Теория прав человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 23:34, контрольная работа

Краткое описание

В последнее десятилетие в российском общественном сознании прочно утвердилась идея прав человека, что закономерно связано с общими процессами демократизации страны в эти годы. О правах человека много говорят и пишут, они постоянно у всех на слуху, активно обсуждаются на всех уровнях – от президента до рядовых граждан. Тема прав человека как одна из наиболее злободневных и «модных» не сходит со страниц газет и журналов, экранов телевизоров, неизменно присутствует в речах государственных деятелей, политических лидеров, парламентариев, в докладах участников различных научных конференций. В российском общественном сознании, как и во всем мире, идея прав человека утвердилась как важнейшая гуманистическая ценность и неотъемлемый элемент демократии.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

1. Классификация прав и свобод личности

2. Личные права и свободы человека и гражданина

3. Политические права и свободы

4. Характеристика социально-экономических прав личности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

теория прав человека.doc

— 112.50 Кб (Скачать)

     Конституция  запрещает применение пытки, насилия  или другого жестокого или унижающего достоинство человека обращения и наказания (ст. 21), которые рассматриваются как оскорбление человеческого достоинства и осуждаются как нарушение прав человека и основных свобод, провозглашенных во Всеобщей декларации прав человека. Включение в Конституцию запрета пыток, другого унижающего достоинство человека обращения или наказания – новое установление российского конституционного права. Оно соответствует также ст. 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

     Право  на свободу и личную неприкосновенность, закрепленное в ст. 21 Конституции – важнейшее право человека, которое он получает с момента рождения (ст. 21). Свобода и личная неприкосновенность дают человеку возможность совершать любые действия, не противоречащие закону.

     Нормами  Конституции впервые суду предоставлено  право принимать решение об  аресте, заключении под стражу, а  также содержании под стражей  лиц, подозреваемых и обвиняемых  в совершении преступлений. Арест,  заключение под стражу и содержание  под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов (ч. 2, ст. 21).

     Это положение  соответствует п. 4 ст. 5 Европейской  конвенции о защите прав человека  и основных свобод.

     Право на неприкосновенность частной жизни (ч. 1 ст. 23) означает предоставленную человеку и гарантированную государством возможность контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного, интимного характера. Право на частную жизнь гарантируется такими конституционными и иными правовыми установлениями, как неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции), возможность беспрепятственного общения с другими людьми посредством почты, телеграфа, телефона и других средств коммуникации, право распоряжаться семейным бюджетом, личной и частной собственностью, денежными вкладами, тайна которых гарантируется законом. Исключения из этого общего правила могут предусматриваться лишь федеральными законами.

     Национальность  – явление, определяемое совокупностью ряда факторов, прежде всего языком, приверженностью к традициям и культуре определенного народа. Это самоидентификация человека, связанная с осознанием им принадлежности к тому или иному народу (этносу).

     В соответствии  с подзаконными актами, действовавшими в Российской Федерации до принятия новой Конституции, национальность человека определялась на основании национальной принадлежности родителей, указанной в их удостоверениях личности. Исключение из сложившейся практики имело место лишь тогда, когда родители принадлежали к различным национальностям. Только в этом случае человек мог самостоятельно определить, какую из национальностей родителей он хочет указать в своем паспорте.

     Конституция  совершенно по-новому решает данную  проблему. Указание собственной национальности – это не обязанность, а право человека. Конституция в ч. 1 ст. 26 признает право каждого свободно определять и указывать свою национальную принадлежность. Следует подчеркнуть, что закрепление данного права обусловлено отрицанием правового значения признака национальности для каждого конкретного человека и означает свободу его самоопределения в решении вопроса о своей национальности.

     Признанные  ст. 12 Международного пакта о гражданских  и политических правах и ст. 3 Протокола № 4 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 16 сентября 1963 г. свобода граждан на передвижение внутри страны и право покидать свою страну и возвращаться в нее нарушались в нашей стране на протяжении десятилетий. Между тем, не обладая данным правом, личность не может реализовать свои неотъемлемые права человека, в частности на труд, свободу творчества, право собственности, право на основание семьи и др. Часть 2 ст. 27 Конституции утверждает право свободно выезжать за пределы России и право российских граждан беспрепятственно возвращаться на ее территорию.

        продолжениеосновам демократии, согласно которым человек вправе свободно и гласно исповедовать свою веру, не подвергаясь преследованиям и дискриминации со стороны государства и общества.

     Статья 29 Конституции гарантирует свободу  слова. Ч. 2 статьи запрещается  пропаганда социального, расового, национального, религиозного или  языкового превосходства. 

    3. Политические  права и свободы 

     Политические  права и свободы граждан, как  и личные, признаются, соблюдаются и защищаются государством. Однако они имеют четкую юридическую специфику:

     а) это  права в сфере политики (политика  – область деятельности, связанная  с отношениями между классами, нациями, социальными группами, ядром  которой является проблема обладания и реализации государственной власти; участие в делах государства, определение форм, задач, содержания его деятельности), неразрывно связанные с осуществлением в стране государственной власти;

     б) поскольку  в осуществлении государственной власти в Российской Федерации могут участвовать лишь ее граждане (в противном случае Россия не была бы суверенным государством), политические права и свободы – это права граждан России. Например, право каждого на объединение получило в настоящее время важное законодательное уточнение: в частности, не может быть признано политическим общественное объединение, устав которого предусматривает членство в нем или принадлежность к нему в иной форме иностранных граждан, иностранных или международных организаций;

     в) поскольку  политические права и свободы  связаны с сознательным участием  гражданина в политических отношениях, обладание этими правами обусловлено  наступлением определенного возраста.

