Основные теории правопонимания

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 20:27, доклад

Краткое описание

Право – объект изучения различных наук как юридического, так и неюридического характера. Будучи сложным, многогранным и разноуровневым общественным явлением, право попадает в поле зрения и социологии, и правоведения, и антропологии и многих других наук. Каждая из них подходит к праву по – своему, исходя из собственной природы и характера. Отсюда – проблема многообразия наук о праве, и, как следствие, правопониманий.

Оглавление

Введение
1.Многообразие подходов понимания сущности права.
2.Позитивистское правопонимание.
2.1. Легистское понятие права.
2.2. Социологическое правопонимание.
3.Непозитивистский подход к праву.
3.1 Этическое правопонимание.
3.2 Либертарное правопонимание
4. Правовое государство через призму соотношения закона и права.
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

теории.docx

— 43.08 Кб (Скачать)

Министерство  Образования и Науки РК

Казахская Академия Труда и Социальных Отношений

 

 

 

 

 

 

Реферат

На тему: Основные теории правопонимания

 

 

 

Выполнила:

Студентка 1 курса

Оналбек Айдана

Проверила:

Калишева Н.Х.

 

 

 

 

 

Алматы, 2012 г.

 

 

Введение
  1. Многообразие подходов понимания сущности права.
  2. Позитивистское правопонимание.

2.1. Легистское понятие  права.

2.2. Социологическое правопонимание.

  1. Непозитивистский подход к праву.

3.1 Этическое правопонимание.

3.2 Либертарное правопонимание.

4. Правовое государство  через призму соотношения закона  и права.

Заключение
Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                  “ …Чем выше человек восходит

                                                                   в познаниях, тем пространнейшие

                                                                                  открываются ему виды”

                                                                                         А.Н. Радищев

В В Е Д Е Н И  Е

 

Принятие решений – особый вид  целенаправленной деятельности человека, заключающейся в выборе одной  из имеющихся альтернатив. Выбирая  тему курсовой работы из предложенных преподавателем, студент задался  целью выбрать такую, которая  бы наиболее полно освещала предмет  “Теория государства и права”. Изучив соответствующую литературу, студент пришел к выводу, что большинство  тем, так или иначе, соприкасаются  с пониманием феномена права, типом  правопонимания.

Право – объект изучения различных  наук как юридического, так и неюридического характера. Будучи сложным, многогранным и разноуровневым общественным явлением, право попадает в поле зрения и  социологии, и правоведения, и антропологии и многих других наук. Каждая из них  подходит к праву по – своему, исходя из собственной природы и  характера. Отсюда – проблема многообразия наук о праве, и, как следствие, правопониманий.

Определение (дефиниция) понятия есть логическая операция, которая раскрывает содержание понятия либо устанавливает  значение термина. С помощью определения  понятия права мы в явной форме  указываем на сущность отражаемых в  понятии явлений, раскрываем содержание понятия и тем самым отличаем круг определяемых явлений от других.

Актуальность темы курсовой работы несомненна. Право всегда было на острие мировой жизни. В отечественной  правовой истории наблюдается его  сложная эволюция. С течением времени  меняются представления о праве, теории и концепции. В конце XIX – начале XX в. ученые юристы связывали с правовом преимущественно принудительное воздействие государства, осознание его зависимости от власти. В 20 – х годах нашего века формируется понимание права как общественного отношения, как фактического правового порядка, что отражало создание нового, социалистического права. В 30-40-х годах вырабатывается нормативное определение права. Но в 50-х годах вновь развиваются более широкие представления о праве, в котором помимо норм выделяются правоотношения и правосознание.

Коренные изменения общественного  строя в нашей стране в 90-х годах  приводит к изменению взглядов на право. С одной стороны, наряду с  позитивным правом четко выделяются начала естественного права и  производится различие права и закона. С другой, сохраняется и обогащается  прежнее, нормативистское представление  о праве.[2. С.104] Общество и государство  – феномены, не совпадающие друг с другом. Общество порождает нормы  естественного права (частного) и  требует защиты со стороны государства. Публичное право, отождествленное  с государством, должно создавать  условия для действия права частного, ограничить само государство как  средоточие политической власти, могущей  использоваться как во благо, так  и во вред обществу. Общество и государство, – правовые феномены.

