Становление конкуренции в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 14:43, курсовая работа

Краткое описание

В современных условиях для эффективного функционирования российской экономики необходимо уделять большое значение проблемам конкуренции, поскольку в рыночной системе она играет центральную роль. Рыночная конкуренция есть система отношений между экономически самостоятельными производителями товаров и услуг. В экономической литературе существуют разные подходы к исследованию конкуренции, раскрытию основных составляющих процесса становления и развитию конкурентной среды в период перехода к смешанной экономике.

Оглавление

Введение ……..………………………………………………………..………….3
Глава 1 Конкуренция как экономическая категория ………………………….4
1.1. Понятие конкуренции в различных экономических школах...……4
1.2. Конкурентная среда как условие функционирования рынка ….....10
Глава 2 Особенности становления конкуренции в переходной экономике России ………………………………………………………………………..….19
2.1. Этапы формирования конкурентной среды в переходной экономике………………………………………………………………..19
2.2. Специфика конкуренции в экономике России …………………...24
2.3. Особенность антимонопольного регулирования ……………...…28
Заключение ………………………………………………………………….….37
Список литературы ………………….. ……………………………………...….38

Файлы: 1 файл

курсовик эк теория.doc

— 195.00 Кб (Скачать)

     Таким образом, равно как совершенная, так и несовершенная конкуренции имеют своих сторонников и противников, и играют существенную роль в различных отраслях современной экономики. Полноценная конкурентная среда создает предпосылки для рационального размещения ресурсов, оптимального их использования, свободного движения факторов производства  (включая перелив капитала), для развития деловой активности. Наличие такой среды характерно для рыночной экономики - особой фазы в развитии общественного производства. Известно, что не всякое товарное производство и рынок рождают рыночную экономику. Но последняя всегда базируется на высоком уровне развития товарного производства и товарно-денежного обращения.  Формированию конкурентной среды предшествуют становление рыночной конкуренции как таковой и столкновение частных экономических интересов, обусловленных собственностью на факторы производства, продукт и доход. Чем больше носителей и самих экономических интересов, тем вероятнее возможность возникновения полноценной конкуренции как системы отношений между экономически самостоятельными хозяйствующими субъектами, определяющими новые способы реализации своих экономических интересов.

 

 

 

 

 

Глава 2 Особенности  становления конкуренции в переходной экономике России

2.1. Этапы формирования  конкурентной среды в переходной  экономике

     В условиях переходного периода формирование конкурентной среды подвержено сложному взаимодействию экономических, социальных и политических факторов, действующих подчас в прямо противоположных направлениях на федеральном и региональном уровнях.

     В России не возникало взаимодействия и разграничения функций между рыночными структурами и государством, которые постоянно конфликтуют друг с другом, усугубляя кризисное состояние экономики. В результате сложившиеся в переходной экономике России формы собственности заметно отличаются от преобладающих в зрелой рыночной экономике. На многих приватизированных предприятиях так и не появился эффективный собственник.

     Значительное влияние на экономические процессы оказывают сложившиеся в предыдущую эпоху монополистические структуры, что затрудняет формирование конкурентной среды; нередко практикуются и криминальные формы конкурентной борьбы.

    Формирование режима конкуренции на российском рынке должно сопровождаться решением еще двух проблем:

1) борьбой с теневой экономикой;

2) снятием бюрократических барьеров для организации и расширения бизнеса.[8]

     Россия  еще в начале 90-х годов взяла  курс на создание конкурентной  среды и построение рыночной  экономики.

     Первые шаги реформ осуществлялись на фоне крайней монополизации советской экономики, которая практически не оставляла места для конкуренции. Более 1500 групп товаров производилось только на одном предприятии. В результате общество сформировало технологический монополизм, основанный на функционировании уникальных предприятий.  Изначальный производственный монополизм при старте движения к рынку укреплял свои позиции за счет: несбалансированности спроса и предложения, которая усиливала монопольную власть производителя; активизации регионального сепаратизма, сужающего объемы рынка и усиливающего позиции местных монополий.  Со временем к наследственному монополизму присоединяется монополизм рыночного типа, который вызван конкуренцией производителя. Он сегодня становится реальной силой, представленной различного рода картельными соглашениями и образованием финансово-промышленных групп.

