Становление государственности в Советской России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 18:29, курсовая работа

Краткое описание

При рождении советского государства его лидеры провозгласили полный разрыв с прошлым, разрушение старой государственной машины и создание абсолютно нового государства, еще не виданного в истории человечества. Они были уверены в скорой осуществимости мировой пролетарской революции, в ее победоносном шествии прежде всего в Европе. По сути, речь шла о создании новой человеческой цивилизации, построенной, в конечном счете, на принципах всеобщего равенства, справедливости и ликвидации всякого угнетения. В реальности же, однако, практика все больше корректировала прежние теоретические представления, изменяя или отодвигая их осуществление на более далекую перспективу. Период с 25 октября 1917 года до декабря 1922 года был временем попыток реализовать на практике идею «государства-коммуны» в тяжелейших условиях внутренней экономической и политической разрухи, развала армии, хрупкого перемирия на фронте.

Оглавление

Введение
глава 1. Советская система органов государственной власти и управления……………………………………………………………..5
1.1. Съезды советов рабочих, крестьянских депутатов 1917-1922гг………5
1.2. Структура и полномочия системы местных и областных советов……12
1.3. Формирование Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета…………………………………………………………………..14
Глава 2. Партийные организации как центральное звено в системе государственного управления………………………………………...16
2.1. Съезды Российской Коммунистической партии (б): социальный состав и решения…………………………………………………………………………16
2.2. Органы Центрального комитета КПСС…………………………………21
2.3. Сравнительный анализ формирования партийной системы на современном этапе и в годы становления советской власти…………………26
Заключение………………………………………………………………………32
Список использованных источников информации……………………………..

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ИГУ.doc

— 149.00 Кб (Скачать)

Разрабатывая теоретические основы советской внешней политики, В.И. Ленин сформулировал ее основные принципы. Ведущим принципом внешней политики социалистического государства В.И. Ленин считал принцип пролетарского интернационализма, который им был разработан применительно к новой, переходной эпохе от капитализма к социализму. Неотъемлемой частью политики интернационализма является помощь и поддержка Страной Советов народов, ведущих национально-освободительную борьбу.

Вторым основным принципом внешней политики является принцип мирного сосуществования государств с различным социально-экономическим строем. Сущность этого принципа логично вытекала из учения Ленина о победе социализма первоначально в одной или нескольких странах. Все спорные вопросы, возникающие между странами, должны решаться мирными средствами, а не войной. В.И. Ленин считал, что мирное сотрудничество различных государств должно охватывать широкий круг вопросов, прежде всего экономических.

Мирное сосуществование предполагает острую политическую, экономическую и идеологическую борьбу между социализмом и капитализмом, рабочим классом и буржуазией. Оно не предусматривает классового мира и не отрицает права угнетенных народов использовать все средства, вплоть до вооруженной борьбы, для своего освобождения. Мирное сосуществование создает благоприятные условия для изменения соотношения сил в мире в пользу социализма, помогает росту его производительных сил, расцвету культуры и благосостояния народов.

VIII съезд РКП(б) состоялся в марте 1919 года. На нем был определен прочный союз со средним крестьянством и его вовлечение в строительство социализма. На этом съезде была утверждена новая Программа партии, разработанная В.И. Лениным. В ней были сформулированы конкретные задачи строительства социализма.

Трудовое крестьянство, преодолевая большие трудности, обеспечивало Советское государство в порядке продразверстки продовольствием, а легкую промышленность сырьем. В результате сознательности и активности крестьянства в 1920 году поступление эшелонов с хлебом в крупные промышленные центры было более регулярным, чем в 1919 году. Советское государство в свою очередь оказывало трудовому крестьянству всемерную поддержку. В деревнях для оказания практической помощи крестьянам открывались прокатные машинные пункты, мастерские по ремонту и изготовлению сельскохозяйственного инвентаря, выделялся семенной материал. Деревне оказывали помощь рабочие предприятий и железнодорожных узлов. В трудных условиях войны, несмотря на разруху в промышленности, Советское государство делало все возможное, чтобы предоставить трудящимся крестьянам хотя бы минимальное количество необходимых товаров и сельскохозяйственного инвентаря.

В ответ на заботу пролетарского государства основная часть крестьянства усилила свою продовольственную и иную помощь рабочим и фронту. В порядке трудовой повинности крестьяне заготовляли дрова, торф и доставляли топливо на предприятия, в больницы, школы, госпитали, на железные дороги, городские склады. Помощь трудового крестьянства в обеспечении промышленности сырьем, армии и городского населения продовольствием явилась важнейшим фактором, способствовавшим победе над интервентами и белогвардейцами. Эта помощь свидетельствовала о нерушимом военно-политическом союзе рабочих и крестьян, их готовности отстоять завоевания социалистической революции.

