Становление конкуренции в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 14:43, курсовая работа

Краткое описание

В современных условиях для эффективного функционирования российской экономики необходимо уделять большое значение проблемам конкуренции, поскольку в рыночной системе она играет центральную роль. Рыночная конкуренция есть система отношений между экономически самостоятельными производителями товаров и услуг. В экономической литературе существуют разные подходы к исследованию конкуренции, раскрытию основных составляющих процесса становления и развитию конкурентной среды в период перехода к смешанной экономике.

Оглавление

Введение ……..………………………………………………………..………….3
Глава 1 Конкуренция как экономическая категория ………………………….4
1.1. Понятие конкуренции в различных экономических школах...……4
1.2. Конкурентная среда как условие функционирования рынка ….....10
Глава 2 Особенности становления конкуренции в переходной экономике России ………………………………………………………………………..….19
2.1. Этапы формирования конкурентной среды в переходной экономике………………………………………………………………..19
2.2. Специфика конкуренции в экономике России …………………...24
2.3. Особенность антимонопольного регулирования ……………...…28
Заключение ………………………………………………………………….….37
Список литературы ………………….. ……………………………………...….38

Файлы: 1 файл

курсовик эк теория.doc

— 195.00 Кб (Скачать)

 

 

1.2. Конкурентная  среда как условие функционирования  рынка

    С экономических позиций, конкуренция является необходимым и важнейшим элементом рыночного механизма. Все многообразие происходящих в рыночной экономике процессов детерминируется конкуренцией, осуществляется через конкуренцию и посредством конкуренции. Она является неиссякаемым источником энергии, приводящей в движение рынок, обеспечивающей его активную жизнедеятельность. В совокупности элементов системы рыночных отношений (цена, спрос, предложение и т.д.) конкуренция выступает как организующая сила рынка.

     Исторически конкуренция возникала в условиях простого товарного производства.  Каждый мелкий производитель в процессе конкуренции стремился создать для себя наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в ущерб остальным участникам рыночного обмена . По мере усиления зависимости мелких товаропроизводителей от рынка и рыночных колебаний цен на производимые ими товары конкурентная борьба усиливалась . появилась возможность усиления хозяйства, применение наемных работников, эксплуатации их труда. Так возникает капиталистическое товарное производство. Здесь конкуренция получила наибольшее развитие. В современных условиях она выступает как важное средство развития производства и существует в различных формах. 

  Конкурентная среда - условия, в которых производители товаров и услуг ведут борьбу за потребителя, поставщиков, партнеров и преобладающее положение на рынке. Важно отметить, что конкурентная среда - категория временная, на которую воздействуют конкретные участники конкурентной борьбы, а расстановка сил и характер их взаимодействия определяют интенсивность конкуренции; о развитии конкурентной среды судят по уровню концентрации предложения на отраслевом рынке или степени концентрации производства в отрасли.

     Рыночная власть означает способность продавца или покупателя влиять на цену товара. На основе этого критерия выделяют рынки совершенной и несовершенной конкуренции.

     Совершенная конкуренция - это организационная структура рынков, характеризующихся большим количеством покупателей и продавцов, конкурирующих между собой. Каждый из них предлагает стандартную, однородную продукцию многим покупателям. Объемы производства и предложения со стороны отдельных производителей составляют незначительную долю общего выпуска, поэтому одна фирма не может оказывать заметного влияния на рыночную цену, не должна «соглашаться с ценой», принимать ее как определенный  заданный параметр. Участники конкурентного рынка имеют абсолютно равный доступ к информации, то есть все продавцы имеют представление о цене, технологии производства, возможной прибыли и так далее. В свою очередь, покупатели осведомлены о ценах и об их изменениях. Существует также свобода входа и выхода на рынок: любая фирма, при желании, может начать производство данного товара или беспрепятственно покинуть соответствующий рынок. Колебания цены на рынке могут быть достаточно интенсивными. Однако разница в цене – это не результат деятельности стихийных продавцов, в процесс взаимодействия спроса и предложения на данном рынке. В современной экономике практически невозможно найти свободный, или совершенно конкурентный, рынок.

    Совершенная  конкуренция является скорее  абстрактной моделью, удобной для анализа основных принципов формирования рыночного поведения фирмы. В реальной действительности чисто конкурентные рынки встречаются редко, как правило каждая фирма имеет «свое лицо», и каждый потребитель, выбирая продукцию той или иной фирмы, руководствуется не только полезностью продукции и ее ценой, но и своим отношением к самой фирме, к качеству выпускаемых ею изделий.