     Сокращение давления административных производственных монополий. Либерализация экономики в России, начавшаяся в 1992 г., была проведена, как известно, без существенной предварительной трансформации монопольных структур. Поэтому поведение большинства производителей-монополистов в ходе либерализации цен было характерным для такого рода структур: они взвинтили цены, при этом сократив объемы производства.

В дальнейшем ценовое  давление монополий несколько снизилось  за счет ослабления позиций дефицитного  рынка, высокой инфляции и интеграции в мировые хозяйственные потоки. Рынок стал более насыщенным, и производители начали наталкиваться на спросовые ограничения, которые при резком повышении цен оборачиваются потерей покупателей. Высокая инфляция и спад в производстве сокращают емкость рынка и усиливают сложности в реализации продукции, ограничивают возможности повышения цен.

     Предпосылки формирования к рыночной экономике начались в 1991 г. Состояние экономики в конце 1991 г. ухудшалось буквально на глазах и приближалось к катастрофическому. Потребительский рынок практически не существовал, прилавки магазинов в городах были пустыми, торговля проводилась по талонам и карточкам, которые повсеместно не обеспечивались ресурсами.

     В ноябре 1991 г. правительство России представило первую программу радикальных реформ. Она предусматривала экономическую стабилизацию в течение года с последующим подъемом производства. В результате главная задача первого года реформ- макроэкономическая стабилизация - так и не была решена. Правда, из  государственных и муниципальных предприятий за 1992 г. большинство перешло в частную собственность, а многие предприятия были преобразованы в акционерные общества. Значительно расширился рынок продовольственных и промышленных товаров.

Либерализация цен –  важный элемент в формировании рыночной экономики в истории России.

     Либерализация экономики, то есть снятие многообразных административных ограничений на хозяйственную деятельность, сокращение вмешательства государства в экономику, радикальное повышение степени экономической свободы, - ключевой момент в переходе от планово – распределительной экономики к рыночной. Она предполагает прежде всего либерализацию цен, снятие ограничений на доходы и заработную плату, открытие экономики, то есть либерализацию внешнеэкономической деятельности. Определяющие шаги по этим направлениям  были предприняты в России в 1992 г. Главный элемент указанных процессов – либерализация цен. В итоге либерализации цен мы получили: открытую экономику, насыщение рынка, ликвидирование дефицита, удар по советскому монополизму, свободный доступ к товарам, ранее казавшийся недосягаемой мечтой, и к заработкам от внешней торговли. Это снижало социальную напряженность, что особенно было необходимо, поскольку либерализация цен – весьма болезненная мера.[17]

     Конституция РФ 1993 г. провозгласила право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (п. 1 ст. 34), охрану права частной собственности (ст. 35), принцип государственной поддержки конкуренции (п. 1 ст. 8), а также закрепила подход, в соответствии с которым не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (п. 2 ст. 34).

      Гражданский  кодекс РФ 1994 г. признал равенство  участников регулируемых им отношений,  неприкосновенность собственности,  свободу договора, недопустимость  произвольного вмешательства кого-либо  в частные дела, необходимость  беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебную защиту (п. 1 ст. 1 ГК), а также установил недопустимость использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребления доминирующим положением на рынке (п. 1 ст. 10 ГК). На этих основных принципах базируются юридические условия существования и развития экономической состязательности на рынке.

     Понятие  конкуренции впервые было введено  в российское законодательство  действующим Законом о конкуренции,  в соответствии с которым под  конкуренцией понимается состязательность  хозяйствующих субъектов, когда  их самостоятельные действия  эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

     На закрепление  и реализацию основных принципов  существования и развития конкуренции  в отечественной экономике направлены также многие важнейшие федеральные законы, из которых стоит выделить следующие: Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», Федеральный закон РФ от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», и др.[10]

     Среди иных  правовых актов можно назвать  Указ Президента РФ «О свободе  торговли», а также Постановления Правительства РФ, например «О Комплексной программе развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации на 1998 - 2005 годы», «О мероприятиях по решению задач государственной антимонопольной политики, демонополизации экономики и развитии конкуренции на товарных рынках Российской Федерации в 1998 - 2000 годах» и др.

