Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 14:43, курсовая работа
В современных условиях для эффективного функционирования российской экономики необходимо уделять большое значение проблемам конкуренции, поскольку в рыночной системе она играет центральную роль. Рыночная конкуренция есть система отношений между экономически самостоятельными производителями товаров и услуг. В экономической литературе существуют разные подходы к исследованию конкуренции, раскрытию основных составляющих процесса становления и развитию конкурентной среды в период перехода к смешанной экономике.
Введение ……..………………………………………………………..………….3
Глава 1 Конкуренция как экономическая категория ………………………….4
1.1. Понятие конкуренции в различных экономических школах...……4
1.2. Конкурентная среда как условие функционирования рынка ….....10
Глава 2 Особенности становления конкуренции в переходной экономике России ………………………………………………………………………..….19
2.1. Этапы формирования конкурентной среды в переходной экономике………………………………………………………………..19
2.2. Специфика конкуренции в экономике России …………………...24
2.3. Особенность антимонопольного регулирования ……………...…28
Заключение ………………………………………………………………….….37
Список литературы ………………….. ……………………………………...….38
Введение ……..………………………………………………………..………
Глава 1 Конкуренция как экономическая категория ………………………….4
1.1. Понятие конкуренции в различных экономических школах...……4
1.2. Конкурентная среда как условие функционирования рынка ….....10
Глава 2 Особенности становления конкуренции
в переходной экономике России ………………………………………………………………………..…
2.1. Этапы формирования
конкурентной среды в
2.2. Специфика конкуренции в экономике России …………………...24
2.3. Особенность антимонопольного регулирования ……………...…28
Заключение ………………………………………………………………….….37
Список литературы ………………….. ……………………………………...….38
Введение
Конкуренция и рынок – важные элементы экономической системы. Конкуренция имеет большой экономический смысл, позволяющий оценивать прорывные технологии и автоматически стимулировать научно-технический прогресс (НТП).
В современных
условиях для эффективного
Целью курсовой
работы является изучение
Задачи курсовой работы:
- сравнить понятия конкуренции в различных экономических школах
- изучить преимущества и недостатки конкуренции в России
- рассмотреть основные методы государственного регулирования конкурентной среды
Глава 1 Конкуренция как экономическая категория
1.1. Понятие
конкуренции в различных
Термин «конкуренция» вошел в экономическую теорию из разговорного языка от латинского слова «concurrentia», означающего «столкновение», «состязание». В экономике конкуренция определяется следующим образом.
«Конкуренция — ситуация, когда существует несколько альтернативных направлений использования редкого блага, в котором заинтересованы различные группы людей, борющихся между собой за право распоряжаться этим благом».[3]
В научном периоде становления конкуренции существуют различные подходы к определению и понятию конкуренции.
Яркими представителями классического направления являются Адам Смит и Давид Риккардо. В своем труде «Исследования о природе и причинах богатства народов» Адам Смит затрагивает вопрос конкуренции. Критикуя меркантилизм, Смит выступает сторонником свободной торговли, видя в ней единственный источник богатства.
Адам Смит был убежден, что именно свободная торговля способна привести к согласованию личных интересов участников товарно-денежных отношений, тем самым достигая оптимума в производственно-хозяйственных отношениях. Адам Смит утверждал, что в основе любой экономической деятельности субъекта хозяйствования лежит личный интерес. «Стремясь только к собственному богатству, люди направляются «невидимой рукой» к более высоким целям общества».
Таким образом,
конкуренция является
Анализируя положения об устройстве механизма саморегулирования рынка, можно сказать, что Адам Смит заложил основы анализа конкуренции как социально-экономического явления общества, суть которого заключается в том, что масса людей, стремящихся к удовлетворению личных интересов, удовлетворяют интересы общества. А также А. Смит заложил основы процессуального аспекта анализа конкуренции, где конкуренция – процесс по достижению богатства или удовлетворению личного интереса.
Также в своих рассуждениях Адам Смит развивает поведенческий подход к анализу конкуренции. Он объясняет процесс конкуренции через механизм взаимодействия спроса и предложения, где каждая из сторон, по мнению Смита, удовлетворяет свой собственный интерес и получает при этом посредством обмена «выигрыш. Таким образом, можно утверждать, что А. Смит видел в качестве движущей силы конкуренции личный интерес «выигрыша» индивидуума на рынке.
Более того, исследуя причину и природу богатства народов и видя ее в общественном разделении труда, А. Смит делает вывод о том, что в его основе (в общественном разделении труда) лежит стремление индивидуума удовлетворить свой частный интерес к богатству. Таким образом, А. Смит находит диалектическую, опосредованную связь между конкуренцией в рамках поведенческого подхода (поведение индивидуума, выражающееся в стремлении удовлетворения личных эгоистических интересов) и общественным разделением труда.
