Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 18:55, шпаргалка
Теория государства и права изучает в обобщенном виде великое множество государств и систем права. Изучая и обобщая практику, теория государства и права формулирует понятия и определения государственно-правовых явлений, вырабатывает научные рекомендации и выводы, генерирует новые идеи, позволяющие не только понять сущность, содержание и формы государства и права, но и умело использовать их в целях прогрессивного развития общества.
Функции теории государства и права взаимосвязаны, дополняют друг друга.
5. Место ТГП в системе общественных наук
Все юридические науки и учебные дисциплины подразделяются на три основные группы: историко- и теоретико-правовые, отраслевые и специальные юридические науки и дисциплины.
историко- и теоретико-правовые дисциплины ( ИОГП, ИГПЗС, история политических и правовых учений, ТГП, философия права, социология права и сравнительное право).
Отраслевые юридические науки и учебные дисциплины (конституционное право, административное право, коммунальное право, гражданское право, финансовое право, коммерческое право, уголовное право, уголовно-процессуальное право, трудовое, земельное, экологическое право и другие юридические науки, имеющие в качестве объекта изучения различные отрасли права).
ТГП использует философские категории и всеобщие понятия этой науки. Философия постоянно опирается на тот материал, который вырабатывается ТГП вместе с другими юридическими науками и который помогает ей формулировать общие принципы государственно-правового развития общества.
ТГП имеет тесные связи и с политологией. Политология - это наука, занимающаяся изучением всего многообразия политологического мира, именуемого политикой. Используя политологические данные, ТГП рассматривает государственно-правовые явления. Неразрывная связь существует между ТГП и экономическими науками. Экономические науки, занимаясь изучением различных средств и способов производства, форм собственности, методов управления экономикой, характера производительных сил и производственных отношений, проблем труда и заработной платы, решают тем самым не только экономические, но и социально-политические вопросы.
Большое значение имеют постоянные связи ТГП с социологией. Социология является одной из гуманитарных дисциплин, занимающихся изучением общества как целостной системы, а также его отдельных составных частей и институтов, различных социальных слоев и групп. В центре внимания социологов неизменно находятся вопросы организации и управления обществом, закономерности и тенденции развития и функционирования различных социальных систем.
ТГП опирается в своем развитии как на общую социологическую теорию и методологию, изучающую закономерности функционирования всего общества, так и на частные социологические теории, имеющие дело с закономерностями развития отдельных сфер жизни общества.
6. Место науки ТГП в системе юридических наук
К историко- и теоретико-правовым дисциплинам относятся: ( ИОГП, ИГПЗС, история политических и правовых учений, ТГП, философия права, социология права и сравнительное право, или сравнительное правоведение). К этой же группе юридических наук следует отнести также оформляющуюся как самостоятельная отрасль знаний и дисциплина юридическую конфликтологию.
К отраслевым юридическим наукам и учебным дисциплинам относятся: (конституционное право, административное право, коммунальное право, гражданское право, финансовое право, коммерческое право, уголовное право, уголовно-процессуальное право, трудовое, земельное, экологическое право и другие юридические науки, имеющие в качестве объекта изучения различные отрасли права).
К специальным юридическим наукам и учебным дисциплинам относятся: (криминалистика, криминология, судебная медицина, судебная психиатрия, судебная статистика).
С историко-правовыми науками взаимосвязь ТГП проявляется, с одной стороны, в том, что при выявлении общих закономерностей возникновения, становления и развития государственно-правового механизма представители ТГП не могут обойтись без конкретного исторического материала. Они не могут обойтись также без знания основных исторических событий и процессов, без понимания того, что процесс развития государства и права изучается в рамках историко-правовых дисциплин под иным углом зрения и в хронологическом порядке.
С другой стороны, это
1) в отличие от них, занимающихся лишь отдельными составными частями, сторонами государственной и правовой жизни, ТГП имеет дело со всей "синтезированной" государственно-правовой материей.
2) ТГП, в отличие от отраслевых юридических дисциплин, занимающихся разработкой своего специального понятийного аппарата, вырабатывает общие для них всех категории и понятия. Последние служат основой для выработки, специальных понятий в рамках отраслевых юридических дисциплин.
3) ТГП вырабатывает общие для всех отраслевых юридических наук и дисциплин методы и принципы научного познания. Она служит методологической основой познания государственно-правовой материи. На этой основе в рамках каждой отдельной отраслевой науки и учебной дисциплины вырабатываются свои собственные, отраслевые принципы и методы познания и реализации норм права.
