Теория Государства и права как наука и учебная дисциплина

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 18:55, шпаргалка

Краткое описание

Теория государства и права изучает в обобщенном виде великое множество государств и систем права. Изучая и обобщая практику, теория государства и права формулирует понятия и определения государственно-правовых явлений, вырабатывает научные рекомендации и выводы, генерирует новые идеи, позволяющие не только понять сущность, содержание и формы государства и права, но и умело использовать их в целях прогрессивного развития общества.

Файлы: 1 файл

TGP_ekzamen.doc

— 979.00 Кб (Скачать)

Экономическую основу составляла частная собственность рабовладельцев на средства производства и рабов. В условиях рабовладельческого строя проявилось экономическое, политическое и социальное неравенство различных классов и слоев общества, полное, ничем не ограниченное господство одного класса рабовладельцев и бесправие др. класса - рабов. При этом, выступая по своей социально-классовой сущности как организация класса рабовладельцев, Г.р. использовало все находящиеся в его распоряжении средства для оформления и укрепления экономического базиса рабовладельческого общества, обеспечения устойчивости и защиты рабовладельческого общественно-политического строя, удержания господства рабовладельцев над рабами, обуздания и подавления свободных бедняков и рабов.

Рабовладельческое государство  было классовым, являлось по своей сущности орудием диктатуры рабовладельцев. Классовая сущность государства выражалась в его функциях. К внутренним функциям относились: 1) охрана частной собственности рабовладельцев и создание условий для эксплуатации рабов и неимущих свободных; 2) подавление сопротивления рабов и неимущих свободных методами жестокого насилия, нередко просто для устрашения и профилактики; 3) идеологическое воздействие в целях поддержания дисциплины и порядка.

Во внешней сфере  рабовладельческое государство  выполняло функции обороны своей  территории и мирных связей с другими государствами, функцию захвата чужих территорий и функцию управления завоеванными территориями. Армия участвовала в осуществлении и внешних, и внутренних функций. Частями аппарата также выступали полиция, суды, административно-чиновничьи органы.

В неразрывной связи и взаимодействии с Г.р. находилось право как совокупность общеобязательных норм или правил поведения, направленных на регулирование системы общественных отношений в интересах господствующего класса. Основными задачами рабовладельческого права являлись: закрепление частной собственности рабовладельцев на средства производства и рабов, закрепление рабовладельческого общественного и государственного строя, различных форм господства класса рабовладельцев, узаконение существовавшего социального неравенства между различными группами и слоями свободных людей.

 

 

19.Феодальный тип государства  и права.

Феодальный тип государства  и права исторически приходит на смену рабовладельческому типу. Он возникает двумя основными  путями. Первый — это путь постеленного разложения рабовладельческого экономического и социально-политического строя и зарождения в его недрах зачатков феодального строя. Второй — это путь постепенного развития, а затем разложения первобытнообщинного строя и возникновения на его основе феодального строя. Несмотря на разнообразие путей возникновения феодального строя у различных народов, в целом этот процесс заключался в одном и том же. А именно, с одной стороны, он состоял в образовании крупного землевладения и превращении светской и духовной знати в класс феодалов, а с другой — в разложении сельской общины и превращении свободных крестьян-общинников и несвободных землевладельцев, оставшихся от прежней формации, в феодально-зависимых от крупных землевладельцев либо от государства крепостных крестьян Не будучи собственником земли, крепостной крестьянин владел домом, сельскохозяйственными постройками, инвентарем, выступал как непосредственный производитель материальных благ и как зависимый от помещика землепользователь Остатки вырабатываемой им продукции, за исключением той, которая присваивалась феодалами, поступали в его собственность. Феодальная собственность на землю составляла материальную основу взаимоотношений и крепостных крестьян, основу экономической зависимости последних от первых. Эксплуатация крестьян помещиками осуществлялась путем взимания с них феодальной ренты. Существовало три основных формы или разновидности ренты: отработочная рента (крепостной крестьянин должен был отработать на феодала определенное количество дней в неделю), натуральная (крестьянин должен был отдавать феодалу определенное количество производимой им сельскохозяйственной продукции, а ремесленник продукции своего ремесла), денежная рента (крестьянин или ремесленник должны были уплачивать феодалу определенную сумму денег). Нередко отработочная рента сочеталась с денежной или натуральной рентой. В качестве политической организации господствующего класса феодалов-крепостников это государство было призвано осуществлять роль орудия подавления и угнетения масс — крепостных крестьян и ремесленников, охранять частную собственность феодалов на землю, служить в качестве одного из важнейших средств сохранения и укрепления их экономического и социально-политического господства. Социальную сущность феодального государства составляла, таким образом, ничем не ограниченная власть класса феодалов. Выполняя волю и интересы господствующего класса феодалов, крепостническое государство осуществляло ряд внутренних и внешних функций. Внутренние функции состояли в удержании крепостных крестьян в полной зависимости и подчинении классу феодалов; в закреплении и охране феодальной собственности на землю и другие средства производства; в идеологической обработке и духовном подавлении трудящихся масс; в организации и консолидации сил класса феодалов и регулировании отношений внутри господствующего класса; в создании наиболее благоприятных условий для осуществления господства и эксплуатации крепостных крестьян и ремесленников и других слоев населения. Внешние функции феодального государства соответствовали внешнеполитическому курсу господствующего класса, отражали характер его активности на международной арене, выступали как основные направления деятельности феодального государства во внешней среде. Эти функции состояли в захвате и ограблении чужих территорий, в установлении и поддержании торгово-экономических связей с другими государствами, а также в защите своей территории от нападения извне. Действовавшее право, особенно в раннефеодальный период, практически не ограничивало феодалов в вопросах ведения захватнических войн и присвоения чужих территорий. Церковь обладала огромными экономическими и идеологическими средствами воздействия на образ мыслей и поведение людей. Она всячески насаждала и защищала религиозное мировоззрение, освящала феодальный строй, вела беспощадную борьбу со всякого рода отступлениями от церковных канонов и догматов — ересями. Борьба с ересями находила широкое отражение в феодальном праве.

