Специальные налоговые режимы для субъектов малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 13:19, контрольная работа

Краткое описание

кк

Файлы: 1 файл

kontrolnaya «ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».doc

— 139.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Филиал в г. Уфе

 

 

 

Кафедра экономики и социального управления

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: «ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

 

 

 

на тему: «Специальные налоговые режимы для субъектов малого предпринимательства.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СТУДЕНТКИ  4 КУРСА  заочного ОТДЕЛЕНИЯ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ « Гос. и муниципальное управление»

Ф.И.О.(студента):

Дубовцева Д.А

РАБОТУ ПРОВЕРИЛ:

Ф.И.О.(преподавателя):

Гималетдинова Ю.А.

ОЦЕНКА:______________________

 

 

 

 

Уфа 2013

 

Содержание.

 

 

 

 Введение…………………………………………………………………………

Сущность налога…………………………………………………………….

Специальные налоговые режимы для субъектов малого предпринимательства……………………………………………………………..

Упрощенная система налогообложения…………………………………….

Налогоплательщики единого налога………………………………………

Объект налогообложения…………………………………………………..

Облагаемая база……………………………………………………………..

Порядок исчисления и уплаты налога……………………………………..

Заключение…………………………………………………………………..

Литература…………………………………………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВДЕНИЕ 
 
    Специальные налоговые режимы для субъектов малого предпринимательства на примере единого налога на вмененный доход (ЕНВД) – эта тема на сегодняшний день является, на наш взгляд, наиболее актуальной, поскольку рассматривает и затрагивает такие, на первый взгляд, противоречивые проблемы, которые стоят перед налоговой системой в настоящее время как максимально возможное увеличение налоговых платежей в бюджет (одновременно с повышением собираемости налогов) и ослабление налогового бремени.  Для российского предпринимателя является актуальным и вопрос трудности выполнения сложных и многочисленных требований по оформлению налоговых платежей, учету и отчетности.  
 
   Целью данной работы является прослеживание механизма взимания единого налога на вмененный доход, эффективность применения данного налога на практике и перспектива развития налога. 
 
   Осуществление поставленной цели вызвало необходимость решения следующих задач: 
 
    - изучить теоретические основы и нормативно-правовую базу, регулирующую процесс взимания единого налога на вмененный доход; 
 
    - выявить проблемы, встречающиеся в практике применения единого налога на вмененный доход; 
 
    - провести необходимый анализ взимания единого налога на вмененный доход с физических и юридических лиц; 
 
    - показать перспективу развития единого налога на вмененный доход, предложить свои рекомендации. 
 
   Одной из серьезнейших проблем Российской экономики в переходный период ее развития является недостаток у государства финансовых ресурсов, вызванный в определяющей мере низким поступлением налогов в бюджеты всех уровней. Без выполнения комплекса мероприятий по повышению собираемости налогов невозможно осуществить структурную перестройку российской экономики, повысить инвестиционную активность, решить назревшие социальные проблемы в обществе. 
 
   Совершенно очевидно, что повышение фискальной направленности налоговой реформы по отношению к тем предприятиям, которые исправно платят или, по крайней мере, пытаются платить налоги, является делом бесперспективным, мало того, практика показала, что для этой категории плательщиков необходимо снизить налоговое бремя. 
 
   В этих условиях основное внимание и законодательной и исполнительной власти и фискальных органов должно быть направлено именно на тех, кто всеми правдами и неправдами скрывает свои доходы. В первую очередь речь идет о предприятиях, фирмах и предпринимателях, работающих в сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, занимающихся ремонтно-строительными и другими видами деятельности. Это в основном представители малого бизнеса и индивидуальные предприниматели. 
 
   Принятый в конце 1995 г. Федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности» для таких предприятий не обеспечивал в должной мере решение задач наиболее полного учета объектов обложения предпринимателей и малых предприятий, поскольку особенности их деятельности (работа с наличными деньгами без кассовых аппаратов и др.) не позволяли их контролировать налоговыми органами в необходимой степени, вследствие чего не были ликвидированы условия для ухода от уплаты налогов и развития теневого бизнеса. В связи с этим и было принято решение о введение особого режима налогообложения отдельных предприятий и предпринимателей, установления внешнего дохода. Это решение является, с одной стороны, целью увеличения налоговых поступлений, а с другой, - упрощение процедур расчета и сбора налогов. 
 
