Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 12:25, курсовая работа
Прежде всего, в понимании права как явления необходимо отметить, что оно не является вечной ценностью. Оно возникло на определенном историческом этапе развития общества, как ответ на потребность урегулировать те отношения, которые уже не могли упорядочить нормативные регуляторы присущие первобытному обществу. Право формируется в тот момент, когда начинает происходить общественное разделение труда и между племенами завязывается товарообмен. Вместе с товарами перемещаются люди, нарушаются границы родовых общин, и представители разных племен начинают проживать на одной территории, следовательно, рушится и система первобытных нормативных регуляторов, на смену которым могло прийти только право, развивающееся по принципу эквивалента. Право формируется как система норм установленных либо признанных государством.
1. План работы…………………………………………………………………….2
2. Введение………………………………………………………………………...3
3. Глава 1. Понятие и основные признаки права…………………………………
3.1 Основные теории права……………………………………………………
3.2 Понятие и признаки права…………………………………………………
4. Глава 2. Сущность, назначение и функции права. Право и государство…….
4.1 Сущность права………………………………………………………………
4.2 Право и государство………………………………………………………….
4.3 Назначение и функции права………………………………………………..
5. Заключение……………………………………………………………….
6. Список использованных источников………………………………….
3. Функции позитивного
права - это направления его
воздействия на общественные
отношения и общество в целом,
в которых проявляется также
социальное назначение и роль
права в общественной жизни.
Иными словами, функции права
позволяют в развернутом виде
раскрыть и охарактеризовать
как назначение позитивного
Рассматривая вопрос о
функциях позитивного права, необходимо
обратить внимание и на их классификацию.
Чаще всего функции права
Не вдаваясь в подробный
анализ данной классификации, отметим
лишь, что деление функций права
на обще-социальные и собственно юридические
вполне приемлемо, однако основание
такого деления должно быть иным. Выше
было отмечено, что при помощи функций
можно раскрыть и охарактеризовать
как обще-социальную, так и служебную
роль позитивного права. Вследствие
этого функции права можно
рассматривать с широких, обще-социальных
и с узких, собственно юридических
позиций. Функции права, выражающие
его обще-социальную роль, должны рассматриваться
с широких позиций и
Регулятивная функция выражается в том, что право регулирует, упорядочивает общественные отношения, является, как и все другие социальные нормы, регулятором общественных отношений.
Оценочная функция проявляется
в том, что право, регулируя общественные
отношения, одновременно оценивает
и поведение их участников. Нормы
права, дозволяя одни поступки людей
и запрещая другие, оценивают их
как правомерные или
Воспитательная функция
связана с тем, что право не
только регулирует общественные отношения,
но и выступает в качестве образца,
своеобразного эталона
Обладая формальной определенностью,
позитивное право способно выполнять
и информационную функцию. Правовые
нормы в результате закрепления
их в различных официальных
Наконец, трансляционная функция
состоит в том, что, право накапливая
в своем содержании социальный опыт,
культуру человеческого общения, достижения
в области правового
Следует заметить, что подобные функции осуществляются и многими другими социальными нормами. В этой связи обще-социальные функции права мало, чем отличаются от аналогичных функций других социальных норм.
Функции права, выражающие его
служебную роль, социальное назначение,
должны рассматриваться с узких
позиций и именоваться
Собственно юридические
функции права, как уже было отмечено,
обычно подразделяют на регулятивную
(статическую и динамическую) и
охранительную Ж. Б. Доржиев. Теория
государства и права: учебно-методическое
пособие. М., ВСГТУ, 2005. С. 48. . Такое наименование
данных функций права прочно утвердилось
в отечественной теории государства
и права и практически никем
не оспаривается. В то же время не
следует забывать, что и статическая
регулятивная, и динамическая регулятивная,
и охранительная функции - это
определенные направления одной, единой
обще-социальной функции права - регулятивной.
Поэтому все эти три функции
так или иначе являются регулятивными
функциями права, хотя и выполняют
различную нагрузку в процессе правового
регулирования общественных отношений.
