Становление культуры России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 14:35, реферат

Краткое описание

Особенности формирования российской культуры видятся в таких основных факторах: необходимость освоения огромного географического пространства, на котором соединялись и взаимодействовали многочисленные этнические группы и народности; утвержденные православия как особой ветви христианства, сосредоточенной на духовности, приверженности устоявшимся традициям; длительная временная изолированность развития от западноевропейских цивилизационных процессов и напряженная борьба за преодоление такой замкнутости; превалирование идеи приоритета государственными на личностными интересами, подчинение интересов личности интересам государства.

Оглавление

Введение
Языческая культура древних славян
Принятие христианства – переломный момент в истории Русской культуры
Культура Киевской Руси.
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

культурология.docx

— 39.18 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема:  Становление культуры России

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНЕ:

 

  1. Введение
  2. Языческая культура древних славян
  3. Принятие христианства – переломный момент в истории Русской культуры
  4. Культура Киевской Руси.
  5. Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение 

 

 

Отечественная культура на протяжении всех веков  ее формирования неразрывно связана  с историей России. Наше культурное наследие складывалось в процессе становления  и развития национального самосознания, постоянно обогащалось собственным  и мировым культурным опытом. Оно  дало миру вершины художественных достижений, вошло неотъемлемой частью в мировую культуру.

Особенности формирования российской культуры видятся  в таких основных факторах: необходимость освоения огромного географического пространства, на котором соединялись и взаимодействовали многочисленные этнические группы и народности; утвержденные православия как особой ветви христианства, сосредоточенной на духовности,  приверженности устоявшимся традициям; длительная временная изолированность развития от западноевропейских  цивилизационных процессов и напряженная борьба  за преодоление такой замкнутости; превалирование идеи приоритета государственными на личностными интересами, подчинение интересов личности интересам государства.

Чтобы наглядней  представить сказанное, рассмотрим основные этапы формирования отечественной культур от VI века, когда наша национальная культура, приобрела завершенные формы.

 

2. Языческая культура  древних славян 

 

На  ранних этапах развития природы страны накладывала огромный отпечаток  на весь ход ее истории. В О. Ключевский отметил равнинность, обилие речных путей на Восточо-Европейсккой равнине, которые облегчали грандиозные  процессы колонизации племен, предопределили особенности и развитие хозяйственной  деятельности народа. Но природа  не охраняла общество от чужеродных вторжений.

С V века до н. э. на северном побережье Черного моря греки основали колонии, привлекая местных жителей на свои рынки, подчиняя их своему культурному влиянию. Торговля сблизила греков и туземцев. Создавались смешанные поселения. В раскопках найдены предметы греческого искусства, сделанные греческими мастерами по заказу варваров, таким образом греческое искусство служило вкусом местных жителей – скифов – иранской ветви арийского племени. Затем вместо скифов в южной Руси оказываются сарматы, аланы – иранские кочевники. Наступает упадок греческих городов и одновременно некоторый подъем культуры скифов-пахарей. Но не какие катастрофы не уничтожили культурных достижений Преднепровья. Когда с ростом Римской державы изменилась карта мира и Римские города-крепости распространились по Приазовья, Приднепровье оказалось подготовленным к восприятию элементов римской культуры. Носителем культуры этого пеериода было ранее славянское наследие. С VI  века и на протяжении целого тысячелетия южные степи Руси были предметом спора пришлых племен с Востока.

Летопись  не помнит времени прихода славян из Азии в Европу. Она застает  их уже на Дунае, в Карпатах. Падение  Западной Римской империи, массовое движение славян через Дунай приводят к возникновению крупных славянских племен. Латинские и византийские писатели   VI – VIII веков говорят о двух ветвях славян – антах и славянах. Начался новый период в истории восточных славян. Он подводит к объяснению блестящей культуры, без перерыва ведущей в Киевское время.

Придя в  Поднепровье, славяне не нашли здесь  такой культуры и цивилизации, как  германские племена в Западной Римской  империи. Но с VI века памятники позволяют говорить о в собственной и достаточной степени определявшей культуре восточных славян. До образования Киевского государства они имели значительную историю,  заметные успехи в области материальной культуры: знали секреты обработки  металла, земледельческие орудия. У них были выработаны известные представления о земельном и загробном мире, сложились строго соблюдаемые ритуалы, и когда завершился процесс этногенеза, формирование древнерусской народности, эти культурные достижения прошлого не были забыты.

