Теория Государства и права как наука и учебная дисциплина

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 18:55, шпаргалка

Краткое описание

Теория государства и права изучает в обобщенном виде великое множество государств и систем права. Изучая и обобщая практику, теория государства и права формулирует понятия и определения государственно-правовых явлений, вырабатывает научные рекомендации и выводы, генерирует новые идеи, позволяющие не только понять сущность, содержание и формы государства и права, но и умело использовать их в целях прогрессивного развития общества.

Файлы: 1 файл

TGP_ekzamen.doc

— 979.00 Кб (Скачать)

Прецедент применения правовой нормы - стандартизированное правило понимания и применения определенных норм права, состоящее в а) стандартизированном массовидном применении нормы по однородной категории дел в контексте единожды ранее состоявшегося ее принципиального истолкования; или же б) постепенно унифицировавшееся применение нормы при разрешении однородной категории дел без официального ее толкования в индивидуальном акте применения права по конкретном делу; или же в) выработка по однородной категории дел требований к минимально допустимой совокупности доказательств, их доброкачественности и достаточности для суждения о наличии или отсутствии юридически значимых для разрешения дела обстоятельств, а в конечном счете - для юридической квалификации фактической основы правоприменительного дела.

Правоположения - это выработанные в наиболее сложных ситуациях текущего правоприменения на основе получивших признание в юридической практике прецедентах толкования и прецедентах применения конкретизированные общие правила, выступающие вспомогательным источником права и тем самым дополнительной правовой основой разрешения юридического дела..

 Обобщающая практика возникает в результате издания органамиприменения права интерпретационных актов не в связи с потребностями конкретного правоприменительного дела, а на основе анализа множества дел однородной категории со сходной юридической основой.

Руководящая практика, аккумулированная в постановлениях Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, является дополнительным, вспомогательным источником права, нетрадиционным по своему происхождению и юридической силе.

Правотворческое толкование - это осуществляемое высшими судебными инстанциями РФ и, прежде всего Конституционным Судом РФ в порядке судебно-конституционного нормоконтроля официальное толкование правовых норм, в результате которого лишаются юридической силы нормы права, признанные не соответствующими конституционному законодательству, а вынесенный по его результатам акт в своей мотивировочной части становится источником права в той мере, в которой он властно выражает уяснение и разъяснение абстрактных положений конституционного текста.

Функции правоприменительной практики - это основные и наиболее существенные направления ее воздействия на состояние правовой системы конкретного общества. Они подразделяются на общесоциальные и специально-юридические.

К общесоциальным функциям относятся: а) адаптационная, или приспособительная, функция, направленная на сглаживание противоречий между общественной жизнью и имеющимися правовыми нормами в традиционных юридических источниках права; б) функция ценностно-ориентационная, через которую практика правоприменения проявляет себя как критерий истинности и легитимности действующего позитивного права.

Специально-юридические функции  практики правоприменения делятся  на две группы. Первая группа представлена производной от правоприменительной деятельности вообще функцией индивидуального регулирования общественных отношений. Вторую группу составляют те функции, которые характеризуют качественное своеобразие практики правоприменения и ее конкретную роль в правовом регулировании: 1) правотворческая функция практики, через которую проявляется регулирующий эффект властной правореализации, когда нормы традиционных источников «не справляются» в части или полностью с поставленной перед ними задачей регулирования общественных отношений. Она реализует себя через две особые подфункции: а) совершенствования законодательства, или косвенного влияния на правовое регулирование; б) прямого, или непосредственного, влияния практики на правовое регулирование общественных отношений, когда практика выступает нетрадиционным источником права.

 

56. Правовая доктрина как источник права

 Правовая доктрина – один из древнейших источников права, получивший распространение уже в Древнем Риме. Представляет собой изложение каких-либо правоположений, правил поведения, правовых принципов, принадлежащее наиболее авторитетным представителям юридической науки и практики, которым придается общеобязательное значение.

