Сущность права и основные теории её понимания

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 12:25, курсовая работа

Краткое описание

Прежде всего, в понимании права как явления необходимо отметить, что оно не является вечной ценностью. Оно возникло на определенном историческом этапе развития общества, как ответ на потребность урегулировать те отношения, которые уже не могли упорядочить нормативные регуляторы присущие первобытному обществу. Право формируется в тот момент, когда начинает происходить общественное разделение труда и между племенами завязывается товарообмен. Вместе с товарами перемещаются люди, нарушаются границы родовых общин, и представители разных племен начинают проживать на одной территории, следовательно, рушится и система первобытных нормативных регуляторов, на смену которым могло прийти только право, развивающееся по принципу эквивалента. Право формируется как система норм установленных либо признанных государством.

Оглавление

1. План работы…………………………………………………………………….2
2. Введение………………………………………………………………………...3
3. Глава 1. Понятие и основные признаки права…………………………………
3.1 Основные теории права……………………………………………………
3.2 Понятие и признаки права…………………………………………………
4. Глава 2. Сущность, назначение и функции права. Право и государство…….
4.1 Сущность права………………………………………………………………
4.2 Право и государство………………………………………………………….
4.3 Назначение и функции права………………………………………………..
5. Заключение……………………………………………………………….
6. Список использованных источников………………………………….

Файлы: 1 файл

Курсовая по ТГП.docx

— 53.24 Кб (Скачать)

 

3. Функции позитивного  права - это направления его  воздействия на общественные  отношения и общество в целом,  в которых проявляется также  социальное назначение и роль  права в общественной жизни.  Иными словами, функции права  позволяют в развернутом виде  раскрыть и охарактеризовать  как назначение позитивного права,  т.е. его служебную роль, так  и роль позитивного права в  общественной жизни вообще, т.е.  его обще-социальную роль.

 

Рассматривая вопрос о  функциях позитивного права, необходимо обратить внимание и на их классификацию. Чаще всего функции права подразделяют на обще-социальные и собственно юридические. К обще-социальным обычно относят  такие функции, как экономическую, политическую, воспитательную и некоторые  другие, а к собственно юридическим - регулятивную, в составе которой  выделяют статическую и динамическую, и охранительную. При этом отмечается, что обще-социальные функции выражают воздействие права на различные  сферы общественной жизни (экономику, политику, духовную сферу и т.д.) в  единстве с другими социальными  институтами и прежде всего с  государством. Отсюда принято считать, что обще-социальные функции права совпадают с функциями государства. Собственно же юридические функции рассматриваются в качестве таких направлений воздействия права, которые выражают его специфику как регулятора общественных отношений.

 

Не вдаваясь в подробный  анализ данной классификации, отметим  лишь, что деление функций права  на обще-социальные и собственно юридические  вполне приемлемо, однако основание  такого деления должно быть иным. Выше было отмечено, что при помощи функций  можно раскрыть и охарактеризовать как обще-социальную, так и служебную  роль позитивного права. Вследствие этого функции права можно  рассматривать с широких, обще-социальных и с узких, собственно юридических  позиций. Функции права, выражающие его обще-социальную роль, должны рассматриваться  с широких позиций и именоваться  обще-социальными функциями. К ним, следует отнести регулятивную, оценочную, воспитательную, информационную и трансляционную функции.

 

Регулятивная функция  выражается в том, что право регулирует, упорядочивает общественные отношения, является, как и все другие социальные нормы, регулятором общественных отношений.

 

Оценочная функция проявляется  в том, что право, регулируя общественные отношения, одновременно оценивает  и поведение их участников. Нормы  права, дозволяя одни поступки людей  и запрещая другие, оценивают их как правомерные или неправомерные, как желательные или нежелательные  для государства и общества.

 

Воспитательная функция  связана с тем, что право не только регулирует общественные отношения, но и выступает в качестве образца, своеобразного эталона поведения  участников регулируемых отношений. Нормы  права как бы показывают людям, как они могут или должны вести себя в той или иной ситуации.

 

Обладая формальной определенностью, позитивное право способно выполнять  и информационную функцию. Правовые нормы в результате закрепления  их в различных официальных документах приобретают письменную форму и  становятся источниками информации. Прежде всего, они информируют людей  о том, как осуществляется правовое регулирование тех или иных отношений  и каким должно или может быть поведение участников этих отношений.

 

Наконец, трансляционная функция  состоит в том, что, право накапливая в своем содержании социальный опыт, культуру человеческого общения, достижения в области правового регулирования, передает (транслирует) все это участникам существующих общественных отношений, а также будущим поколениям людей.

