Теория Государства и права как наука и учебная дисциплина

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 18:55, шпаргалка

Краткое описание

Теория государства и права изучает в обобщенном виде великое множество государств и систем права. Изучая и обобщая практику, теория государства и права формулирует понятия и определения государственно-правовых явлений, вырабатывает научные рекомендации и выводы, генерирует новые идеи, позволяющие не только понять сущность, содержание и формы государства и права, но и умело использовать их в целях прогрессивного развития общества.

Файлы: 1 файл

TGP_ekzamen.doc

— 979.00 Кб (Скачать)

Правовое воздействие – это процесс влияния права на общественные отношения, влекущий определенные последствия, преимущественно положительного характера, заключающий в себе все возможные инструменты – юридические нормы, правосознание, правореализация, правоприменение, правовая культура. Правовое воздействие – это любое влияние права на поведение людей, на социальные отношения, производимое всеми доступными средствами.

Правовое регулирование – это осуществляемое при помощи системы правовых средств результативное, нормативно-организационное воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, охраны, развития в соответствии с общественными потребностями.

Процесс правового воздействия  начинается с постановки целей и  заканчивается их выполнением, достижением определенного результата. Цель всех средств в совокупности – обеспечить результативное правовое воздействие на общественные отношения. Воздействие – это в конечном итоге результат. Регулирование – процесс, инструмент, способ.

Исследователи выделяют основные признаки правового регулирования:

- правовое регулирование – это  один из видов социального  регулирования, т.е. регулирования,  существующего в обществе и  связанного с упорядочением общественных  отношений. Социальное регулирование осуществляется разными регуляторами, среди которых первостепенную роль играют социальные нормы – право, мораль, обычаи и т.д. Право – один из важнейших социальных регуляторов в условиях государственно организованного общества, вследствие чего и правовое регулирование – один из важнейших видов социального регулирования.

- правовое регулирование – это  в основе своей государственное  регулирование, поскольку позитивное  право устанавливается или санкционируется государством и является государственным регулятором общественных отношений.  Правовое регулирование - целенаправленное воздействие на общественные отношения, в результате которого они приводятся в систему и в обществе создается определенный порядок.

 

76. Механизм правового регулирования, его стадии и элементы

Правовое регулировании - сложный и многообразный процесс, осуществляемый с помощью определенных средств юридического воздействия на общественные отношения.

Юридическая наука различает понятия  правового воздействия и правового  регулирования. Право уже своим существованием оказывает значительное влияние на поведение людей. Как культурная и информационная ценность, право определяет направление человеческой деятельности, вводит ее в общие рамки цивилизованных общественных отношений. Именно в этом смысле правовое воздействие шире, чем правовое регулирование общественных отношений.

Механизм правового регулирования — это система правовых средств, с помощью которых осуществляется упорядоченность общественных отношении в соответствии с целями и задачами правового государства.

Основные структурные элементы механизма правового регулирования.

1. Нормы права устанавливают  общие и юридически обязательные  правила поведения тех участников  общественных отношений, которые  находятся в сфере правового  регулирования. Они излагаются в различных по своей юридической силе нормативно-правовых актах, не теряя при этом своей общеобязательности.

2. Правоотношение — это важнейший  и необходимый элемент реальной  жизни права. В нем общие,  обезличенные права и обязанности,  закрепленные в нормах права, превращаются в конкретные и взаимосвязанные права и обязанности индивидуальных субъектов, в соответствии с которыми те должны сообразовывать свое поведение.

3. Акты реализации юридических  прав и обязанностей — это  фактическое поведение субъектов правоотношений по осуществлению их прав и обязанностей. Посредством этих актов достигаются цели правового регулирования, удовлетворяются конкретные законные интересы управомоченных и обязанных лиц. Четкость и эффективность механизма правового регулирования общественных отношений зависит от правильного толкования норм права и уровня правосознания субъектов правового регулирования.

Стадии правового регулирования

Правовое регулирование есть длящийся во времени процесс. Оно предполагает активную деятельность людей, их коллективов и в процессе создания права, и в ходе его воплощения в жизнь.

Процесс воздействия права на поведение  людей и общественные отношения  начинается с момента осознания  необходимости и возможности  регламентации с помощью права  каких-то жизненных ситуаций. В некоторых условиях люди действуют по праву даже при отсутствии или вопреки действующим юридическим предписаниям.. В условиях тоталитарного политического режима люди реализовали свое естественное право на свободу мысли и ее высказывание.

