Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 18:29, курсовая работа
При рождении советского государства его лидеры провозгласили полный разрыв с прошлым, разрушение старой государственной машины и создание абсолютно нового государства, еще не виданного в истории человечества. Они были уверены в скорой осуществимости мировой пролетарской революции, в ее победоносном шествии прежде всего в Европе. По сути, речь шла о создании новой человеческой цивилизации, построенной, в конечном счете, на принципах всеобщего равенства, справедливости и ликвидации всякого угнетения. В реальности же, однако, практика все больше корректировала прежние теоретические представления, изменяя или отодвигая их осуществление на более далекую перспективу. Период с 25 октября 1917 года до декабря 1922 года был временем попыток реализовать на практике идею «государства-коммуны» в тяжелейших условиях внутренней экономической и политической разрухи, развала армии, хрупкого перемирия на фронте.
Введение
глава 1. Советская система органов государственной власти и управления……………………………………………………………..5
1.1. Съезды советов рабочих, крестьянских депутатов 1917-1922гг………5
1.2. Структура и полномочия системы местных и областных советов……12
1.3. Формирование Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета…………………………………………………………………..14
Глава 2. Партийные организации как центральное звено в системе государственного управления………………………………………...16
2.1. Съезды Российской Коммунистической партии (б): социальный состав и решения…………………………………………………………………………16
2.2. Органы Центрального комитета КПСС…………………………………21
2.3. Сравнительный анализ формирования партийной системы на современном этапе и в годы становления советской власти…………………26
Заключение………………………………………………………………………32
Список использованных источников информации……………………………..
Была принята резолюция о создании регулярной Красной Армии. Подчеркивалось, что она должна строиться на основе обязательной для всех трудящихся воинской повинности. Это решение способствовало успешному развитию Вооруженных Сил Советской Республики.
В последний день работы съезд уделил главное внимание обсуждению проекта первой Советской Конституции, подготовленного комиссией ВЦИК и окончательно отредактированного комиссией ЦК РКП(б), которой руководил В.И. Ленин. В Конституции были обобщены и зафиксированы исторические завоевания социалистической революции, крупные социально-экономические преобразования, которые были проведены в стране с октября 1917 года по июль 1918 года.
В основу Конституции была положена историческая «Декларация прав трудящихся и эксплуатируемого народа». Раздел «Общие положения Конституции» законодательно закрепил диктатуру пролетариата в форме Советской власти. Подчеркивалось, что диктатура пролетариата имела целью полное подавление буржуазии, уничтожение эксплуатации человека человеком и построение социализма. Советская форма диктатуры пролетариата являлась новым, высшим типом демократии – демократии для трудящихся, т.е. для подавляющего большинства народа. Закреплялось федеративное устройство республики.
В Конституции были записаны основные обязанности граждан. Все граждане республики обязаны трудиться. Другими важнейшими обязанностями граждан была охрана завоеваний Октябрьской революции, защита свободного социалистического Отечества.
Зафиксировав обязанности граждан, Конституция одновременно законодательно установила их важнейшие права. Всем трудящимся гарантировалась свобода слова, печати, собраний и организаций. Первая Советская Конституция РСФСР явилась образцом для конституции других советских республик.
В ноябре 1918 года состоялся VI съезд Советов. Он принял постановление о слиянии комбедов с Советами. Одновременно было решено провести выборы новых сельских и волостных Советов.
23 – 28 декабря 1921 года в Москве
состоялся IX Всероссийский съезд
Советов. На нем были подведены
первые итоги новой
IX Всероссийский съезд Советов одобрил внутреннюю и внешнюю политику Советского правительства. Признав первоочередной задачей подъем и дальнейшее развитие сельского хозяйства, IX съезд Советов принял решение о дальнейшем укреплении Красной Армии, совершенствовании ее боевой подготовки. Вместе с тем численность армии была значительно сокращена.
Установление советской власти на местах происходило как путем мирного перехода управленческих функций в руки Советов, так и в результате вооруженного подавления контрреволюции.
В губернских и уездных городах смена власти происходила более или менее безболезненно, поскольку центральные советские власти имели возможность направлять в них своих эмиссаров. К тому же партийные организации в крупных городах были, как правило, многочисленные и сильные. Это давало возможность сформировать новый органы власти и наладить их функционирование. Дойти же до уровня земского и городского самоуправления было сложнее из-за многочисленности этих органов. А именно они занимались на местах городским хозяйством, снабжением продовольствием, организацией здравоохранения и просвещения. Не имея возможности заменить аппарат городского и земского самоуправления, местные Советы пытались использовать его для решения безотлагательных вопросов местной жизни. Руководство этими органами осуществляли большевики и эсеры.
