Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 18:55, шпаргалка
Теория государства и права изучает в обобщенном виде великое множество государств и систем права. Изучая и обобщая практику, теория государства и права формулирует понятия и определения государственно-правовых явлений, вырабатывает научные рекомендации и выводы, генерирует новые идеи, позволяющие не только понять сущность, содержание и формы государства и права, но и умело использовать их в целях прогрессивного развития общества.
При всем многообразии форм возникших государств всем им присущи некоторые свойства, которые весьма существенно отличали их от первобытной организации публичной власти.
1. Если первобытно-общинная
2. Государство – это особая организация публичной власти, которая уже не совпадает с волей всего населения, носит политический характер. Ее специфика в следующем:
– если общественная власть первобытного строя выражала интересы всего общества и в ее формировании принимало участие все взрослое население, то политическая власть представляет в первую очередь корпоративные интересы определенной части, социальной группы, класса;
– реализация политической власти осуществляется
особым аппаратом государственных
служащих, которые отделены от общества
профессионально выполняют
– выполнение решений политической власти обеспечивается специально созданным карательным аппаратом, аппаратом насилия (армия, милиция, разведка, тюрьмы).
3. Для содержания
10. Пути и формы возникновения права
Обычаи регулировали отношения в первобытном обществе и передавались из поколения в поколение, выражали интересы всех членов сообщества, были приурочены к определенным социальным группам.
Зарождение обычаев вызывалось их практической необходимостью. Люди видели, что в известных жизненных ситуациях нужно следовать соответствующим вариантам поведения. Обычаями регламентировались все сферы деятельности первобытного человека и действовали в комплексе с возникшими позднее нормами морали как представлениями о добре и зле, честном и бесчестном, а также религиозными догмами.
Религиозные запреты, всевозможные табу были более эффективными средствами обеспечения желаемого поведения, нежели физическое наказание или общественное принуждение. С их помощью запрещалось кровосмешение, охранялись охотничьи угодья от необоснованного истребления и решались другие жизненно важные вопросы человеческого общежития.
Важное значение для социальной ориентации человека имели многочисленные мифы и сказания. Однако обычаи, нормы морали, а также религиозные заповеди не содержали четких дозволений, обязываний, ограничений и запретов, к тому же они выражали и защищали прежде всего коллективный интерес. Специализируясь на выпуске конкретной продукции, человек мог удовлетворить свои возрастающие потребности, лишь обменивая ее на продукты труда и услуги других членов общества. Для наиболее полного удовлетворения своих личных интересов человек вынужден идти на ограничение собственной воли. Столкновение интересов вызывает необходимость их согласования, достижения равнозначного компромисса. Жертвуя обществу свою неограниченную свободу, индивид приобретает свободу реальную и наиболее полную, получая возможность более полноценного и гармоничного развития.
Интересы каждого собственника должны быть гарантированы от возможного произвола и обмана со стороны других лиц.
В роли подобного гаранта выступали и выступают органы, представляющие общество и наделенные для управления его жизнедеятельностью определенными властными полномочиями. Эту роль сначала выполняли вожди и другие властные органы первобытно-общинного строя, а впоследствии и церковь, и государство.
Обеспечивая компромисс интересов участвующих в обмене товарами субъектов, стороны наделялись определенными правами и обязанностями. Рождается синтез индивидуальных и общественных интересов. Продукт труда при обмене на другой продукт оформляется в виде товара и теряет индивидуальные качества, владелец этого товара в меновых отношениях с другим товаровладельцем теряет свои индивидуальные черты и становится юридически значимым субъектом.
Формированию права активно способствовало и имущественное расслоение общества. Представители нарождающегося класса имущих были крайне заинтересованы в создании таких социальных норм, которые бы не только защищали, но и выражали их частные интересы. Баланс интересов, фиксирующихся в юридических нормах, перераспределяется в сторону лиц, осуществляющих экономическое и политическое господство в обществе. Однако государство никогда не являлось и не является единственной правотворческой силой. Право не может быть противоречивым. В современных условиях государство призвано выявлять, координировать, защищать и закреплять в виде правовых предписаний обобщенную волю. Содержание этой воли должно отражать сбалансированный общественный интерес. Право как особая разновидность социальных норм отличается от социальных норм первобытно-общинного строя.
Если обычаи создавались всем обществом, то право формируется либо непосредственно государством, либо иными социальными организациями (общественными, кооперативными, церковными и т.п.) и под их контролем. Если обычаи выражали общую волю и защищали общественный интерес, то право является выражением воли и баланса общественных, корпоративных и личных интересов членов общества.
Если обычаи носили в основном нефиксированную форму, то право получает свое внешнее выражение и закрепление в виде различного рода нормативных актов, прецедентов, договоров с нормативным содержанием, правовых обычаев. Если обычаи охранялись от нарушений всем обществом, то право обеспечивается специально созданным аппаратом принуждения, организационной и экономической мощью всего государства.
