Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 14:43, курсовая работа
В современных условиях для эффективного функционирования российской экономики необходимо уделять большое значение проблемам конкуренции, поскольку в рыночной системе она играет центральную роль. Рыночная конкуренция есть система отношений между экономически самостоятельными производителями товаров и услуг. В экономической литературе существуют разные подходы к исследованию конкуренции, раскрытию основных составляющих процесса становления и развитию конкурентной среды в период перехода к смешанной экономике.
Введение ……..………………………………………………………..………….3
Глава 1 Конкуренция как экономическая категория ………………………….4
1.1. Понятие конкуренции в различных экономических школах...……4
1.2. Конкурентная среда как условие функционирования рынка ….....10
Глава 2 Особенности становления конкуренции в переходной экономике России ………………………………………………………………………..….19
2.1. Этапы формирования конкурентной среды в переходной экономике………………………………………………………………..19
2.2. Специфика конкуренции в экономике России …………………...24
2.3. Особенность антимонопольного регулирования ……………...…28
Заключение ………………………………………………………………….….37
Список литературы ………………….. ……………………………………...….38
Основными функциями Федеральной антимонопольной службы являются:
- надзор и контроль
за соблюдением
- надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях (Федеральный закон «О естественных монополиях» № 147-ФЗ от 17 августа 1995 года, Федеральный закон «Об электроэнергетике» № 35-ФЗ от 26 марта 2003 года);
- надзор и контроль за соблюдением законодательства об иностранных инвестициях в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства (Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» № 57-ФЗ от 29 апреля 2008 года);
- надзор и контроль
за соблюдением
- надзор и контроль
за соблюдением
С 01 февраля 2010 года ФАС России также осуществляет контроль за соблюдением антимонопольных требований, установленных Федеральным законом «О государственном регулировании торговой деятельности в Российской Федерации» № 381-ФЗ от 28 декабря 2009 года.
Специалисты называют причины невысокого уровня развития конкуренции в Российской Федерации:
-приватизация не привела, как ожидалось, к появлению эффективных собственников, которые заботились бы о развитии предприятия;
-принудительная реорганизация (реструктуризация) предприятий не была использована должным образом, хотя могла бы облегчить массовое образование новых конкурентоспособных хозяйствующих субъектов;
-малый бизнес так и не получил должного развития.
Во многих странах именно малый бизнес является естественной основой формирования конкурентной среды, полигоном для испытания венчурных технологических и экономических проектов. У него больше возможностей маневрировать капиталом, переключаясь с одного вида деятельности на другой, ниже операционные расходы, у работников выше чувство причастности к делам фирмы и заинтересованность в ее успехе.
Специалисты по антимонопольной политики предлагают следующие меры для демонополизации экономики и развития конкуренции:
а) наладить антимонопольный контроль за проведением конкурсов, торгов, аукционов, в том числе при размещении заказов на поставки продукции для государственных и муниципальных нужд (только в 1998 г. финансовые обороты на таких конкурсах и торгах достигли 122 млрд. рублей);
б) ввести жесткие меры против действий региональных властей, препятствующих свободе перемещения товаров и капитала по всей России;
в) совершенствовать правовое
регулирование использования
г) согласовать антимонопольное законодательство стран СНГ, адаптировать их конкурентную политику к международным принципам и правилам. [9]
Формирование конкурентной среды происходит в России на основе:
-любого продвижения рыночных преобразований, которые способствуют мобильности ресурсов и устранению барьеров вхождения в отрасль;
-содействия развитию инфраструктуры;
-содействия наполняемости рынка покупателя, что препятствует -взвинчиванию цен;
-либерализации внешнеэкономической деятельности, подрывающей монополистические позиции национальных производителей. Подрыв монополизма связан с процессом преодоления экономической обособленности отраслей и регионов. Монополизм подрывается, когда создаются возможности для проникновения новых ресурсов (капиталов, рабочей силы) в любые отрасли и регионы. Тогда возникают параллельные структуры, что обеспечивает режим конкуренции.
Антимонопольный орган России, призванный реализовывать политику ограничения монопольной власти, способствуя созданию конкурентного рынка, не старается вступать в единоборство с крупными монополистами, пытаясь расчленить эти структуры, как это проводится порой в США. Обычно политика по отношению к этим структурам принимает менее конфликтную форму. Она связывается с предупреждением любых действий, ограничивающих конкуренцию (например, сговор или поглощение) или проявление нечестной конкуренции, которая ущемляет интересы других хозяйствующих субъектов.
Для эффективной
селективной политики
-осуществить их идентификацию;
-определить общественно
допустимый уровень
Идентификация монопольных структур опирается на мировой опыт. По международным стандартам монополистом считается структура, которая занимает более 35% отраслевого рынка, или когда 8 участников рынка занимают 80% рынка, или 4 участника — больше половины.
Как и во всем мире, в России запрещается:
1. Ограничивать или прекращать производство, провоцируя дефицит или необоснованное повышение (понижение) цен.
2. Формировать соглашения, препятствующие доступу на рынок новых товаропроизводителей, способствующие созданию особых привилегий каким- либо предприятиям, и осуществлять действия, ведущие к дискриминации других производителей на рынке.
Граница допустимого участия в рынке предполагает, что за ее пределами возможны негативные эффекты поведения монополиста. Наиболее ощутимо подобные эффекты продуцируют естественные монополии. Именно они и должны быть в большей мере под контролем. В крайних случаях, когда предприятие-монополист приводит к существенному ограничению конкуренции, антимонопольный орган может принять решение об его принудительном расформировании, если имеется возможность структурного или территориального разделения.
Перечень предприятий-монополистов содержится в созданном Государственном реестре Российской Федерации объединений и предприятий, который ведет Росстат. Такой реестр должен зафиксировать хозяйственных субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35%. Предприятия, включенные в реестр, обязаны докладывать антимонопольному комитету о сокращении объема поставок в целях осуществления контроля над обеспечением насыщенности товарного предложения. Антимонопольный орган контролирует соблюдение антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйственных субъектов. Особое внимание уделяется процессам формирования объединений, слияний. Их регистрации должно предшествовать согласие антимонопольного органа РФ.
Федеральная антимонопольная служба осуществляет контроль крупных продаж и покупок акций, в результате которых реально можно занять доминирующее положение на рынке. Кроме того, особые условия должны применяться для предотвращения юридических возможностей покупки контрольного пакета акций (паев, долей) предприятия (фирмы), занимающего доминирующее положение. Доля покупателя и продавца акций устанавливается на уровне 35%, а минимальный размер пакета акций (долей), приобретение которого требует предварительного согласия антимонопольных органов, должна быть более 20% обыкновенных (голосующих) акций.
Выводы:
1. По мере продвижения по пути экономического роста можно ожидать нагнетания давления на рынок со стороны монополий.
2. В России преимущественное развитие получило направление антимонопольной политики, связанное с регулированием прав собственности и ставящей препятствия для появления новых монополий. Антимонопольная политика оказалась малодейственной в результате разрастания коррупции чиновников. Их врастание в бизнес сопряжено с захватом ими львиных кусков рынка.
Заключение
Конкуренция
является необходимым и
Список литературы