Центральные власти заботились о скорейшем распространении своего влияния на местах. С марта 1918 года работой по организации советской власти на местах руководил Наркомат внутренних дел. Наркомат стремился к тому, чтобы Советы на местах имели единообразную структуру. Он рекомендовал создать отделы управления, финансов, земельные, труда, путей сообщения, почты, телеграфа и телефона, народного просвещения, врачебно-санитарные и другие. В декабре 1917 года была опубликована Инструкция о правах и обязанностях Советов, где давались рекомендации по организации власти и управления на местах, по созданию аппаратов и Советов.
Власть на местах принадлежала областным, губернским, уездным и волостным съездам Советов, городским и сельским Советам. Депутаты городских Советов выбирались на фабриках и заводах или через профсоюзы, что обеспечивало избрание лучших представителей пролетариата, прежде всего коммунистов. Сельские Советы создавались путем избрания представителей от определенного числа дворов или избирателей. Первоначально в сельсоветах было представлено все крестьянство. Обращение Наркомата внутренних дел, предусмотревшее ограничение избирательных прав деревенской буржуазии отстранило кулачество от участия в работе сельского схода и сельсоветов.
Местные Советы имели право вводить местные налоги, облагать буржуазию чрезвычайными налогами и контрибуциями. При Советах создавались советы народного хозяйства, «как местные учреждения по организации и регулированию производства», которые становились в двойное подчинение Высшему Совету Народного Хозяйства (ВСНХ) и соответствующим Советам. Местным Советам предоставлялись широкие права по руководству вооруженными силами. На основании декрета СНК от 8 апреля 1918 года «Об учреждении военных комиссариатов» в распоряжение губернских военкоматов, которые в то время обычно существовали как отделы местных Советов, передавались «все вооруженные силы, военные учреждения, лазареты, госпитали, склады и запасы имущества, предназначенные для военных нужд губернии». Милиция также находилась в ведении и на содержании местных Советов.
Зачастую, не имея регулярной связи с центром, местные Советы были полновластными хозяевами на подведомственной территории. Их интересы не всегда соответствовали общегосударственным и иногда противоречили распоряжениям центральных властей.
Всероссийский Центральный исполнительный комитет (ВЦИК) Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов РСФСР – формально высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган РСФСР в 1917-1937 гг. между Всероссийскими съездами Советов. Впервые избран II Всероссийским съездом Советов 26 октября 1917 г. 15 ноября 1917 г. ВЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов объединился с исполкомом Всероссийского Совета крестьянских депутатов, созданного на I Всероссийском съезде крестьянских депутатов в мае 1917 г., и стал представлять все Советы республики. 18 января 1918 г. ВЦИК был избран III съездом Советов в составе 306 человек. По Конституции 1918 г. он не должен был превышать 200 человек. Постановлением VIII Всероссийского съезда Советов состав ВЦИК был увеличен до 300 человек.
ВЦИК мог решать самостоятельно все вопросы общегосударственного значения, в том числе:
1. утверждать, изменять и дополнять Конституцию РСФСР;
2. осуществлять общее руководство всей внутренней и внешней политикой РСФСР, устанавливать границы и компетенцию областных союзов, образованных по национальному признаку, разрешать споры между ними, принимать в состав РСФСР новых членов и оформлять выход ее отдельных частей, определять общее административное деление РСФСР и утверждать областные объединения губерний;
3. осуществлять законодательную деятельность, устанавливать основы общих планов народного хозяйства в целом и его отдельных отраслей, основы организации вооруженных сил Республики, утверждать бюджет РСФСР, принимать законы по вопросам судоустройства и судопроизводства, гражданского, уголовного и других отраслей законодательства;
4. устанавливать и изменять систему мер, весов и денег, общегосударственные налоги и повинности, объявлять амнистии;
5. назначать Совет Народных
Предоставленная Конституцией возможность ВЦИК решать вопросы наряду со Всероссийским съездом Советов на практике привела к тому, что действительной полнотой власти в РСФСР обладал ВЦИК. Действуя постоянно, до 1920 года, он самостоятельно решал все важнейшие вопросы внутренней и внешней политики. Собирающийся время от времени на непродолжительный срок Всероссийский съезд Советов не мог оказывать существенного влияния на деятельность ВЦИК и по существу превратился в некий бутафорный орган, призванный создавать видимость полновластия трудящихся в стране. Ни один из съездов не принял ни одного принципиального решения, которое бы противоречило решениям ВЦИК, проводимой им политике, а в конечном счете интересам большевиков.