При Революционном военном совете республики (РВСР) был сформирован политотдел, который в апреле 1919 года, на основании решения VIII съезда, преобразовался в Главное политическое управление Красной Армии. Одновременно учреждалась должность Главнокомандующего Вооруженными Силами. Первым главкомом был назначен командующий Восточным фронтом И.И. Вацетис. Главком являлся членом РВСР и подчинялся ему. Но в вопросах ведения войны и обеспечения войск он был подчинен непосредственно ЦК РКП(б), правительству и Совету рабоче-крестьянской обороны во главе с В.И. Лениным.

IX съезд. IX съезд РКП(б) открылся  в Москве 29 марта 1920 года. Он сыграл  огромную роль в определении  задач восстановления и развития  экономики страны. Основным вопросом съезда был отчет ЦК, сделанный В.И. Лениным. Вождь партии дал глубокий анализ причин и значения побед Советского государства над интервентами и белогвардейцами за истекший год и обосновал задачи партии, Советского государства в период мирной передышки в области хозяйственного строительства.

Съезд определил и ближайшие хозяйственные задачи в области промышленности (в частности, топливной) и транспорта, а также других важных отраслей народного хозяйства. Принятый съездом единый хозяйственный план, предложенный В.И. Лениным, был первым в истории перспективным планом развития народного хозяйства, научно обоснованным и рассчитанным на создание производственно-технической базы социализма.

В связи с возможностью нового натиска интервентов и остатков внутренних сил контрреволюции IX съезд партии уделил большое внимание дальнейшему строительству и укреплению боевой мощи Красной Армии.

Решения съезда партии горячо приветствовали и одобрили партийные организации и все трудящиеся страны. На основе решений IX съезда рабочие, крестьяне и лучшая часть советской интеллигенции горячо принялись за восстановление народного хозяйства. В восстановлении топливной промышленности и транспорта активное участие приняла часть войск, временно переведенных на положение трудовых армий.

X съезд. X съезд РКП(б) состоялся  в марте 1921 года. На нем была  полностью одобрена ленинская  платформа и приняты разработанные  В.И. Лениным тезисы «О роли  и задачах профсоюзов». Съезд  осудил фракционную деятельность  троцкистов, «рабочей оппозиции»  и «децистов». В решении «О единстве партии» съезд потребовал роспуска всех фракций и группировок и указал, что фракционная деятельность несовместима с пребыванием в РКП(б).

Съезд принял резолюцию «О замене разверстки натуральным налогом». Это важнейшее решение знаменовало переход от политики «военного коммунизма» к новой экономической политике. Дальнейшее обоснование новая экономическая политика получила в работе В.И. Ленина «О продовольственном налоге». Решениях X и XI партконференций, IX Всероссийского съезда Советов и законодательных актах Советского государства.

XI съезд. Состоявшемуся в марте  – апреле 1922 года XI съезду партии  принадлежит важнейшая роль в  дальнейшем осуществлении новой  экономической политики. Съезд отметил, что на основе новой экономической политики укрепилась смычка между городом и деревней. Успешно развивался социалистический сектор в промышленности. Итоги первого года нэпа открыли для нашей страны новые возможности для строительства социализма.

Наступление могло быть успешным только при условии дальнейшего укрепления союза рабочих и крестьян при руководящей роли рабочего класса. На осуществление этой главной задачи были направлены все решения XI съезда РКП(б).

 

2.2 Органы Центрального комитета

 

