Теория прав человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 00:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является раскрытие понятия теории прав человека.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

- раскрыть становление и развитие теории прав человека;

- дать понятие прав человека;

- рассмотреть понятие и виды правового статуса человека и гражданина;

- рассмотреть обязанности человека и гражданина.

Оглавление

Введение 2
1. Становление и развитие теории прав человека. 4
1.1. Историческое развитие института прав человека. 4
1.2. Понятие прав человека, их виды и гарантии осуществления. 11
2. Правовой статус человека и гражданина. 20
2.1. Понятие и виды правового статуса человека и гражданина. 20
2.2. Обязанности человека и гражданина. 28
Заключение. 35
Приложение 37
Список литературы. 45

Файлы: 1 файл

курсовая по тг и п.doc

— 237.00 Кб (Скачать)

     Политико-правовые воззрения Джона Локка развил Монтескье. Основная заслуга Монтескье – в отстаивании политической свободы личности и разработке концепции разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, необходимых для обеспечения политической свободы личности, нормального функционирования государственной жизни

и общественной безопасности.

     С возникновением государства и утратой  первоначального равенства,

утверждает  Монтескье, возникает новая свобода – политическая, которая состоит в зависимости лишь от законов, а сами законы должны учитывать требования социальной среды. Задача политической власти – восстановление

утраченной  свободы в рамках закона.

     Родоначальник немецкой классической философии И. Кант в систематизированной форме обосновал политическую доктрину либерализма. Кант считал либерализм учением, единственно соответствующим разуму, и пытался подвести под него философско- этическую основу. Канта по праву называют философом свободы.

       «Кант пролагает новые начала развития и определяет направление юридико-политической мысли XIX в.»,10 – писал П. И. Новгородцев.

     Кант  считает, что необходимо возвысить  право над государством. А государство – это прежде всего орган защиты прав личности. Личность может потребовать от государства того же, что и государство от нее. Таким образом, Кант развивает идею взаимной ответственности государства и личности. В целях охраны индивидуальных прав личности он обосновывает

и развивает  также идею правовой государственности.

     Русские ученые-юристы опирались на разработанное  в классических философско-правовых и юридических учениях понятие естественных прав личности, по-своему преломляя его в отечественной духовной, этической и правовой традициях. Наиболее значительную разработку концепция индивидуальных прав получила в правовых доктринах либерального направления.

     В истории русского правового либерализма  прослеживаются последовательно сменяющие друг друга концепции: концепция естественного права, возникшая как альтернатива несправедливости привилегий сословного общества в конце XVIII – начале XIX в., теоретическое обоснование принципов консервативного либерализма в пореформенный период после отмены крепостного права и «возрождение» философии естественного права в начале XX в.11

     Концепция естественных прав впервые была законодательно закреплена английским парламентом  в Билле о правах 1689 г. И хотя ни здесь, ни в других законодательных  памятниках Англии мы не находим упоминания о каких-либо прирожденных и естественных правах личности, в

тот период права личности были обеспечены в  Англии в большей мере, чем в  других странах. Если в некоторых  государствах естественные и прирожденные права личности просто декларировались, то в Англии их существование подтверждалось намного раньше и полнее, начиная еще со времен Великой хартии вольностей, которая впервые закрепила принцип политической и гражданской свободы личности.

     Одной из важнейших гарантий личной свободы  в английском праве является так называемый институт Habeas Corpus. В окончательном виде он сложился во второй половине XVII в. после того, как в 1679 г. был издан статут Habeas Corpus Act.

     Следующий важнейший шаг в обеспечении  прав личности в Англии – принятие Петиции о правах. Этот закон принадлежит  к числу немногих основных актов, на которых зиждется английское конституционное право. В

этот  период уже в Англии сложилась  определенная традиция понимания прав

личности, и принятие Билля о правах 1689 г., в котором обстоятельно перечислялись политические права как парламента, так и отдельных граждан,

стало итогом всего предшествующего развития политической и правовой культуры английского общества. Вместе с тем Билль о правах зафиксировал

новую веху в развитии европейской правовой системы.