     Конкуренция  обеспечивает равноправное положение  участников экономических отношений—продавцов  и покупателей. Равноправие создается и поддерживается свободой выбора: покупатель имеет возможность выбрать определенного контрагента из нескольких или многих продавцов какой-то необходимой ему продукции, такая же возможность имеется и у продавца—добровольно решить вопрос о географическом месте, времени и условиях предложения своего товара. Возможность выбора—это возможность влияния на контрагента. Конкуренция оказывается влиятельным инструментом воздействия одной стороны обмена на другую. Также она создает одно из главных условий, необходимых для эффективного выполнения ценой координирующих функций. Свободное ценообразование—это основной элемент рыночного механизма, а значит, можно утверждать, что конкуренция является условием жизнеспособности всей рыночной системы. Только в условиях конкуренции рынок может эффективно выполнять функции распределения ресурсов и конечных товаров. Рынок как саморегулирующаяся система действенен только при наличии конкуренции. Конкуренция выступает как контрольная система эффективности частного предпринимательства. Конкуренция проверяет бизнес на степень его соответствия общественным интересам. Не все предприятия эту проверку выдерживают, в результате конкуренции происходит непрерывная выбраковка неэффективных структур, т. е. определенная часть хозяйствующих субъектов вынуждена покинуть «поле экономической игры». В таком случае конкуренция подобна предъявлению красной карточки, провинившемуся игроку футбольным арбитром.

      Итак, совершенно  конкурентный рынок рассматривается  как модель, позволяющая определить, насколько тот или иной реальный рынок соответствует условиям совершенной конкуренции.

     Существующие  хозяйственные реалии расходятся  с условиями совершенной конкуренции  по многим направлениям. Среди  них следует отметить:

-барьеры, ограничивающие вход на рынок новых капиталов;

-барьеры, препятствующие  мобильности экономических ресурсов;

-неполнота рыночной  информации;

-ориентация производства  на дифференцированную продукцию;

-взаимозависимость участников  конкуренции.

     Рынки, не соответствующие условиям совершенной конкуренции, получили название рынков несовершенной конкуренции.

     Несовершенная конкуренция - форма организации тех рынков, где производители могут влиять на рыночную цену, повышая или понижая ее. По степени полноты рыночной власти выделяют олигополию, монополистическую конкуренцию, и чистую монополию.

     Олигополия является преобладающей формой современной рыночной структуры. Термин «олигополия» применяется в экономике для описания рынка, где существует несколько фирм, отдельные их которых контролируют значительную долю рынка. [ 14, с. 123]

     Олигополия - это отрасль, в которой большая часть продаж совершается несколькими фирмами, каждая из которых способна оказывать влияние на рыночную цену своими собственными действиями.

    Ее характерные черты:

- Немногочисленность. Когда  относительно малое число фирм господствует на рынках товаров или услуг - эта отрасль называется олигополистической.

- Производство стандартизированных  или дифференцированных товаров.  Такие продукты, как сталь, медь, алюминий, цемент, технический спирт и т.д., являются стандартизированными продуктами. Другие продукты, как автомобили, бытовые приборы, компьютеры, сигареты и т.д., являются дифференцированными. На основе такого разделения различают два типа олигополии: стандартизированную и дифференцированную.

- Существуют барьеры  для вступления в отрасль. Барьеры  входа удерживают потенциальных  конкурентов от проникновения  в отрасли, в которых продавцы, занимающие прочное положение,  получают сверхприбыли. Такими барьерами являются эффекты масштаба и низких издержек.

- Эффект масштаба означает, что только крупные фирмы могут  выжить. Для того чтобы быть  в состоянии предлагать свою  продукцию по рыночной цене, фирма,  входящая на олигополистический  рынок, должна иметь возможность организовать крупномасштабное производство. Чтобы добиться низких издержек на единицу продукции, любые вновь вступающие фирмы должны быть крупными производителями. Для фирмы, которая только начинает дело, эффекты масштаба и издержек могут быть трудно преодолимыми барьерами для вступления в отрасль. Даже если ей это удастся, то вход на рынок новой фирмы, имеющей крупномасштабное производство, путем огромного увеличения предложения может опустить цены до уровня даже меньшего, чем уровень долгосрочных средних издержек эффективной фирмы. Таким образом, даже если олигополисты, утвердившиеся на рынке, и получают сверхприбыли, аутсайдера может и не привлекать возможность входа на этот рынок. Существуют и другие барьеры для вступления в отрасль. Например, таким барьером является необходимость больших вложений на рекламу.

- Эффект слияния. Поводом  для слияния могут послужить  разные причины: объединение двух  и более фирм дает возможность  новой фирме добиться большего  эффекта масштаба и более низких  издержек производства.