Центральный комитет (ЦК) РСДРП (б) – РКП (б) – ВКП (б) – КПСС – формально высший орган большевистской (коммунистической партии) в промежутках между съездами партии, на которых он избирался. Фактически, на всем протяжении советской истории, высший орган государства. Вместе с тем реальная роль ЦК в принятии важнейших решений и реальном управлении страной менялась в различные исторические периоды.  Всегда состоял из двух частей: членов и кандидатов в члены ЦК. Впервые был избран на VII конференции в апреле 1917года в количестве девяти членов (Зиновьев Г.Е., Каменев Л.Б., Ленин В.И., Милютин В.П., Ногин В.П., Свердлов Я.М., Смилга И.Т., Сталин И.В., Федоров Г.Ф.) и четырех кандидатов (Бубнов А.С., Глебов- Авилов Н.П., Правдин А.Г., Теодорович И.А.). В последующие годы избирался на каждом съезде. До XII съезда количественный состав ЦК составлял от 23 (VII съезд) до 46 человек (XI съезд).            Кроме ЦК, значительную роль в политической жизни страны в двадцатые годы играла Центральная контрольная комиссия (ЦКК). Она была создана в 1920 году как орган, призванный защищать нормы партийной демократии и бороться с бюрократизмом в рядах партии. В первый состав ЦКК входили 7 человек. Трое (Дзержинский Ф.Э., Муранов М.К., Преображенский Е.А.) были избраны на IX партконференции, четверых должны были определить парторганизации Москвы, Петрограда, Иваново-Вознесенска и Нижнего Новгорода.       В реальных условиях двадцатых годов, кроме заботы о чистоте партийной морали, ЦКК сыграла значительную роль в борьбе с инакомыслием в партии под флагом недопущения «групповщины и фракционности».           Еще один центральный орган партии – Центральная ревизионная комиссия. Ее задачей являлся прежде всего контроль за финансовой отчетностью органов партийных комитетов и предприятий (газет, издательств и т.д.), а также проверка быстроты и правильности работы с документами.           Но регулярная деятельность ревизионной комиссии наладилась не сразу. Только на XI съезде, 2 апреля 1922 года, было впервые принято Положение «О Центральной ревизионной комиссии». Им предусматривалось и создание местных ревизионных комиссий. На протяжении нескольких лет состав ЦРК оставался постоянным: Д.И. Курский, В.П. Ногин, И.И. Скворцов-Степанов. С течением времени количество ее членов постепенно увеличивалось.           Фактическое же руководство партией, а через нее и страной, на протяжении многих лет было сосредоточено в руках исполнительных органов ЦК – Оргбюро, Секретариата, Политбюро – и Генерального секретаря ЦК.          Организационное бюро (Оргбюро) ЦК ведало прежде всего подбором и расстановкой кадров. Впервые термин «Оргбюро» был зафиксирован в протоколе заседания ЦК 6 августа 1917 года. Как исполнительный орган ЦК оно возникло 16 января 1919 года для подготовки VIII съезда партии. В резолюции VIII съезда «По организационному вопросу» было записано, что Оргбюро состоит из 5 членов ЦК, заседает не реже трех раз в неделю, направляет всю организационную работу партии и отчитывается перед пленумами ЦК.          Секретариат ЦК возник в 1917 году, после VII (апрельской) партконференции. Обязанности секретаря выполняла Е.Д. Стасова, не бывшая членом ЦК и организовывавшая всю техническую работу: переписку с местными парторганизациями, подбор работников и т. п. После VI съезда бал образован Секретариат из пяти членов ЦК. Всей организационной работой партии (Секретариатом) в этот период руководил Я.М. Свердлов.  Решения Оргбюро и Секретариата ЦК могли быть отменены Политбюро ЦК. Политическое бюро (Политбюро) ЦК формально считалось высшим исполнительным органом ЦК, создаваемым для руководства всей партии между Пленумами ЦК.       Впервые Политбюро было образовано на заседании ЦК 10 октября 1917 года как временный орган для политического руководства вооруженным восстанием.        Резолюции VIII съезда «По организационному вопросу» было предусмотрено создание Политбюро из пяти членов ЦК для принятия решений «по вопросам, не терпящим отлагательства». Политбюро должно было каждые две недели отчитываться перед Пленумом ЦК. 25 марта 1919 года Пленум ЦК впервые избрал его постоянный состав.    На деле уже к началу 20-х годов Политбюро превратилось в высший орган руководства всей жизнью советского государства. На его заседаниях принимались решения не только по важнейшим вопросам внутренней и внешней политики, но и вполне конкретные постановления о назначении советских, хозяйственных, судебных работников, предрешались приговоры судов и обсуждались просьбы о помиловании, направлявшиеся в адрес Президиума ЦИК и т. п. Решения Политбюро были обязательны для всех партийных, советских, хозяйственных и общественных организаций.  В Политбюро ЦК на протяжении советской истории входили руководители центрального партийного аппарата, важнейших государственных ведомств, представители ряда крупнейших партийных организаций. Начиная с 20-х годов на его заседаниях председательствовал Генеральный ( первый) секретарь ЦК.     Генеральный секретарь (генсек) ЦК – формально высший руководитель аппарата коммунистической партии, избиравшийся на Пленуме ЦК и ответственный перед ним. Фактически, на протяжении многих десятилетий, руководитель советского государства с почти неограниченными полномочиями. Впервые должность была установлена Пленумом ЦК 3 апреля 1922 года. Им был избран И.В. Сталин.      Таким образом, на основании вышеизложенного сделаем вывод:

6 марта 1918 года на VII съезде партии  РКП (б) в результате горячей дискуссии съезд осудил предательскую позицию «левых коммунистов» и троцкистов. 30 голосами против 12 при 4 воздержавшихся была принята ленинская революция о войне и мире.       VIII съезд РКП(б) состоялся в марте 1919 года. На нем был определен прочный союз со средним крестьянством и его вовлечение в строительство социализма. На этом съезде была утверждена новая Программа партии, разработанная В.И. Лениным.        IX съезд РКП(б) открылся в Москве 29 марта 1920 года. Он сыграл огромную роль в определении задач восстановления и развития экономики страны. Основным вопросом съезда был отчет ЦК, сделанный В.И. Лениным. X съезд РКП(б) состоялся в марте1921 года. На нем была полностью принята ленинская платформа и приняты разработанные В.И. Лениным тезисы «О роли и задачах профсоюзов».       XI съезд РКП(б) состоялся в марте-апреле 1922 года ему принадлежит важнейшая роль в дальнейшем осуществлении новой экономической политики. Съезд отметил, что на основе новой экономической политики укрепилась смычка между городом и деревней. Успешно развивался социалистический сектор в промышленности.         

2.3 Сравнительный анализ формирования  партийной системы на современном  этапе и в годы становления  советской власти.

 

Партийные системы представляют собой совокупность устойчивых связей и отношений партий различного типа друг с другом, а также с государством и иными институтами власти. Партийные системы противостоят апартийным, т.е. таким формам организации политической власти, где-либо совсем не существует партийных объединений, либо их наличие имеет сугубо декларативный характер (как это было, например, в СССР, Албании, а сегодня также на Кубе, в Северной Корее).    Партийная система России прошла три основных этапа в своём развитии.            Первый (1905-1917) -- характеризовался многопартийностью в условиях думской монархии. К октябрю 1917 года в России действовало 15 общенациональных и не менее 35 региональных политических партий. По некоторым источникам, в стране существовало более 75 политических партий и организаций партийного типа.       Для второго (1917-1990) -- была характерна однопартийность. Как отмечают политологи, установление однопартийной системы в советском обществе произошло скорее под давлением обстоятельств, чем в результате заранее разработанного плана.         Третий этап (1990-настоящее время), начавшийся с отмены монопольного господства в политической системе общества одной партии (КПСС), характеризуется бурным становлением и развитием многопартийности в современной Российской Федерации.   Тип возникшей в годы первой русской революции партийной системы можно лишь с известной долей условности. Ведь речь идет о ее становлении в условиях авторитарного режима. В результате революции и гражданской войны, в период 1917-1920 гг. - уже начался процесс формирования однопартийной политической системы. В нем можно было бы выделить, по крайней мере, следующие этапы: октябрь 1917 - лето 1918 гг.; лето 1918 - 1920 гг.             На первом этапе в деятельности политической системы участвовали десятки политических партий, существовали многопартийные Советы, сохранялось многообразие местных органов власти и двухпартийное правительство.            На втором этапе значительно сузились границы деятельности продолжавших существовать нескольких десятков политических организаций, господствовали чрезвычайные органы власти, правительство стало однопартийным.           В период гражданской войны исчезли или значительно сузились многие объективные предпосылки для существования развитых политических партий и организаций.        После февральской революции все партии полевели, а монархические партии и организации, по существу, прекратили политическую деятельность, начался процесс перерастания поляризованной партийной системы в многопартийную систему с ограниченным плюрализмом. Процесс этот вырабатывался не только в сокращении числа реально действовавших партий, но и главным образом во временном усилении роли центризма в политической жизни страны в целом и во внутренней жизни ведущих партий путем сдвига идейных позиций к центру политического спектра и полному устранению из него крайне правых сил.        В этот период характерно наличие целого ряда процессов на территории всей России, выступающих как тенденции формирования однопартийной политической системы:        - сокращение количества политических партий и общественно-политических организаций;          - изменение взаимодействия большевистской партии и Советов, и других органов власти и государственных органов, жесткий централизм власти, соединение партийных и государственных органов;    - сокращение партийных изданий небольшевистских партий;   - объективное распространение в период гражданской войны чрезвычайных органов власти, которые строились на основе партийных комитетов разного уровня.          В то же время в этот период сохранялись и элементы многопартийной политической системы.           - наличие небольшевистской партийной печати;     - сохранение других политических партий и возможность образования новых;             - формальная возможность участвовать в выборах для ряда политических партий в советские органы.      В результате мы можем говорить в этот период лишь о начале формирования однопартийной политической системы Советской России, т.е. о складывании для этого ряда базовых политических и социокультурных элементов.            Таким образом, начиная с февральской революции и до конца гражданской войны протекал процесс складывания целого ряда элементов однопартийной политической системы в России.  Осенью 1917 г. объективно, по расстановке социально-политических сил могла быть реализована радикально-демократическая альтернатива путем создания однородного правительства из социалистических партий и избрания демократическим путем народного представительства в лице Учредительного собрания. Инициатива формирования такой системы государственного управления Россией исходила от левоцентристских групп меньшевистской и эсеровской партий; на определенном отрезке времени осенью 1917 г. ее поддержали и большевики. Однако ультрарадикальная позиция большевистского лидера Ленина и его сторонников, громадная политическая воля и уверенность в возможности осуществления своей идеологической доктрины в условиях нарастания революционно-анархической стихии обусловили в конечном итоге иной характер развития событий - большевики узурпировали власть. Меньшевики и эсеры хотели стать «третьей силой», большевики хотели остаться единственной силой. Задача «третьего пути» - не как противопоставления друг другу, а как единства действий социалистических партий и групп посредством компромиссов, взаимных уступок, расширения демократии - так и осталась нерешенной.

