Теория Государства и права как наука и учебная дисциплина

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 18:55, шпаргалка

Краткое описание

Теория государства и права изучает в обобщенном виде великое множество государств и систем права. Изучая и обобщая практику, теория государства и права формулирует понятия и определения государственно-правовых явлений, вырабатывает научные рекомендации и выводы, генерирует новые идеи, позволяющие не только понять сущность, содержание и формы государства и права, но и умело использовать их в целях прогрессивного развития общества.

Файлы: 1 файл

TGP_ekzamen.doc

— 979.00 Кб (Скачать)

Правотворческая деятельность – это форма осуществления функций государства путем издания нормативных актов, издания или санкционирования, изменения или отмены юридических норм. Важнейшая составная часть, ядро правотворчества – законодательная деятельность.

Правоприменительная деятельность – это деятельность государственных органов по выполнению законов и подзаконных нормативных актов путем издания актов применения права. В правопримени тельной деятельности выделяются оперативно-исполнительная и охранительная.

Оперативно-исполнительная деятельность представляет собой связанную с повседневным разрешением разносторонних вопросов управления делами общества властную, творческую исполнительно-распорядительную работу государственных органов по осуществлению функций государства путем издания актов применения норм права, служащих основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений.

Правоохранительная деятельность – это форма осуществления  функций государства посредством властной оперативной работы государственных органов по охране норм права от нарушений, защите предоставленных гражданам субъективных прав и обеспечению выполнения возложенных на них юридических обязанностей.

 

23. Основные внешние и внутренние  функции государства на современном  этапе.

Функции государства - основные направления его деятельности внутри страны и на международной арене. Вопрос о функциях государства имеет как теоретическое так и практическое значение Он позволяет не только взглянуть на государство со стороны его формы, внутреннего строения и содержания, но и рассмотреть под углом зрения его разносторонней деятельности, функционирования. С помощью функций представляется возможным с достаточно высокой точностью определить характер деятельности государства, правильность выбора на том или ином этапе его развития приоритетов, уровень его организованности и эффективности.

ПРИЗНАКИ: 1)выражают и конкретизируют социальную и политическую сущность государства;

2)в них воплощается и раскрывается  роль государства в качестве  субъекта политической системы,реализуется разносторонняя практическая деятельность внутри страны и на международной арене;

 3)они охватывают деятельность государства в целом;

 4)носят комплексный,собирательный характер.

ВИДЫ:

1)по продолжительности - постоянные и временные;

2)по социальной значимости – основные (наиболее важнейшие направления деятельности государства по осуществлению конкретных стратегических целей и задач, стоящих перед ним в определенный исторический период);производные (структурные части основных функций);

3)по сфере гос.деятельности -внутренние - экономическая (формирование гос.бюджета, контроль за его расходованием,создание благоприятных условия для предпринимательской деятельности), политическая (направление гос.деятельности по обеспечению незыблемости гос.строя, организация и функционирование органов гос.власти) социальная(оказание соц.помощи,выделение средств на здравоохранение) экологическая(система мероприятий,направленных на сохранение и улучшение природных условий жизни человека);

внешние-оборона страны, поддержка мирового порядка, интеграция в мировую экономику, гос.поддержка иностранных инвестиций.

 

24 механизм государства: понятие  признаки, содержание деятельности. Соотношение механизма государства  и  аппарата государства.

Механизм государства – целостная  система предприятий, учреждений, организаций, выполняющих задачи и функции государства.

Признаки механизма:

1) механизм  государства – это система государственных органов, основанная на единстве принципов его организации и деятельности, закрепленных в Конституции Российской Федерации, Законе РФ «Об основах государственной службы Российской Федерации» и других федеральных законах.

2) механизм  государства характеризуется сложной структурой, отражающей определенное место, которое занимают в ней различные виды и группы государственных органов, их соотношением и взаимосвязями.