    Реалиями сегодняшнего  дня стало то обстоятельство, что стремительный уход государства  из экономики привел к заполнению  вакуума криминалом, который сразу  же установил барьеры вступления в отрасль и обложил бизнес нелегальным налогом. Теперь путь к конкурентному рынку лежит через сокращение теневой экономики, что является весьма непростой задачей, поскольку ее удельный вес превысил 40% от ВВП. Вторая проблема связана с бюрократической нагрузкой, накладываемой на бизнес. Но кроме официальных расходов бизнеса существуют и неофициальные, связанные с нелегальной оплатой услуг бюрократических структур.[7]

    При усилении  интеграции в мировое сообщество  национальные монополии потеряли свою исключительность, ибо возникла альтернатива в лице иностранного продавца.

    Но, несмотря  на ослабление возможностей проявлять  монопольную власть и вздувать  цены, деформирующее воздействие  монополий на экономику сохраняет  силу. Это опасно и потому, что монопольный рынок имеет тенденцию расширения, так как к нему присоединяются новые монопольные структуры уже рыночного типа.

    Новые явления  развития монопольного рынка, возникшие по мере продвижения к рыночной экономике, связаны:

- с либерализацией и насыщением рынка, что неизбежно ослабляет монопольную власть уже сформированных структур;

- с появлением монополий рыночного типа, которые заново были созданы. Возникли всякого рода соглашения, а также финансово-промышленные группы; с утверждением конкуренции качества.

    Монополистическая  конкуренция значительно продвигает  нас по дороге эффективного  рынка. Там, где есть выбор,  производство перестает быть  консервативным. Оно перестраивается  в сторону тех разновидностей  продукта, который пользуется наибольшим спросом, и отвергает те из них, которые не проходят проверку процессом реализации.  Следует особо отметить новую для переходной экономики форму монополизма в виде финансово-промышленных групп (ФПГ), функционирование которых образует так называемый корпоративный рынок. ФПГ образуются за счет двух перекрестных процессов: проникновения банковского капитала в реальный сектор экономики и встречного процесса, когда крупные производители формируют банк, обслуживающий оборот их ресурсов.[8]

     Сегодня можно с удовлетворением констатировать, что традиционно существовавший разрыв между Россией и развитыми капиталистическими странами в области теории и практики конкуренции, по крайней мере, перестал углубляться. Реальный переход к рыночным отношениям объективно потребовал более серьезного отношения к этому.

      Процессы  становления рынка в России  имели специфическую направленность, что объясняется национальными  особенностями исторического развития  государства. Переход от государственной  формы собственности к рыночной структуре экономики должен происходить поэтапно и иметь четко обозначенную экономическую политику. К сожалению, в России подобные процессы не имели жесткого контроля со стороны правительства и государства, реформы проводились без четкого определения их цели, что в конечном итоге привело к глубокому экономическому кризису в государстве.      

 

 

 

2.2. Специфика  конкуренции в экономике России

     Рассмотрим специфику экономики России как в период ее включения в либеральный (капиталистический) рынок, так и ее функционирование в этом рынке.

     Наша промышленность и товарное сельское хозяйство создавались в условиях плановой экономической системы, в которой отсутствовала конкуренция (имелась монопольная ситуация почти во всех отраслях промышленности). Все производства были невосприимчивы к НТП. Такое положение само по себе обусловливало более высокую цену товаров и их низкое качество.

     Даже если бы наша промышленность и сельское хозяйство создавались в конкурентной среде, стимулирующей снижение затрат, то и тогда при прочих равных условиях климатические условия России делали бы ее продукцию более дорогой и неконкурентоспособной относительно продукции произведенной в более благоприятном климате. То есть при одинаковом качестве товаров производство в России всегда будет иметь большие затраты в структуре себестоимости и соответствующей цены. Это же замечание относится и к стоимости жизни, к уровню материальных затрат на ее поддержание.   

Информация о работе Становление конкуренции в России