Теория Государства и права как наука и учебная дисциплина

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 18:55, шпаргалка

Краткое описание

Теория государства и права изучает в обобщенном виде великое множество государств и систем права. Изучая и обобщая практику, теория государства и права формулирует понятия и определения государственно-правовых явлений, вырабатывает научные рекомендации и выводы, генерирует новые идеи, позволяющие не только понять сущность, содержание и формы государства и права, но и умело использовать их в целях прогрессивного развития общества.

Файлы: 1 файл

TGP_ekzamen.doc

— 979.00 Кб (Скачать)

Теория государства  «всеобщего благоденствия» - государство стало надклассовым, выражает интересы всех слоёв населения, обеспечивает всеобщее благоденствие. Теория подчёркивает ценность каждой человеческой личности, ставит её интересы в основу деятельности государства.

Теория конвергенции - взаимное влияние государств двух систем – западных и социалистических. Делался вывод о том, что происходит «обмен» между государствами, причём каждая группа заимствует лучшее. В результате происходит сближение государств по их сущности, организации, формам деятельности и т.д. Это должно привести к тому, что через какое-то время различия утратятся и возникнет «постиндустриальное государство» единого типа.

Историко-материалистическая концепция государства- в основе лежат идеи исторического материализма и классовый подход. Государство рассматривается как орудие власти экономически господствующего класса. Его особенности определяются прежде всего экономикой общества на определённой стадии исторического развития.

 

15. Государственная власть: понятие, свойства, методы осуществления.

Государственная власть - публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.

ПРИЗНАКИ:1)распространяется на все общество и на определенную территорию;2)носит публично-политический характер;3)опирается на государственное принуждение;4)осуществляется специально уполномоченными лицами;5)обладает суверенитетом. Государственная власть всегда остается единой и целостной, иначе государство просто не сможет выполнять свои задачи по обслуживанию интересов общества. Единство государственной власти основывается на том, что ее носителем является народ. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум. Никто не может присваивать власть, захват или присвоение властных полномочий преследуется по закону. Единство также выражается в наличии единой системы органов, осуществляющих государственную власть. Суверенитет государственной власти распространяется на всю территорию государства.

СВОЙСТВА: 1) каждая конкретная государственная власть имеет свою социальную базу; 2) обладает свойством верховенства; 3) всеобщность и универсальность;4) иерархическое построение.

Арсенал методов реализации государственной  власти достаточно разнообразен. В современных условиях значительно возросла роль методов морального и особенно материального стимулирования, используя которые, государственные органы воздействуют на интересы людей и тем самым подчиняют их своей властной воле.

К общим, традиционным методам осуществления государственной власти, несомненно, относятся убеждение и принуждение. Эти методы, по-разному сочетаясь, сопровождают государственную власть на всем ее историческом пути.

Убеждение — это метод активного  воздействия на волю и сознание человека идейно-нравственными средствами для формирования у него взглядов и представлений, основанных на глубоком понимании сущности государственной власти, ее целей и функций. Механизм убеждения включает совокупность идеологических, социально-психологических средств и форм воздействия на индивидуальное или групповое сознание, результатом которого является усвоение и принятие индивидом, коллективом определенных социальных ценностей.

Метод убеждения стимулирует инициативу и чувство ответственности людей за свои действия и поступки. Между убеждениями и поведением нет промежуточных звеньев. Знания, идеи, которые не воплощаются в поведение, нельзя считать подлинными убеждениями. От знания к убеждению, от убеждения к практическим действиям — так функционирует метод убеждения. С развитием цивилизации, ростом политической культуры роль и значение этого метода осуществления государственной власти закономерно возрастают.

Государственная власть не может обойтись без особого, только ей присущего  вида принуждения — государственного принуждения. Используя его, властвующий субъект навязывает свою волю подвластным. Этим государственная власть отличается от авторитета, который тоже подчиняет, но в государственном принуждении не нуждается.

Государственное принуждение — это психологическое, материальное или физическое воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах государства.

Само по себе государственное принуждение — острое и жесткое средство социального воздействия. Оно основано на организованной силе, выражает ее и потому способно обеспечивать безусловное доминирование в обществе воли властвующего субъекта. Государственное принуждение ограничивает свободу человека, ставит в такое положение, когда у него нет выбора, кроме варианта, предложенного властью. Посредством принуждения подавляются, тормозятся интересы и мотивы поведения, принудительно снимаются противоречия между общей и индивидуальной волей, стимулируется общественно полезное поведение.

Государственное принуждение бывает правовым и неправовым.

 

16. Основные подходы к типологии государства и права.

Типология государств в  формационном подходе

Тип государства - взятые в единстве наиболее похожие общие черты различных государств, образующие систему их важнейших свойств и критериев, порождаемых соответствующей исторической эпохой.

