Становление государственности в Советской России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 18:29, курсовая работа

Краткое описание

При рождении советского государства его лидеры провозгласили полный разрыв с прошлым, разрушение старой государственной машины и создание абсолютно нового государства, еще не виданного в истории человечества. Они были уверены в скорой осуществимости мировой пролетарской революции, в ее победоносном шествии прежде всего в Европе. По сути, речь шла о создании новой человеческой цивилизации, построенной, в конечном счете, на принципах всеобщего равенства, справедливости и ликвидации всякого угнетения. В реальности же, однако, практика все больше корректировала прежние теоретические представления, изменяя или отодвигая их осуществление на более далекую перспективу. Период с 25 октября 1917 года до декабря 1922 года был временем попыток реализовать на практике идею «государства-коммуны» в тяжелейших условиях внутренней экономической и политической разрухи, развала армии, хрупкого перемирия на фронте.

Оглавление

Введение
глава 1. Советская система органов государственной власти и управления……………………………………………………………..5
1.1. Съезды советов рабочих, крестьянских депутатов 1917-1922гг………5
1.2. Структура и полномочия системы местных и областных советов……12
1.3. Формирование Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета…………………………………………………………………..14
Глава 2. Партийные организации как центральное звено в системе государственного управления………………………………………...16
2.1. Съезды Российской Коммунистической партии (б): социальный состав и решения…………………………………………………………………………16
2.2. Органы Центрального комитета КПСС…………………………………21
2.3. Сравнительный анализ формирования партийной системы на современном этапе и в годы становления советской власти…………………26
Заключение………………………………………………………………………32
Список использованных источников информации……………………………..

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ИГУ.doc

— 149.00 Кб (Скачать)

В настоящее время в Российской Федерации зарегистрировано множество партий, организаций, движений, фондов и других объединений. Однако переход от однопартийности к многопартийности идет крайне сложно и болезненно, не сформировались устойчивая партийно-политическая структура, четкое размежевание политических сил. Скорее, наоборот, процесс такого размежевания становится все более сложным и запутанным, возникают новые партии и политические течения, резко меняются очертания и облик ранее существовавших.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

История советского государственного управления берет начало со второго съезда Советов. Создание новой системы государственного управления начиналось с выработки и провозглашения определенных политических постулатов. В этом смысле первым «управленческим» документом новой нарождающейся власти следует признать обращение II съезда Советов «Рабочим, солдатам, крестьянам!», принятое на первом заседании съезда 25 октября 1917 года. Этот документ провозглашал установление советской власти, т.е. образование Советского государства.

Деятельность Советов на первом этапе их развития определялась основными задачами и функциями Советского государства в это время: подавление свергнутых эксплуататорских классов, хозяйственно-организационная и культурно-воспитательная работа, направленная на создание социалистических способов производства, охрана социалистической собственности и укрепление обороны страны. В первое время после Октябрьской революции Советы развернули борьбу против свергнутых эксплуататорских классов, подавляли контрреволюционный саботаж, организовывали защиту страны от внешних врагов, снабжение городов продовольствием и приступили к социалистической перестройке экономики, культуры, быта; деятельность советов охватывала все области жизни страны. Ликвидируя буржуазные органы власти и местного самоуправления (земства, думы), Советы создавали новый аппарат управления. Функции и задачи Советов определялись в декретах Советского правительства. Руководство Советами осуществлял Народный комиссариат внутренних дел (НКВД). Законодательство по вопросам строительства и деятельности Советов обобщило творчество рабочих и крестьян на местах.

Съезд сформировал верховные и центральные органы власти. Верховным органом был объявлен Всероссийский съезд Советов. Он мог решать любые вопросы государственной власти и управления. Съезд создавал Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК), который исполнял функции верховной власти между съездами Советов.

Центральным органом власти стало образование по решению II съезда Советов правительства – Совета народных комиссаров (Совнарком, СНК). Совнарком, налаживая управленческую систему, издавал декреты не только общего характера, но и по управлению конкретными участками работы или отраслями хозяйства. Отличительной чертой новых органов власти и управления было соединение законодательных и исполнительных функций. Силу закона имели не только постановления съезда Советов и ВЦИК, но и декреты Совнаркома и даже акты отдельных наркоматов.