Давид Рикардо
развивает учение Адама Смита
в отношении конкуренции, а
именно развивает
Таким образом, Адам
Смит и Давид Рикардо,
Как и его предшественники, К. Маркс воспринимает конкуренцию как данность рыночной экономики, т.е. как среду или силу, в которой возникают и действуют рыночные законы и социально-экономические явления. «Существует «общественный процесс», который как-то устанавливает обменные пропорции на рынке».
В рамках
классического направления
К неоклассическому направлению относят ведения понятия «совершенная конкуренция». Это связано с применением статического подхода к анализу рынка. Предполагается, что понятие «совершенная конкуренция» включает в себя понятие «свободная конкуренция», т.е. рынок освобожден от государственного вмешательства. В действительности по своему типу и природе проявления это совершенно разные понятия. Тем не менее, оба этих понятия ограничивают представление о конкуренции как таковой. Введение этих ограничений вызвано необходимостью теоретизации рыночных процессов и явлений. Ученые экономисты-неоклассики допускали существование других типов рынка с различными условиями конкуренции, но для простоты теоретических обобщений была выбрана наиболее удобная модель, что, безусловно, ограничивало познание конкуренции как процесса и как явления. К неоклассическому направлению относится начало формирования качественного подхода к анализу конкурентоспособности.
Следующим
этапом развития представлений
о конкуренции выступает
Таким образом, можно сказать, что Кейнс, как и неоклассики, положил в основу формирования рыночного равновесия «конкуренцию». Но в отличие от неоклассиков, Кейнс говорит, что рыночное равновесие, не всегда достигается с помощью конкуренции автоматически. В некоторых случаях, по убеждению Кейнса, необходимо государственное регулирование рыночного механизма.
Монетарное
направление развития
Научными
результатами монетарного
Под конкуренцией в рамках монетарного направления развития экономической мысли следует понимать сложное социально-экономическое и общественное явление обмена благами между хозяйствующими субъектами, возникающее в результате денежного обращения и обуславливающееся причинно-следственными связями в экономике.
Альтернативные
по своей сути (концептуальным
положениям) экономические течения:
кейнсианство и монетаризм, по-разному
соотносят между собой в
Таким образом, существует множество исторически сложившихся определений данного понятия.
По определению классической школы, конкуренция есть соревнование ради прибыли, борьба за экономическое выживание. По Марксу, конкуренция - борьба между предпринимателями за наиболее выгодные условия вложения капитала. Его заслугой является то, что он впервые рассмотрел конкуренцию с позиций теории стоимости, а так же понимание того, что конкуренция затрагивает не только определенные сегменты рынка, но и целые отрасли. К. Маркс выделял внутриотраслевую и межотраслевую конкуренцию. И.Шумпетер считал, что конкуренция - это соперничество старого с новым, где рано или поздно новое берёт верх. Функциональный подход к определению конкуренции связан, в частности, с именем этого австрийского экономиста. Даются и такие содержательные определения конкуренции, как отношения между хозяйствующими субъектами по поводу сравнения экономических результатов их деятельности; практически принудительная форма реализации объективно действующих законов рыночной экономики.
Таким образом, становится очевидным, что общее определение конкуренции выделить невозможно из-за многозначности самого явления. Можно понимать конкуренцию, и как борьбу экономических субъектов, и как критерий, определяющий модель рынка, и как способ хозяйствования. Кроме того, конкуренция – это регулятор производства и средство достижения равновесия на рынке. Классической экономической теории был характерен поведенческий подход. Наряду с поведенческой трактовкой начиная с конца ХIХ века в экономическую теорию стала проникать другая, структурная концепция конкуренции, вышедшая впоследствии на первое место. Среди ее авторов были Ф. Эджуорт, А. Курно, Дж. Робинсон, Э. Чемберлин. Позиции этих ученых в современной западной экономической науке столь сильны, что сам термин “конкуренция” чаще всего используется именно в структурном понимании. Рынок называется конкурентным, когда число фирм, продающих однородный продукт, настолько велико и доля конкретной фирмы на рынке настолько мала, что никакая фирма одна и самостоятельно не может существенно повлиять на цену товара путем изменения объема продаж. В работах, написанных в рамках поведенческой трактовки конкуренции, рассматриваются методы конкурентной борьбы, принципы выбора стратегии поведения фирмы на рынке и т.д.; в трудах, написанных в рамках структурного подхода, главной является проблема степени монополизации (или, напротив, открытости) рынка; функциональную интерпретацию делает акцент на роль конкуренции в экономике.