Теория Государства и права как наука и учебная дисциплина

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 18:55, шпаргалка

Краткое описание

Теория государства и права изучает в обобщенном виде великое множество государств и систем права. Изучая и обобщая практику, теория государства и права формулирует понятия и определения государственно-правовых явлений, вырабатывает научные рекомендации и выводы, генерирует новые идеи, позволяющие не только понять сущность, содержание и формы государства и права, но и умело использовать их в целях прогрессивного развития общества.

Файлы: 1 файл

TGP_ekzamen.doc

— 979.00 Кб (Скачать)

С глубокой древности известны деспотические и тиранические разновидности авторитарного режима. При конституционно-авторитарном режиме ограничения демократии получают законодательное закрепление в конституции, которая лишь формально провозглашает даже весьма ограниченные права и свободы граждан. При этом запрещается или существенно ограничивается деятельность оппозиционных партий. Нарушается принцип разделения властей. Парламент становится придатком исполнительной власти, и его значительная часть не избирается, а назначается.

При тоталитарном режиме господствует одна официальная идеология, которая  формируется правящей партией, возглавляемой вождем;

Демократические режимы отличаются от рассмотренных выше тем, что в  условиях этих режимов народ, будучи источником власти, прямо и непосредственно  формирует высокопрофессиональные представительные органы власти, активно участвует в управлении обществом, контролирует деятельность исполнительного аппарата;

– управление общественными делами осуществляется на основе принципа разделения властей;

– устанавливаются демократические  методы властвования (расширяется практика использования рекомендаций, поощрений и других стимулирующих норм).

Государство не только провозглашает, но и гарантирует общедемократические права и свободы, равный статус различных форм собственности, гибкую социальную политику (помощь детям, престарелым, инвалидам), защиту личности от всех проявлений беззакония.

 

32. Понятие и признаки и функции политической системы общества.

Политическая система общества - целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества. Политическая система включает организацию политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институционализацию власти, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер политического участия, неинституциональных политических отношений. Политическая система представляет собой одну из частей или подсистем совокупной общественной системы. Она взаимодействует с другими ее подсистемами: социальной, экономической, идеологической, этической, правовой, культурной, образующими ее общественное окружение, ее общественные ресурсы наряду с ее природным окружением и природными ресурсами (демографическими, пространственно-территориальными), а также внешнеполитическим окружением. Центральное положение политической системы в этой структуре ее внешнего и внутреннего окружения определяется ведущей организационной и регулятивно-контрольной ролью самой политики. Политическая система представляет собой сложное, многогранное явление. Она охватывает сферу политических отношений и процессов и обеспечивает объединение общества посредством политической власти. В самом общем виде назначение политической системы можно определить как управление делами общества посредством политической власти. Она призвана обеспечивать реальное практическое участие населения в разработке, принятии и осуществлении социально-экономических и политических решений. В науке существует множество различных понятий политической системы.

основные признаки политической системы:

1) тесная связь ее с государственной властью, с борьбой за государственную власть и ее осуществление;

2) выражение политических интересов различных классов, социальных слоев и групп;

3) наличие организационных форм выражения политических интересов;

    4) урегулированность отношений между институтами политической системы правовыми, политическими нормами и политическими традициями.

Политическую систему определяют как совокупность государственных и негосударственных политических институтов, выражающих политические интересы различных социальных групп и обеспечивающих их участие в принятии политических решений государством. Составной частью политической системы, обеспечивающей ее функционирование, являются правовые, политические нормы и политические традиции.

Функции политической системы общества.

-обеспечение политической власти  для определенной социальной  группы или для большинства  членов данного общества 

-управление различными сферами  жизнедеятельности людей в интересах  отдельных социальных групп или  большинства населения 

-мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач

-выявление и представительство  интересов различных субъектов  политических отношений

-удовлетворение интересов различных  субъектов политических отношений  посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества

-интеграция общества, создание  необходимых условий для взаимодействия  различных элементов его структуры 

-политическая социализация 

-легитимация политической власти

 

33. Структура политической системы общества

Политическая система общества – это совокупность взаимодействующих и иных социальных институтов, действующих в рамках определённых принципов и норм, служащая средством осуществления власти, управления обществом. В состав политической системы входят государство, политические партии, различного рода общественные объединения, движения.

