Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 18:29, курсовая работа
При рождении советского государства его лидеры провозгласили полный разрыв с прошлым, разрушение старой государственной машины и создание абсолютно нового государства, еще не виданного в истории человечества. Они были уверены в скорой осуществимости мировой пролетарской революции, в ее победоносном шествии прежде всего в Европе. По сути, речь шла о создании новой человеческой цивилизации, построенной, в конечном счете, на принципах всеобщего равенства, справедливости и ликвидации всякого угнетения. В реальности же, однако, практика все больше корректировала прежние теоретические представления, изменяя или отодвигая их осуществление на более далекую перспективу. Период с 25 октября 1917 года до декабря 1922 года был временем попыток реализовать на практике идею «государства-коммуны» в тяжелейших условиях внутренней экономической и политической разрухи, развала армии, хрупкого перемирия на фронте.
Введение
глава 1. Советская система органов государственной власти и управления……………………………………………………………..5
1.1. Съезды советов рабочих, крестьянских депутатов 1917-1922гг………5
1.2. Структура и полномочия системы местных и областных советов……12
1.3. Формирование Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета…………………………………………………………………..14
Глава 2. Партийные организации как центральное звено в системе государственного управления………………………………………...16
2.1. Съезды Российской Коммунистической партии (б): социальный состав и решения…………………………………………………………………………16
2.2. Органы Центрального комитета КПСС…………………………………21
2.3. Сравнительный анализ формирования партийной системы на современном этапе и в годы становления советской власти…………………26
Заключение………………………………………………………………………32
Список использованных источников информации……………………………..
Разрабатывая теоретические основы советской внешней политики, В.И. Ленин сформулировал ее основные принципы. Ведущим принципом внешней политики социалистического государства В.И. Ленин считал принцип пролетарского интернационализма, который им был разработан применительно к новой, переходной эпохе от капитализма к социализму. Неотъемлемой частью политики интернационализма является помощь и поддержка Страной Советов народов, ведущих национально-освободительную борьбу.
Вторым основным принципом внешней политики является принцип мирного сосуществования государств с различным социально-экономическим строем. Сущность этого принципа логично вытекала из учения Ленина о победе социализма первоначально в одной или нескольких странах. Все спорные вопросы, возникающие между странами, должны решаться мирными средствами, а не войной. В.И. Ленин считал, что мирное сотрудничество различных государств должно охватывать широкий круг вопросов, прежде всего экономических.
Мирное сосуществование предполагает острую политическую, экономическую и идеологическую борьбу между социализмом и капитализмом, рабочим классом и буржуазией. Оно не предусматривает классового мира и не отрицает права угнетенных народов использовать все средства, вплоть до вооруженной борьбы, для своего освобождения. Мирное сосуществование создает благоприятные условия для изменения соотношения сил в мире в пользу социализма, помогает росту его производительных сил, расцвету культуры и благосостояния народов.
VIII съезд РКП(б) состоялся в марте 1919 года. На нем был определен прочный союз со средним крестьянством и его вовлечение в строительство социализма. На этом съезде была утверждена новая Программа партии, разработанная В.И. Лениным. В ней были сформулированы конкретные задачи строительства социализма.
Трудовое крестьянство, преодолевая большие трудности, обеспечивало Советское государство в порядке продразверстки продовольствием, а легкую промышленность сырьем. В результате сознательности и активности крестьянства в 1920 году поступление эшелонов с хлебом в крупные промышленные центры было более регулярным, чем в 1919 году. Советское государство в свою очередь оказывало трудовому крестьянству всемерную поддержку. В деревнях для оказания практической помощи крестьянам открывались прокатные машинные пункты, мастерские по ремонту и изготовлению сельскохозяйственного инвентаря, выделялся семенной материал. Деревне оказывали помощь рабочие предприятий и железнодорожных узлов. В трудных условиях войны, несмотря на разруху в промышленности, Советское государство делало все возможное, чтобы предоставить трудящимся крестьянам хотя бы минимальное количество необходимых товаров и сельскохозяйственного инвентаря.