Партийные организации являлись центральным звеном в системе государственного управления. С 25 октября 1917 года РКП(б) стала правящей партией. Естественно, изменилась роль партийных съездов. Если раньше главным содержанием их работы было обсуждение возможных путей взятия власти, то теперь важнейшей задачей стало ее удержание и поиски той политики, которая позволила бы это сделать. В годы гражданской войны съезды проходили в атмосфере острых дискуссий. Хотя в стране складывались однопартийная система и диктатура коммунистической партии, в самой РКП(б) еще сохранялись традиции свободного и открытого обсуждения дискуссионных проблем. Результатом являлось возникновение на съездах фракций и группировок: «левых коммунистов», «военной оппозиции», группы «демократического централизма», «рабочей оппозиции», «платформы десяти» и др.

Качественно новым шагом стало принятие на X съезде РКП(б) резолюции «О единстве партии». Она запрещала образование группировок и каких-либо фракционных выступлений. По сути, любых выступавших против руководства партии можно было обвинить во фракционности и групповщине. Начиная с XI съезда РКП(б), все большую и решающую роль в подборе делегатов стал играть партийный аппарат.

Центральный комитет (ЦК) являлся высшим органом коммунистической партии в промежутках между съездами партии. ЦК состоял из двух частей: членов и кандидатов в члены ЦК. Его Пленумы (собрания в полном составе) проходили не менее двух раз в месяц. Фактическое же руководство партией было сосредоточено в руках исполнительных органов ЦК – Оргбюро (которое ведало подбором и расстановкой кадров)  , Секретариата (с помощью которого планомерно формировался партийный аппарат), Политбюро (которое являлось высшим исполнительным органом ЦК) и генсека ЦК (формально высшего руководителя аппарата коммунистической партии).

РКП(б) постоянно укрепляла и расширяла свои ряды, совершенствовала свой партийный аппарат. Одной из главных задач являлось устранение несоответствия организационной структуры партии и Советов. Советы были организованы применительно к административно-территориальному делению страны. Партийные же организации были преимущественно на промышленных предприятиях. И необходимо было создать губернские, уездные и волостные партийные комитеты. В основном создание такого аппарата было осуществлено во второй половине 1918 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                    Список используемых источников  информации 

 

1. Антонова Л.И. О Всероссийских съездах Советов 1917-1922 гг., 1997 г.

2. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма, 1990 г.

3. Боффа Д. История Советского Союза, 1994 г.

4.  Булдаков В.П, Кабанов В.В. Военный коммунизм: идеология и общественное развитие, 1991 г.

5. Верт Н. История Советского государства, 1998 г.

6. Городецкий В.Н. Рождение Советского государства, 1999 г.

7. Зевелев А.И,. Свириденко Ю.П. Политические партии России: история и современность, 2001 г.

8. Игнатьев В.Г. История государственного управления в России, 2005 г.

9. Исаев И.А. История России, 1999 г.

10. История Коммунистической партии Советского Союза. Том 3, 1968 г.

11. Коган Л.А. Военный коммунизм: утопия или реальность// Вопросы истории, 1998, №2

12. Краснов Ю.К. История России, 1997 г.

13. . Мунчаев Ш.М, Устинов В.М. Политическая история России, 1999 г.

14. Орлов А.С. История России, 1997 г.

15. Пихоя Р.Г. История государственного управления в России, 2002 г.

16. Сераев С.А. История СССР, 1988 г.

17. Советская историческая энциклопедия. Том 13.

18. Соколов А.К. Курс советской истории 1917 – 1940 гг., 1999 г.

19. Сырых В.М. История государства и права России. Советский и современный периоды, 2000 г.

20. Тургаев А.С. Высшие органы государственной власти и управления России IX – XX вв., справочник, 2000 г.

21. Фадеев М. История СССР, 1990 г.

22. . Чибиряев С.А. История государства и права России, 2001 г.

 

 

 


Информация о работе Становление государственности в Советской России