Политическая система – совокупность гос. и общественных органов и  организаций с помощью которой осуществляется гос. власть.

Компонентами политической системы являются:

а) совокупность политических объединений;

б)  политические отношения, складывающиеся между структурными элементами системы;

в)  политические нормы и традиции, регулирующие политическую жизнь страны;

г)  политическое сознание, отражающее идеологические и психологические характеристики системы;

д)  политическая деятельность, охватывающая действия конкретных людей как представителей или членов политических объединений.

Политическая структура – совокупность политических, государственных организаций, институтов, учреждений и отношений между ними. Она выражает собой стабильную, устойчивую сторону отношений, которые устанавливаются между людьми в сфере политики. Это многообразие связей в принципе может быть сведено, к двум основным этапам: 1) сами действия, упорядоченные отношения, регулируемые правовыми и иными правилами (гражданство, воинская повинность, принадлежность к политическим партиям); 2) учреждения, организации, которые характеризуются постоянством структуры и участия своих членов, четко определенными задачами, для реализации которых они и создаются (органы управления, политические партии). Не все учреждения входят в политическую систему, а только такие, которые берут на себя выполнение ее специфических функций в сообществе. Если учреждение осуществляет властные функции, использует механизм принуждения, то это учреждение называется органом.

В структуре политической системы  общества государство является объективно необходимым ее составным элементом  на протяжении всей истории развития общества, а, следовательно, и его самого, в то время как все остальные ее составные звенья - политические партии и различные общественные организации, имеющие политический характер, могут появляться на определенных этапах развития политической системы общества и, выполнив возложенные на них задачи, исчезать.

 

34. Место и роль государства в политической системе общества.

Государство является главным звеном политической системы. Эта роль и  место государства в политической системе определяется рядом особенностей государства. Государство выступает как единственная организация, которая объединяет всех без исключения граждан, оно официальный представитель общества в целом. Оно обладает монопольным правом издания законов и установления общеобязательных для исполнения актов (правил поведения). Государство интегрирует общество в единое целое, независимо от различия интересов и потребностей отдельных групп и слоев населения и действует прежде всего в сфере интересов всего общества. Ключевая роль государства в политической системе обусловлена названными выше универсальными свойствами государственной организации, которыми не обладают никакие другие организации и элементы политической системы. Только государство вправе регламентировать правовое положение политических партий, общественных объединений, религиозных организаций, средств массовой информации. Участие различных организаций в избирательной кампании, в политической жизни общества регламентируется государством. Другие организации могут регулировать только деятельность собственных формирований и членов или участников конкретного объединения. Иначе говоря, полномочия иных организаций ограничены определенными пространственными пределами - регионом действия данной организации или субъектным составом - распространяют свою власть только на членов данного объединения, а не на все общество.

 

35. Традиции российской государственности.

Самая устойчивая отечественная традиция, которая продолжается и сегодня, – традиция экстенсивной динамики. В русле становления и укрепления этой традиции были подъемы и падения, сужения и расширения, даже взлеты и крушения. Но сам тип хозяйственной культуры и присущая ему социально-политическая динамика с характерной неэффективностью и нерациональностью в государственных решениях, только усиливались оставаясь по существу, неизменными. Наше движение – динамика роста, а не развития. Она складывалась, в первую очередь, на основе и в форме милитаризации, догоняющей модернизации, хозяйственно-административного реформирования и т. п.   Итог хорошо известен: последовательное усиление самодержавия, диктатуры, тоталитаризма и вместе с тем усиление порабощения личностной инициативы и энергии.