     Конституция  Российской Федерации в ст. 30-33 закрепляет следующие основные политические права и свободы граждан.

    1. Право  на объединение (ст. 30).

     Предусмотренное  этой статьей право означает  беспрепятственную возможность  граждан объединяться по интересам  и целям. Оно препятствует узурпации  власти государством, одним человеком или узкой группой лиц.

     Согласно  Международному пакту о гражданских  и политических правах (ч. 1 ст. 22) и Европейской конвенции о  защите прав человека и основных  свобод (ст. 11) каждый человек имеет  право на свободу ассоциаций  с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в них для защиты своих интересов. В соответствии со Всеобщей декларацией прав человека никто не может быть принужден вступать в какую-либо ассоциацию (ч. 2 ст. 20).

     Свобода  деятельности общественных объединений, ее гарантирование, как и ограничение, также осуществляются согласно принципам и нормам международного права.

     В ч. 2 ст. 22 Международного пакта о гражданских  и политических правах говорится,  что пользование правом на  свободу ассоциации не подлежит  никаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законом и необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, для защиты прав и свобод других лиц. Возможно лишь введение законных ограничений пользования этим правом для лиц, входящих в состав вооруженных сил и полиции.

     Право  на объединение базируется на  принципах добровольности, равноправия  членов и других участников  объединения, самоуправления, законности, гласности. Важнейшей формой объединения является политическая партия. Деятельность общественных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах – общедоступной.

     Вмешательство  органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.

     Вопросы,  затрагивающие интересы общественных  объединений, в предусмотренных  Законом случаях решаются органами  государственной власти и органами  местного самоуправления с участием  соответствующих общественных объединений  или по согласованию с ними.

     Право  граждан на объединение включает  в себя право создавать на  добровольной основе общественное  объединение для защиты общих  интересов и достижения общих  целей, право вступать в общественные  объединения либо воздерживаться  от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений.

     Свобода  деятельности общественных объединений  заключается также в том, что  им гарантируется самостоятельность  в принятии уставов, избрании  руководящих органов, составлении  программы, управлении собственностью, распространении информации о своей деятельности и выступлении с инициативами по различным вопросам общественной жизни. Условия и порядок приобретения, утраты членства, включая условия выбытия из членов общественных объединений по возрасту, определяются уставами общественных объединений.

     Статьей  144 УК предусматривается уголовная ответственность за воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов, ст. 239 – за организацию объединения, деятельность которого сопряжена с причинением вреда здоровью граждан или с иными посягательствами на личность или права граждан либо с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей.

    2. Право  собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и  демонстрации, шествия и пикетирование  (ст. 31).

     Право  каждого гражданина на мирные  публичные мероприятия и встречи является особым проявлением фундаментального конституционного положения о свободе публичного изъявления требований и интересов, мысли и слова, необходимой гарантией формирования демократического гражданского общества. Государство, узурпирующее права граждан, пытается порой силой воздействовать на мирные собрания, повлиять на их содержание, предотвратить, а то и разогнать их, если они посягают на привилегии должностных лиц. Напротив, правовое государство стремится гарантировать свободу мирных собраний, обеспечить общественный порядок при проведении публичных массовых мероприятий.

     В соответствии  с ч. 1 ст. 20 Всеобщей декларации  прав человека «каждый человек  имеет право на свободу мирных  собраний и ассоциаций». Конкретизация  этого основополагающего положения дается в ст. 21 Международного пакта о гражданских и политических правах: «Признается право на мирные собрания. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц».

     Практика  государств с развитыми институтами  гражданского общества выработала набор приемов и средств, с одной стороны, обеспечивающих свободу проведения массовых публичных мероприятий как способ демонстрации своей воли и мнений, а с другой – не допускающих подрыва правовых устоев общества, посягательства на стабильные, оправдавшие себя цивилизованные принципы развития общества и человеческого общежития.

     Сравнительно  новым для нашего законодательства  является понятие пикетирования.  Его не было в прежних основных  законах России, хотя мировая  практика освоила его как распространенную форму выражения своего мнения небольшой группой людей. Пикетирование может осуществляться не только движущимися людьми, но и стоящими без движения, держащими в руках и демонстрирующими лозунги, плакаты, иные предметы, иллюстрирующие их идеи и взгляды.

     Органы  милиции осуществляют охрану  общественного порядка, предупреждают  и пресекают противоправные действия  во время уличных мероприятий,  привлекают правонарушителей к  соответствующим видам ответственности.  Неправомерные действия и решения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, ущемляющие право на проведение публичных мероприятий, могут быть обжалованы в суд на основании ст. 46 Конституции России.

Информация о работе Теория прав человека