   Максимально возможное увеличение налоговых платежей в бюджет и ослабление налогового бремени на современном этапе развития налоговой системы является весьма актуальным. А упрощение изъятия налога: техники исчисления, методик, инструкций также можно отнести к числу актуальных и коньюктурных тем. Во многом требованиям актуальности отвечает самый массовый и простой в понимании единый налог на вмененный доход, введенный законом РФ от 24.07.2002 г. № 104 – ФЗ "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности". 
 
    Предметом исследования является единый налог на вмененный доход, порядок, сроки его уплаты в Российской Федерации и иные особенности взимания налога. 
 
  Теоретической и методологической основой исследования курсовой работы послужили труды отечественных экономистов по вопросам применения единого налога на вмененный доход, материалы периодической печати. В работе использованы законодательные и нормативные акты.

Сущность единого налога на вмененный доход 
   По данным МНС РФ, к началу 2002 г. во всех регионах введен единый налог на вмененный доход, в то время как на упрощенную систему перешло менее 3% малых предприятий с долей налоговых поступлений менее 1%. 
 
  Вмененный доход – это потенциально возможный доход налогоплательщика, рассчитанный с учетом совокупности фактов, непосредственно влияющих на его получение, и используемый для расчета единого налога по установленной ставке. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) с 1 января 2003 г. регулируется гл. 26.3 НК РФ «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности». 
 
  В соответствии с законодательством с 1 января 2006 г. порядок введения ЕНВД, виды предпринимательской деятельности и коэффициент К устанавливаются нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. 
 
  Организации и индивидуальные предприниматели, получившие право на ЕНВД, обязаны встать на учет в налоговой инспекции не позднее 5 дней с момента начала осуществления бизнеса по этой системе налогообложения. Если организация имеет обособленные подразделения, то они должны зарегистрироваться во всех инспекциях, по месту нахождения которых они ведут «вмененную» деятельность, даже если эти инспекции находятся в одном субъекте РФ. Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками ЕНВД, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством.

Специальные налоговые режимы для субъектов малого предпринимательства 
  Специальные налоговые режимы введены Федеральным законом от 29 декабря 2001 г. и включены в раздел VIII Налогового кодекса РФ. Они предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену совокупности налогов одним налогом.  
 
  Малого бизнеса непосредственно касаются главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» (введена Федеральным законом от 24 июля 2002 г№ 104-ФЗ), 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» (введена тем же Федеральным законом), 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)» (введена Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. № 147-ФЗ) и 26.4 «Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции». 
 
  Эти специальные налоговые режимы получили право на освобождение от налогов: 
 
·        для организации – на прибыль организаций, на имущество организаций, а также ЕСН и НДС (кроме НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ), которые им заменены единым налогом, исчисленным по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период; 
 
·        для индивидуальных предпринимателей – на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности), на имущество физических лиц  (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности), а также ЕСН (с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, выплат и иных вознаграждений, исчисляемых ими в пользу физических лиц) и НДС (за исключением НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ). Указанные налоги заменены единым налогом, исчисленным по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период. 
 
  Кроме того, в соответствии с законодательством индивидуальные предприниматели уплачивают страховые сборы на обязательное пенсионное страхование. 
 
  Все остальные действующие налоги и сборы оплачиваются субъектами в соответствии с общим режимом налогообложения. 
 
  Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, сохраняется порядок ведения кассовых операций и представления статистической отчетности. 
 
   
 
Упрощенная система налогообложения 
 
  Упрощенная система налогообложения (УСН) действует с 1 января 2003 г. и регулируется ст. 346.11 – 346.25 гл. 26.2 НК РФ. Методические рекомендации по применению этой главы утверждены приказом МНС РФ от 10 декабря 2002 г. № БГ-3-22/706. 
 
  Право перехода к УСН или возврат к общему режиму налогообложения с 1 января 2006 г. предоставляется всем организациям и индивидуальным предпринимателям (при определенных условиях) добровольно. Однако при переходе на УСН существует перечень субъектов, которые в соответствии с действующим законодательством не могут перейти на УСН. К ним относятся: 
 
·        организации, имеющие филиалы и (или) представительства; 
 
·        банки и страховщики; 
 
·        негосударственные пенсионные фонды; 
 
·        инвестиционные фонды; 
 
·        профессиональные участники рынка ценных бумаг; 
 
·        ломбарды; 
 
·        организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, добычей и реализацией полезных ископаемых; 
 
·        организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом, и некоторые другие. 
 
