Становление конкуренции в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 14:43, курсовая работа

Краткое описание

В современных условиях для эффективного функционирования российской экономики необходимо уделять большое значение проблемам конкуренции, поскольку в рыночной системе она играет центральную роль. Рыночная конкуренция есть система отношений между экономически самостоятельными производителями товаров и услуг. В экономической литературе существуют разные подходы к исследованию конкуренции, раскрытию основных составляющих процесса становления и развитию конкурентной среды в период перехода к смешанной экономике.

Оглавление

Введение ……..………………………………………………………..………….3
Глава 1 Конкуренция как экономическая категория ………………………….4
1.1. Понятие конкуренции в различных экономических школах...……4
1.2. Конкурентная среда как условие функционирования рынка ….....10
Глава 2 Особенности становления конкуренции в переходной экономике России ………………………………………………………………………..….19
2.1. Этапы формирования конкурентной среды в переходной экономике………………………………………………………………..19
2.2. Специфика конкуренции в экономике России …………………...24
2.3. Особенность антимонопольного регулирования ……………...…28
Заключение ………………………………………………………………….….37
Список литературы ………………….. ……………………………………...….38

Файлы: 1 файл

курсовик эк теория.doc

— 195.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение  ……..………………………………………………………..………….3

Глава 1  Конкуренция как экономическая категория ………………………….4

           1.1.  Понятие конкуренции в различных экономических школах...……4

           1.2. Конкурентная среда как условие функционирования рынка ….....10

Глава 2 Особенности становления конкуренции в переходной экономике России ………………………………………………………………………..….19

2.1. Этапы формирования  конкурентной среды в переходной  экономике………………………………………………………………..19

            2.2. Специфика конкуренции в экономике России …………………...24

            2.3. Особенность антимонопольного регулирования ……………...…28

Заключение  ………………………………………………………………….….37

Список литературы ………………….. ……………………………………...….38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     Конкуренция и рынок – важные элементы экономической системы. Конкуренция имеет большой экономический смысл, позволяющий оценивать прорывные технологии и автоматически стимулировать научно-технический прогресс (НТП).

     В современных  условиях для эффективного функционирования  российской экономики необходимо уделять большое значение проблемам конкуренции, поскольку в рыночной системе она играет центральную роль. Рыночная конкуренция есть система отношений между экономически самостоятельными производителями товаров и услуг. В экономической литературе существуют разные подходы к исследованию конкуренции, раскрытию основных составляющих процесса становления и развитию конкурентной среды в период перехода к смешанной экономике.

   Целью курсовой  работы является изучение особенностей  становления конкурентной среды в условиях переходной экономики России.

     Задачи  курсовой работы:

- сравнить понятия конкуренции в различных экономических школах

- изучить преимущества  и недостатки конкуренции в России

- рассмотреть основные методы государственного регулирования конкурентной среды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1  Конкуренция  как экономическая категория

1.1.  Понятие  конкуренции в различных экономических  школах

     Термин «конкуренция» вошел в экономическую теорию из разговорного языка от латинского слова «concurrentia», означающего «столкновение», «состязание».  В экономике конкуренция определяется следующим образом.

«Конкуренция — ситуация, когда  существует несколько альтернативных направлений использования редкого блага, в котором заинтересованы различные группы людей, борющихся между собой за право распоряжаться этим благом».[3]

     В научном периоде становления конкуренции существуют различные подходы к определению и понятию конкуренции.

    Яркими представителями классического направления являются Адам Смит и Давид Риккардо. В своем труде «Исследования о природе и причинах богатства народов» Адам Смит затрагивает вопрос конкуренции. Критикуя меркантилизм, Смит выступает сторонником свободной торговли, видя в ней единственный источник богатства.

    Адам Смит был убежден, что именно свободная торговля способна привести к согласованию личных интересов участников товарно-денежных отношений, тем самым достигая оптимума в производственно-хозяйственных отношениях. Адам Смит утверждал, что в основе любой экономической деятельности субъекта хозяйствования лежит личный интерес. «Стремясь только к собственному богатству, люди направляются «невидимой рукой» к более высоким целям общества».

     Таким образом,  конкуренция является естественной  природой любого рынка, т.к. в основе его саморегулирующего механизма заложен мощный стимул личного (эгоистического, как развивает мысль Д. Рикардо) интереса, выступающий в роли самоорганизующего элемента конкурентной среды в рыночной модели экономики.

     Анализируя положения об устройстве механизма саморегулирования рынка, можно сказать, что Адам Смит заложил основы анализа конкуренции как социально-экономического явления общества, суть которого заключается в том, что масса людей, стремящихся к удовлетворению личных интересов, удовлетворяют интересы общества. А также А. Смит заложил основы процессуального аспекта анализа конкуренции, где конкуренция – процесс по достижению богатства или удовлетворению личного интереса.