Формационный подход основан на марксистском учении о смене общественно-экономической  формации. По мнению представителей данного подхода именно тип производственных отношений, является фактором общественного развития. Государство, как элемент надстройки над экономическим базисом, полностью зависит от базиса-совокупности производительных сил и производственных отношений, поэтому государства определенной общественной экономической формации, кроме первобытно-общинной, где государства не было, существенно отличаются от государств другой общественно-экономической формации. В зависимости от типов экономического базиса выделяют рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический типы государств.

Общественно-экономическая формация - социальная система, базирующаяся на том или ином способе производства материальных благ и его основе-форме собственности. Владение собственностью является определяющим критерием для осуществления властных полномочий и рассматривается как основная причина классового расслоения общества.

ТИПЫ ГОСУДАРСТВ:

1)эксплуататорские (рабовладельческие,  феодальные, буржуазные)- характеризуются наличием частной собственности и непримиримыми противоречиями между классом угнетателей и угнетенных. 2) неэксплуататорские (социал. государство)-на смену частной собственности на средства производства приходит государственная собственность, противоречия между классами перестают носить антагонистический характер, имеет место тенденция к слиянию основных классов и образованию социально однородной общности - советских людей, государство продолжает оставаться силовым механизмом принуждения, однако меняется его характер из аппарата порабощения одного класса другим государство превращается в инструмент обеспечения и защиты интересов сообщества на международной арене, гарантий и правопорядка в самом государстве.

плюсы теории: 1)продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно существенно влияют на общество;

2)она показывает поэтапность, естественно-исторический характер развития государства.

минусы теории: 1)прямолинейна, характеризуется излишней запрограмированностью, в то время как история многовариантна и далеко не всегда вписывается в начерченные для нее схемы;

2)недооценка духовных факторов.

Цивилизационный подход к типологии государств.

За основу классификации государства  и правовых систем берется их причастность к той или иной цивилизации. Цивилизация - это социокультурная система, включающая как социально-экономические условия жизнедеятельности общества, так и степень гармонизации человека и природы, а также уровень экономической, политической, социальной и духовной свободы личности.

Типы государств:

1)государства первичной цивилизации - характеризуется существенной ролью государства и соединение государства с религией в политико-религиозный комплекс; 2)государства вторичной цивилизации - характеризуется отчетливым различием между гос. властью и культурно-религиозным комплексом, правовое положение главы государства было двойственным-с одной стороны, правитель достоин всякого повиновения, а с другой - его власть должна соответствовать законам, иначе она незаконна. Этот подход предоставляет возможность раскрыть сущность любой исторической эпохи через человека, через совокупность господствующих в данный период представлений каждой личности о характере общественной жизни, о ценности и целях ее собственной деятельности. Цивилизационный подход не только требует познания прошлого через все формы деятельности человека, но и учитывает также все многообразие общественных связей. При таком подходе человек стоит в центре изучения прошлого и настоящего общества как личность со всеми ее достоинствами и недостатками. Этот подход учитывает как противостояние классов в общественно-политической жизни, так и сферу их взаимодействия на базе общечеловеческих ценностей. Все это позволяет формировать такие нормы взаимодействия людей, которые жизненно необходимы социальной и культурной группам, побуждая их оставаться в границах единого целого. Цивилизационный подход позволяет видеть в государстве не только орудие политического господства эксплуататоров над эксплуатируемыми.

плюсы подхода - признание того, что государство является важнейшим фактором социально-экономического развития общества, консолидации людей, удовлетворения разнообразных потребностей человека.

минусы подхода - недооценка социально-экономических факторов; по сути дела, это типология не столько государств сколько обществ.

 

17. Восточный тип государства и права.

 Этот тип государства был первым в истории человеческой цивилизации. Самые первые государства возникли в зонах поливного земледелия около 4—5 тыс. лет назад (Египет, Элам, индийские и китайские государства). Экономической предпосылкой их появления было резкое повышение производительности труда, ставшее возможным благодаря строительству оросительных систем. Однако, как это отмечалось выше, такой характер сельскохозяйственного производства требовал сохранения общины: одна семья не могла обеспечить проведения объемных ирригационных работ. Поэтому там не появилась частная собственность на землю, не возникли классы — собственники средств производства.

В процессе государствообразования создалось общество, построенное по образцу пирамиды: наверху — единовластный монарх (царь, фараон, хан и т.п.), ниже — круг его ближайших советников (визирей, «министров»), далее — чиновники более низкого ранга. В основании пирамиды — сельскохозяйственные общины.