В романо-германской семье  в правовой доктрине вплоть до XIX в. доминировали концепции, связанные с изучением, трактовкой и комментированием римского права, реципированного в европейских странах в XII-XVIвв. Это объясняется тем, что в европейских университетах той поры главным образом преподавалось римское право, которое считалось идеальным по своей структуре, понятийному аппарату и терминологии. Хотя рабство, правовой регламентации которого посвящены многие нормы, уже исчезло, а каноническое право распространило свою юрисдикцию на такую традиционную сферу классического римского права, как наследственные и брачно-семейные отношения, тем не менее, университеты успешно приспосабливали римское право к новым отношениям

В англосаксонской семье  доктрине не придавали столь значительного веса при оценке ее в качестве источника права, как это имело место в романо-германской семье.

Мусульманская правовая доктрина складывалась с VIII в. появились основные правовые школы. С XI в. мусульманские правители настаивали, чтобы в случае умолчания Корана или Сунны по данному казусу судьи руководствовались каким-либо толком и при вынесении решений и приговоров ссылались на комментарии той школы, на которую ориентировался халиф. С тех пор при отсутствии правового урегулирования какого-либо отношения судьи могли руководствоваться при вынесении приговора либо общими принципами мусульманского права, либо определенным доктринальным толком.

В настоящее время  правовая доктрина имеет распространение в так называемых традиционалистских правовых системах (например, в мусульманском праве).

 

57. Нормативный договор как источник права

Нормативный договор - это соглашение с участием уполномоченных государственных органов, содержащее правовые нормы.

Нормативные договоры обязательны  для многочисленного и формально-неопределенного  круга лиц, рассчитаны на многократное применение, действуют независимо от того, возникли или прекратились предусмотренные ими конкретные правоотношения.

Признаки нормативного договора: Правовая база нормативных договоров находится в действующем законодательстве. Такие договоры выполняют правовоисполнительную функцию, дополняя действующее законодательство. В нормативном договоре всегда предполагается участие государственного органа. Нормативные договоры заключаются в публичных интересах, их цель - достижение общего блага, то есть общественные цели здесь преобладают.

Нормативные договоры содержат правила, регулирующие поведение не только непосредственных участников договора, но и иных субъектов. Поэтому такой договор не замыкается внутри системы договаривающихся сторон, а имеет и внешнее юридическое воздействие.

Многочисленность, неопределенность адресатов, то есть тех субъектов, на которых направлено юридическое действие договора.

Договорные нормы рассчитаны на длительное действие и многократное применение.

Существует особая, строго формальная процедура заключения нормативных  договоров, а также специальный  порядок рассмотрения споров и конфликтов, связанных с их исполнением. Изменения или отказ от выполнения договорных условий в одностороннем порядке не допускаются. Нормы о непреодолимой силе здесь неприменимы. В отличие от индивидуальных договоров, содержание которых составляет коммерческую тайну, нормативный договор характеризует публичность, общедоступность договорных условий, иногда - официальное опубликование. В силу общеобязательности договорных условий оговорка о конфиденциальности здесь неприменима. Нормативные договоры служат правовой базой для издания административных актов, заключения индивидуальных договоров, совершения иных юридически значимых действий. Это отличает их от договоров индивидуального характера, устанавливающих  конкретные правоотношения. Примеры нормативных договоров: международные договоры; договоры между Российской Федерацией и субъектами РФ по разграничению полномочий и предметов ведения; некоторые межведомственные договоры; коллективные договоры.

Прецедент - это правило, сформулированное в решении суда или иного государственного органа по конкретному юридическому делу, которому придается общеобязательное значение.

Прецедентом является не все судебное решение, а отдельное, вновь сформулированное правоположение общего характера, ранее  не зафиксированное в каком-либо нормативном акте. Прецедент служит эталоном при рассмотрении судами аналогичных дел.