В ответ на заботу пролетарского государства основная часть крестьянства усилила свою продовольственную и иную помощь рабочим и фронту. В порядке трудовой повинности крестьяне заготовляли дрова, торф и доставляли топливо на предприятия, в больницы, школы, госпитали, на железные дороги, городские склады. Помощь трудового крестьянства в обеспечении промышленности сырьем, армии и городского населения продовольствием явилась важнейшим фактором, способствовавшим победе над интервентами и белогвардейцами. Эта помощь свидетельствовала о нерушимом военно-политическом союзе рабочих и крестьян, их готовности отстоять завоевания социалистической революции.
При Революционном военном совете республики (РВСР) был сформирован политотдел, который в апреле 1919 года, на основании решения VIII съезда, преобразовался в Главное политическое управление Красной Армии. Одновременно учреждалась должность Главнокомандующего Вооруженными Силами. Первым главкомом был назначен командующий Восточным фронтом И.И. Вацетис. Главком являлся членом РВСР и подчинялся ему. Но в вопросах ведения войны и обеспечения войск он был подчинен непосредственно ЦК РКП(б), правительству и Совету рабоче-крестьянской обороны во главе с В.И. Лениным.
IX съезд. IX съезд РКП(б) открылся
в Москве 29 марта 1920 года. Он сыграл
огромную роль в определении
задач восстановления и
Съезд определил и ближайшие хозяйственные задачи в области промышленности (в частности, топливной) и транспорта, а также других важных отраслей народного хозяйства. Принятый съездом единый хозяйственный план, предложенный В.И. Лениным, был первым в истории перспективным планом развития народного хозяйства, научно обоснованным и рассчитанным на создание производственно-технической базы социализма.
В связи с возможностью нового натиска интервентов и остатков внутренних сил контрреволюции IX съезд партии уделил большое внимание дальнейшему строительству и укреплению боевой мощи Красной Армии.
Решения съезда партии горячо приветствовали и одобрили партийные организации и все трудящиеся страны. На основе решений IX съезда рабочие, крестьяне и лучшая часть советской интеллигенции горячо принялись за восстановление народного хозяйства. В восстановлении топливной промышленности и транспорта активное участие приняла часть войск, временно переведенных на положение трудовых армий.
X съезд. X съезд РКП(б) состоялся
в марте 1921 года. На нем была
полностью одобрена ленинская
платформа и приняты
Съезд принял резолюцию «О замене разверстки натуральным налогом». Это важнейшее решение знаменовало переход от политики «военного коммунизма» к новой экономической политике. Дальнейшее обоснование новая экономическая политика получила в работе В.И. Ленина «О продовольственном налоге». Решениях X и XI партконференций, IX Всероссийского съезда Советов и законодательных актах Советского государства.
XI съезд. Состоявшемуся в марте
– апреле 1922 года XI съезду партии
принадлежит важнейшая роль в
дальнейшем осуществлении
Наступление могло быть успешным только при условии дальнейшего укрепления союза рабочих и крестьян при руководящей роли рабочего класса. На осуществление этой главной задачи были направлены все решения XI съезда РКП(б).
2.2 Органы Центрального комитета
Центральный комитет (ЦК) РСДРП (б) – РКП
(б) – ВКП (б) – КПСС – формально высший орган
большевистской (коммунистической партии)
в промежутках между съездами партии,
на которых он избирался. Фактически, на
всем протяжении советской истории, высший
орган государства. Вместе с тем реальная
роль ЦК в принятии важнейших решений
и реальном управлении страной менялась
в различные исторические периоды. Всегда состоял из двух частей: членов
и кандидатов в члены ЦК. Впервые был избран
на VII конференции в апреле 1917года в количестве
девяти членов (Зиновьев Г.Е., Каменев Л.Б.,
Ленин В.И., Милютин В.П., Ногин В.П., Свердлов
Я.М., Смилга И.Т., Сталин И.В., Федоров Г.Ф.)
и четырех кандидатов (Бубнов А.С., Глебов-
Авилов Н.П., Правдин А.Г., Теодорович И.А.).