Таким образом, в СССР, при тоталитарном режиме, в условиях административно-командной системы, сложилась безальтернативная однопартийная система.       Отечественный опыт показывает, что длительная монополизация властных функций одной партией крайне отрицательно сказывается на обществе: сковывается демократия, народ отчуждается от власти, а власть - от народа, устраняется возможность соревновательности в политической жизни. Монополия на власть создает простор для произвола, развращает носителей властных полномочий и разрушает гражданское общество.  В настоящее время в РФ в условиях перехода к гражданскому обществу и демократическому государству формируется многопартийность. Не следует, однако, идеализировать многопартийную систему. В ней тоже есть свои слабости и недостатки, и это отмечают зарубежные политологи, изучавшие ее в течение многих лет изнутри. И все-таки надежды и перспективы демократизации общества сегодня во многом связываются именно с многопартийностью.         Особенности партийной системы современной России выражаются не только в утрате политических позиций партиями, исповедующими либеральные ценности и цели. Она заключается и в наличии партии - политического доминанта ("Единая Россия"), представляющей собой сложный сплав представителей законодательной и исполнительной власти в качестве ее лидирующей социальной группы и генератора партийных идеологем, при отсутствии серьезной и системной оппозиции. Проблемы так называемой партии власти широко освещались в литературе. Так, С.В. Устименко и А.Ф. Иванов выделяют три аспекта ответа на вопрос, почему в России не сформировалась до сих пор полноценная партийная система, представляющая партии, способные и получить социальную поддержку, и поставить под контроль высшую государственную бюрократию. Во-первых, сама политическая система - сочетание президентского правления и многопартийности - не благоприятствует формированию партийной системы. Во-вторых, само гражданское общество недостаточно развито, чтобы сформировать влиятельные политические институты, с которыми власти хочешь не хочешь, а пришлось бы считаться. В-третьих, и сами партии, по-видимому, пока не были готовы взять на себя ответственность за формирование партийного правительства. При этом в качестве главной проблемы партии власти указанные авторы определяют зависимость от государственной бюрократии, которая ее и формирует.      С учетом изложенного можно сделать вывод о том, что проблема демократичности партийной системы, демократичности политических партий современной России охватывает вопросы, касающиеся: 1) соответствия демократическим критериям построения политических партий сверху; 2) эффективности и возможности создания политических партий не обществом, а государством; 3) социальных перспектив существующей партии власти; 4) соотношения партии власти и оппозиционных партий как фактора, обусловливающего устойчивость политической системы и ее глобальную конкурентоспособность.        Вопрос о соответствии демократическим критериям современного партийного строительства приобретает все более высокую остроту и болезненность для Российского государства. Сегодня медленно и трудно начинает уходить в прошлое тот исторический период, когда в условиях неразвитости гражданского общества необходимо было выбирать между построением политических партий нашим государством и созданием российских политических партий на основе серьезной и небескорыстной зарубежной поддержки. То, что сейчас происходит в сфере партийного строительства, трудно именовать демократией, но вполне можно обозначить как российский путь к демократии, большая часть которого пока не пройдена.

Информация о работе Становление государственности в Советской России