Древнерусская (российская)  культура не является чисто славянской. Древнерусская  народность складывалась в смешении нескольких субэтических компонентов. Она зарождалась как общность, образуемая из соседних трех хозяйственно технологических регионов – земледельческого, скотоводческого, промыслового. Тех типов образа жизни – оседлового, кочевого, бродячего; в смешение нескольких этических потоков – славянского, балтийского, финно-угорского с заметным влиянием германского, тюркского, северокавказского, в пересечении влияния нескольких религиозных потоков. Таким образом, на основной территории Древнерусского государства мы не можем говорить о численном пребывании славян в этногенезе. Единственный элемент древнерусской культуры, в котором славянское доминирование не вызывает сомнений, - это язык.

В VI – IX веках идет процесс интенсивного развития народов населявших, Восточно-европейскую равнину. Пашенное земледелие вытесняет подсечное, выделяется ремесло, завязываются тесные культурные связи с Византией, Востоком, Западной Европой. Усиленно развивается торговля, которая велась значительными капиталами (о чем свидетельствовали клады арабских монет, рассказы арабских писателей). В торговле с Востоком большое значение имели контакты с хазарами, которые открыли славянам безопасный путь в Азию, познакомили с религиями Востока.  Успешно развивалась торговля с Византией. К X веку сложились определенные формы и традиции торговых соглашений. Об этом свидетельствуют договоры подписанные князьями Олегом и Игорем с греками. Они были составлены на двух языках – русском и греческом. Это подтверждает то, что письменность у славян появилась задолго до принятия христианства, а также то, что появился первый свод законов «Русской правды» складывалось и законодательство. В договорах упоминалось о «Законе русском», по которому жили славяне. Под именем «руссов» славяне торговали с Западной Европой.

С древнейших племен рядом с земледелием и  скотоводством население Древней  Руси успешно занималось торговлей. При таком условии можно предположить раннее существование городов, уже в III – VIII веках. Летопись не приводит время их появления. Они были «изначала» - Новгород, Полоцк, Ростов, Смоленск, Киев все на речных торговых путях. Города являлись не только пунктами племенной обороны и культа. К XI века – они центры культурной, политической жизни, ремесленного производства.  С появлением частной собственности, богатых земледельцев, возникают грады, хоромы (замки). В скандинавских сагах IX века Древняя Русь называется «Гардариком» – страной городов. Формирующая культура Древней Руси была городской. Таким образом, до второй половины XI века, до образования государства, восточные славяне уже имели значительную историю, успели достигнуть заметных успехов в области материальной культуры, которая являлась основой общественной жизни.

Центральное место в культуре этого  периода занимала языческая религия. Язычество – это религиозная форма освоения человеком мира. Религиозные взгляды древних славян отражало мировоззрение наших предков. Они развивались, усложнялись, не отличаясь значительно от аналогичного развития религией других народов. Человек жил в мифологической картине мира. В  центре ее находилась природа, к которой приспосабливается коллектив. Можно выделить несколько этапов развития языческой культуры.

На первом этапе обожествлялись силы природы. Вся она населялась множеством духов, которых надо было умилостивить, чтобы они не вредил человеку, помогали в трудовой деятельности. Славяне поклонялись Матери – Земле, довольно развиты были водяные культуры. Они считали воду стихией, из которой образовался мир. Славяне населяли ее различными божествами – русалками, водяными, морянами, посвящали им праздники. Почитались леса и рощи, их считали жилищами богов. Почитались бог солнца – Даждьбог, бог ветра – Стрибог. Славяне думали, что их родословная происходит от богов. Автор «Слово о полку Игореве» называет русских народ «Даждьбоговыми внуками».

На втором этапе в русско-славянском язычестве развивается и держится дольше других видов верований культ предков. Почитали Рода – творца Вселенной и Рожениц – богинь плодородия. Славяне верили в потусторонний мир. Смерть воспринимали не как исчезновение, а как переход в подземный мир. Они сжигали трупы или предавали их земле. В первом случае предполагалось, что после смерти жить остается душа, в другом – допускалось, что они продолжают жить но в ином мире. Душа после сожжения сохраняла связь с материальным миром, принимая иной образ, вселяясь в новое тело. Славяне считали, что Предки продолжали и после смерти жить с ними, постоянно находясь рядом.

На третьем этапе развития языческой религии появляется «Бог богов», удаленный от мира. Это уже существо небесное, глава иерархии богов. В VI веке повелителем Вселенной признавали бога громовержца Перуна. В договорах X века с греками русские князья клялись двумя богами: дружинным – Перуном (в последствии княжеским богом), а купцы – Велесом – богом скота (в последствии богом богатства и торговли). У славян существовали довольно развитые формы языческой обрядности, т.е. организованной упорядоченной системы магических действий, практическая цель которых в том, чтобы воздействовать на окружающую природу, заставить ее служить человеку. Поклонение идолам сопровождалось языческим ритуалам, которые не уступали христианским по пышности, торжественности и воздействии на психику. Языческая обрядность включала и различные виды искусств. С помощью скульптуры, резьбы, чеканки создавались изображения, обладание которыми, думали славяне, довольно власть над силами природы, предохраняло от бед и опасностей (амулеты, обереги). Языческие символы проявлялись в славянском фольклоре (образы березы, сосны, рябины), в зодчестве – на кровлях жилищ вытесывались изображения птиц, конских голов.