Конституция не определяла ни организационной структуры ВЦИК, ни порядка его работы. Все эти вопросы он решал самостоятельно. Пленарные заседания проводились в расширенном составе, при наличии более половины членов ВЦИК, по мере необходимости, но не реже одного раза в две недели. Так, за период с ноября 1917 года по июль 1918 года состоялось около 50 пленарных заседаний.
Рабочими органами ВЦИК были его Президиум, отделы и комиссии. Первоначально Президиум создавался как коллегиальный орган из представителей партий, входящих во ВЦИК. Персональный состав Президиума утверждался на пленарном заседании. Затем, когда число партий имеющих своих представителей во ВЦИК значительно уменьшилось, Президиум формировался по норме: один член Президиума избирался от 25 членов.
Президиум ВЦИК осуществлял всю организационную работу по подготовке пленарных заседаний: вырабатывал повестку дня, доводил ее до сведения членов, назначал докладчиков и содокладчиков, предварительно рассматривал вопросы и запросы, поступавшие в ее адрес. Кроме того Президиум должен был организовывать проведение в жизнь принимаемых декретов и постановлений, осуществлять руководство работой отделов и комиссий.
Отделы ВЦИК в основном выполняли организационно-техническую работу и обеспечивали необходимыми материалами, осуществляли издание нормативных актов, иных печатных работ, готовили справки и др. Так, в июле 1918 года уже имелось пятнадцать отделов, в том числе финансовый, общая канцелярия, справочный, агитационный, автомобильный, литературно-издательский, печати.
Комиссии образовывались из членов ВЦИК для подготовки проектов нормативных актов, их окончательной доработки, решения некоторых иных задач.
ВЦИК первых четырех созывов был многопартийным. Так во ВЦИК четвертого созыва входили 141 большевик, 48 левых эсеров, 4 правых эсера, 4 эсера-максималиста, 3 анархиста и др. Однако постановлением ВЦИК от 14 июня 1918 года из его состава были исключены правые эсеры и меньшевики за активные выступления против решений и политики советской власти. Вскоре их судьбу разделили и левые эсеры, восставшие в Москве и других городах. С этого момента ВЦИК является по существу однопартийным. Влияние в нем большевиков становится очевидным и бесспорным.
Глава 2. Партийные организации как центральное звено в системе государственного управления.
2.1 Съезды партии РКП(б): их социальный состав и решения.
Съезд Коммунистической партии – формально высший орган партии, состоящий из определенного количества делегатов, избираемых местными организациями. На деле Съезды компартии играли разную роль в различные периоды ее истории. Они имели исключительное право принимать Программу и Устав партии, избирать ее Центральный Комитет (ЦК) и другие руководящие органы, определять стратегическую и тактическую линию на ближайшее время.
VII съезд. VII съезд собрался в Петрограде 6 марта 1918 года. Важнейшим вопросом на повестке дня съезда был вопрос о Брестском мире. С докладом по этому вопросу выступил В.И. Ленин. Он дал глубокий анализ развития социалистической революции и международного революционного движения, показал всю ошибочность и вредность позиции Троцкого и «левых коммунистов», которые своей фракционной деятельностью создали кризис в партии и поставили социалистическое Отечество на грань катастрофы. В.И. Ленин призвал партию максимально использовать мирную передышку для созидательной работы, создания вооруженных сил, налаживания революционного порядка и дисциплины. Ленинскую линию поддерживало большинство делегатов пролетарских центров страны.
В результате горячей дискуссии съезд осудил предательскую позицию «левых коммунистов» и троцкистов. 30 голосами против 12 при 4 воздержавшихся была принята ленинская резолюция о войне и мире.
В ходе борьбы вокруг Брестского мира получили дальнейшее развитие и конкретизацию ленинские принципы внешней политики. Основываясь на классовом подходе к внешней политике, В.И. Ленин подчеркивал, что ее нельзя понять без учета классовых отношений и классовой природы государства, что она находится в неразрывной связи с политикой внутренней. Глубокий анализ эпохи, начавшейся с Октября 1917 года, привел Ленина к выводу, что предстоящие гигантские классовые столкновения охватят весь земной шар и в конечном счете приведут к победе рабочего класса и его союзников, к установлению социального строя, отвечающего интересам трудящихся. Капитализм в ходе этой борьбы будет заменен коммунизмом. Переход от капитализма к коммунизму, указывал В.И. Ленин, «не может не быть периодом борьбы между умирающим капитализмом и рождающимся коммунизмом».
Информация о работе Становление государственности в Советской России