Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 18:55, шпаргалка
Теория государства и права изучает в обобщенном виде великое множество государств и систем права. Изучая и обобщая практику, теория государства и права формулирует понятия и определения государственно-правовых явлений, вырабатывает научные рекомендации и выводы, генерирует новые идеи, позволяющие не только понять сущность, содержание и формы государства и права, но и умело использовать их в целях прогрессивного развития общества.
С глубокой древности известны деспотические и тиранические разновидности авторитарного режима. При конституционно-авторитарном режиме ограничения демократии получают законодательное закрепление в конституции, которая лишь формально провозглашает даже весьма ограниченные права и свободы граждан. При этом запрещается или существенно ограничивается деятельность оппозиционных партий. Нарушается принцип разделения властей. Парламент становится придатком исполнительной власти, и его значительная часть не избирается, а назначается.
При тоталитарном режиме господствует одна официальная идеология, которая формируется правящей партией, возглавляемой вождем;
Демократические режимы отличаются от
рассмотренных выше тем, что в
условиях этих режимов народ, будучи
источником власти, прямо и непосредственно
формирует высокопрофессиональн
– управление общественными делами осуществляется на основе принципа разделения властей;
– устанавливаются
Государство не только провозглашает, но и гарантирует общедемократические права и свободы, равный статус различных форм собственности, гибкую социальную политику (помощь детям, престарелым, инвалидам), защиту личности от всех проявлений беззакония.
32. Понятие и признаки и функции политической системы общества.
Политическая система общества
- целостная, упорядоченная совокупность
политических институтов, политических
ролей, отношений, процессов, принципов
политической организации общества, подчиненных
кодексу политических, социальных, юридических,
идеологических, культурных норм, историческим
традициям и установкам политического
режима конкретного общества. Политическая
система включает организацию политической
власти, отношения между обществом и государством,
характеризует протекание политических
процессов, включающих институционализацию
власти, состояние политической деятельности,
уровень политического творчества в обществе,
характер политического участия, неинституциональных
политических отношений. Политическая
система представляет собой одну из частей
или подсистем совокупной общественной
системы. Она взаимодействует с другими
ее подсистемами: социальной, экономической,
идеологической, этической, правовой,
культурной, образующими ее общественное
окружение, ее общественные ресурсы наряду
с ее природным окружением и природными
ресурсами (демографическими, пространственно-
основные признаки политической системы:
1) тесная связь ее с государственной властью, с борьбой за государственную власть и ее осуществление;
2) выражение политических интересов различных классов, социальных слоев и групп;
3) наличие организационных форм выражения политических интересов;
4) урегулированность отношений между институтами политической системы правовыми, политическими нормами и политическими традициями.
Политическую систему определяют как совокупность государственных и негосударственных политических институтов, выражающих политические интересы различных социальных групп и обеспечивающих их участие в принятии политических решений государством. Составной частью политической системы, обеспечивающей ее функционирование, являются правовые, политические нормы и политические традиции.
Функции политической системы общества.
-обеспечение политической
-управление различными
-мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач
-выявление и
-удовлетворение интересов
-интеграция общества, создание
необходимых условий для
-политическая социализация
-легитимация политической влас
33. Структура политической системы общества
Политическая система общества – это совокупность взаимодействующих и иных социальных институтов, действующих в рамках определённых принципов и норм, служащая средством осуществления власти, управления обществом. В состав политической системы входят государство, политические партии, различного рода общественные объединения, движения.
Политическая система –
Компонентами политической системы являются:
а) совокупность политических объединений;
б) политические отношения, складывающиеся между структурными элементами системы;
в) политические нормы и традиции, регулирующие политическую жизнь страны;
г) политическое сознание, отражающее идеологические и психологические характеристики системы;
д) политическая деятельность, охватывающая действия конкретных людей как представителей или членов политических объединений.
Политическая структура – совокупность политических, государственных организаций, институтов, учреждений и отношений между ними. Она выражает собой стабильную, устойчивую сторону отношений, которые устанавливаются между людьми в сфере политики. Это многообразие связей в принципе может быть сведено, к двум основным этапам: 1) сами действия, упорядоченные отношения, регулируемые правовыми и иными правилами (гражданство, воинская повинность, принадлежность к политическим партиям); 2) учреждения, организации, которые характеризуются постоянством структуры и участия своих членов, четко определенными задачами, для реализации которых они и создаются (органы управления, политические партии). Не все учреждения входят в политическую систему, а только такие, которые берут на себя выполнение ее специфических функций в сообществе. Если учреждение осуществляет властные функции, использует механизм принуждения, то это учреждение называется органом.
В структуре политической системы общества государство является объективно необходимым ее составным элементом на протяжении всей истории развития общества, а, следовательно, и его самого, в то время как все остальные ее составные звенья - политические партии и различные общественные организации, имеющие политический характер, могут появляться на определенных этапах развития политической системы общества и, выполнив возложенные на них задачи, исчезать.