Статическая регулятивная функция
проявляется в том, что право
закрепляет в своих нормах те общественные
отношения, которые государство
желает урегулировать. Вместе с этими
отношениями в нормах закрепляется
и весь основной порядок (режим) их регулирования
(например, круг возможных участников
этих отношений, их юридические права
и обязанности, меры юридической
ответственности, которые могут
быть возложены на правонарушителей
и т.д. и т.п.). Динамическая регулятивная
функция говорит о
Учитывая, что регулятивная статическая, регулятивная динамическая и охранительная функции - это всё регулятивные функции права, можно предположить, что наименование первых двух функций регулятивными является не вполне корректным. В этой связи представляется более целесообразным регулятивную статическую функцию именовать конститутивной или закрепительной, а регулятивную динамическую - собственно регулятивной.
Функции права можно классифицировать
и по другим основаниям. Как и
функции государства, их можно подразделять
с учетом значимости, сферы распространения,
продолжительности
С учетом значимости их можно подразделить на основные и неосновные. К основным функциям права следует отнести регулятивную функцию в целом и те основные направления, правового воздействия, которые из нее вытекают и из которых складываются собственно юридические функции.
С учетом сферы распространения
функции права можно
С учетом продолжительности осуществления функции права можно подразделить на постоянные и временные. Постоянные функции - это такие направления воздействия права на общественные отношения, которые существуют неопределенно длительное время, временные же функции - это направления правового воздействия, которые существуют в течение определенного времени (например, при регулировании общественных отношений временными нормативно-правовыми актами).
Наконец, с учетом сфер общественной
жизни функции права можно
подразделить на экономические, политические,
идеологические, социальные и экологические.
Экономические - это функции, которые
осуществляются правом в сфере экономики
(например, регулирование
Заключение
В процессе углубленного изучения данной темы можно сделать следующие выводы о праве его сущности и назначении:
1. Право - это, прежде
всего, совокупность, а точнее - система
норм или правил поведения.
Это не случайный набор
В основе любой системы норм или правил поведения лежат как объективные, так и субъективные факторы. В числе объективных факторов выделяются однотипные экономические, политические, социальные, идеологические и иные условия, способствующие созданию и функционированию системы правовых норм в той или иной стране. Как отдельные нормы, так и их система в целом не создаются стихийно, произвольно, по желанию и усмотрению тех или иных отдельных лиц. Они отражают объективные потребности общества и государства и «проецируются» на реально существующие экономические, политические и иные отношения.
Разумеется, процесс создания
и функционирования системы норм
не только не отрицает, а, наоборот, всячески
предполагает существование наряду
с объективными и субъективных факторов.
Речь при этом идет о разработке
и осуществлении в той или
иной стране научно обоснованной правовой
политики, подготовке и реализации
планов законодательных работ, активного
участия специалистов-юристов
2. Право - это не простая
система норм, а система норм,
установленных или
Создавая нормы права,
государство действует
В отечественной и зарубежной юридической литературе имеется три группы различных мнений на этот счет, три значительно отличающихся друг от друга суждения.
Суть первого из них
состоит в том, как верно подмечает
известный российский правовед Г.Шершеневич,
что нормы права
Смысл второй, противоположной точки зрения заключается в том, что само государство и государственная власть должны носить правовой характер. В основе государственной власти должен лежать «не факт, а право». Государство, хотя он и издаст правовые акты, «не может быть источником права», «потому что оно само вытекает из права». Над государством находится право, а не наоборот. Оно его сдерживает и ограничивает.
Наконец, третий подход к
определению характера
По мнению автора, государство и право «настолько соответствуют друг другу, настолько едины», что вопрос о том, что из них первично что - вторично, «порожден не столько реальной действительностью (и в этом не является вопросом факта), сколько специфически априорным подходом к соотношению этих двух явлений. Этот априорный подход характеризуется либо подчеркиванием государственного волюнтаризма, либо выделением абстрактной идеи права как самоцели».
Библиография
1. Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник. - М.: ТК Велби; Екатеринбург: Институт частного права, 2004.
2. Алексеев С.С., Архипов С.И. и др. Теория государства и права. Учебник.- М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2005.
3. Бошно С.В. Теория государства и права: учебное пособие. - М, Юристъ, 2007.
4. Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник. - "Волтерс Клувер", 2000.
5. Доржиев Ж.Б. Теория
государства и права: учебно-
Информация о работе Сущность права и основные теории её понимания