Теория Государства и права как наука и учебная дисциплина

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 18:55, шпаргалка

Краткое описание

Теория государства и права изучает в обобщенном виде великое множество государств и систем права. Изучая и обобщая практику, теория государства и права формулирует понятия и определения государственно-правовых явлений, вырабатывает научные рекомендации и выводы, генерирует новые идеи, позволяющие не только понять сущность, содержание и формы государства и права, но и умело использовать их в целях прогрессивного развития общества.

Файлы: 1 файл

TGP_ekzamen.doc

— 979.00 Кб (Скачать)

Функции теории государства и права  взаимосвязаны, дополняют друг друга.

 

5. Место ТГП в системе общественных наук

 Все юридические науки и учебные дисциплины подразделяются на три основные группы: историко- и теоретико-правовые, отраслевые и специальные юридические науки и дисциплины.

  историко- и теоретико-правовые дисциплины ( ИОГП, ИГПЗС, история политических и правовых учений, ТГП, философия права, социология права и сравнительное право).

Отраслевые юридические науки и учебные дисциплины (конституционное право, административное право, коммунальное право, гражданское право, финансовое право, коммерческое право, уголовное право, уголовно-процессуальное право, трудовое, земельное, экологическое право и другие юридические науки, имеющие в качестве объекта изучения различные отрасли права).

ТГП использует философские категории и всеобщие понятия этой науки. Философия  постоянно опирается на тот материал, который вырабатывается ТГП вместе с другими юридическими науками и который помогает ей формулировать общие принципы государственно-правового развития общества.

ТГП имеет тесные связи и с политологией. Политология - это наука, занимающаяся изучением всего многообразия политологического мира, именуемого политикой. Используя политологические данные, ТГП рассматривает государственно-правовые явления. Неразрывная связь существует между ТГП и экономическими науками. Экономические науки, занимаясь изучением различных средств и способов производства, форм собственности, методов управления экономикой, характера производительных сил и производственных отношений, проблем труда и заработной платы, решают тем самым не только экономические, но и социально-политические вопросы.

Большое значение имеют постоянные связи ТГП с социологией. Социология является одной из гуманитарных дисциплин, занимающихся изучением общества как целостной системы, а также его отдельных составных частей и институтов, различных социальных слоев и групп. В центре внимания социологов неизменно находятся вопросы организации и управления обществом, закономерности и тенденции развития и функционирования различных социальных систем.

 ТГП опирается в своем развитии как на общую социологическую теорию и методологию, изучающую закономерности функционирования всего общества, так и на частные социологические теории, имеющие дело с закономерностями развития отдельных сфер жизни общества.

 

6. Место науки ТГП в системе юридических наук

К историко- и теоретико-правовым дисциплинам  относятся: ( ИОГП,  ИГПЗС, история политических и правовых учений, ТГП, философия права, социология права и сравнительное право, или сравнительное правоведение). К этой же группе юридических наук следует отнести также оформляющуюся как самостоятельная отрасль знаний и дисциплина юридическую конфликтологию.

 К отраслевым юридическим  наукам и учебным дисциплинам  относятся: (конституционное право, административное право, коммунальное право, гражданское право, финансовое право, коммерческое право, уголовное право, уголовно-процессуальное право, трудовое, земельное, экологическое право и другие юридические науки, имеющие в качестве объекта изучения различные отрасли права).

 К специальным  юридическим наукам и учебным дисциплинам относятся: (криминалистика, криминология, судебная медицина, судебная психиатрия, судебная статистика).

С историко-правовыми науками взаимосвязь ТГП проявляется, с одной стороны, в том, что при выявлении общих закономерностей возникновения, становления и развития государственно-правового механизма представители ТГП не могут обойтись без конкретного исторического материала. Они не могут обойтись также без знания основных исторических событий и процессов, без понимания того, что процесс развития государства и права изучается в рамках историко-правовых дисциплин под иным углом зрения и в хронологическом порядке.

 С другой стороны, это взаимодействие  заключается в том, что история государства и права в процессе познания тех или иных исторических явлений и событий не может обойтись без обобщений, сделанных в рамках ТГП. Глубокие связи ТГП прослеживаются  с теоретико-правовыми науками - философией права, социологией права, сравнительным правоведением, юридической конфликтологией. ТГП имеет связи с отраслевыми юридическими науками и дисциплинами. По отношению к каждой из них ТГП выступает в качестве своеобразной синтезирующей и обобщающей науки. Она способствует приведению в некую логическую систему всего накопившегося в течение веков знания о государстве и праве, помогает упорядочению всей сложившейся в мире государственно-правовой информации, содействует выработке определенного взгляда и подхода к анализу государственно-правовых явлений, институтов и учреждений. Обобщающий и синтезирующий характер ТГП по отношению к отраслевым наукам проявляется в следующем.

1) в отличие от них, занимающихся лишь отдельными составными частями, сторонами государственной и правовой жизни, ТГП имеет дело со всей "синтезированной" государственно-правовой материей.

