Теория Государства и права как наука и учебная дисциплина

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 18:55, шпаргалка

Краткое описание

Теория государства и права изучает в обобщенном виде великое множество государств и систем права. Изучая и обобщая практику, теория государства и права формулирует понятия и определения государственно-правовых явлений, вырабатывает научные рекомендации и выводы, генерирует новые идеи, позволяющие не только понять сущность, содержание и формы государства и права, но и умело использовать их в целях прогрессивного развития общества.

Файлы: 1 файл

TGP_ekzamen.doc

— 979.00 Кб (Скачать)

Совет Федерации  и Государственная Дума заседают раздельно. Они образуют комитеты и  комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания, принимают постановления.

Законодательная функция распределена между палатами неравномерно. Федеральные законы принимает Государственная Дума. Совет Федерации лишь одобряет или отклоняет их. Но если закон отклонен, Дума может провести повторное голосование и принять его. В принятии федеральных ^конституционных законов участвуют обе палаты.

Правительство РФ реализует исполнительную власть. Без сильной исполнительной власти самые необходимые и качественные законы могут превратиться в нереализованные возможности. Однако круг обязанностей современного правительства этим не исчерпывается. В него входит также многообразная управленческая деятельность по реализации социального предназначения государства, выполнению его функций.

Органы правосудия олицетворяют третью ветвь власти. Правосудие в РФ осуществляется судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

В РФ установлена президентская республика, но обладающая по сравнению с традиционными президентскими республиками рядом особенностей.

1) наряду с признаками президентской республики данная форма имеет элементы парламентарной республики, состоящие в том, что Государственная Дума может выразить недоверие Правительству.

2) дисбаланс между законодательной и президентской властью.

3) уникальность России как федерации не может не быть отраженной в механизме государственной власти.

Политическая обстановка в России неустойчива, социальная напряженность  в обществе сохраняется.

В социально-экономическом  отношении это построение общества с социально ориентированным рынком. В социально-политическом плане создание гражданского общества и демократического правового социального государства. Без развитого гражданского общества государственная власть приобретает тоталитарный характер. Благодаря гражданскому обществу она получает мощный импульс демократизма, становится на службу человеку, на защиту его прав и свобод.

Особенность российской ситуации заключается в том, что  параллельно становлению гражданского общества создаются основы демократического правового государства, которое объективно заинтересовано в оказании поддержки институтам гражданского общества, стремится активно помогать тем из них, кто способен непосредственно усиливать могущество и демократизм государственной власти. Гармонизация закономерных взаимоподдерживающих связей и отношений гражданского общества и правового государства — столбовая дорога мировой цивилизации, по которой рано или поздно все равно пойдет Россия.

 

37. Понятие, признаки и принципы правовой государственности

Правовое государство - государство должно подчиняться праву, что означает преобладание общечеловеческих ценностей над классовыми.

 принципы:

а) признание и защита прав и  свобод человека и гражданина;

б) верховенство правового закона;

в) организация и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей.

основные признаки правового государства:

1. верховенство закона во всех  сферах жизни общества

(Конституция как высший закон,  соответствовать которому должны  все другие законодательные акты  и действия , за чем следит  Конституционный суд; никакие подзаконные акты не должны отменять или видоизменять действие принятых законов; строгое соблюдение законности всеми гражданами и организациями без исключения);

2. разделение полномочий между  законодательной, исполнительной  и судебной властью во избежании  узурпации власти и злоупотребления  ею

(принцип разделения властей,  система «сдержек и противовесов»);

3.обоюдная и равная ответственность  государства, его учреждений и должностных лиц перед гражданами, а граждан и их организаций перед государством;

4.независимость, высокий авторитет  и социальный престиж суда;

5. Восприятие национальным законодательством  универсальных идей, ценностей, норм, относящихся к правам и свободам человека, зафиксированным в принятых мировым сообществом международно-правовых актах;

6. Наличие реальных гарантий  соблюдения провозглашенных прав  и свобод;

7.действие принципа: «разрешено  все, что не запрещено законом».

 

38. Возникновение и развитие теории правового государства

Истоки идеи о правовом государстве следует  искать в тех временах, когда человеческая цивилизация находилась в развитии. Уже тогда человек пытался уяснить и усовершенствовать формы общения с себе подобными, понять суть собственной и чужой свободы и несвободы, добра и зла, справедливости и несправедливости, порядка и хаоса.

С возникновением государство попыталось сделать естественное право своей собственностью. Государство стало посредником между индивидом и обществом и сделало его основным инструментом достижения своих целей. Человечество вынуждено было снова искать оптимальные формы соотношения уже между личностью, государством и гражданским обществом, пути разумного сочетания и удовлетворения их потребностей и интересов, привлекая для этого право.

Предпосылками учения о правовом государстве  можно считать идеи о верховенстве закона, о его божественном и справедливом содержании, о необходимости соответствия закона праву.

Европейские ученые Нового времени определяли правовое государство как государство, в котором действует свобода, основанная на законах.

Философское обоснование  учения о правовом государстве в  его системном виде связывают  с именами Канта и Гегеля. Кант определял государство как объединение  множества людей, подчиненных правовым законам. Для Гегеля государство было то же самое, что и право

Словосочетание "правовое государство" впервые  встречается в работах немецких ученых.  Первый юридический анализ данного термина и введение его в научный оборот сделаны  Молем. Он рассматривал правовое государство как категорию непрерывно развивающегося учения о государстве.