ТГП имеет связи со специальными юридическими науками и учебными дисциплинами. По сравнению с отраслевыми юридическими науками эти связи являются менее интенсивными не прямыми, а косвенными. Специальные науки хотя и относятся к разряду юридических, но в своем содержании они имеют весьма широкий спектр естественных, технических и ряда других наук.
В системе общ. наук ТГП
явл. частной социологической
наукой рассматрив. Гос-во и право
как общественное явление. В
системе правоведения (юр. Наук) она
является общетеоретической
7. Общество, его институты и регуляторы
Общество -продукт взаимодействия людей, определенная организация их жизни, внутренне противоречивый организм, сущность которого заключается в многообразных связях и отношениях между людьми, их объединениями и общностями. Это сложная, саморазвивающаяся система связей людей, объединенных экономическими, семейными, групповыми, этническими, сословными, классовыми отношениями и интересами. В обществе действуют прежде всего не биологические, а социальные законы. Общество не может обойтись без социальных, а затем и политических институтов.
Люди - существа общественные, они не могут жить, трудиться, не объединяясь по потребностям и интересам, целям. Социальные и политические институты возникают в силу биологических, социальных, политических и других причин с объективной необходимостью. Исторически первым социальным институтом были родовые общины. Род представлял собой группу людей, объединенных кровным родством, общей собственностью, совместным трудом и уравнительным распределением. Данный социальный институт был весьма устойчивым и жизнеспособным. Он обеспечивал выживание людей, которые еще во многом зависели от природных сил и могли существовать только на базе коллективного хозяйственно-социального единства. Роды существовали и функционировали многие тысячелетия, они объединялись в более крупные социальные институты - племена. Позднее появились религиозные объединения, торгово-купеческие гильдии и др. социальные институты. Исторически первым политическим институтом стало государство. По мере усложнения общества и развития демократии возникают новые социально-производственные (кооперативы), социально-политические (профсоюзы), политические (политические партии) и другие институты
Социум - это более или менее устойчивый баланс сил, конфликтов и соглашений, соперничества и сотрудничества. В нем действуют две закономерные, но противоположные тенденции - стремление к порядку и стремление к беспорядку.
Порядок в обществе - необходимое условие его нормальной жизнедеятельности. Это урегулированность, стабильность, согласованность общественных отношений. Общественный порядок -следствие урегулированности, упорядоченности социальных отношении. Регулировать - значит направлять поведение людей и их социальных общностей, деятельность органов и организаций, вводить их в определенные рамки, целенаправленно их упорядочивать. Существование и развитие социального регулирования, его место и значение в обществе характеризуются рядом закономерностей.
1) каждое исторически конкретное общество объективно требует своей меры социального регулирования. Если объем и интенсивность регулирования меньше требуемой меры, то неизбежны стихийность, неорганизованность, подрывающие общественный порядок. Излишняя ведет к ограничению инициативы и саморегулирования. Эта мера зависит от уровня зрелости общества, наличия и остроты в нем противоречий, от степени развития общественного сознания и культуры, прочности сложившихся традиций.
2) по мере развития социума в общественном регулировании изменяется соотношение социального и психобиологического факторов человеческого поведения.
3) с усложнением социальной жизни ее регулятивные механизмы количественно и качественно изменяются, появляется целая система регулятивных норм.
основные виды социального регулирования: индивидуальное и нормативное.
Индивидуальное регулирование - это упорядочение поведения людей при помощи разовых персональных регулирующих акций, решений, относящихся к отдельным случаям, к конкретным лицам. Это простейший вид социального регулирования, осуществляемый путем выполнения различных оперативных решений, заданий, команд руководителей трудового процесса, родителей.
Нормативное регулирование - упорядочение поведения людей, деятельности органов, организаций при помощи общих правил, которые распространяются на все случаи данного рода и которым должны подчиняться все, кто окажется в сфере действия таких правил. Посредством общих правил достигается единый, непрерывно действующий порядок в обществе. При нормативном регулировании значительно снижаются возможности для проявлений господства случая и произвола. Обычно нормативное регулирование осуществляется в сочетании с индивидуальным.