Догоняющую модернизацию в России всегда осуществляли за счет заимствования  инноваций в других странах, но – что очень важно – без понимания причин, ведущих к самим инновациям, и за счет овладения чужими результатами без усвоения и прохождения процессов, необходимо предшествующих таким результатам.  В области знания и образования овладение формами деятельности и организации знания в отрыве от первородного мыслительного, деятельного и организационного опыта неизбежно приводит к утрате смыслов. Их место неизбежно занимает власть форм знания. Они закрепощают человека внутри – духовной самостоятельности не получается, зато обретается опыт почтения и подчинения авторитету. То же относится и к способам хозяйствования, и к культурным и социально-политическим заимствованиям.  Для развития необходимо самопознание и самосовершенствование. Отсюда – бесконечная череда обманов и самообманов советской и постсоветской реальности: всевозможные верховные советы, думы, общественные палаты, партии, суды и прочие вполне современные формы – муляжи разделения властей в рамках вполне самодержавных, крепостнических, традиционалистских сущностей российского всевластья. Повсюду – имитация вместо созидания базовых условий раскрепощения инновационной энергии личности, вместо обретения необходимого опыта созидания – опыта неудач и их преодоления. Экстенсивность в качестве русской матрицы сложилась при слиянии ордынской и византийской традиций на почве Московского царства. В Орде – истоки типа нашего насильственного  властвования и экспансионизма, в Византии – христианско-православной веры и самодержавно-имперского способа закрепиться в этом мире. Московское царство и Российская империя эти традиции синтезировали, во многом пополнили и укрепили. Отечественное самодержавие во всех его проявлениях – будь то монархия,  диктатура, авторитаризм или тоталитаризм, – обеспечивая рост за счет расширения территорий и приращения населения, превратило войну  в обыденное многовековое состояние.

 В царские времена научились, а в советские  продолжали служить самим себе. Затяжной общественно-политический кризис России – на протяжении всего ХХ века – свидетельствует, что потенциал экстенсивной динамики исчерпан достаточно давно, где-то уже к середине прошлого века. Победа во Второй мировой войне, образование социалистического лагеря, ялтинское мироустройство, плюс природные ресурсы России/СССР продлили агонию социальной динамики нашего типа до очередной катастрофы – распада СССР, крушения Берлинской стены.

 

36. Современное Российское государство: состояние перспективы развития

Конституции 1993 г. впервые в российской истории было закреплено положение, согласно которому Российское государство представляется, как социальное, правовое государство.

 Уровень государственного управления общественными делами падает ниже предела, а механизм государства бурно растет, усугубляя финансовое положение в стране.  Коррупция, подкуп, продажность должностных лиц, чиновников. Взятка — пропуск к решению очень многих проблем. Коррумпированному гниению государственного аппарата могут противостоять: точное правовое определение компетенции каждого органа, должностного лица; действенный контроль; строгая моральная и юридическая ответственность; хорошо поставленные аттестация и переаттестация работников государственных органов.

Согласно Конституции  РФ государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент, Федеральное Собрание , Правительство, суды Российской Федерации. Государственная власть реализуется на основе принципа разделения властей. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Президент обладает широкими полномочиями — представительскими, правотворческими, управленческими, чрезвычайными в сфере внутренних и международных отношений, государственной безопасности и обороны. Ему подчинены силовые министерства. Он обладает правом законодательной инициативы и отлагательного вето в отношении принятых законов, издает указы, распоряжения, обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внешней и внутренней политики государства. В стране действуют два аппарата исполнительной власти — президентский и правительственный.

 Президент РФ - носитель персонифицированной ответственности за принимаемые им решения и их социальные последствия. Он не может переложить эту ответственность ни на своих помощников, ни на свое окружение.

Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом. Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации: по одному от представительного и исполнительного органа государственной власти. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, которые работают на профессиональной постоянной основе, не могут заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности.

Информация о работе Теория Государства и права как наука и учебная дисциплина