория. Особенно важно это иметь в виду с точки зрения защиты прав человека от необоснованных ограничений, в том числе со ссылкой на моральные ценности.

     Критически  обобщая различные варианты понимания  прав человека в современной юридической литературе, можно сформулировать следующее определение. Права человека - это общая и равная для всех мера (норма) свободы (возможного поведения), необходимая для удовлетворения потребностей его существования, развития, самореализации, которая в тех или иных конкретно-исторических условиях определяется взаимным признанием свободы субъектами правового общения и не зависит от ее официальной фиксации государством, хотя и нуждается в государственном признании и гарантировании.

     Таким образом, во-первых, права человека нормативно структурированы, т.е. имеют  определенную меру, одинаковую для  каждого и всех в качестве субъектов  правового общения. Это субъективные права, которыми обладает каждый человек.

     Во-вторых, права человека должны быть соразмерными его потребностям, которые не остаются неизменными. По мере развития общества изменяется содержание и расширяется объем человеческих прав. Как минимальная мера свободы права являются способом обеспечения нормальной жизнедеятельности человека, т.е. минимальных, изначальных условий того, что позволяет человеку оставаться человеком (не «сверхчеловеком» в духе Ф. Ницше), т.е. способным быть свободным самостоятельно, без чьей-либо опеки, действовать или воздерживаться от определенных действий. Способность к бытию в свободе означает одновременно и право человека на надлежащее достойное существование.

     В-третьих, самоценность прав человека фиксируется в их определении как естественных, прирожденных прав, т.е. существующих независимо от установлений государства. В них, по словам М.В. Баглая, раскрывается «естественное состояние свободы». Права человека неотчуждаемы, так как никто не может их отобрать, оставаясь в пространстве права. Они ограждают человека от произвола тех, кто посягает на его свободу. Вместе с тем права побуждают индивида к деятельности, включают его в коммуникационное пространство в систему социальных связей и отношений.

     В-четвертых, права человека не являются «даром» государства. Патерналистское правосознание, при всей его живучести, уходит в прошлое. Однако нельзя и умалять роль государства, прежде всего в конституционном закреплении, охране и гарантировании индивидуальных прав. Кроме того, в современных условиях права человека признаны и охраняются международным сообществом.

     Права человека универсальны. Вместе с тем  концепция универсальности прав человека все чаще подвергается критике  на том основании, что сама идея прав человека - плод западной протестантской культуры (лишь иногда речь идет об общехристианских корнях этой идеи), а потому не органична для других культур и цивилизаций. Для России, как считает, например, С. Рогожин, права человека будто бы вообще «варяжская» идеология, несовместимая с русскими культурно-историческими традициями. С антизападных позиций выступают и те авторы, кто признает универсальность прав человека, но полагает, что права человека не являются открытием Запада, а лежат в основе и исламской доктрины, и, например, конфуцианства. Однако в этом случае не исключаются шаги к сближению с западной теорией прав человека, поиски консенсуса

     Концепция универсальности прав человека подвергается особенно острой критике в связи  с тем, что она, как утверждается, позволяет Западу навязывать силой другим странам, иным культурным сообществам свои стандарты прав человека. Агрессивные «гуманитарные интервенции» США действительно дискредитируют саму идею прав человека. Однако нельзя не признать, что и риторика «права каждой культуры на самовыражение» может скрывать не просто тенденцию к самоизоляции, но и возможные тоталитарные притязания. Здесь можно привести одно на первый взгляд шокирующее высказывание: «Если культура каннибала ничем не уступает культуре либерала, то либерал должен быть готов отдать себя на съедение». 
 
 
 

2. Правовой статус человека и  гражданина.

2.1. Понятие и виды правового статуса  человека и гражданина.

     Основы  правового положения личности складываются в области отношений «общество – государство – личность». При этом данные отношения и связи носят основополагающий характер и выражают взаимную

связь общества, государства и личности.

     Правовой  статус человека и гражданина представляет собой комплексный государственно-правовой институт, составной частью которого

являются  основные права, свободы и обязанности. Правовое положение индивида определяет его место в правовом общении и отражает фактическое

его состояние  во взаимоотношениях с обществом  и государством. Оно обусловливается особенностями социального статуса, существующего в данный период развития государства и общества.22

     Центральное место в содержании основ правового  положения личности

принадлежит конституционным правам и свободам человека и гражданина. В

Конституции Российской Федерации 1993 г. впервые в законодательстве России была выражена идея естественных, неотчуждаемых прав человека. Это закреплено в статье 2: «Человек, его права и свободы являются высшей

ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».23 Тем самым Конституция провозглашает важнейший принцип основ конституционного строя Российской Федерации.

     «Под  конституционными правами и свободами, – пишет М.В. Баглай, –

понимаются  наиболее важные права и свободы  человека и гражданина, раскрывающие естественное состояние свободы и получающие высшую юридическую защиту».24 Данные права закрепляются в качестве субъективных конституционных прав в высших по юридической силе нормах

государственного  права, направленных против государства, но одновременно

и гарантируемых  им. Таким образом, провозглашенные  Декларацией прав и

свобод  человека и гражданина 1991 г. как права  естественные, они становятся в нашей  стране правами в юридическом  смысле. Идея прав человека и конституционная идея сливаются и оказывают воздействие на государство, формируемое в соответствии с принципами основных прав.

     Институт  прав и свобод человека и гражданина является центральным

в конституционном  праве Российской Федерации. В Основном Законе признан минимальный стандарт основных прав и свобод человека, сложившийся в международном праве. Тем самым учение о свободе личности получает свою материальную основу. Само по себе это знаменует

огромное  продвижение вперед российского общества.

     Права человека и гражданина в конституционном  строе приобретают

особое  значение для индивида и тем более  для государства.

     Конституционное признание естественных прав дает основание  полагать, что государство есть каждый, где все – индивиды, и оно обязуется оправдать свое предназначение. Таким образом, основные права закрепляются и в качестве позитивных норм. Следовательно, нормы конституционного права, касающиеся основных прав, должны быть фундаментом всей юридической системы.25

     Основные, или конституционные, права и свободы имеют принципиальное значение для правового статуса любого индивида. Во-первых, в этих правах получает утверждение принцип уважения человеческого достоинства. Во-вторых, в них реализуются притязания индивида на достойное существование и развитие. В-третьих, конституционные права выступают как основа правового статуса личности.

Они являются исходной базой для приобретения других прав, предусмотренных законами и подзаконными актами. Основные права находят свою конкретизацию в нормах текущего законодательства. В-четвертых, конституционные права имеют одинаковый, постоянный и равный правовой характер для всех лиц. Этим Конституция закрепляет принцип социальной справедливости, предоставляя каждому индивиду исходно равный минимум свободы (или возможностей), которая необходима

Информация о работе Теория прав человека