3) между государственным механизмом и функциями государства существует тесная обратная связь

4) механизм государства для обеспечения возложенных на него задач управления делами общества, воздействия на сложные социальные процессы и сферы, выполнения связанных с этим государственных функций располагает необходимыми материальными средствами, так называемыми вещественными придатками, на которые опираются в своей деятельности отдельные государственные органы и без которых не может обходиться ни одно государство.

Содержание деятельности: управленческо -обеспечительная деятельность; охранительная.

Принципы организации деятельности механизма – это законодательные отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, организации и функционирования механизма государства. Конституционные принципы механизма государства: принцип народовластия, принцип законности, разделения властей, феодализма, принцип гуманизма.

Понятие «механизм государства» тесно связано с категорией «государственный аппарат». В широком смысле понятие государственного аппарата как совокупности всех государственных органов совпадает с определением механизма государства, идентично ему. В более узком смысле под государственным аппаратом понимают аппарат государственного управления. Именно в этом значении как совокупности исполнительно-распорядительных, управленческих органов используется термин «государственный аппарат» в науке административного права.

Аппарат государства – это система государственных органов, по средствам которых осуществляются задачи и функции государства.

 

 

25. Аппарат государства:  понятие, структура, принципы  организации и деятельности.

Аппарат государства - специально созданная, постоянно действующая иерархическая система государственных органов, учреждений и должностных лиц, осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

ПРИЗНАКИ:

1)все государственные органы, учреждения  и должностные лица, образующие  механизм государства, создаются и действуют в соответствии с действующим законодательством;

2)это единая иерархическая, постоянно  действующая, иерархическая система  государственных органов, учреждений  и должностных лиц, построенная  на принципах субординации и  координации; 

3)первичными структурными частями механизма государства являются государственные органы и учреждения, в которых работают на постоянной профессиональной основе государственные служащие.

4)посредством механизма государства  практически осуществляется государственная власть, выполняются функции государства.

СТРУКТУРА: структурные части механизма  государства создаются на основе принципа разделения властей. Государственная  власть делится на законодательную, исполнительную и судебную. В силу этого создаются органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

1) органы законодательной власти-право  издания законов принадлежит  высшим представительным органам-парламенту. В большинстве стран мира двухпалатные  парламенты – верхняя и нижняя  палаты. Верхняя палата нередко  служит своеобразным противовесом более демократической нижней палате. Члены нижней палаты – депутаты, члены верхней палаты – сенаторы.

2)органы исполнительной власти. Исполнительную власть осуществляют: глава государства, правительство, министерства и центральные учреждения.

Глава государства - обеспечивает необходимую  координацию деятельности органов  различных ветвей власти, испытывая  на себе контролирующее воздействие  законодательных и судебных органов. В современных государствах главой государства является Президент. Он представляет государство внутри страны и за ее пределами, назначает дату выборов в парламент, обладает законодательной инициативой. Он имеет широкие полномочия по формированию правительства и контролю за его работой.  Президент является верховным главнокомандующим вооруженных сил, назначает высший командный состав армии.

Правительство - коллегиальный орган общей компетенции, осуществляющий государственное управление обществом. Возглавляет правительство-премьер-министр. В состав входят заместитель председателя, министры, руководители ведомств. Чаще всего правительство формируется после выборов парламента и(или) президента. На своих заседаниях правительство принимает решения большинством голосов.

Вооруженные силы, органы безопасности, правоохранительные и правозащитные органы - прокуратура, органы внутренних дел, органы юстиции, контрольные органы. В отличие от законодательных и судебных органов органы исполнительной власти скреплены более строгой иерархией, подчиненностью нижестоящих вышестоящим, а все - одному центру, причем вышестоящие органы исполнительной власти вправе давать конкретные указания нижестоящим и проверять их исполнение.