 

Следует заметить, что подобные функции осуществляются и многими  другими социальными нормами. В  этой связи обще-социальные функции  права мало, чем отличаются от аналогичных  функций других социальных норм.

 

Функции права, выражающие его  служебную роль, социальное назначение, должны рассматриваться с узких  позиций и именоваться собственно юридическими функциями. Эти функции  позволяют более детально раскрыть и охарактеризовать одну из обще-социальных функций права - регулятивную. Эта  функция, будучи главной, поскольку  выражает социальное назначение права, распадается на несколько самостоятельных  функций, которые можно рассматривать  в качестве определенных направлений регулирующего воздействия права на общественные отношения, т.е. собственно юридических функций.

 

Собственно юридические  функции права, как уже было отмечено, обычно подразделяют на регулятивную (статическую и динамическую) и  охранительную Ж. Б. Доржиев. Теория государства и права: учебно-методическое пособие. М., ВСГТУ, 2005. С. 48. . Такое наименование данных функций права прочно утвердилось  в отечественной теории государства  и права и практически никем  не оспаривается. В то же время не следует забывать, что и статическая  регулятивная, и динамическая регулятивная, и охранительная функции - это  определенные направления одной, единой обще-социальной функции права - регулятивной. Поэтому все эти три функции  так или иначе являются регулятивными  функциями права, хотя и выполняют  различную нагрузку в процессе правового  регулирования общественных отношений. Статическая регулятивная функция  проявляется в том, что право  закрепляет в своих нормах те общественные отношения, которые государство  желает урегулировать. Вместе с этими  отношениями в нормах закрепляется и весь основной порядок (режим) их регулирования (например, круг возможных участников этих отношений, их юридические права  и обязанности, меры юридической  ответственности, которые могут  быть возложены на правонарушителей и т.д. и т.п.). Динамическая регулятивная функция говорит о функционировании, действии правовых норм. Нормы права  после их установления начинают действовать  и упорядочивать конкретные отношения, т.е. приводить их в соответствие с тем порядком, который закреплен  в нормах права. И охранительная  функция права выражается в том, что право охраняет регулируемые общественные отношения, предусматривая в своих нормах меры защиты нарушенных прав и свобод, меры юридической  ответственности за противоправное поведение, порядок возложения ответственности  на правонарушителей и т.п.

 

Учитывая, что регулятивная статическая, регулятивная динамическая и охранительная функции - это  всё регулятивные функции права, можно предположить, что наименование первых двух функций регулятивными  является не вполне корректным. В этой связи представляется более целесообразным регулятивную статическую функцию  именовать конститутивной или закрепительной, а регулятивную динамическую - собственно регулятивной.

 

Функции права можно классифицировать и по другим основаниям. Как и  функции государства, их можно подразделять с учетом значимости, сферы распространения, продолжительности осуществления, сфер общественной жизни.

 

С учетом значимости их можно  подразделить на основные и неосновные. К основным функциям права следует  отнести регулятивную функцию в  целом и те основные направления, правового воздействия, которые  из нее вытекают и из которых складываются собственно юридические функции.

 

С учетом сферы распространения  функции права можно подразделить на внутренние и внешние. Хотя позитивное право является преимущественно  внутренним регулятором, поскольку  регулирует общественные отношения  главным образом внутри страны, тем  не менее оно участвует и в  регулировании отношений с другими  государствами. К тому же нередко  международные договоры государства  входят в состав правовой системы  данного государства. Например, согласно ст. 15 Конституции РФ международные  договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.              

 С учетом продолжительности осуществления функции права можно подразделить на постоянные и временные. Постоянные функции - это такие направления воздействия права на общественные отношения, которые существуют неопределенно длительное время, временные же функции - это направления правового воздействия, которые существуют в течение определенного времени (например, при регулировании общественных отношений временными нормативно-правовыми актами).

 

Наконец, с учетом сфер общественной жизни функции права можно  подразделить на экономические, политические, идеологические, социальные и экологические. Экономические - это функции, которые  осуществляются правом в сфере экономики (например, регулирование предпринимательской  деятельности). Политические - функции, осуществляемые в сфере политики (например, регулирование отношений  государства с политическими  партиями). Идеологические функции - это  функции права в духовной сфере (например, регулирование образовательной  деятельности). Социальные функции - это  различные направления правового  воздействия (регулирования) в области  жилищных, пенсионных и иных социальных отношений. Экологические - это функции  права, связанные с регулированием в сфере экологии (например, правовая охрана окружающей среды).