2) ТГП, в отличие от отраслевых юридических дисциплин, занимающихся разработкой своего специального понятийного аппарата, вырабатывает общие для них всех категории и понятия. Последние служат основой для выработки, специальных понятий в рамках отраслевых юридических дисциплин.

3) ТГП вырабатывает общие для всех отраслевых юридических наук и дисциплин методы и принципы научного познания. Она служит методологической основой познания государственно-правовой материи. На этой основе в рамках каждой отдельной отраслевой науки и учебной дисциплины вырабатываются свои собственные, отраслевые принципы и методы познания и реализации норм права.

ТГП имеет связи со специальными юридическими науками и учебными дисциплинами. По сравнению с отраслевыми юридическими науками эти связи являются менее интенсивными не прямыми, а косвенными. Специальные науки хотя и относятся к разряду юридических, но в своем содержании они имеют весьма широкий спектр естественных, технических и ряда других наук.

 В системе общ. наук ТГП  явл. частной социологической  наукой рассматрив. Гос-во и право  как общественное явление. В  системе правоведения (юр. Наук) она  является общетеоретической наукой, явл. методолог. Базой отраслевых  юр. Наук т.е. понятия, принципы, закономерности. ТГП для всех юр наук имеет ориентирующее значение. Как учебная дисциплина ТГП играет роль теоритического введения в правоведение. До революции ТГП рассматривалась как инциклопедия права.

 

7. Общество, его институты и регуляторы

Общество -продукт взаимодействия людей, определенная организация их жизни, внутренне противоречивый организм, сущность которого заключается в многообразных связях и отношениях между людьми, их объединениями и общностями. Это сложная, саморазвивающаяся система связей людей, объединенных экономическими, семейными, групповыми, этническими, сословными, классовыми отношениями и интересами. В обществе действуют прежде всего не биологические, а социальные законы. Общество не может обойтись без социальных, а затем и политических институтов.

 Люди - существа общественные, они не могут жить, трудиться, не объединяясь по потребностям и интересам, целям. Социальные и политические институты возникают в силу биологических, социальных, политических и других причин с объективной необходимостью. Исторически первым социальным институтом были родовые общины. Род представлял собой группу людей, объединенных кровным родством, общей собственностью, совместным трудом и уравнительным распределением. Данный социальный институт был весьма устойчивым и жизнеспособным. Он обеспечивал выживание людей, которые еще во многом зависели от природных сил и могли существовать только на базе коллективного хозяйственно-социального единства. Роды существовали и функционировали многие тысячелетия, они объединялись в более крупные социальные институты - племена. Позднее появились религиозные объединения, торгово-купеческие гильдии и др. социальные институты. Исторически первым политическим институтом стало государство. По мере усложнения общества и развития демократии возникают новые социально-производственные (кооперативы), социально-политические (профсоюзы), политические (политические партии) и другие институты

Социум - это более или менее устойчивый баланс сил, конфликтов и соглашений, соперничества и сотрудничества. В нем действуют две закономерные, но противоположные тенденции - стремление к порядку и стремление к беспорядку.

Порядок в обществе - необходимое  условие его нормальной жизнедеятельности. Это урегулированность, стабильность, согласованность общественных отношений. Общественный порядок -следствие урегулированности, упорядоченности социальных отношении. Регулировать - значит направлять поведение людей и их социальных общностей, деятельность органов и организаций, вводить их в определенные рамки, целенаправленно их упорядочивать. Существование и развитие социального регулирования, его место и значение в обществе характеризуются рядом закономерностей. 

1) каждое исторически конкретное общество объективно требует своей меры социального регулирования. Если объем и интенсивность регулирования меньше требуемой меры, то неизбежны стихийность, неорганизованность, подрывающие общественный порядок. Излишняя ведет к ограничению инициативы и саморегулирования. Эта мера зависит от уровня зрелости общества, наличия и остроты в нем противоречий, от степени развития общественного сознания и культуры, прочности сложившихся традиций.

2) по мере развития социума в общественном регулировании изменяется соотношение социального и психобиологического факторов человеческого поведения.

3) с усложнением социальной жизни ее регулятивные механизмы количественно и качественно изменяются, появляется целая система регулятивных норм.

основные виды социального регулирования: индивидуальное и нормативное.

Индивидуальное регулирование - это  упорядочение поведения людей при  помощи разовых персональных регулирующих акций, решений, относящихся к отдельным  случаям, к конкретным лицам. Это простейший вид социального регулирования, осуществляемый путем выполнения различных оперативных решений, заданий, команд руководителей трудового процесса, родителей.

Нормативное регулирование - упорядочение поведения людей, деятельности органов, организаций при помощи общих правил, которые распространяются на все случаи данного рода и которым должны подчиняться все, кто окажется в сфере действия таких правил. Посредством общих правил достигается единый, непрерывно действующий порядок в обществе. При нормативном регулировании значительно снижаются возможности для проявлений господства случая и произвола. Обычно нормативное регулирование осуществляется в сочетании с индивидуальным.

Для обеспечения стабильного общественного  порядка кроме постоянной работы регулятивных механизмов требуются  немалые и активные усилия социальных и политических институтов. Беспорядок в обществе - это противоположность общественному порядку. Регулятивные механизмы и обеспечивающие их действие властные органы и институты сдерживают разрушительные силы.

