Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 18:55, шпаргалка
Теория государства и права изучает в обобщенном виде великое множество государств и систем права. Изучая и обобщая практику, теория государства и права формулирует понятия и определения государственно-правовых явлений, вырабатывает научные рекомендации и выводы, генерирует новые идеи, позволяющие не только понять сущность, содержание и формы государства и права, но и умело использовать их в целях прогрессивного развития общества.
Другим важным признаком закона является необходимость такой связи, которая неизбежно оказывается в процессе развития того или другого явления. Если возникает что-то новое, то оно обязательно связано со старым.. Закон - это существенное отношение, связь между сущностями, который есть: 1) объективным; 2) необходимым; 3) общим; 4) внутренним: 5) существенным; 6) повторительным.
группы законов: 1) отдельные законы, присущие определенным формам движения материи;
2) особые законы, присущие всем или многим формам движения материи;
3) общие, универсальные законы .
Нужно различать законы природы и законы общества. Первые действуют стихийно. Вторые оказываются через сознательные действия людей. И это накладывает определенный отпечаток на действие законов. Законы общества могут игнорироваться, тормозиться людьми.
Общественная жизнь подчинена определенным объективным законам, их системе. Однако эти законы не равнозначные. Одни действуют всегда и везде, другие - лишь в определенное время и на определенной стадии развития. Поэтому в философии и различают законы развития и законы функционирования общества.
Законы развития - законы, которые действуют на протяжении всей истории человечества и характерные для социальной формы движения материи. К таким законам нужно отнести закон об определяющей роли способа производства в общественной жизни, об определяющей роли общественного бытия относительно общественного сознания и т.п.. Законы развития определяют изменение залога общественной системы во времени. Это масштабные законы. К ним также принадлежат основные законы диалектики, которые обнаруживают свое действие и в обществе.
Законы функционирования - это закономерные объективные связи, которые действуют в данный момент времени, на данном этапе развития общества, на определенной его стадии. Законы развития и законы функционирования соотносятся как общее и особое.
динамические и статистические законы. В динамических законах предвидение имеет однозначный характер. В статистических законах предвидение носит возможный характер.
Динамический закон - закон класса явлений. При этом начальный залог однозначно и целиком определяет дальнейший залог этого явления.
Общество состоит из совокупности людей и их отношений. Эти совокупности связанные между собой, зависят одна от одной и вместе с тем есть относительно самостоятельными. Законы, которые определяют поведение совокупности, не определяют одновременно поведение каждого. Поэтому они носят статистический характер и определяют лишь общую тенденцию.
С категорией ''закон" имеет связь категория "закономерность". Это не тождественные понятия. Они являются однопорядковыми, так как в них отображенные необходимые, объективные, общие связи, которые существуют в объективной действительности.
Но закономерность есть более широким, чем закон понятием. Это совокупное действие многих законов, которые конкретизируют, наполняют определенным содержанием закономерность развития природы и общества. Диалектика опирается на три основные, универсальные законы: закон взаимного перехода количественных изменений в качественные, закон единства и борьбы противоположностей и закон возражения возражения.
Они называются основными, универсальными законами диалектики, так как, во-первых, присущие всем сферам действительности, т.е. действуют в природе, обществе и познании; во-вторых, раскрывают глубинные основы движения и развития, а именно: его источник, механизм перехода от старого до нового, связи нового из старым, того, что возражает, с тем, что отрицается.
62. Виды законов
В политике и юриспруденции набор правил или норм поведения, который определяет, предписывает или разрешает определённые отношения между людьми, организациями и государством, обеспечивает методы непредвзятого обращения с этими людьми, а также наказания для тех, кто не следует установленным правилам поведения. Закон в человеческом обществе контрастен и варьируется в зависимости от вероисповедания, поклонения и самобытности человека в его организации жизни.
В человеческом обществе закон устанавливает формальный режим, который упорядочивает виды человеческой деятельности и человеческие отношения методом систематического применения силы со стороны политически организованного общества.
Закон — общепринятая нравственная норма, обязательная для исполнения.