В странах англо-саксонского права  судебный прецедент является ведущим  источником права. В российской правовой системе, несмотря на безусловный приоритет нормативно-правового акта, прецедентное право также имеет место. Хотя российские судьи формально независимы и не обязаны следовать решениям вышестоящих судов, но на практике сформулированные высшими судебными инстанциями правила неукоснительно соблюдаются нижестоящими судами. Поэтому именно на такие правила ориентируются все остальные участники правоотношений. Это придает судебным прецедентам фактически общеобязательный характер.

 

58. Нормативный правовой акт как источник права

Нормативный правовой акт — официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.[1] Нормативно-правовой акт-это акт правотворчества, который принимается в особом порядке, строго определёнными субъектами и содержит норму права. Нормативный правовой акт в России (а также во многих других странах, относящихся к романо-германской правовой системе) является основным, доминирующим источником права. Нормативные правовые акты (в отличие от других источников права) принимаются только уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции, имеют определённый вид и облекаются в документальную форму (кроме того, они составляются по правилам юридической техники). Нормативные правовые акты, действующие в стране, образуют единую систему.

По порядку принятия и юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Иной подход к понятию нормативного правового акта представляет коммуникативная  теория права. Она отходит от традиционного  понимания НПА как акта гетерономного  и включает в число таких актов и автономные нормативно-правовые акты. Таким образом НПА — результат правомерных действий субъектов, направленных на достижение определенных правовых последствий путем текстуального закрепления правовой информации в письменной форме[2].

 

 

59. ВИДЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ

Нормативно-правовой акт используется как основная форма права в  странах с так называемым «писаным» правом, к которым относится и Россия. Его характерные черты определяются тем, что он, с одной стороны, является одним из источников юридических норм, а с другой - разновидностью правовых актов.

Виды нормативно-правовых актов. Они делятся прежде всего на законы и подзаконные нормативно-правовые акты.

Закон обладает следующими признаками:

а) принимается высшими органами государственной власти или в порядке референдума;

б) ему присуща высшая юридическая  сила и верховенство относительно других источников права;

в) принимается, изменяется и дополняется  в особом процедурном порядке;

г) регулирует наиболее важные социальные сферы, закрепляет наиболее важные общественные связи, отправные начала правового регулирования;

д) должен отражать волю и интересы общества в целом;

е) исключительно нормативен (содержит только нормы права).

Законы, в свою очередь, делятся  на конституционные законы и обыкновенные. К числу конституционных относятся:

а) Конституция (как основной политико-правовой акт страны);

б) законы, которые вносят изменения  и дополнения в текст Конституции;

в) законы, необходимость издания  которых предусмотрена самой Конституцией.

 

60. Структура нормативно-правового акта

Нормативный правовой акт — официальный  документ установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченного государственного органа

 или путем референдума с  соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение. Нормативно-правовой акт-это акт правотворчества, который принимается в особом порядке, строго определёнными субъектами и содержит норму права. Нормативный правовой акт в России является основным, доминирующим источником права. Нормативные правовые акты  принимаются только уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции, имеют определённый вид и облекаются в документальную форму. Нормативные правовые акты, действующие в стране, образуют единую систему.

Структура

Структурная единица — логический элемент правового акта, объединяющий сходные в той или иной степени  нормы права.

Официально установленных требований по вопросу структурирования нормативных актов не существует. Согласно сложившейся практике, основной структурной единицей нормативно-правовых актов является статья, индивидуальных правовых актов — пункт. Статьи при необходимости группируются в более и делятся на менее крупные элементы.

Виды: часть, раздел, подраздел, глава, параграф, статья, часть статьи, пункт, подпункт.

 

61. Понятие закона в узком и широком смыслах

Закон - объективность, то, что не зависит от воли и желание человека, от ее сознания. Конечно, язык не идет о юридических законах, которые сегодня принимаются, а завтра - отменяют. Главнейшим признаком закона будет то, что он отображает объективный залог вещей, объективные связи между вещами, предметами, явлениями.

Информация о работе Теория Государства и права как наука и учебная дисциплина