Последние и являлись объектом эксплуатации, отдавая государственному аппарату в виде налогов значительную часть  общественного продукта. «Классовая»  принадлежность человека в Восточном  обществе определялась не формальной собственностью на основные средства производства (земля считалась собственностью общины), а реальным положением в общественно-государственной «пирамиде»: был ли он общинником или государственным чиновником, а в последнем случае — его местом в иерархии государственного аппарата. Чиновники наиболее низкого ранга постоянно жили в общинах и были связующим звеном между ними и более высокой частью аппарата.

В восточном обществе существовала и частная собственность: у царя, его приближенных были рабы, дворцы, драгоценности-капиталы и материальные ценности были у части городского населения — купцов и ремесленников. Однако в этом обществе частная собственность не играла существенной роли в общественном производстве. Основная доля общественного богатства создавалась трудом свободных общинников или рабов, находящихся в собственности государства и храмов. При этом положение общинников, по сути, мало чем отличалось от положения рабов: и они сами, и их семьи, и их собственность фактически находились в полной зависимости от царя и его ближайшего окружения.  На деле существовала единая государственная собственность: государство в лице царя владело «всем и вся», в том числе жизнью и имуществом всех подданных, вплоть до своих приближенных.

Такой характер собственности определял структуру общества, а последняя препятствовала каким-либо существенным преобразованиям. Восточное общество не меняется (или меняется незначительно) на протяжении веков и тысячелетий. Восточные государства во многом отличались друг от друга. В некоторых из них огромный вклад в экономику вносили государственные и храмовые рабы (Египет, Вавилон и др.), в других (Китай), рабство носило исключительно семейный характер. В одних существовала закрепленная религией кастовая организация общества (Индия), в других — имела место постоянная классовая диффузия — пополнение чиновничьего аппарата за счет представителей эксплуатируемых слоев общества. Так, в Китае любой общинник, сдав государственный экзамен, принимался на государственную службу, становился чиновником и в дальнейшем мог достичь высокого положения. Восточные государства имеют много общего: они основаны на государственной и общественной собственности на основные средства производства, что определяет разделение общества по иным, чем в Европе, признакам: не по наличию у того или иного субъекта собственности, а по его положению в иерархической государственной системе; эти государства обладают мощным чиновничьим бюрократическим аппаратом, который является фактически собственником средств производства; государственный аппарат строго централизован, во главе его находится абсолютный монарх, олицетворяющий само государство и одновременно являющийся воплощением Бога на земле или верховным жрецом; правовые системы таких государств в большинстве неразвиты и, равно как и государственная власть, имеют «божественную основу»; подобные государства, как и восточное общество в целом, имеют застойный характер, очень медленно изменяются в ходе исторического развития.

 

18. Рабовладельческий тип государства  и права.

ГОСУДАРСТВО РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОЕ - исторически первый тип государственной организации, возникшей на развалинах первобытнообщинного строя в силу разделения общества на классы и возникновения первых противостоящих друг другу социальных сил в виде рабовладельцев и рабов. Наиболее древними были государства, образовавшиеся в конце IV - начале III тыс. до н.э. в Др. Египте (Египетское царство), в долинах азиатских рек Тигра и Евфрата (Шумерийские, а также Ассирийское государства), государства Индии и Китая (II тыс. до н.э.) и Хеттское государство (конец II тыс. до н.э.). Более поздние - Др.Греция и Др.Рим, возникшие в бассейне Средиземного моря.

В своем развитии рабовладельческий  строй, а вместе с ним государство  и право проходят 2 основные стадии. Первая стадия ассоциируется с древневосточным  рабовладением. Среди ее наиболее характерных черт и особенностей отечественными и зарубежными учеными выделяются следующие: наличие значительных остатков первобытнообщинного строя; существование примитивных форм патриархального рабства и ведения хозяйства, при которых рабу разрешается иметь свое имущество и даже семью; сохранение в течение длительного времени наряду с частной собственностью на рабов коллективного рабовладения (рабы, принадлежащие отдельным храмам, государству); существование сельскохозяйственных общин, обусловленное суровыми климатическими условиями Востока и как следствие этого - необходимость применения коллективного труда на строительстве ирригационных сооружений, при эксплуатации оросительных систем, разведении животных, возделывании сельскохозяйственных культур, обработке земли. Будучи коллективным собственником земли, сельская община осуществляла ее куплю-продажу. В соответствии с установленными правилами она распределяла и перераспределяла ее между своими членами, решала основные вопросы более рационального использования земли. Вторая стадия развития рабовладельческого строя - период греческо-римского рабовладения, отличающийся более высоким уровнем развития рабовладельческого способа производства, отсутствием остатков первобытнообщинного строя, наиболее высокой степенью развития Г.р. и права, развитыми формами эксплуатации рабов и неимущих граждан, беспощадного насилия и подавления масс.

Информация о работе Теория Государства и права как наука и учебная дисциплина