ВИДЫ ЗАКОНОВ В РФ — система действующих в национальной правовой системе законов, отличающихся предметом регулирования, формой, юридической силой и др. По юридической силе, особенностям принятия различают следующие В.з.: 1) Конституция РФ; 2) законы РФ о поправках к федеральной Конституции; 3) федеральные конституционные законы; 4) федеральные законы, не имеющие значения конституционных; 5) законы, принимаемые представительными органами государственной власти субъектов РФ. Федеральная Конституция закрепляет основополагающие принципы правового регулирования в РФ, является правовой основой текущего законодательства, имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется без каких-либо изъятий на всей территории РФ. Законы и другие правовые акты не должны противоречить Конституции РФ. Федеральными законами регулируются наиболее важные стороны общественной жизни, основные права, свободы и обязанности граждан, правовое положение партий и иных общественных объединений, федеральные налоги и сборы, принципы организации, формирования и деятельности органов государственной власти, уголовная и административная ответственность и др. Основания и порядок принятия законов о поправках к Конституции РФ определены гл. 9 Конституции РФ. По сфере действия все законы в РФ подразделяются на законы РФ и законы субъектов РФ.
63. Понятие и виды подзаконных нормативных правовых актов
В системе нормативных правовых актов, помимо законов, выделяют множество других видов нормативных актов, условно объединяемых понятием "подзаконные нормативные правовые акты". Такое разделение нормативных актов показывает, что правовое регулирование общественных отношений в современных государствах осуществляется не только одними лишь законами, но и другими видами нормативных правовых актов. Подзаконные нормативные правовые акты призваны развивать и конкретизировать положения законов, а также соответствовать им. В подзаконных нормативных правовых актах содержится значительная часть всех правовых предписаний.
Существование этой группы нормативных актов связано с реализацией принципа разделения властей. Помимо законодательной власти, формирующейся на основе прямого избрания народом своих представителей и наделенной правом принимать законы, в государстве должна функционировать исполнительная власть, которая исполняет эти законы, а также судебная власть, которая вершит правосудие, основываясь на законах. Независимость и самостоятельность каждой ветви власти обусловлены правом принимать "свои" правовые акты. В доктрине континентальной правовой системы сложилась традиция наделять правом издания нормативных правовых актов только законодательные и исполнительные органы государственной власти, а судебные органы при решении конкретных дел должны издавать только правоприменительные акты, такие как приговоры, решения суда.
В современной России к подзаконным нормативным правовым актам федерального уровня относятся: 1) нормативные постановления палат Федерального Собрания Российской Федерации; 2) нормативные указы главы государства - Президента Российской Федерации; 3) нормативные постановления Правительства Российской Федерации; 4) нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти; 5) нормативные правовые акты иных ведомств Российской Федерации.
Ни в Конституции РФ, ни в действующих федеральных законах не закреплено понятия подзаконного нормативного правового акта. Основными признаками этого понятия являются: во-первых, закрепление в конституции, законе или ином нормативном правовом акте полномочия за определенным органом издавать нормативные правовые акты, основанные на законе, а также рамки правотворческой компетенции и виды нормативных правовых актов, соответствующие этой компетенции. Во-вторых, в определении юридической силы и основы издания подзаконного нормативного правового акта используются специальные юридические формулы. Такие как "на основании и во исполнение закона", "не должны противоречить закону", "в соответствии с законом" и др.
В-третьих, в данной группе актов осуществляется опосредование норм законов при помощи воспроизведения, дополнения, конкретизации, развития, детализации и других форм. К четвертому признаку подзаконных нормативных правовых актов можно отнести то, что им присущ упрощенный порядок принятия, опубликования и введения в действие по сравнению с законом, поэтому они быстрее и оперативнее реагируют на изменение жизненной обстановки, с большей эффективностью приспосабливаются к меняющейся действительности.
Нормы подзаконных нормативных правовых актов в большинстве своем являются нормами видового значения по отношению к нормам законов, которые являются нормами родового значения. Из этого пятого признака вытекает, что орган, издающий подзаконный нормативный правовой акт, принимает норму видового значения при наличии нормы родового значения, благодаря чему происходит дальнейшее развитие норм законов с помощью норм подзаконных нормативных правовых актов.