В последующие годы избирался на каждом
съезде. До XII съезда количественный состав
ЦК составлял от 23 (VII съезд) до 46 человек
(XI съезд). Кроме ЦК, значительную роль в
политической жизни страны в двадцатые
годы играла Центральная контрольная
комиссия (ЦКК). Она была создана в 1920 году
как орган, призванный защищать нормы
партийной демократии и бороться с бюрократизмом
в рядах партии. В первый состав ЦКК входили
7 человек. Трое (Дзержинский Ф.Э., Муранов
М.К., Преображенский Е.А.) были избраны
на IX партконференции, четверых должны
были определить парторганизации Москвы,
Петрограда, Иваново-Вознесенска и Нижнего
Новгорода. В реальных условиях двадцатых
годов, кроме заботы о чистоте партийной
морали, ЦКК сыграла значительную роль
в борьбе с инакомыслием в партии под флагом
недопущения «групповщины и фракционности». Еще
один центральный орган партии – Центральная
ревизионная комиссия. Ее задачей являлся
прежде всего контроль за финансовой отчетностью
органов партийных комитетов и предприятий
(газет, издательств и т.д.), а также проверка
быстроты и правильности работы с документами. Но
регулярная деятельность ревизионной
комиссии наладилась не сразу. Только
на XI съезде, 2 апреля 1922 года, было впервые
принято Положение «О Центральной ревизионной
комиссии». Им предусматривалось и создание
местных ревизионных комиссий. На протяжении
нескольких лет состав ЦРК оставался постоянным:
Д.И. Курский, В.П. Ногин, И.И. Скворцов-Степанов.
С течением времени количество ее членов
постепенно увеличивалось.
6 марта 1918 года на VII съезде партии РКП (б) в результате горячей дискуссии съезд осудил предательскую позицию «левых коммунистов» и троцкистов. 30 голосами против 12 при 4 воздержавшихся была принята ленинская революция о войне и мире. VIII съезд РКП(б) состоялся в марте 1919 года. На нем был определен прочный союз со средним крестьянством и его вовлечение в строительство социализма. На этом съезде была утверждена новая Программа партии, разработанная В.И. Лениным. IX съезд РКП(б) открылся в Москве 29 марта 1920 года. Он сыграл огромную роль в определении задач восстановления и развития экономики страны. Основным вопросом съезда был отчет ЦК, сделанный В.И. Лениным. X съезд РКП(б) состоялся в марте1921 года. На нем была полностью принята ленинская платформа и приняты разработанные В.И. Лениным тезисы «О роли и задачах профсоюзов». XI съезд РКП(б) состоялся в марте-апреле 1922 года ему принадлежит важнейшая роль в дальнейшем осуществлении новой экономической политики. Съезд отметил, что на основе новой экономической политики укрепилась смычка между городом и деревней. Успешно развивался социалистический сектор в промышленности.
2.3 Сравнительный анализ
Партийные системы представляют собой совокупность устойчивых связей
и отношений партий различного типа друг
с другом, а также с государством и иными
институтами власти. Партийные системы
противостоят апартийным, т.е. таким формам
организации политической власти, где-либо
совсем не существует партийных объединений,
либо их наличие имеет сугубо декларативный
характер (как это было, например, в СССР,
Албании, а сегодня также на Кубе, в Северной
Корее). Партийная система России прошла три
основных этапа в своём развитии. Первый
(1905-1917) -- характеризовался многопартийно
Таким образом, в СССР, при тоталитарном
режиме, в условиях административно-командной
системы, сложилась безальтернативная
однопартийная система. Отечественный опыт показывает, что длительная
монополизация властных функций одной
партией крайне отрицательно сказывается
на обществе: сковывается демократия,
народ отчуждается от власти, а власть
- от народа, устраняется возможность соревновательности
в политической жизни. Монополия на власть
создает простор для произвола, развращает
носителей властных полномочий и разрушает
гражданское общество. В настоящее время в РФ в условиях перехода
к гражданскому обществу и демократическому
государству формируется многопартийность. Не следует, однако,
идеализировать многопартийную систему.
В ней тоже есть свои слабости и недостатки,
и это отмечают зарубежные политологи,
изучавшие ее в течение многих лет изнутри.
И все-таки надежды и перспективы демократизации
общества сегодня во многом связываются
именно с многопартийностью.
Информация о работе Становление государственности в Советской России