     Также в своих рассуждениях Адам Смит развивает поведенческий подход к анализу конкуренции. Он объясняет процесс конкуренции через механизм взаимодействия спроса и предложения, где каждая из сторон, по мнению Смита, удовлетворяет свой собственный интерес и получает при этом посредством обмена «выигрыш. Таким образом, можно утверждать, что А. Смит видел в качестве движущей силы конкуренции личный интерес «выигрыша» индивидуума на рынке.

     Более того, исследуя причину и природу богатства народов и видя ее в общественном разделении труда, А. Смит делает вывод о том, что в его основе (в общественном разделении труда) лежит стремление индивидуума удовлетворить свой частный интерес к богатству. Таким образом, А. Смит находит диалектическую, опосредованную связь между конкуренцией в рамках поведенческого подхода (поведение индивидуума, выражающееся в стремлении удовлетворения личных эгоистических интересов) и общественным разделением труда.

     Давид Рикардо  развивает учение Адама Смита  в отношении конкуренции, а  именно развивает процессуальный  подход к анализу конкуренции. Д. Рикардо становится основателем теории сравнительных преимуществ, при этом сам Рикардо относит теорию абсолютных преимуществ А. Смита к частному случаю теории сравнительных преимуществ. В своей теории Рикардо утверждает, что не всегда, обладая абсолютным преимуществом в издержках производства, выгодно производить и продавать. Своей теорией Рикардо закрепляет положение А. Смита о том, что посредством обмена обе стороны получают выгоду.

     Таким образом, Адам  Смит и Давид Рикардо, представители классического направления экономической науки, рассматривая конкуренцию как процесс и как социально-экономическое явление общества, закрепляют положения о многоаспектности понятия «конкуренция». Исходя из рассуждений А. Смита и Д. Рикардо об абсолютных и сравнительных преимуществах в ведении хозяйственной деятельности, о механизме взаимодействия хозяйствующих субъектов и причинах их поведения, можно утверждать, что изначально вопросы конкуренции имеют две стороны рассмотрения – процессуальную и содержательную. В рамках современного понятийно-категориального аппарата процессуальный аспект конкуренции раскрывается понятием конкурентного преимущества, а содержательный аспект – понятием конкурентоспособности.[15]

     Как и  его предшественники, К. Маркс  воспринимает конкуренцию как данность рыночной экономики, т.е. как среду или силу, в которой возникают и действуют рыночные законы и социально-экономические явления. «Существует «общественный процесс», который как-то устанавливает обменные пропорции на рынке».

     В рамках  классического направления экономической  мысли выделяются следующие подходы  к рассмотрению конкуренции. Процессуальный подход, где конкуренция определяется как борьба за ограниченные ресурсы (теории абсолютных и сравнительных преимуществ). Поведенческий подход, где конкуренция определяется как стремление индивидуума к «богатству», «наживе», к удовлетворению своих интересов и потребностей (мотивационный аспект, модели поведения, теория «экономического человека»). Функциональный подход, где конкуренция определяется как функционал или средство хозяйствующих субъектов. Гносеологический подход, где конкуренция определяется как социально-экономическое и общественное явление, выражаемое в ценностях общества, в ведении хозяйственной деятельности, в отношениях и взаимосвязях, например конкуренции и разделения труда по А. Смиту. Методологический подход, где конкуренция определяется как способ или метод (средство) отношений и процессов обмена, и которая положена в основу взаимодействия хозяйствующих субъектов. Физиологический подход, где конкуренция определяется как естественная природа социально-экономических отношений в обществе (прежде всего в хозяйствующем обществе). Формационный подход, где конкуренция определяется как среда функционирования хозяйствующих субъектов (теория рынка и рыночных отношений). Факторный подход, где конкуренция определяется как движущая сила (первопричина), оказывающая влияние и выступающая причиной многих социально-экономических явлений общества.

      К неоклассическому направлению относят ведения понятия «совершенная конкуренция». Это связано с применением статического подхода к анализу рынка. Предполагается, что понятие «совершенная конкуренция» включает в себя понятие «свободная конкуренция», т.е. рынок освобожден от государственного вмешательства. В действительности по своему типу и природе проявления это совершенно разные понятия. Тем не менее, оба этих понятия ограничивают представление о конкуренции как таковой. Введение этих ограничений вызвано необходимостью теоретизации рыночных процессов и явлений. Ученые экономисты-неоклассики допускали существование других типов рынка с различными условиями конкуренции, но для простоты теоретических обобщений была выбрана наиболее удобная модель, что, безусловно, ограничивало познание конкуренции как процесса и как явления. К неоклассическому направлению относится начало формирования качественного подхода к анализу конкурентоспособности.