Объективно, вне правопонимания, существует некое абстрактное правовое поле. Постепенно познавая закономерности правового  поля, человеческая мысль предлагает различные подходы к пониманию  познанного. В свете подобной концепции, государство, как субъективный продукт  общественного развития – сосуд, наполняемый правом, наполненность  которого определяет тип государства. Если законотворческая деятельность государства  вступает в конфликт с объективным (естественным) правом, то такое государство  просто отторгается правовым полем, как чуждая материя. Отторжение правом государства приводит к социальным катаклизмам, революционным потрясениям. В итоге, “государственное” (позитивное) право поднимается на ступень  познанного объективного права. Эволюция государства и права – ступенчатая, причем государство более статическое  явление (подход студента к пониманию права, возможно, не корректный, но имеющий право на существование).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Многообразие подходов  понимания сущности права.

 

 

В истории человеческой мысли наиболее характерными являются объяснения права  с точки зрения его естественной природы, включая абсолютную меру справедливости, неизменные начала гуманности, которым  должны следовать нормы позитивного  права, созданные правотворческой  деятельностью государства (теория естественного права); другой подход рассматривает право с позиции  развития общества, вызревания правовых начал в исторической жизни каждого народа в виде обычаев, воплощающихся затем в законе (историческая школа права); широко распространено выведение права из психологических особенностей личности, выраженных в качестве интуиции, чутья, переживаний, психических установок, обеспечивающих познание государственно-правовых институтов как отражения психики индивида (психологическая школа права). [10. С.5]

Право, как и государство, представляет собой историческое явление, образованное в результате естественного  развития общества. Однако до недавнего  времени связь права с государством понималась односторонне. Так, известное  ленинское выражение, что “право есть ничто без аппарата, способного принуждать к соблюдению норм права”, и что, не  будучи установлено  властью государства, оно превращается в “пустое сотрясение воздуха  пустым звуком”, оценивалось совершенно определенно и буквально, а именно, что право без государства  – ничто, ибо государство выступает  не просто как охранитель права, гарант его жизнедеятельности, а как  создатель права, его творец. В  силу устоявшегося понимания соотношения  государства и права сложился своеобразный стереотип в пользу “примата государства”, а глубинные  процессы возникновения права объяснялись  как производные от процессов  становления политической системы, то есть происходящие под влиянием причин, вызвавших возникновение  государства.[4. С.124]

Между тем разложение родовой  организации, происходившее под  воздействием экономики и в свою очередь приведшее к появлению  частной собственности, отнюдь не напрямую вызывало становление государственной  организации населения. Напротив, закрепление  в условиях родового общества циклов производства и обмена первоначально  на уровне обычаев, то есть элементарных, простых правил поведения, с усложнением  этих циклов нуждается в иных формах, воплощенных в законе. Новые правила  поведения уже не могут обеспечиваться только добровольным исполнением, для  их соблюдения требуется принудительная сила, которую дает государство.

Значит, возникновение права  происходит под непосредственным воздействием экономических отношений; государство  же выступает не как создатель, а  как охранитель права, служебное  средство его обеспечения, в том  числе и принудительной силой  власти. Тем самым процесс происхождения  государства и права может  быть выражен схемой: экономика –  право – государство. Внешнее  проявление данного процесса может  выглядеть иначе: государственная  власть издает законы и тем самым  как бы порождает право. Но за ним, во – первых, стоит экономическая  потребность, связанная с юридическим  выражением (в законе) отношений, во – вторых, закон, который издает государственная власть, это еще  не право, а лишь внешняя форма  права. Право несводимо к законам.

Само понятие права  является неоднозначным, поскольку  в разных правовых системах сложились  различные подходы к определению  сущности и признаков права.

В мире существовало и существует множество различных теорий права  и теорий государства, изучающие  государственно-правовые явления с  разных сторон. Все эти теории имеют  разные предметы своего исследования – право, законы, судебные решения. Политическую власть, государство и  т.д. Также все теории права и  теории государства имеют в своей  основе разные подходы к своему предмету, разное понимание терминов “право”  и “государство”, разные типы правопонимания.