     Немаловажное  значение имеет и установление законом 1701 г. Принципа - несменяемости и независимости судей, что также является большим достижением в законодательном закреплении гарантий обеспечения свободы личности.12

     Правовые  документы штатов североамериканского  континента, следуя

английской  правовой традиции, очертили определенный круг естественных

неотчуждаемых прав личности. Одним из первых таких  документов была Декларация прав Виргинии, принятая конвентом США 12 июня 1776 г. Этот

акт, представлявший собой по сути билль о правах, оказал заметное влияние

на  последующее конституционное развитие института прав и свобод человека. Вслед за тем аналогичный акт  – Декларацию независимости (4 июля 1776 г.) – обнародовали 13 североамериканских штатов. Эти декларации послужили  образцом для всех других штатов. Аналогичные акты были приняты во всех североамериканских штатах еще до принятия Конституции США в 1787 г.

     ХХ  столетие характеризуется качественно  новым подходом к правам и

свободам  человека и гражданина. Они не просто декларируются и закрепляются в конституционно-правовых актах, но, что очень важно, на государство возлагается обязанность их защищать и создавать условия для

их  реализации. В настоящее время  во многих странах принимаются реальные

меры  по созданию условий для практической реализации прав и свобод.

     Особенности современных конституций свидетельствуют  о том, что в

настоящее время институт прав и свобод наиболее значим в системе ценностей конституционно-правового  развития государства.13

     В настоящее время существенно  шире стал сам перечень конституционных прав и свобод. В ХХ в. появились и принципиально новые

права и свободы, незнакомые конституционному праву XVIII–XIX вв. Это социально-экономические права (так называемые «права второго поколения»), которые касаются сферы трудовых отношений, социального обеспечения, здравоохранения и образования, профсоюзной деятельности, а

также права различных категорий населения  – молодежи, женщин, престарелых, защита которых обеспечивает охрану семьи и материнства, свободу научного и художественного творчества и др. Они имеют особую значимость в наши дни, в эпоху социального и технического прогресса, когда

человек оказывается один на один с рыночной стихией и социальной незащищенностью.

     Таким образом, институт неотчуждаемых прав и свобод личности, сложившийся в естественно-правовой доктрине XVII–XVIII вв. – одна из важнейших ценностей человеческой культуры. Такие документы, как Декларация прав Виргинии (1776 г.), Декларация независимости США (1776 г.), Конституция США (1789 г.), французская Декларация прав человека и гражданина (1789 г.), знаменовали выдающиеся вехи в развитии человечества, в истории права и государственности. Все дальнейшее развитие теории прав человека и их реализация так или иначе испытывали влияние этих документов.

1.2. Понятие прав человека, их виды и гарантии осуществления.

     В современной отечественной теории права существует множество определений понятия прав человека. В них акцентируется внимание на различных аспектах этого сложного, многомерного явления. Попытаемся обобщить и структурировать имеющиеся определения прав человека с учетом дискуссионности выдвигаемых положений.

     Прежде  всего, следует обсудить вопрос о первоисточнике (первооснове) прав человека: принадлежат ли они изначально человеку как таковому, коренятся в социальных взаимодействиях или предоставляются человеку государством? Условно говоря, в первом случае авторы исходят из несколько модернизированной классической теории естественного права, для второй позиции характерен так или иначе интерпретируемый социологический подход (иногда - антропологический), для третьей - юридико-позитивистское истолкование прав человека.

     Приверженцы классического естественного права  всегда утверждали и утверждают, что  права человека являются его неотъемлемыми  свойствами и принадлежат каждому  с момента рождения. Закрепление в правовом акте не означает трансформации естественного права человека в позитивное право. Оно обретает лишь форму позитивного права и более надежные гарантии реализации. Естественное право человека - это его субъективное право14. Если одни авторы полагают, что права человека - это свойства человека, то другие рассматривают их «как продолжение» свойств человека15.