3)органы судебной власти-органы  правосудия образуют довольно  сложную систему, состоящую из  судов общей юрисдикции, арбитражных, военных и иных судов. Согласно Конституции РФ правосудие в РФ осуществляется только судом. Основные должностные лица в судебной системе - судьи. Судьи независимы и подчиняются только закону. Рассмотрение дел в судах опирается на принципы:1)возможность обжалования судебного решения;2)открытость, гласность, публичность судебного заседания;3)независимость суда и подчинение его только букве закона;4)ведение судопроизводства на языке, понимаемом сторонами или обеспечение сторон услугами переводчика. Результатом судебного заседания является судебное решение, в котором государственная власть находит наиболее полное выражение. Между функциями, задачами государства, его механизмом существует прямая связь. В силу того, что механизм государства как раз и создается для выполнения функций государства, последним принадлежит определяющая роль. Органы государства и его учреждения вынуждены подстраиваться к изменяющимся функциям государства.

 

26. Государственный орган: понятие,  признаки, виды.

Орган государства – это часть государственного механизма, его основная ячейка, имеющая специфические признаки.

признаки государственного органа:

1. Гос орган наделен  государственно-властными полномочиями, т. е. юридически закрепленными  полномочиями осуществлять гос власть, принимать от имени государства юридически значимые решения и обеспечивать их реализацию.

Государственно-властное полномочие характеризуется тем, что: а) порядок формирования и деятельности гос. органа, его структура и компетенция закрепляются нормами права; б) орган государства наделен правом издания юридических актов, содержащих соответствующие его компетенции обязательные общие и индивидуальные правовые предписания; в) установленные этими актами предписания обеспечиваются прежде всего мерами убеждения, воспитания, поощрения, организации и охраняются от нарушений возможностью применения принудительной силы государства; г) государственный орган опирается на материальное обеспечение выполнения исходящих от него правовых предписаний, благодаря возможности распоряжаться определенной частью единого фонда государственной собственности в пределах своей компетенции.

2. Государственный орган  как часть механизма государства  обладает определенной экономической  и организационной обособленностью  и самостоятельностью.

3. Каждый государственный  орган выполняет свойственные  ему функции соответственно его  компетенции, роли и места в  механизме государства. Государство,  его механизм функционируют через  отдельные государственные органы. Из этого следует, что функции государства в целом осуществляются посредством реализации функций отдельных государственных органов. Тот или иной государственный орган, выполняя свои функции, тем самым одновременно участвует в выполнении различных функций государства.

4. Для выполнения своих функций гос органы располагают необходимыми материальными средствами, говоря словами Ф. Энгельса, «вещественными придатками», к каковым можно отнести разного рода материальные ценности, а также многочисленные и разнообразные организации, предприятия и учреждения, хотя и выполняющие текущую государственную работу, но сами по себе не являющиеся органами государства.

5. Представление о государственном  органе было бы неполным без  указания на то, что его физическим  воплощением являются люди, из  которых состоит данный орган, – отдельное лицо или группа, коллектив людей. «Существование государственной власти, – писал К. Маркс, – находит свое выражение именно в ее чиновниках, армии, администрации, судьях. Если отвлечься от этого ее физического воплощения, она представляет собой лишь тень, воображение, простое название».

Виды гос органов. Наибольшее значение имеет разделение государственных органов по принципу разделения властей

К органам законодательной  власти относятся Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная  Дума) и законодательные органы субъектов РФ.

К органам исполнительной власти относятся Правительство  РФ, министерства, государственные  комитеты, федеральные службы и другие федеральные органы исполнительной власти, их территориальные органы, высшие и иные органы исполнительной власти субъектов РФ.

Органами судебной власти являются Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный  Суд РФ, другие федеральные суды и суды субъектов РФ, входящие в судебную систему РФ.

Президент РФ занимает особое место в системе органов государственной  власти, он является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование органов государственной власти и вместе с органами, обеспечивающими его деятельность, не входит непосредственно ни в одну из основных ветвей власти. Ни к одной из основных ветвей власти не относятся также органы прокуратуры, избирательные комиссии и некоторые другие государственные органы с особым статусом.

Информация о работе Теория Государства и права как наука и учебная дисциплина