  С 1 января 2006 г. к этим организациям добавлены: 
 
·        бюджетные учреждения; 
 
·        иностранные организации, имеющие обособленные подразделения в России; 
 
·        адвокатские кабинеты. 
 
  При переходе организаций и индивидуальных предпринимателей на УСН установлены следующие ограничения: 
 
  1. Для организаций их доход от реализации за девять месяцев того года, когда подается заявление о переходе, не должен превышать 11 млн руб. (без НДС). 
 
  При подаче заявки на переход на УСН с 1 января 2007 г. предельный доход должен быть повышен до 15 млн руб., хотя в 2006 г. работать на УСН смогут только те, чей доход за девять месяцев не превысил 11 млн руб. Причем в установленный доход теперь включаются внереализационные доходы, а также учитывается коэффициент – дефлятор (устанавливается ежегодно Правительством РФ на календарный год, учитывает изменения потребительских цен на товары (работы, услуги) за предыдущий календарный год). Кроме того, при определении дохода, если организация платит ЕНВД, не включаются поступления, облагаемые налогом на вмененный доход. 
 
  2. Средняя численность работников организаций и индивидуальных предпринимателей за отчетный (налоговый) период определяется федеральным органом исполнительной власти, она не должна превышать 100 человек. 
 
  3. Остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов у организаций, определяемая в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете, не должна превышать 100 млн рублей. Причем учитываются основные средства и материальные активы те, которые признаются амортизируемым имуществом. 
 
  Организации и индивидуальные предприниматели, пожелавшие перейти с общего режима налогообложения на УСН, подают заявление в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщик переходит на УСН, в налоговый орган по месту нахождения (месту жительства). В заявлении указывается размер доходов за девять месяцев текущего года. До начала налогового периода налогоплательщик выбирает объект налогообложения. 
 
  Налогоплательщики, применяющие УСН, не имеют права перейти на иной режим налогообложения до окончания налогового периода. 
 
  Организации, которые до перехода на УСН при расчете налога на прибыль использовали метод начислений, при переходе на УСН выполняют следующие правила: 
 
  1) на дату перехода включают в налоговую базу суммы денежных средств, полученные до перехода на УСН в оплату по договорам, исполнение которых налогоплательщик осуществляет после перехода; 
 
  2) не включают в налоговую базу денежные средства, полученные после перехода на УСН, если они включены в доходы при расчете налоговой базы по налогу на прибыль; 
 
  3) не вычитают из налоговой базы денежные средства, уплаченные после перехода на УСН в оплату расходов организации, если такие расходы до перехода на УСН были учтены при расчете налоговой базы по налогу на прибыль. 
 
  Если по итогам налогового (отчетного) периода налогоплательщик нарушит установленные ограничения, он лишится режима упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено нарушение. 
 
  Налогоплательщик утрачивает право применения УСН, если по итогам отчетного (налогового) периода его доход, подсчитанный обычным порядком (ст. 346.15 НК РФ) с учетом сумм денежных средств, полученных до перехода на УСН в оплату по договорам, исполнение которых налогоплательщик осуществляет после перехода на УСН, и денежных средств, полученных после перехода на УСН, если они были включены в доходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, превысил 20 млн руб. Организации, для которых прекратился режим УСН, уплачивают налоги и сборы по общему режиму налогообложения, как будто они вновь созданные организации. Однако они не уплачивают пени и штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных платежей. В данном случае налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения в течение 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода. 
 
  При желании налогоплательщик может возвратить с УСН на общий режим налогообложения, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он наметил перейти на общий режим. Возврат на УСН возможен, но не ранее чем через один год после того, как он утратил право применения УСН.    
 