 

8. Управление власть и социальное  регулирование в первобытном обществе

Для координации отношений между  индивидами необходима была власть как  отношения между властвующим  и подвластным, в которых властвующий  подчиняет себе волю подвластного и  направляет его поведение.Высшей властью  в первобытном обществе было народное собрание всех взрослых членов рода. Здесь решались вопросы войны и мира, проводились религиозные обряды, избирались предводители, рассматривались наиболее насущные вопросы в жизни общины. Народное собрание выполняло функции не только органа общественной власти, но и судебного органа, выносящего окончательный «приговор» в делах об измене, трусости, кровосмешении. Постановления народного собрания были обязательны для всех членов рода. Властными полномочиями наделялись и советы старейшин, а также старейшины, вожди, военачальники, жрецы. На Совете старейшин предварительно рассматривались вопросы, которые затем выносились на народное собрание. Старейшины, военачальники были первыми среди равных и первоначально не обладали какими-либо привилегиями. Решающее значение для избрания в лидеры общины имели личные качества: физическая сила, организаторские способности, трудовые навыки и тд. Старейшины не имели права ни приказывать, ни командовать, при принятии решения они старались добиться общего согласия, принимали участие в общем труде, выполняя наиболее сложные и трудоемкие обязанности. Вожди накапливали опыт управления и специальные познания, передававшиеся по наследству. Долгое время решающим при выборе старейшины или вождя оставались общественное мнение и личностные качества претендента. Отношения между родами предполагали существование нескольких кровнородственных родов, связанных тесными брачно-семейными узами. Эти дружественные общины объединяли свои усилия для охоты, рыбной ловли и иных производственно-военных мероприятий, требующих большого количества участников. Такие объединения коллективов назывались фратриями.

 

9. Пути и формы возникновения государства

 Отношения между родами предполагали существование нескольких кровнородственных родов, связанных тесными брачно-семейными узами. Эти дружественные общины объединяли свои усилия. Такие объединения коллективов назывались фратриями. По мере усложнения межродовых отношений появляются и более крупные объединения родов, управляемых едиными органами власти. Возникают племена и союзы племен. Консолидации общества в племенные ассоциации в значительной степени способствовали и изменившиеся природно-климатические условия.

Люди были вынуждены расширять  питательный рацион за счет растительной пищи. Этому способствовала возросшая плотность населения, при которой общины уже не могли свободно кочевать, не вступая в конфликты друг с другом. Многие племена стали заниматься преимущественно земледелием.  Скотоводство позволяло иметь не только постоянный источник питания, но и давало дополнительные блага – молоко, шерсть и т.д. Так произошло первое крупное общественное разделение труда. Люди стали специализироваться на выполнении различных видов общественно-полезной деятельности. Совершился революционный переход от присваивающе-потребительской экономики к экономике производящей. Производственный результат зависел от отдельной личности. Процесс труда постепенно усложнялся, требовал больших физических нагрузок, в связи с этим основной производящей силой стал мужчина. Его труд был более производительным. Впервые в обществе появляется так называемый избыточный продукт, который, не являясь уже жизненно необходимым, может свободно отчуждаться. Возникшая парная семья выделяется из родового коллектива и существует автономно. Наряду с родной матерью появился родной отец, ставший главой семьи и собственником основной массы имущества, которое затем наследовалось его детьми. На смену матриархата пришел патриархат и патриархальная семья. Занятие скотоводством, земледелием и ремеслом требовало от индивидов обмена результатами своего труда. Процесс обмена представлял целую отрасль общественно полезной деятельности, это было третье крупное разделение труда, которым занималась весьма значительная часть населения – купцы.Индивидуализация труда и получение избыточного продукта стали основой изменений в отношениях собственности. Она дифференцировалась на частную и общую собственность, полученную от предков. Основная масса частной собственности накапливалась у лиц, осуществляющих властные полномочия. Со временем это превратилось в систему.  Все лица, наделенные публичной властью, приобрели различныые  привилегии.  Всвязи с усложнением объема управленческой деятельности, повышалась численность родоплеменной верхушки. Ее лидеры предпочитали самолично назначать приемников. Публичная власть все больше отдалялась от общества, расширялись полномочия власти и управленческие возможности. Община с помощью сложившихся обычаев и моральных запретов сопротивлялась росту влияния властных органов. Усиление публичной власти и расслоение общества на богатых и бедных, угнетателей и угнетенных в формирующейся системе социальных связей было исторически неизбежным.  Увеличение объема производства в скотоводстве и земледелии постоянно требовало дополнительной рабочей силы, которая пополнялась за счет набегов на другие племена. Три крупных общественных разделения труда, ознаменовавших переход общества к «производящей» экономике, возникновение частной собственности и классов, стали несовместимы с первобытно-общинной организацией общества. Они дали толчок к формированию государства как особому проявлению публичной власти, стоящей над обществом и регулирующей проходящие в нем процессы с позиций различных социальных групп.

Информация о работе Теория Государства и права как наука и учебная дисциплина