34. Место и роль государства в политической системе общества.
Государство является главным звеном
политической системы. Эта роль и
место государства в
35. Традиции российской государственности.
Самая устойчивая отечественная традиция, которая продолжается и сегодня, – традиция экстенсивной динамики. В русле становления и укрепления этой традиции были подъемы и падения, сужения и расширения, даже взлеты и крушения. Но сам тип хозяйственной культуры и присущая ему социально-политическая динамика с характерной неэффективностью и нерациональностью в государственных решениях, только усиливались оставаясь по существу, неизменными. Наше движение – динамика роста, а не развития. Она складывалась, в первую очередь, на основе и в форме милитаризации, догоняющей модернизации, хозяйственно-административного реформирования и т. п. Итог хорошо известен: последовательное усиление самодержавия, диктатуры, тоталитаризма и вместе с тем усиление порабощения личностной инициативы и энергии.
Догоняющую модернизацию в России всегда осуществляли за счет заимствования инноваций в других странах, но – что очень важно – без понимания причин, ведущих к самим инновациям, и за счет овладения чужими результатами без усвоения и прохождения процессов, необходимо предшествующих таким результатам. В области знания и образования овладение формами деятельности и организации знания в отрыве от первородного мыслительного, деятельного и организационного опыта неизбежно приводит к утрате смыслов. Их место неизбежно занимает власть форм знания. Они закрепощают человека внутри – духовной самостоятельности не получается, зато обретается опыт почтения и подчинения авторитету. То же относится и к способам хозяйствования, и к культурным и социально-политическим заимствованиям. Для развития необходимо самопознание и самосовершенствование. Отсюда – бесконечная череда обманов и самообманов советской и постсоветской реальности: всевозможные верховные советы, думы, общественные палаты, партии, суды и прочие вполне современные формы – муляжи разделения властей в рамках вполне самодержавных, крепостнических, традиционалистских сущностей российского всевластья. Повсюду – имитация вместо созидания базовых условий раскрепощения инновационной энергии личности, вместо обретения необходимого опыта созидания – опыта неудач и их преодоления. Экстенсивность в качестве русской матрицы сложилась при слиянии ордынской и византийской традиций на почве Московского царства. В Орде – истоки типа нашего насильственного властвования и экспансионизма, в Византии – христианско-православной веры и самодержавно-имперского способа закрепиться в этом мире. Московское царство и Российская империя эти традиции синтезировали, во многом пополнили и укрепили. Отечественное самодержавие во всех его проявлениях – будь то монархия, диктатура, авторитаризм или тоталитаризм, – обеспечивая рост за счет расширения территорий и приращения населения, превратило войну в обыденное многовековое состояние.
В царские времена научились, а в советские продолжали служить самим себе. Затяжной общественно-политический кризис России – на протяжении всего ХХ века – свидетельствует, что потенциал экстенсивной динамики исчерпан достаточно давно, где-то уже к середине прошлого века. Победа во Второй мировой войне, образование социалистического лагеря, ялтинское мироустройство, плюс природные ресурсы России/СССР продлили агонию социальной динамики нашего типа до очередной катастрофы – распада СССР, крушения Берлинской стены.
36. Современное Российское государство: состояние перспективы развития
Конституции 1993 г. впервые в российской истории было закреплено положение, согласно которому Российское государство представляется, как социальное, правовое государство.
Уровень государственного управления общественными делами падает ниже предела, а механизм государства бурно растет, усугубляя финансовое положение в стране. Коррупция, подкуп, продажность должностных лиц, чиновников. Взятка — пропуск к решению очень многих проблем. Коррумпированному гниению государственного аппарата могут противостоять: точное правовое определение компетенции каждого органа, должностного лица; действенный контроль; строгая моральная и юридическая ответственность; хорошо поставленные аттестация и переаттестация работников государственных органов.
Согласно Конституции РФ государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент, Федеральное Собрание , Правительство, суды Российской Федерации. Государственная власть реализуется на основе принципа разделения властей. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Президент обладает широкими полномочиями — представительскими, правотворческими, управленческими, чрезвычайными в сфере внутренних и международных отношений, государственной безопасности и обороны. Ему подчинены силовые министерства. Он обладает правом законодательной инициативы и отлагательного вето в отношении принятых законов, издает указы, распоряжения, обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внешней и внутренней политики государства. В стране действуют два аппарата исполнительной власти — президентский и правительственный.
Президент РФ - носитель персонифицированной ответственности за принимаемые им решения и их социальные последствия. Он не может переложить эту ответственность ни на своих помощников, ни на свое окружение.
Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом. Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации: по одному от представительного и исполнительного органа государственной власти. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, которые работают на профессиональной постоянной основе, не могут заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности.
Информация о работе Теория Государства и права как наука и учебная дисциплина