Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 14:43, курсовая работа
В современных условиях для эффективного функционирования российской экономики необходимо уделять большое значение проблемам конкуренции, поскольку в рыночной системе она играет центральную роль. Рыночная конкуренция есть система отношений между экономически самостоятельными производителями товаров и услуг. В экономической литературе существуют разные подходы к исследованию конкуренции, раскрытию основных составляющих процесса становления и развитию конкурентной среды в период перехода к смешанной экономике.
Введение ……..………………………………………………………..………….3
Глава 1 Конкуренция как экономическая категория ………………………….4
1.1. Понятие конкуренции в различных экономических школах...……4
1.2. Конкурентная среда как условие функционирования рынка ….....10
Глава 2 Особенности становления конкуренции в переходной экономике России ………………………………………………………………………..….19
2.1. Этапы формирования конкурентной среды в переходной экономике………………………………………………………………..19
2.2. Специфика конкуренции в экономике России …………………...24
2.3. Особенность антимонопольного регулирования ……………...…28
Заключение ………………………………………………………………….….37
Список литературы ………………….. ……………………………………...….38
1.2. Конкурентная
среда как условие
С экономических позиций, конкуренция является необходимым и важнейшим элементом рыночного механизма. Все многообразие происходящих в рыночной экономике процессов детерминируется конкуренцией, осуществляется через конкуренцию и посредством конкуренции. Она является неиссякаемым источником энергии, приводящей в движение рынок, обеспечивающей его активную жизнедеятельность. В совокупности элементов системы рыночных отношений (цена, спрос, предложение и т.д.) конкуренция выступает как организующая сила рынка.
Исторически конкуренция возникала в условиях простого товарного производства. Каждый мелкий производитель в процессе конкуренции стремился создать для себя наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в ущерб остальным участникам рыночного обмена . По мере усиления зависимости мелких товаропроизводителей от рынка и рыночных колебаний цен на производимые ими товары конкурентная борьба усиливалась . появилась возможность усиления хозяйства, применение наемных работников, эксплуатации их труда. Так возникает капиталистическое товарное производство. Здесь конкуренция получила наибольшее развитие. В современных условиях она выступает как важное средство развития производства и существует в различных формах.
Конкурентная среда - условия, в которых производители товаров и услуг ведут борьбу за потребителя, поставщиков, партнеров и преобладающее положение на рынке. Важно отметить, что конкурентная среда - категория временная, на которую воздействуют конкретные участники конкурентной борьбы, а расстановка сил и характер их взаимодействия определяют интенсивность конкуренции; о развитии конкурентной среды судят по уровню концентрации предложения на отраслевом рынке или степени концентрации производства в отрасли.
Рыночная власть означает способность продавца или покупателя влиять на цену товара. На основе этого критерия выделяют рынки совершенной и несовершенной конкуренции.
Совершенная конкуренция - это организационная структура рынков, характеризующихся большим количеством покупателей и продавцов, конкурирующих между собой. Каждый из них предлагает стандартную, однородную продукцию многим покупателям. Объемы производства и предложения со стороны отдельных производителей составляют незначительную долю общего выпуска, поэтому одна фирма не может оказывать заметного влияния на рыночную цену, не должна «соглашаться с ценой», принимать ее как определенный заданный параметр. Участники конкурентного рынка имеют абсолютно равный доступ к информации, то есть все продавцы имеют представление о цене, технологии производства, возможной прибыли и так далее. В свою очередь, покупатели осведомлены о ценах и об их изменениях. Существует также свобода входа и выхода на рынок: любая фирма, при желании, может начать производство данного товара или беспрепятственно покинуть соответствующий рынок. Колебания цены на рынке могут быть достаточно интенсивными. Однако разница в цене – это не результат деятельности стихийных продавцов, в процесс взаимодействия спроса и предложения на данном рынке. В современной экономике практически невозможно найти свободный, или совершенно конкурентный, рынок.