Налогоплательщики единого налога 
 
  Налогоплательщики УСН – организации, в том числе предприятия малого бизнеса, и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в установленном порядке. При этом организация должна соответствовать следующим критериям: 
 
·        по итогам девяти месяцев того года, в котором она подает заявление о переходе на упрощенную систему, ее доход от реализации не должен превысить 15 млн руб. (без НДС). Указанная величина предельного размера доходов подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в России за предыдущий год, а также на коэффициенты-дефляторы, которые применялись ранее. Коэффициент-дефлятор определяется и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном федеральным Правительством; 
 
·        у нее не должно быть филиалов и представительств; 
 
·        она не должна производить подакцизные товары, а также добывать и реализовывать полезные ископаемые, за исключением общераспространенных ископаемых; 
 
·        она не должна заниматься игорным бизнесом; 
 
·        она не должна быть участником соглашений о разделе продукции; 
 
·        она не должна быть переведена на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также на уплату единого сельскохозяйственного налога; 
 
·         доля непосредственного ее участия в других организациях не может превышать 25%. Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты – не менее 25%; 
 
·        Средняя численность ее работников за налоговый (отчетный) период не должна превышать 100 человек; 
 
·        Стоимость ее собственного амортизируемого имущества не должна превышать 100 млн руб. 
 
  Некоторым аналогичным критериям должен соответствовать и индивидуальный предприниматель. Вместе с тем следует отметить, что для предпринимателей ограничение по доходам, полученным от предпринимательской деятельности (15 млн руб.), для перехода на упрощенную систему обложения не установлено. Таким образом, при соблюдении иных установленных условий предприниматели вправе перейти на упрощенную систему независимо от размера полученных ими доходов за указанный период. 
 
  Нетрудно заметить, что упрощенная система может применяться субъектами малого предпринимательства. 
 
  Определен закрытый перечень организаций, которые по характеру своей деятельности или в зависимости от ряда иных условий упрощенную систему обложения применять не могут. Не вправе применять упрощенную систему: 
 
·        банки; 
 
·        страховщики; 
 
·        негосударственные пенсионные фонды; 
 
·        инвестиционные фонды; 
 
·        профессиональные участники рынка ценных бумаг; 
 
·        ломбарды; 
 
·        частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований; 
 
·        организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции; 
 
·        организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период превышает 100 человек; 
 
·        организации, у которых остаточная стоимость основных средств и НМА превышает 100 млн руб. Учитываются основные средства и НМА, которые подлежат амортизации и признаются и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 НК РФ; 
 
·        бюджетные учреждения; 
 
·        иностранные организации, имеющие филиалы, представительства и иные обособленные подразделения на территории России и др. 
  Организации и предприниматели, переведенные на уплату ЕНВД по одному или нескольким видам деятельности, вправе применять упрощенную систему в отношении иных осуществляемых ими видов деятельности. При этом установленные  ограничения по численности работников и стоимости основных средств и НМА по отношению к таким организациям и предпринимателям определяются исходя из всех осуществляемых ими видов деятельности. 
 
  Переход на упрощенную систему – уведомительный, а не разрешительный. Действующие организации и предприниматели, изъявившие желание перейти на эту систему, подают заявление в налоговый орган с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему. Вновь созданные организации (зарегистрированные предприниматели) вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему в пятидневный срок с даты постановки на налоговый учет. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель вправе применять упрощенную систему с даты постановки их на налоговый учет. 
 
  Организации и индивидуальные предприниматели, которые в соответствии с законодательством субъектов РФ до окончания текущего календарного года перестали быть налогоплательщиками ЕНВД, вправе на основании заявления перейти на упрощенную систему с начала того месяца, в котором была прекращена их обязанность по уплате ЕНВД. 
 
  Вернуться к иному режиму обложения плательщики не вправе до окончания налогового периода. Если по итогам отчетного (налогового) периода доходы плательщика превысили 20 млн руб. или в течение этого периода допущено несоответствие перечисленным выше требованиям, такой плательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы с начала того квартала, в котором допущено указанное превышение или несоответствие указанным требованиям. 
 
  Указанная величина предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающая его право на применение упрощенной системы, подлежит индексации. 
 
  Плательщик должен уведомить налоговую инспекцию только в случае перехода на иной режим обложения (в течение 15 дней после отчетного периода, в котором его доход превысил установленные ограничения), а по умолчанию считается использующим упрощенную систему и далее. 
 
  Плательщик, перешедший с упрощенной системы на иной режим обложения, вправе вновь перейти на упрощенную систему не ранее чем через два года после того, как он утратил право на применение упрощенной системы. 
 
Объект налогообложения 
 
  Объектом налогообложения признаются: 
 
·        доходы; 
 
·        доходы, уменьшенные на величину расходов. 
 