В литературе выделяют три этапа развития немецкой идеи правового государства. До революции 1848 г. она формировалась как теоретическое  и конституционно-политическое основание его создания. В 1948 г. в проекте Паулкир-хенской конституции была сделана попытка соединить идеи о правовом государстве и демократии. С 1871 г. шла детальная разработка принципа разделения властей, понятий закона и судебной защиты. Веймарская конституция 1919 г. интегрировала правогосударственные и представительно-парламентские элементы. Ныне действующий Основной закон объявляет ФРГ социально-правовым государством. К концу XX столетия в ряде развитых стран сложились такие типы правовых и политических систем, принципы построения которых во многом соответствуют идеям правовой государственности. В конституциях и иных законодательных актах ФРГ, США, Франции, России, Англии, Австрии, Греции, Болгарии и других стран содержатся положения, прямо или косвенно фиксирующие, что данное государственное образование является правовым. В планетарном масштабе распространению и реализации этой идеи активно способствует ООН через свои организационные структуры и международно-правовые акты

 

39. Возникновение и развитие теории гражданского общества

Гражданское общество — совокупность неполитических отношений в обществе: экономических, социальных, нравственных, религиозных, национальных и других. Гражданское общество — сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации деятельности этих граждан и организаций со стороны государственной власти. Становление концепции гражданского общества относится ко второй половине XVIII — началу XIX веков. Философия Просвещения, немецкая классическая философия, в трудах представителей которых начинает осознаваться необходимость четкого различия между государством и гражданским обществом (как сферой, охватывающей все многообразие социальных связей, лежащей между индивидом и государством), отдавали приоритет во взаимодействии государства и гражданского общества государству. В философии и социологии марксизма, а также в большинстве современных политологических и социологических теорий утверждается приоритет гражданского общества над государством, а в его расширении и укреплении усматривается одно из важнейших условий социального прогресса.

Гражданское общество рассматривается как субъект формулирования объёмов гражданских прав и свобод, необходимых для воспроизводства населения, развития предпринимательства и обеспечения социальной ответственности бизнеса. Теоретические основы гражданского общества как субъекта и объекта в системах политического и социально-экономического управления, инструменты гражданского общества разработаны

 

40. Гражданское общество: понятие, признаки и структура.

Гражданское общество — это сообщество свободных индивидов. В экономическом плане - каждый индивид является собственником. Он реально обладает теми средствами, которые необходимы человеку для его нормального существования. Он свободен в выборе форм собственности, определении профессии и вида труда, распоряжении результатами своего труда. В социальном плане принадлежность индивида к определенной социальной общности не является абсолютной. Он может существовать самостоятельно, имеет право на достаточно автономную самоорганизацию для удовлетворения своих потребностей и интересов.

Гражданское общество - открытое социальное образование. В нем обеспечиваются свобода слова, включая свободу критики, гласность, доступ к различного рода информации, право свободного въезда и выезда, широкий и постоянный обмен информационными, образовательными технологиями с другими странами, культурное и научное сотрудничество с зарубежными государственными и общественными организациями, содействие деятельности международных и иностранных объединений в соответствии с принципами и нормами международного права. Оно привержено общегуманистическим принципам и открыто для взаимодействия с аналогичными образованиями в планетарном масштабе.

Гражданское общество - система. Для гражданского общества характерна устойчивость и воспроизводимость. Наличие многообразных общественных форм и институтов позволяет выразить самые разнообразные потребности и интересы индивидов, раскрыть всю оригинальность человеческого существа

Гражданское общество — это саморазвивающаяся  и самоуправляемая система. Индивиды, объединяясь в различные организации, устанавливая между собой разнообразные отношения, реализуя свои противоположные интересы, обеспечивают целенаправленное развитие общества без вмешательства государства как политической властной силы.

Гражданское общество — правовое демократическое общество, где связующим фактором выступают признание, обеспечение и защита естественных и приобретенных прав человека и гражданина.

Структура — это внутреннее строение общества, отражающее многообразие и взаимодействие его составляющих, обеспечивающее целостность и динамизм развития.

Системообразующим началом является человек с его естественными потребностями и интересами, внешне выраженными в юридических правах и обязанностях. Составляющими частями структуры выступают различные общности и объединения людей и устойчивые взаимосвязи между ними.

основные системы  структуры современного российского гражданского общества:  социальная, экономическая, политическая, духовно-культурная и информационная системы.

Социальная система охватывает совокупность объективно сформировавшихся общностей людей и взаимоотношений между ними.

Экономическая система представляет собой совокупность экономических институтов и отношений, в которые вступают люди в процессе реализации отношений собственности, производства, распределения, обмена и потребления совокупного общественного продукта. 

Политическая система составляют целостные элементы — государство, политические партии, общественно-политические движения, объединения и отношения между ними. Индивид политически выступает в качестве гражданина, депутата, члена партии, организации.

Духовно-культурная система образуется из отношений между людьми, их объединениями, государством и обществом в целом по поводу духовно-культурных благ и соответствующих материализованных институтов, учреждений, через которые реализуются эти отношения.

Информационная система складывается в результате общения людей друг с другом непосредственно и через средства массовой информации. В качестве ее структурных элементов могут выступать общественные, муниципальные и частные организации, учреждения, предприятия, а также граждане и их объединения, осуществляющие производство и выпуск средств массовой информации.

 

41. Проблемы построения правового государства и гражданского общества в современной России.

Современный цивилизованный взгляд на эти проблемы состоит в том, что правовое государство не противостоит гражданскому обществу, а создает для его нормального функционирования и развития наиболее благоприятные условия. В таком взаимодействии содержатся гарантия разрешения возникающих противоречий правовым цивилизованным путем, гарантия исключения социальных катаклизмов, гарантия ненасильственного поступательного развития общества. Гражданское общество — это свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства.

Информация о работе Теория Государства и права как наука и учебная дисциплина