В-шестых, подзаконным нормативным правовым актам присуща высокая степень неоднородности, условно объединяемых в одну общую группу. Все эти акты имеют различную юридическую силу, имеют различные наименования и форму издания.
Система подзаконных нормативных правовых актов имеет иерархическую структуру, основанную не столько на иерархии органов, сколько на нормативно закрепленном положении нормативных правовых актов того или иного органа в системе всех нормативных правовых актов РФ.
Таким образом, различные виды подзаконных нормативных правовых актов имеют различную юридическую силу, различную форму, но все они, в массе своей, находятся в иерархической зависимости от закона. Это акты особого юридического качества, все они находятся "под" законом. Приставка "под" в данном термине указывает на подчиненное положение одного предмета от другого. В специально-юридическом значении приставка "под" в термине подзаконный акт означает их системную зависимость, иерархическое свойство быть хотя бы на одну ступень, на один уровень, но ниже закона, располагаться под законом.
Однако подзаконность данной группы нормативных правовых актов вовсе не означает их юридическую "необязательность". Все эти акты обладают необходимой юридической силой, они также как и законы обязательны для исполнения. Разница только в том, что их юридическая сила не имеет того верховенства, как это характерно, к примеру, для федеральных законов.
Помимо иерархической зависимости выделяется и материальная (содержательная) зависимость всех подзаконных нормативных правовых актов от закона, выражающаяся в том, что закон регулирует все наиболее важные, принципиальные отношения (первичное регулирование), а все остальные отношения регулируются всеми остальными нормативными правовыми актами меньшей юридической силы (вторичное регулирование). Существование сферы вторичного регулирования обусловлено тем, что после принятия, к примеру, федерального закона органы, наделенные различной компетенцией издают нормы более подробной регламентации, без которых невозможно реализовать предписания федеральных законов. Помимо этого, принимаются также нормы, распределяющие обязанности между различными подразделениями, службами по своевременному исполнению федерального закона, порядок взаимодействия с гражданами, приоритетные формы этого взаимодействия, процедурные вопросы принятия правовых и управленческих решений.
64. Действие нормативных правовых актов во времени
Действие во времени определяется моментами вступления нормативного акта в силу и утраты им юридической силы.
Нормативно-правовые акты могут вступать в силу.
а) с момента принятия;
б) со времени, указанного в самом нормативном акте или в специальном акте о введении его в действие (таким временем может быть момент опубликования);
в) по истечении нормативно установленного срока со дня их опубликования.
Утрата юридической силы происходит вследствие:
а) истечения срока, заранее установленного в самом нормативном акте;
б) прямой официальной отмены действующего нормативно-правового акта;
в) замены одного нормативно-правового акта другим актом, устанавливающим новые правила регулирования той же социальной сферы.
По общему правилу закон обратной силы не имеет, то есть он не распространяется на правоотношения, возникшие до его вступления в силу. На практике это означает, например, что суд даже во время действия нового закона будет решать дело в соответствии с прежним законом, если имущественный спор возник до вступления в силу нового закона. В порядке исключения нормативно-правовой акт обретает обратную силу:
а) если указание на это имеется в самом акте;
б) если он устраняет или смягчает уголовную и административную ответственность.
Также в порядке исключения может быть применен еще один принцип действия нормативно-правового акта во времени - "переживание закона", когда закон, утративший юридическую силу, по специальному указанию нового закона может продолжать регулирование некоторых вопросов.
65. Действие нормативных правовых актов в пространстве
В пространстве нормативно-правовые акты в зависимости от своего вида могут действовать трояким образом:
а) распространяться на всю территорию государства;
б) действовать лишь на какой-то точно определенной части страны;
в) предназначаться для действия за пределами государства, хотя в соответствии с принципами государственного суверенитета общее правило таково, что законы того или иного государства действуют лишь на его территории.
При этом под государственной
Порядок, в соответствии с которым законы не распространяются на то или иное пространство или лиц, называется экстерриториальностью. Принцип экстерритори-альности означает, что в пределах границ любого государства в соответствии с нормами международного права могут находиться участки территории и лица, на которых не распространяется юрисдикция данного государства.
Информация о работе Теория Государства и права как наука и учебная дисциплина