11. Основные теории возникновения государства
Изучение происхождения
Среди теоретиков государства
и права нет не только
Естественно-правовая теория происхождения государства и права является одной из старейших и в то же время одной из наиболее распространенных правовых доктрин.
В работах многих отечественны
Одной из распространенных на Западе теорий происхождения государства и права является теория насилия.- главная причина возникновения государства и права лежит не в социально-экономическом развитии общества и возникновении классов, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими.
патриархальная теория
основателем считается философ Аристотель- государство является продуктом естественного развития, возникает в результате появления и разрастания семьи.
психологическая теория.
Основные причины возникновения государства и права в особенностях психики человека, в "импульсах" и в эмоциях, которые играют главную роль не только в приспособлении человека к условиям жизни общества, но и в образовании государства и права.
органическая теория
Государство является результатом действия сил природы, создающей его наряду с обществом и человеком.
расовая теория
Появление государства, по логике сторонников этой теории, необходимо для обеспечения постоянного господства одних рас над другими.
12. Основные теории возникновения права
Учения о возникновении права обычно тесно связаны с концепциями происхождения государства, хотя и содержат немало специфического. Нередко проблемы правообразования рассматриваются в единстве с проблемами его природы, сущности, назначения права и правового регулирования.
Теологическая теория - исходит из божественного Происхождения права как вечного, выражающего божью волю и высший разум явления. Но она не отрицает наличия в праве природных и человеческих начал.
Теория естественного права - параллельно существуют позитивное право, созданное государством путем законодательствования, и естественное право.
Если позитивное право возникает по воле людей, государства, то причины появления естественного права иные. Естественное право людьми не создается, а возникает само по себе; люди каким-то образом лишь познают его как эталон всеобщей справедливости.
В естественно-правовой теории доминирует объяснение права и причин его возникновения. Если право порождено неизменной природой человека, то оно вечно и неизменно, пока существует человек. Однако такой вывод вряд ли можно признать научно обоснованным.
нормативистской теории права -создатель Кельзен выводил право из самого права. Право, утверждал он, не подчинено принципу причинности и черпает силу и действенность в самом себе.
Психологическая теория права - усматривает причины правообразования в психике людей. Право - это "особого рода сложные эмоционально-интеллектуальные психические процессы, совершающиеся в сфере психики индивида".
Марксистская концепция происхождения права - материалистическая. Марксизм убедительно доказал, что корни права лежат в экономике, в базисе общества. Поэтому право не может быть выше экономики, марксизм связывает генезис права с классами и классовыми отношениями, видит в праве лишь волю экономически господствующего класса.
13. Понятие и признаки государства
Государство – организация (орудие, машина) непосредственного политического властвования. Все другие организации, входящие в политическую систему общества, участвуют в осуществлении власти опосредованно, через государство, в различной мере и различных формах сотрудничая с ним.
Государство отличается от этих организаций рядом существенных признаков.
1. Государство в пределах своих т
2. Государственный суверенитет, под которым принято понимать присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях. Государство – единственный носитель суверенной власти.
3. Государство издает законы и подзаконные акты, обладающие юридической силой и содержащие нормы права.
Те или иные общественные объединения
могут принимать решения, обязательные
для их внутриорганизационных
4. Государство есть сложный механизм (аппарат) управления обществом, разносторонними социальными сферами и процессами, представляющий собой систему государственных органов и соответствующих материальных средств (вещественных придатков), необходимых для выполнения его задач и функций.
5. Государство – единственная
в политической системе
6. Только государство располагает вооруженными силами и органами безопасности, обеспечивающими его оборону, суверенитет, территориальную целостность и безопасность.
7. Один из важнейших признаков
государства, так или иначе
соприкасающийся со всеми
Наличие населения.
14. Сущность государства, основные теории, классовое и общесоциологическое в сущности государства
Сущность государства – смысл, главное, глубинное в нём, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Основополагающим в государстве является власть, её принадлежность, назначение и функционирование в обществе. Поэтому вопрос о сущности государства сводится в основном к вопросу о том, кому принадлежит власть.
Власть присуща любой
Относительно принадлежности государственной власти в науке существует ряд теорий.
Теория элит - народные массы не способны осуществить власть, управлять общественными делами, что государственная власть должна бесконтрольно принадлежать верхушке общества – элите до тех пор, пока одну властвующую элиту не сменит другая.
Технократическая теория - властвовать, управлять могут и должны профессионалы-управленцы, менеджеры. Только они способны определять действительные потребности общества, находить оптимальные пути его развития.
Теория плюралистической демократии - общество представляет собой совокупность социальных объединений людей, образующихся по различным признакам – возраст, профессия, круг интересов. Каждый человек входит во многие страты, на основе которых создаются различные политические и общественные организации, влияющие на органы государства. Любой человек, каждое объединение обладают «частицей» государственной власти, участвуют в управлении государством, а государство становится выразителем всеобщей воли, интересов всего общества.
Информация о работе Теория Государства и права как наука и учебная дисциплина