Регулятивное воздействие права  наиболее зримо и эффективно начинается с издания законотворческими  органами государства нормативных  актов. Возведение в закон, придание строгих юридических форм нормам права — первая стадия правового  регулирования, когда создается его нормативная основа. На этой стадии введенные в правовую систему нормы регламентируют, направляют поведение участников общественной жизни путем установления их правового статуса. Для субъекта права очерчивается круг возможных прав и обязанностей. Правовой статус гражданина определяется прежде всего конституционным законодательством, а также другими нормативно-правовыми актами. Правовое положение организаций опосредуется нормативными актами, устанавливающими их компетенцию, т. е объем прав и обязанностей. На первой стадии осуществляется общее воздействие права. Нормы права ориентируют участников правовой жизни на достижение поставленных ими целей, предупреждают о возможности наступления как позитивных, так и негативных последствий поведения людей в сфере правового регулирования. На первой стадии реализуются информативные возможности права, оказывается активное воздействие на сознание, волю, а значит, и на активное поведение людей в сфере правового регулирования.

На второй стадии правового  регулирования происходят индивидуализация и конкретизация прав и обязанностей. После наступления обстоятельств, предусмотренных нормами, которые именуются юридическими фактами, возникают индивидуализированные отношения, у участников которых возникают конкретные права и обязанности. Здесь участники правовой жизни «наделяются» способами поведения, вытекающими из норм права и условий конкретной правовой ситуации, т. е осуществляется индивидуализация их прав и обязанностей.

На этой, второй, стадии у конкретного человека или организации, чьи честь, достоинство или репутация были опорочены каким-то другим членом общества, возникает конкретное право обращения в суд, а у судебного органа появляется обязанность принять исковое заявление к рассмотрению.

Вторая стадия — стадия активной работы элемента правового регулирования, именуемого правоотношением.

Третья стадия правового регулирования  характеризуется реализацией, воплощением  в жизнь тех прав и обязанностей конкретных субъектов, которые у  них имеются в той или иной правовой ситуации.

 

77. Методы, способы и типы правового регулирования

Разнообразие общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования, порождает различия в методах  и способах юридического воздействия.

Метод децентрализованного регулирования - построен на координации целей и интересов сторон в общественном отношении и применяется для регламентации отношений субъектов гражданского общества, удовлетворяющих в первую очередь свои частные интересы.

Метод централизованного регулирования - базируется на отношениях субординации между участниками общественного отношения. При его помощи регулируются отношения, где приоритетным, как правило, является общесоциальный интерес. Способы правового регулирования определяются характером предписания, зафиксированного в норме права, способами воздействия на поведение людей.

В теории права принято выделять три основных способа правового регулирования.

1— предоставление участнику правовых отношений субъективных прав. Он выражается в делегировании комплекса дозволений управомоченному лицу на совершение определенных действий.

2— обязывание как предписание совершить какие-то действия.

3— запрет

В качестве дополнительных способов правового воздействия можно  назвать применение мер принуяедения. Этот способ относится к дополнительным, во-первых, потому, что представляет собой вид обязанности, а, во-вторых, этим способом обеспечивается надлежащее исполнение предоставленных прав, исполнение возложенных обязанностей, соблюдение установленных запретов.

К дополнительным способам относится предупредительное воздействие норм, предусматривающих возможность применения правового принуждения. В частности, нормы Уголовного кодекса обладают превентивным воздействием на лиц, склонных к совершению преступлений. Сюда же можно отнести стимулирующее воздействие норм права. Со способами правового регулирования  взаимодействуют неюридические способы влияния на сознание, волю, а значит, и поведение людей в обществе. С их помощью до сведения людей доводится информация, которую они могут использовать в своих интересах. Существует две юридические формулы, на основе которых выделяются два типа правового регулирования.

Первая формула: дозволено все, кроме прямо запрещенного в законе. На этой формуле построен общедозволительный тип правового регулирования. Он характерен для отношений, регламентируемых отраслью гражданского права.

Вторая формула -: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Участник правовых отношений подобного типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены. Этот тип правового регулирования принято называть разрешительным. Он присущ тем отраслям права, которые связаны, например, с государственным управлением.