 

20. Буржуазный тип государства  и права

 Буржуазное государство и право появились в результате буржуазных революций, покончивших с феодальным экономическим и социально-политическим строем. Объективные и субъективные предпосылки буржуазных революций создавались в недрах феодального общества. На стадии зрелости и заката феодальной общественно-экономической формации весьма быстро складывались буржуазные производственные отношения и вместе с тем усиливались социально-экономические и политические противоречия между исторически восходящим классом буржуазии и продолжавшим удерживать политическую власть классом феодалов. После победы буржуазной революции, захватом политической власти буржуазией и широким использованием ею государственного механизма, установилось соответствие политической структуры нарождающегося буржуазного общества его экономической структуре. Это было доказано буржуазно-демократическими революциями в Англии, Франции и других странах, в результате которых буржуазия стала не только экономически, но и политически господствующим классом. Экономической основой буржуазного государства с момента его появления стали система хозяйствования и частная собственность на наиболее важные орудия труда и средства производства. Частная собственность объявлялась священной и неприкосновенной. На ее охрану и защиту было направлено в конечном счете все конституционное и текущее законодательство.Признаками капитализма называются такие, как наличие конкуренции, "осуществляемой прежде всего ради получения прибылей собственниками"; содействие техническому и технологическому процессам; развитие узкой специализации, особенно в сфере финансовых операций; рост мощных национальных и транснациональных корпораций; периодическое возникновение экономических спадов; осуществление правительством лишь частичного контроля над частным сектором; возникновение и развитие сильных рабочих организаций, "обеспечивающих повышение статуса и влияния рабочего класса». Социальная структура буржуазного общества, на основе которой строится и функционирует капиталистическое государство независимо от этапов его развития, представляется как совокупность двух основных, по природе не совместимых друг с другом, классов - буржуазии и пролетариата. В более детальном виде она выступает и как система входящих в него промежуточных слоев населения, обладающих своими особенностями (интеллигенция, различные внутриклассовые группы).

Высший класс состоит из представителей общества, которые сосредоточивают в своих руках огромные богатства страны, имеют самый высокий доход, не занимаясь при этом непосредственно каким бы то ни было производительным трудом.

Средний класс включает в себя лиц со средним доходом (мелкие и средние собственники, мелкие бизнесмены, ученые "с недостойным доходом", высокооплачиваемые чиновники, преуспевающие фермеры).

 Низший, или "рабочий, класс" состоит из таких групп населения, которые обладают весьма низким социальным статусом, низкими доходами, соответствующими им жизненными условиями.

Для осуществления своей власти высший класс создает целую систему  различных социально-политических институтов в виде политических партий, государства, общественных организаций. Главное место среди них занимает, естественно, государство.

Буржуазное право охраняет капиталистическую  собственность на землю, недра, водные ресурсы, основные орудия труда и  средства производства. Об этом свидетельствуют многочисленные нормативно-правовые акты, принятые в разных странах на разных этапах развития капитализма.

Буржуазное право в отличие  от феодального отвергает деление  на сословия и все связанные с  ним привилегии. На месте церковного и иного подразделения феодального права в условиях капитализма появляется частное и публичное право. Частное право, вбирающее в себя такие отрасли права, как гражданское, семейное, торговое и др., направлено на регулирование общественных отношений, отражающих и обеспечивающих частные интересы индивидуальных собственников или отдельных объединений. Публичное право, складывающееся из конституционного, административного, уголовного, бюджетно-налогового и других отраслей права, регулирует отношения, обеспечивающие общеклассовые интересы буржуазии, трактуемые нередко как общегосударственные, общенациональные и им подобные интересы.

Основными формами и источниками  буржуазного права являются законы, нормативные акты (правительственные  декреты, ведомственные приказы), издаваемые исполнительными государственными органами, правовые договоры, правовые обычаи и прецеденты.