     Монополия  является полным антиподом совершенной  конкуренции. Здесь существует  только один продавец, причем  он производит товар, не имеющий  близких заменителей. 

    В условиях монополии производитель способен полностью контролировать объем предложения товара, что позволяет ему выбирать любую цену из возможных в соответствии с кривой спроса, рассчитывая при этом получить максимальную прибыль. Поэтому выбор цены из возможных вариантов предопределен величиной прибыли, получаемой от продажи возможного количества товара по данной цене.

     Стремление монополиста к максимизации прибыли путем установления контроля над ценой и объемом продаж есть нарушение свободной конкуренции и утверждение особой власти на рынке. «Рыночная власть» означает способность продавца (покупателя) влиять на цену товара.

     Характерные черты монополии:

- единственный продавец (монополист);

- реализуемый продукт уникален, поэтому покупатель вынужден  платить установленную монополистом  цену (или отказаться от покупки данного товара);

- полный контроль монополиста  над ценой товара и объемом  продаж;

- для потенциальных конкурентов  монополист устанавливает труднопреодолимые  барьеры.

     Особое место занимает феномен «естественной монополии». К естественным монополиям относятся предприятия общественного пользования и предприятия, эксплуатирующие уникальные природные ресурсы (например, электрические и газовые предприятия, компании водоснабжения, линии связи и транспортные фирмы). Как правило, подобные «естественные монополии» находятся в собственности государства или действуют под его контролем. Существование естественных монополий объясняется особым эффектом, связанным с масштабом производства, - эффектом экономии ресурсов в результате укрупнения производства. Известно, что крупное производство имеет преимущество перед мелким при сравнении величин издержек при однородном производстве. Вследствие лучшей технической оснащенности и большей мощности крупного предприятия происходит повышение производительности труда, а значит, понижение издержек на единицу продукции. Это означает более эффективное использование ресурсов. Поэтому естественные монополии становятся желаемым явлением для общества, хотя монополистическая природа все равно вынуждает регулировать их деятельность. [2]

     Монополистическая  конкуренция - распространенный  тип рынка, наиболее близкий  к совершенной конкуренции. Возможность  для отдельной фирмы контролировать  цену здесь незначительна.

    Монополистическая  конкуренция - это относительно  большое количество производителей, предлагающих похожую, но не идентичную (с точки зрения покупателей) продукцию.

    В отличие  от совершенной конкуренции монополистическая  предполагает, что каждая фирма  продает особый тип товара, который  отличается качеством, оформлением,  престижностью, благодаря чему у потребителя складываются «неценовые предпочтения».

     На рынке  монополистической конкуренции  продукция может быть дифференцирована  также по условиям послепродажного  обслуживания (для товаров длительного  пользования), по близости к покупателям, по интенсивности рекламы. Таким образом, фирмы на этом рынке вступают в своеобразное соперничество не столько через цены, сколько посредством всемерной дифференциации продукции.

    Повсеместное  соревнование фирм в условиях  дифференциации товара не устраняет монополистической власти фирмы над своим видом товара, что позволяет предприятию повышать (или понижать) цену на него независимо от конкурентов, хотя эта власть ограничена наличием производителей аналогичных продуктов и значительной свободой входа в отрасль.

    Относительно  неограниченное проникновение новых  фирм на рынок является важной  характеристикой монополистической  конкуренции. Производители, работающие  на таком рынке, не являются  крупными предприятиями, поэтому  сравнительно невелик и требующийся им начальный капитал. Это подстегивает их к вступлению в отрасль и конкуренции с марками производимого здесь товара.

     Модель  рынка монополистической конкуренции  описывает множество реально  существующих рынков. Его характеристики  достаточно точно соответствуют большинству отраслей сферы обслуживания. [6, c. 213 ]

     Современная  рыночная экономика характеризуется  сосуществованием, переплетением конкуренции  и монополии. Современный хозяйственный  механизм представляет собой  объединение стихийного рыночного регулирования с сознательным управлением со стороны монополий и государства. Одну из его основ составляет конкуренция, но в современных условиях это преимущественно несовершенная конкуренция. Совершенная конкуренция и чистая монополия — два крайних случая рыночной структуры. И то и другое бывает чрезвычайно редко. Промежуточной и гораздо более реалистичной стадией является монополистическая конкуренция. В этом случае фирмы, хотя и сталкиваются с конкуренцией со стороны других фирм, входящих в отрасль или уже существующих продавцов, но обладают некоторой властью над ценами на свои товары.

Информация о работе Становление конкуренции в России