Совершенная конкуренция является скорее абстрактной моделью, удобной для анализа основных принципов формирования рыночного поведения фирмы. В реальной действительности чисто конкурентные рынки встречаются редко, как правило каждая фирма имеет «свое лицо», и каждый потребитель, выбирая продукцию той или иной фирмы, руководствуется не только полезностью продукции и ее ценой, но и своим отношением к самой фирме, к качеству выпускаемых ею изделий.
Конкуренция
обеспечивает равноправное
Итак, совершенно
конкурентный рынок
Существующие
хозяйственные реалии
-барьеры, ограничивающие вход на рынок новых капиталов;
-барьеры, препятствующие
мобильности экономических
-неполнота рыночной информации;
-ориентация производства
на дифференцированную
-взаимозависимость участников конкуренции.
Рынки, не соответствующие условиям совершенной конкуренции, получили название рынков несовершенной конкуренции.
Несовершенная конкуренция - форма организации тех рынков, где производители могут влиять на рыночную цену, повышая или понижая ее. По степени полноты рыночной власти выделяют олигополию, монополистическую конкуренцию, и чистую монополию.
Олигополия является преобладающей формой современной рыночной структуры. Термин «олигополия» применяется в экономике для описания рынка, где существует несколько фирм, отдельные их которых контролируют значительную долю рынка. [ 14, с. 123]
Олигополия - это отрасль, в которой большая часть продаж совершается несколькими фирмами, каждая из которых способна оказывать влияние на рыночную цену своими собственными действиями.
Ее характерные черты:
- Немногочисленность. Когда относительно малое число фирм господствует на рынках товаров или услуг - эта отрасль называется олигополистической.
- Производство
- Существуют барьеры
для вступления в отрасль.
- Эффект масштаба означает,
что только крупные фирмы
- Эффект слияния. Поводом
для слияния могут послужить
разные причины: объединение
Монополия
является полным антиподом
В условиях монополии производитель способен полностью контролировать объем предложения товара, что позволяет ему выбирать любую цену из возможных в соответствии с кривой спроса, рассчитывая при этом получить максимальную прибыль. Поэтому выбор цены из возможных вариантов предопределен величиной прибыли, получаемой от продажи возможного количества товара по данной цене.
Стремление монополиста к максимизации прибыли путем установления контроля над ценой и объемом продаж есть нарушение свободной конкуренции и утверждение особой власти на рынке. «Рыночная власть» означает способность продавца (покупателя) влиять на цену товара.
Характерные черты монополии:
- единственный продавец (монополист);
- реализуемый продукт уникален,
поэтому покупатель вынужден
платить установленную
- полный контроль монополиста над ценой товара и объемом продаж;
- для потенциальных конкурентов
монополист устанавливает
Особое место занимает феномен «естественной монополии». К естественным монополиям относятся предприятия общественного пользования и предприятия, эксплуатирующие уникальные природные ресурсы (например, электрические и газовые предприятия, компании водоснабжения, линии связи и транспортные фирмы). Как правило, подобные «естественные монополии» находятся в собственности государства или действуют под его контролем. Существование естественных монополий объясняется особым эффектом, связанным с масштабом производства, - эффектом экономии ресурсов в результате укрупнения производства. Известно, что крупное производство имеет преимущество перед мелким при сравнении величин издержек при однородном производстве. Вследствие лучшей технической оснащенности и большей мощности крупного предприятия происходит повышение производительности труда, а значит, понижение издержек на единицу продукции. Это означает более эффективное использование ресурсов. Поэтому естественные монополии становятся желаемым явлением для общества, хотя монополистическая природа все равно вынуждает регулировать их деятельность. [2]
Монополистическая
конкуренция - распространенный
тип рынка, наиболее близкий
к совершенной конкуренции.
Монополистическая
конкуренция - это относительно
большое количество производите
В отличие
от совершенной конкуренции
На рынке
монополистической конкуренции
продукция может быть
Повсеместное соревнование фирм в условиях дифференциации товара не устраняет монополистической власти фирмы над своим видом товара, что позволяет предприятию повышать (или понижать) цену на него независимо от конкурентов, хотя эта власть ограничена наличием производителей аналогичных продуктов и значительной свободой входа в отрасль.
Относительно
неограниченное проникновение
Модель
рынка монополистической
Современная
рыночная экономика