     Следующим  этапом развития представлений  о конкуренции выступает кейнсианство. В основу своих идей Кейнс положил три единства рынков: рынка труда, товаров и денег, предлагая их рассматривать во взаимосвязи. Кейнс отмечает, что в условиях совершенной и несовершенной конкуренции «сбережения делаются одной группой населения, а инвестиции другой…, причем неоклассики отождествляли сбережение и инвестиции (т.е. то, что сберегается, то, что инвестируется)». Кейнс отметил, что это равенство выполняется не всегда и не обязательно, причем в случае несовпадения, как утверждает Кейнс, отмечается нарушение рыночного равновесия. Выводы, которые следуют из теории Кейнса, по восстановлению рыночного равновесия состоят в том, что государству необходимо осуществлять систему регулирующих мероприятий в области экономики. Причем Кейнс был сторонником государственного вмешательства в экономику, но не непосредственно в производство через государственную собственность, а через формирование спроса, посредством денежно-кредитной и бюджетной политики.[16]

     Таким образом, можно сказать, что Кейнс, как и неоклассики, положил в основу формирования рыночного равновесия «конкуренцию». Но в отличие от неоклассиков, Кейнс говорит, что рыночное равновесие, не всегда достигается с помощью конкуренции автоматически. В некоторых случаях, по убеждению Кейнса, необходимо государственное регулирование рыночного механизма.

     Монетарное  направление развития экономической  науки. Ее представителями стали  М. Фридмен, А. Шварц, К. Бруннер,  А. Мелцер, Д. Лейдлер, Р. Селден, Ф.Кейган. Конкуренцию, по Фридмену, можно определить как совокупность социально-экономических и общественных связей между хозяйствующими субъектами, возникающие в результате денежного обращения. Конкуренция представляет собой среду, а не механизм.

     Научными  результатами монетарного направления  экономической мысли становится описание множества причинно-следственных связей экономических систем, проявляющих себя в конкурентной среде. А также представителями данного направления описываются явления конкурентной среды – безработица, инфляция, стагнация и др.

     Под конкуренцией в рамках монетарного направления развития экономической мысли следует понимать сложное социально-экономическое и общественное явление обмена благами между хозяйствующими субъектами, возникающее в результате денежного обращения и обуславливающееся причинно-следственными связями в экономике.

     Альтернативные  по своей сути (концептуальным  положениям) экономические течения:  кейнсианство и монетаризм, по-разному  соотносят между собой в гносеологическом  контексте понятия «рынок» и  «конкуренция». Кейнсианство рассматривает конкуренцию как предмет исследования, а рынок как объект исследования. Отсюда, результатом научных исследований Кейнса становится классификация видов конкуренции, т.е. указание разновидности среды явлений обмена (рынка). Монетаризм рассматривает конкуренцию как объект исследования, а рынок как предмет исследований. Отсюда, результатом исследований становится оформление конкуренции, ее материализация в денежных отношениях, в описании безработицы и инфляции, т.е. в описании и выделении составляющих конкуренции как среды процессов обмена (рынка).

     Таким образом, существует множество исторически сложившихся определений данного понятия.

     По определению классической школы, конкуренция есть соревнование ради прибыли, борьба за экономическое выживание. По Марксу, конкуренция - борьба между предпринимателями за наиболее выгодные условия вложения капитала. Его заслугой является то, что он впервые рассмотрел конкуренцию с позиций теории стоимости, а так же понимание того, что конкуренция затрагивает не только определенные сегменты рынка, но и целые отрасли. К. Маркс выделял внутриотраслевую и межотраслевую конкуренцию. И.Шумпетер считал, что конкуренция - это соперничество старого с новым, где рано или поздно новое берёт верх. Функциональный подход к определению конкуренции связан, в частности, с именем этого австрийского экономиста. Даются и такие содержательные определения конкуренции, как отношения между хозяйствующими субъектами по поводу сравнения экономических результатов их деятельности; практически принудительная форма реализации объективно действующих законов рыночной экономики.

     Таким образом, становится очевидным, что общее определение конкуренции выделить невозможно из-за многозначности самого явления. Можно понимать конкуренцию, и как борьбу экономических субъектов, и как критерий, определяющий модель рынка, и как способ хозяйствования. Кроме того, конкуренция – это регулятор производства и средство достижения равновесия на рынке. Классической экономической теории был характерен поведенческий подход. Наряду с поведенческой трактовкой начиная с конца ХIХ века в экономическую теорию стала проникать другая, структурная концепция конкуренции, вышедшая впоследствии на первое место. Среди ее авторов были Ф. Эджуорт, А. Курно, Дж. Робинсон, Э. Чемберлин. Позиции этих ученых в современной западной экономической науке столь сильны, что сам термин “конкуренция” чаще всего используется именно в структурном понимании. Рынок называется конкурентным, когда число фирм, продающих однородный продукт, настолько велико и доля конкретной фирмы на рынке настолько мала, что никакая фирма одна и самостоятельно не может существенно повлиять на цену товара путем изменения объема продаж. В работах, написанных в рамках поведенческой трактовки конкуренции, рассматриваются методы конкурентной борьбы, принципы выбора стратегии поведения фирмы на рынке и т.д.; в трудах, написанных в рамках структурного подхода, главной является проблема степени монополизации (или, напротив, открытости) рынка; функциональную интерпретацию делает акцент на роль конкуренции в экономике.

Информация о работе Становление конкуренции в России