Славяне строили многокупольные деревянные языческие храмы. Но их храм был скорее местом хранения предметов поклонения. Обряды же сопровождались произнесением  заговоров, заклинанием, пением, плясками, игрой на музыкальных инструментах, элементами театрализованных действий. Византийские историки упомянули о трех музыкантах, захваченных в VI веке в плен по пути в Хазарию, куда шли в качестве послов своего князя. Пленные славяне сообщили, что они не умеют владеть оружием, а только умеют играть на своих  инструментах. Это сообщение свидетельствует о привилегированном, почетном положении древних музыкантов. Выполнять дипломатические поручения могли люди, облеченные доверием. Такое совмещение функций было широко распространено в Западной Европе. В феодальной Руси этот обычай некоторое время еще будет сохранен.

В связи с  потребностью внутреннего определения  княжеский бог Перун становится богом общегосударственным. В славянском пантеоне были и боги не славянского происхождения. Финская богиня Мокош, бог солнца народов Востока – Хорос. В результате обычные межплеменные конфликты получили закрепление в религиозной сфере. В 980 году Владимир предпринял первую религиозную реформу, суть которой – славяне разнообразных богов в едином пантеоне. Но она потерпела неудачу. Очень рано к славянам проникли языческие религии соседних народов. Они были знакомы и с другими вероисповеданиями: индуизмом, католицизмом, православием. С ними Русь познакомилась, постоянно общаясь с Хазарами, народами Средней Азии, Византией Европой. Таким образом, геополитическое пространство Древней Руси находилась на стыке различных миров. Население Руси было под мощным влиянием разнонаправленных цивилизационных факторов, прежде всего христианского и мусульманского. Древняя Русь развивалась аналогичной Западной Европы и подошла одновременно с ней к рубежу образования раннефеодального государства. Призвание варягов стимулировало этот процесс. Киевское государство строилось на основе западного института  вассалитета, который включал понятие свободы. Главную и широкую основу для вхождения в европейское сообщество создавало принятие христианства. Крещение Руси стало переломным рубежом в истории и культуре. 

 

 

3. Принятие христианства – переломный  момент в истории русской культуры.

 

Несущим элементом любой культуры является религия. Это не просто вера в сверхъестественное, или система  идей, верований, представлений о  человеке, его месте в мире. Русь времен Владимира стала государством, переросла языческие верования, была окружена народами, имеющими свои письменность, развитие религии. Она хотела войти в этот мир. Принятие христианства от Византии было подготовлено всей предыдущей историей Руси.

Сведения о проведении христианства в Приднепровье восходят к I веку н.э. и в преданиях связаны с именем Андрея Первозвоного, Апостол якобы поставил крест на месте будущего Киева, предсказав что, тут возникнет «град велик». В источниках содержатся сведения о крещении княгини Ольги, о существовании в период ее властвования христианских храмов. Таким образом, проповедь христианства существовала издавна, хотя христианство еще не стало господствующей религией. Русь официально приняла христианство в 988 году, в акте знаменитого крещения на Днепре жителей Киева. Смена веры на Руси произошла без иностранного вмешательства. Это было ее внутренним делом. Она сама сделала свой выбор. Большинство ее соседей  приняло христианство из рук миссионеров и крестоносцев.

Выбор восточной ветви христианства – православия – был определен  рядом причин, внутренних и внешних. В этот период формулировалось необходимость  этнокультурного объединения всех земель. Язычество должно было уступить место новой религии, так как оно отражало демократический быт древнеславянского общества, исчезающей под натиском общегосударственного феодализма. Решающим фактором обращения к религиозно – идеологическому опыту Византии явились традиционные политические, экономические, культурные связи Киева и Константинополя. В системе Византийской государственности духовная власть занимала подчиненное положение, зависело от  императора. Это соответствовало политическим устремлением князя Владимира. Для него было важным, чтобы крещение и связанное с этим заимствование  византийской культуры не лишило Руси ее самостоятельности. Несмотря на то, что православную церковь возглавил византийский патриарх и император, Русь была вполне суверенным государством. На это и были направлены реформы Владимира, имевшие целью изменение культурных основ Киевской Руси. И еще один момент привлек его. Христианство по православному образцу не связанно богословие языковыми канонами. В католицизме богослужение проходило на латинском языке. Киев защищал национальное  богослужение, делая упор на возвеличивание славянского языка до уровня божественного. Византийская церковь разрешила отправление религиозного культа на национальном языке.

Информация о работе Становление культуры России