Для обеспечения стабильного
8. Управление власть и
Для координации отношений между индивидами необходима была власть как отношения между властвующим и подвластным, в которых властвующий подчиняет себе волю подвластного и направляет его поведение.Высшей властью в первобытном обществе было народное собрание всех взрослых членов рода. Здесь решались вопросы войны и мира, проводились религиозные обряды, избирались предводители, рассматривались наиболее насущные вопросы в жизни общины. Народное собрание выполняло функции не только органа общественной власти, но и судебного органа, выносящего окончательный «приговор» в делах об измене, трусости, кровосмешении. Постановления народного собрания были обязательны для всех членов рода. Властными полномочиями наделялись и советы старейшин, а также старейшины, вожди, военачальники, жрецы. На Совете старейшин предварительно рассматривались вопросы, которые затем выносились на народное собрание. Старейшины, военачальники были первыми среди равных и первоначально не обладали какими-либо привилегиями. Решающее значение для избрания в лидеры общины имели личные качества: физическая сила, организаторские способности, трудовые навыки и тд. Старейшины не имели права ни приказывать, ни командовать, при принятии решения они старались добиться общего согласия, принимали участие в общем труде, выполняя наиболее сложные и трудоемкие обязанности. Вожди накапливали опыт управления и специальные познания, передававшиеся по наследству. Долгое время решающим при выборе старейшины или вождя оставались общественное мнение и личностные качества претендента. Отношения между родами предполагали существование нескольких кровнородственных родов, связанных тесными брачно-семейными узами. Эти дружественные общины объединяли свои усилия для охоты, рыбной ловли и иных производственно-военных мероприятий, требующих большого количества участников. Такие объединения коллективов назывались фратриями.
9. Пути и формы возникновения государства
Отношения между родами предполагали существование нескольких кровнородственных родов, связанных тесными брачно-семейными узами. Эти дружественные общины объединяли свои усилия. Такие объединения коллективов назывались фратриями. По мере усложнения межродовых отношений появляются и более крупные объединения родов, управляемых едиными органами власти. Возникают племена и союзы племен. Консолидации общества в племенные ассоциации в значительной степени способствовали и изменившиеся природно-климатические условия.
Люди были вынуждены расширять питательный рацион за счет растительной пищи. Этому способствовала возросшая плотность населения, при которой общины уже не могли свободно кочевать, не вступая в конфликты друг с другом. Многие племена стали заниматься преимущественно земледелием. Скотоводство позволяло иметь не только постоянный источник питания, но и давало дополнительные блага – молоко, шерсть и т.д. Так произошло первое крупное общественное разделение труда. Люди стали специализироваться на выполнении различных видов общественно-полезной деятельности. Совершился революционный переход от присваивающе-потребительской экономики к экономике производящей. Производственный результат зависел от отдельной личности. Процесс труда постепенно усложнялся, требовал больших физических нагрузок, в связи с этим основной производящей силой стал мужчина. Его труд был более производительным. Впервые в обществе появляется так называемый избыточный продукт, который, не являясь уже жизненно необходимым, может свободно отчуждаться. Возникшая парная семья выделяется из родового коллектива и существует автономно. Наряду с родной матерью появился родной отец, ставший главой семьи и собственником основной массы имущества, которое затем наследовалось его детьми. На смену матриархата пришел патриархат и патриархальная семья. Занятие скотоводством, земледелием и ремеслом требовало от индивидов обмена результатами своего труда. Процесс обмена представлял целую отрасль общественно полезной деятельности, это было третье крупное разделение труда, которым занималась весьма значительная часть населения – купцы.Индивидуализация труда и получение избыточного продукта стали основой изменений в отношениях собственности. Она дифференцировалась на частную и общую собственность, полученную от предков. Основная масса частной собственности накапливалась у лиц, осуществляющих властные полномочия. Со временем это превратилось в систему. Все лица, наделенные публичной властью, приобрели различныые привилегии. Всвязи с усложнением объема управленческой деятельности, повышалась численность родоплеменной верхушки. Ее лидеры предпочитали самолично назначать приемников. Публичная власть все больше отдалялась от общества, расширялись полномочия власти и управленческие возможности. Община с помощью сложившихся обычаев и моральных запретов сопротивлялась росту влияния властных органов. Усиление публичной власти и расслоение общества на богатых и бедных, угнетателей и угнетенных в формирующейся системе социальных связей было исторически неизбежным. Увеличение объема производства в скотоводстве и земледелии постоянно требовало дополнительной рабочей силы, которая пополнялась за счет набегов на другие племена. Три крупных общественных разделения труда, ознаменовавших переход общества к «производящей» экономике, возникновение частной собственности и классов, стали несовместимы с первобытно-общинной организацией общества. Они дали толчок к формированию государства как особому проявлению публичной власти, стоящей над обществом и регулирующей проходящие в нем процессы с позиций различных социальных групп.
Информация о работе Теория Государства и права как наука и учебная дисциплина