     А.В. Поляков признает неотъемлемость прав от человека, но лишь как субъекта социальных взаимодействий: «Самым «естественным», самым незаметным и самым человечным является изначальное неотъемлемое право - право на коммуникацию, т.е. право быть человеком как субъектом межчеловеческих отношений». Исходя из такого понимания первоисточника прав человека, автор предлагает их антрополого-коммуникативное обоснование и определение: «Права человека представляют собой единство легитимированных правовых текстов, включающих нормативное поведение субъектов, действующих в собственных интересах, и обеспеченное исполнением обязанностей другими субъектами»16.

     Позиция, согласно которой права человека как таковые не могут существовать безотносительно к его связям с другими людьми, характерна и для других концепций прав человека. Так, Л.С. Мамут признает имманентность прав человеку только как жизнедеятельному существу, члену «общественного союза». «Долг субъекта (индивида, группы, народа), - пишет автор, ссылаясь на Р. Фон Иеринга, - самому обрести (найти) свое право. Обретает ли субъект свое право, защищает ли его, - все это происходит в борьбе, в беспрестанном борении». Чтобы обладать правами, субъекту нужно прилагать определенные усилия, а не просто существовать. Таким образом, если А.В. Поляков, исходя из коммуникативной природы прав человека, все же признает, в терминах естественно-правовой теории, само право на коммуникацию (и только это право) изначальным и неотъемлемым, то Л.С. Мамут первоисточником всех прав человека считает его участие в социальном взаимодействии. Социальное происхождение прав человека отстаивает и И.Л. Честнов, рассматривая их как форму социального статуса, т.е. «фактического положения человека, принадлежащего к определенной социальной группе»17.

     Сторонники  как «прирожденных» (естественных) прав, так и «приобретенных» (в процессе социального взаимодействия или в силу определенного социального статуса) выступают против позитивистских концепций «дарования» прав, их порождения государством. Так, Л.С. Мамут обоснованно оспаривает мнение, согласно которому государство выступает как учредитель прав. На неотъемлемости прав человека от государства продолжают настаивать и некоторые другие авторы. Вот характерный пример такого понимания первоисточника прав человека: «Неотъемлемые сущностно и содержательно от государства, они и возникать, равно существовать, реализовывать себя могут лишь в сфере деятельности государства, функционирования его власти»18.

     В пределах этатистского, юридико-позитивистского  понимания первоисточника прав человека остаются и те ученые, кто, не подчеркивая их неразрывной связи с государством, вместе с тем самого существования прав не представляют себе вне их формального закрепления в законодательстве. Например, Р.А. Ромашов обращается на первый взгляд к «человеческому» измерению прав, но исследуемый им «правовой минимум человеческого достоинства» мыслит лишь как формально-юридическую («формализованную») категорию. Права человека существуют для автора в качестве формально определенных норм.

     Согласно  либертарно-юридической концепции  права человека нуждаются в силе закона, но они не порождаются волей  или мудростью законодателей. Права человека можно назвать естественными, так как они «существуют не в силу закона, а в силу их взаимного признания внутри круга субъектов государственно-правового общения». Идея взаимного признания прав субъектами является попыткой преодоления либертарной теорией односторонности классического естественного права, выводящего права человека непосредственно из человеческой природы. Акцент на интерсубъективности (взаимодействии субъектов) методологически сближает обоснование прав человека с позицией либертарной и коммуникативной правовых теорий.

     Таким образом, для большинства проанализированных концепций первоисточника прав человека характерен антропологический подход, т.е. ориентация на человека (как такового или во взаимодействии с другими людьми). Такой подход конкретизируется в различных определениях понятия прав человека, авторы которых акцентируют внимание на присущих человеку потребностях (интересах как осознанных потребностях). Из потребностей человека выводятся соответствующие требования, притязания, направленные на их удовлетворение.

Информация о работе Теория прав человека