Законы представляют собой нормативно-правовые акты, принятые высшими органами государственной  власти  или путем проведения референдумов и направленные на регулирование  важных общественных отношений. Среди законов, подразделяющихся на конституционные и обыкновенные, особо выделяются первые. Значительное место в системе источников буржуазного права занимают в настоящее время нормативные акты, издаваемые разными органами исполнительной власти. Делегирование законодательства может осуществляться формально-юридическим или фактическим путем.Наряду с названными формами или источниками буржуазного права важное значение имеет прецедент.Прецеденты подразделяются на административные и судебные.

 

21. Социалистический тип государства  и права.

Теоретические основы социалистического  государства и права были заложены в трудах основоположников научного коммунизма  Маркса и  Энгельса и развиты в произведениях Ленина, а также в документах коммунистических партий и научных исследованиях ученых, стоящих на марксистско-ленинских позициях. Основные  постулаты и исходные положения следующие:

1)Социалистическое государство и право, согласно марксистской теории, возникают не эволюционным путем, путем постепенного перерастания буржуазного государства в социалистическое, а путем совершения социалистической революции.

2) Важной закономерностью и одновременно предпосылкой становления и развития социалистического государства и права, согласно марксистской доктрине, является слом старой государственной машины, уничтожение буржуазного государственного аппарата.

3) Сущностью нового государства, функционирующего в переходный от капитализма к социализму период, является диктатура пролетариата.

4) В своем становлении и развитии социалистическое государство, а вместе с ним и право, согласно марксистской теории, проходит несколько этапов или ступеней эволюционного изменения.

5) Формой правления социалистического государства, согласно марксистскому мировоззрению, является республика.

Согласно марксистской политической концепции, предпочтение отдавалось унитарному государству, построенному на основе принципа демократического централизма. Предполагалось что в процессе эволюции социалистического государства оно должно было постепенно отмирать.

Развитое социалистическое общество объявлялось "закономерным этапом" на пути построения бесклассового общества, а общенародное государство и  право, согласно марксистским теоретическим  разработкам, считались важными  вехами на пути отмирания государства и права.

Это была теория, развивавшаяся в  нашей стране и других, называвших себя социалистическими, странах в  течение ряда десятилетий. Далекой от марксистской теории была проводившаяся в нашей стране и других странах в последующие годы практика государственно-правового строительства по ряду весьма важных направлений. Она касалась, например, природы и характера общенародного государства и права, которые теоретически объявлялись институтами всех слоев и классов общества, а практически находились в руках правящих кругов; государственного устройства Советского государства, которое теоретически считалось федеративным государством, а на деле всегда оставалось унитарным, и др.

 

22. Функции государства, понятие, признаки, классификация, эволюция

Функции государства - основные направления деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначениеи его роль в жизни общества.

В этом определении выделены наиболее существенные признаки функций государства.

1. Функции государства непосредственно  выражают и предметно конкретизируют  его классовую и общечеловеческую сущность. Их содержание учитывает классовые, групповые (корпоративные), национальные и частные интересы членов общества.

2. В функциях государства воплощается  и раскрывается его активная  служебная роль как важнейшей  части надстройки по отношению  к своему базису, реализуется  разносторонняя практическая деятельность внутри страны и на международной арене.

3. Функции государства возникают и развиваются сообразно его историческим задачам и целям. Государство выполняет свое социальное назначение посредством осуществления соответствующих ему функций, представляющих собой устойчиво сложившиеся основные направления его деятельности.

4. В функциях государств различных  исторических типов проявляются  и объективируются присущие им  особенности и закономерности  развития, динамика социально-экономических,  политических и духовных преобразований в жизни общества.

По направлению действия различают внутренние и внешние функции.

1 Среди внутренних и внешних  функций государства различаются  функции основные и неосновные.

Основные функции – это наиболее общие, важнейшие направления деятельности государства по осуществлению коренных стратегических задач и целей, стоящих перед ним в определенный исторический период.

 Основные функции государства охватывают, группируют по наиболее важным направлениям государственного воздействия на общественные отношения множество других его функций, именуемых неосновными функциями. Неосновными представляют собой направления деятельности государства по выполнению его задач в конкретной сфере общественной жизни.

ОСНОВНЫЕ ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ: экономическая; социальная; развития культуры, науки  и образования; налогообложения и взимания налогов и сборов; экологическая; охраны прав и свобод граждан, всех форм собственности, правопорядка.

ОСНОВНЫЕ ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ: оборона страны, обеспечение мира и поддержание мирового порядка; сотрудничество и укрепление связей со странами СНГ; интеграция в мировую экономику и сотрудничество с другими странами в решении глобальных проблем.

Основными формами осуществления  функций государства являются: 1) законодательная; 2) управленческая (исполнительная); 3) судебная; 4) контрольно-надзорная.

Формы реализации государства делятся  на: правовые и организационные

Под правовыми формами осуществления  функций государства понимается однородная по своим внешним признакам деятельность государственных органов, связанная с изданием юридических актов. Соответственно этому к правовым формам реализации функций государства относятся правотворческая деятельность и правоприменительная деятельность, которая, в свою очередь, подразделяется на оперативно-исполнительную и правоохранительную.

Информация о работе Теория Государства и права как наука и учебная дисциплина