Понятие – это мыслительное выражение сущности явления. Предмет  внешнего мира или объект познания обозначается термином. Один и тот  же термин может обозначать хотя и  различные, но в сущности связанные  друг с другом предметы, родственные  понятия. Аналогично существует несколько  понятий права, которые отражают разные, но взаимосвязанные предметы. Правом называются и субъективные права, и правовые нормы (правила) жизнедеятельности  людей, и законы (нормативные правовые акты), и судебные и административные решения, в которых устанавливаются  субъективные права и юридические  обязанности конкретных людей. Имея единую правовую сущность, все указанные  предметы и явления выражают или  защищают свободу людей в обществе.

Разные понятия права (разные представления о праве) обозначают термином “право” разные предметы. Но только одно из этих понятий является адекватным естественному употреблению слова “право”, выражающим сущность именно тех явлений, которые должны называться правом. Отождествляя право  и закон, подменяют понятия, отражают явления, которые  имеют другие названия и не должны называться правом.[логика]

Понятие права раскрывается через его определение, в котором  перечисляются признаки права, по мнению автора являющиеся главными для права. Одно и то же понятие может быть раскрыто через разные определения. Разные определения могут относиться и к разным понятиям. Существуют формальные и содержательные определения. Формальные раскрывают явление через  описание его формы. Содержательные – через содержание.

Все концепции, авторы которых  стремятся объяснить соотношение  закона и права, можно разделить  на три группы: отождествляющие сущность закона и права; рассматривающих  сущность права через призму иных явлений (экономический строй, психика  человека и так далее) и уже, исходя из сущности этих явлений, решают проблему соотношения права и закона; рассматривающие  сущность права как явление самостоятельное  и не определяемое сущностями других явлений и процессов.

Существует  два типа правопонимания – позитивистский и непозитивистский.[13. С.11]

Право в понимании позитивистов – законы, судебные решения, акты государственной  власти независимо от содержания. Позитивисты  отождествляют право и закон. Сторонники позитивизма предлагают формальные определения права, т.е. сущность явления раскрывается через  признаки формы, а содержание формы  не имеет значения для понятия  права. Позитивисты отрицают право  вне закона, отрицают естественное право. К позитивистскому типу правопонимания относятся легистское и социологическое  понятия права.

Непозитивистский тип  правопонимания различает право  и закон, объясняя приоритет права  перед законом, утверждая, что законы по своему содержанию могут быть и  неправовыми. Сторонники непозитивизма  предлагают содержательный подход к  определению права через содержание правовых явлений. В непозитивистском правопонимании различаются этическое  и либертарное понятие права.

 

2. ПОЗИТИВИСТСКОЕ ПРАВОПОНИМАНИЕ

 

2.1. Легистское понятие  права.

 

Название “легистское” происходит от латинского lex – iegis (закон). Нелишне заметить, что “право” – это латинское ius, происходящее, скорее всего, от санскритского iu, что значило “вязать”, “связывать”. Правом считают нормы законов и подзаконных нормативных актов независимо от их содержания. Создатели легистского позитивизма – в Англии – Д. Остин, в Германии – П. Лабанд, в России – Г. Ф. Шершеневич. Они утверждали, что только законодательные тексты, законы - доступные явления для науки и наука может изучать право только как явление доступное познанию. На этом основании легисты делают вывод, что право в научном понимании – это закон. Для понятия права не важны предписания норм, главное – нормы установлены или санкционированы государством. С позиции позитивистов право – это то, что приказывает государство, право продукт законодательной деятельности государства.[3. С.7]

Таким образом, в легистском позитивизме понятие права определяется через понятие государства, без  которого с позиции сторонников  подобного правопонимания не может  быть и права. Государство первично, право вторично. Закон и власть могут решить любые общественные проблемы и, более того, законодатель устанавливает общественные отношения, предписывая как все должно быть. Да, легисты признают, что реальные отношения существуют в обществе до и помимо закона, но они хаотичны и только применение к этим отношениям правового регулирования превращает их в правовые отношения, содержание которых может быть изменено законодателем.

Информация о работе Основные теории правопонимания