 

Заключение

 

 

В процессе углубленного изучения данной темы можно сделать следующие  выводы о праве его сущности и  назначении:

 

1. Право - это, прежде  всего, совокупность, а точнее - система  норм или правил поведения.  Это не случайный набор случайных  норм, а строго выверенная, упорядоченная  совокупность вполне определенных  правил поведения, это - система.

 

В основе любой системы  норм или правил поведения лежат  как объективные, так и субъективные факторы. В числе объективных  факторов выделяются однотипные экономические, политические, социальные, идеологические и иные условия, способствующие созданию и функционированию системы правовых норм в той или иной стране. Как  отдельные нормы, так и их система  в целом не создаются стихийно, произвольно, по желанию и усмотрению тех или иных отдельных лиц. Они  отражают объективные потребности  общества и государства и «проецируются» на реально существующие экономические, политические и иные отношения.

 

Разумеется, процесс создания и функционирования системы норм не только не отрицает, а, наоборот, всячески предполагает существование наряду с объективными и субъективных факторов. Речь при этом идет о разработке и осуществлении в той или  иной стране научно обоснованной правовой политики, подготовке и реализации планов законодательных работ, активного  участия специалистов-юристов в  процессе правотворчества, правоприменения, в правоохранительной деятельности государственных органов.

 

2. Право - это не простая  система норм, а система норм, установленных или санкционированных  государством. В мире существует  множество систем различных социальных  норм. Но только система правовых  норм исходит от государства.  Все остальные создаются и  развиваются различными негосударственными - общественными, партийными и  иными органами и организациями.

 

Создавая нормы права, государство действует непосредственно, через свои, уполномоченные на то органы, или же путем передачи отдельных  своих полномочий на издание некоторых  нормативно-правовых актов негосударственными органами или организациями. В последнем  случае говорят о «санкционировании», т.е. дачи разрешения государством на осуществление ограниченной правотворческой деятельности этими негосударственными институтами.

 

В отечественной и зарубежной юридической литературе имеется  три группы различных мнений на этот счет, три значительно отличающихся друг от друга суждения.

 

Суть первого из них  состоит в том, как верно подмечает  известный российский правовед Г.Шершеневич, что нормы права рассматриваются  в виде «требований государства». Государство при этом, «являясь источником права, очевидно, не может быть само обусловлено правом. Государственная  власть оказывается над правом, а  не под правом». Государство в  свете такого сужения рассматривается  как явление первичное, а право - вторичное.

 

Смысл второй, противоположной  точки зрения заключается в том, что само государство и государственная  власть должны носить правовой характер. В основе государственной власти должен лежать «не факт, а право». Государство, хотя он и издаст правовые акты, «не может быть источником права», «потому что оно само вытекает из права». Над государством находится  право, а не наоборот. Оно его сдерживает и ограничивает.

 

Наконец, третий подход к  определению характера взаимоотношений  государства и права состоит  в том, что не следует вообще заострять  внимание на данном вопросе. Спор о  том, что логически предшествует другому - государство или право, - пишет в связи с этим венгерский государствовед и правовед И.Сабо, «столь же бесплоден как и спор о том, что исторически появилось раньше - государство или право». С его  точки зрения, тезис, согласно которому «право - это просто лишь государственный  приказ, представляет собой такое же одностороннее упрощение», как и суждение о том, что государство является «слугой права».

 

По мнению автора, государство  и право «настолько соответствуют  друг другу, настолько едины», что  вопрос о том, что из них первично что - вторично, «порожден не столько  реальной действительностью (и в  этом не является вопросом факта), сколько  специфически априорным подходом к  соотношению этих двух явлений. Этот априорный подход характеризуется  либо подчеркиванием государственного волюнтаризма, либо выделением абстрактной  идеи права как самоцели».

 

Библиография

 

 

1. Абдулаев М.И. Теория  государства и права: Учебник. - М.: ТК Велби; Екатеринбург: Институт  частного права, 2004.

 

2. Алексеев С.С., Архипов  С.И. и др. Теория государства  и права. Учебник.- М.: Академический  Проект: Фонд «Мир», 2005.

 

3. Бошно С.В. Теория  государства и права: учебное  пособие. - М, Юристъ, 2007.

 

4. Венгеров А.Б. Теория  государства и права: учебник. - "Волтерс Клувер", 2000.

 

5. Доржиев Ж.Б. Теория  государства и права: учебно-методическое  пособие. М., ВСГТУ, 2005.

Информация о работе Сущность права и основные теории её понимания