В теории права входит в научно-практический обиход термин «правовой режимы.-обозначается специфика юридического регулирования определенной сферы общественных отношений с помощью различных юридических средств и способов.

Выбор той или иной формы правового  регулирования зависит от содержания регулируемых отношений, а также  от ряда других условий, которые вместе взятые требуют от законодателя избрать для данных отношений именно такой, а не иной способ их юридического построения, чтобы сделать правовое регулирование наиболее эффективным, целесообразным, способствующим прогрессу, воплощению в жизнь гуманистических идеалов правового общества.

С методами, способами, типами правового  регулирования связана наметившаяся дифференциация юридической деятельности на публично-правовую и частноправовую, а значит, и определенные ориентации в профессиональной подготовке, в юридическом образовании и обучении.

У юристов публично-правовой ориентации в профессиональном правосознании интересы общесоциальные превалируют над интересами частными, личностными. Их деятельность направлена на подчинение частных и групповых интересов общегосударственному интересу и общесоциальному порядку. Юристы частноправовой ориентации мыслят и действуют в интересах суверенного индивида, свою профессиональную цель они видят в защите свободы человека от посягательств государственной и иной власти.

 

78. Правообразование и правотворчество

«Правообразование» - понятие более  широкое, чем «правотворчество».Понятие  «правообразование» акцентирует внимание на процессе формирования права, который  характеризуется взаимодействием  как объективных, так и субъективных факторов, предопределяющих и обеспечивающих создание нормативно-правовых актов. Нормативно-правовой акт - результат правотворчества (сознательно-волевой деятельности),т.е. правотворчество как бы завершает правообразование, к исходным моментам которого относится возникновение общественных отношений,требующих правовой регламентации, формирование связанного с этим соответствующего правосознания («идея права», «образ права»), его объективирование ( например,в правотворческом процессе в форме проекта нормативно-правового акта ).

 

79. Правотворчество:понятие и признаки

Правотво́рчество — это деятельность компетентных органов, направленная на усовершенствование законодательства, путём принятия новых нормативно-правовых актов, изменения или отмены устаревших.

Правотворчество - это процесс целенаправленного  формирования и юридического закрепления  государственной воли в источниках права.

В результате правотворчества праву  придается качество формальной определенности.

Правотворчество включает деятельность по:

· изданию новых нормативно-правовых актов;

· их совершенствованию, изменению, переработке;

· отмене действующих нормативно-правовых актов.

Признаки правотворчества:

· Сознательно-волевой характер.

· Объективно-исторический характер.

Признаки правотворчества отражают сочетание субъективного и объективного факторов в правотворчестве. Право создается людьми, наделенными волей и сознанием, имеющими определенный жизненный опыт, правосознание, культурный уровень. На правотворчество влияют личные и групповые интересы, задачи, потребности законодателя. Существует мощный политический институт лоббирования выгодных с позиций отдельных социальных групп нормативных актов.

Несмотря на влияние субъективных факторов, право не создается законодателем  произвольно, исключительно по собственному усмотрению.

Право отражает объективные закономерности общественных отношений. В нормах права  находят выражение потребности  общества на определенном историческом этапе. Попытки волюнтаристски, произвольно  устанавливать нормы права ведут к негативным последствиям. В лучшем случае это будет просто недействующее право, например закон о ветеранах. В худшем - реальный вред общественным отношениям.

 

 80. Принципы и виды правотворчества

Правотворчество — значимое направление государственной работы, в связи с чем оно должно строиться на рациональных, прагматических, лишенных какой-либо идеологии эффективных принципах. Вопрос о принципах не носит абстрактно-теоретического характера, его разработка в теории права положительным образом влияет на практику создания юридических нормативных документов. Соблюдение принципов правотворчества помогает законодателю избегать законотворческих ошибок, снижает вероятность создания неэффективных правовых норм, способствует росту правовой культуры населения и юридических лиц.  Принципы правотворчества — основные начала осуществления правотворческой деятельности. Принцип законности заключается в том, что разработка и принятие нормативно-правовых актов должны происходить с соблюдением правовой процедуры и не выходить за пределы компетенции принимающих их органов. К этому принципу примыкает требование соответствия нормативных актов конституции страны и действующему законодательству.

Информация о работе Теория Государства и права как наука и учебная дисциплина