  Выбор объекта осуществляется самим налогоплательщиком, за исключением случаев, когда плательщик является участником договора простого товарищества или договора доверительного управления имуществом (когда в качестве объекта обязательно применяются доходы, уменьшенную на величину расходов). Объект не может меняться плательщиком в течение трех лет применения упрощенной системы. 
 
  Выбор того или иного варианта обуславливается экономической целесообразностью: если у плательщика большие суммы расходов, на которые можно уменьшить для целей налогообложения доходы, то он остановится на втором варианте; если таких расходов немного, то приемлем первый вариант. 
 
  Организации при определении объекта обложения учитывают следующие доходы: 
 
·        доходы от реализации; 
 
·        внереализационные доходы. 
 
  Не учитываются в составе доходов доходы в виде полученных дивидендов, если их налогообложение произведено налоговым агентом. 
 
  Предприниматели при определении объекта учитывают доходы, полученные от предпринимательской деятельности. 
 
  При определении объекта обложения плательщик уменьшает полученные доходы на следующие расходы: 
 
  1) расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств; 
 
  2) расходы на приобретение НМА, а также их создание самим 
 
      налогоплательщиком; 
 
  3) расходы на ремонт основных средств; 
 
  4) арендные (лизинговые) платежи; 
 
  5) материальные расходы; 
 
  6) расходы на оплату труда; 
 
  7) расходы на обязательное страхование работников и имущества, включа 
 
      страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, взносы на 
 
      обязательное социальное страхование от несчастных случаев на 
 
      производстве и профессиональных заболеваний; 
 
  8) суммы НДС по оплаченным товарам (работам и услугам), 
 
      приобретаемым плательщиком и подлежащим включению в состав 
 
      расходов; 
 
  9) проценты, уплачиваемые за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов), а также расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями; 
 
 10) арендные платежи за арендуемое имущество; 
 
 11) расходы на командировки; 
 
 12) плата государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление документов; 
 
 13) расходы на аудиторские услуги; 
 
 14) расходы на канцелярские товары; 
 
        15) расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные 
 
                 услуги, расходы на оплату услуг связи; 
 
 16) расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания; 
 
 17) расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем; 
 
 18) расходы на подготовку и  освоение новых производств, цехов и 
 
       агрегатов; 
 
 19) суммы налогов и сборов, уплаченных в соответствии с федеральным налоговым законодательством; 
 
           20) расходы на выплату комиссионных, агентских вознаграждений по договорам поручения; 
 
 21) расходы на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию; 
 
 22) расходы на проведение (в установленных случаях) обязательной оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налоговой базы; 
 
 23) плата за предоставление информации о зарегистрированных правах; 
 
 24) судебные расходы и арбитражные сборы; 
 
 25) расходы на подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате налогоплательщика на договорной основе; 
 
 26)  другие расходы.  
 
  Расходы на приобретение (сооружение, изготовление) ОС, а также расходы на приобретение (создание самим плательщиком) НМА принимаются в следующем порядке: 
 
         1) в отношении приобретенных (сооруженных, изготовленных) ОС в период применения упрощенной системы – с момента их ввода в эксплуатацию; 
 
         2) в отношении приобретенных (созданных самим налогоплательщиком) НМА в период применения упрощенной системы – с момента их принятия на бухгалтерский учет; 
 
        3) в отношении приобретенных (сооруженных, изготовленных) ОС, а также приобретенных (созданных самим налогоплательщиком) НМА до перехода на упрощенную систему стоимость ОС и НМА включается в расходы в следующем порядке: 
 
       - в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования до трех лет включительно – в течение одного года применения упрощенной системы налогообложения; 
 
       - в отношении ОС и НМА со сроком полезного использования от 3 до 15 лет включительно в течение первого года применения упрощенной системы – 50% стоимости, второго года – 30% стоимости и третьего года – 20% стоимости; 
 
       - в отношении ОС и НМА со сроком полезного использования свыше 15 лет  в течение 10 лет применения упрощенной системы равными долями стоимости ОС. 
 
  При этом в течение налогового периода расходы принимаются за отчетные периоды равными долями. 
 
  Если плательщик применяет упрощенную систему с момента постановки на налоговый учет, стоимость ОС и НМА принимается по первоначальной стоимости этого имущества, определяемой в порядке, установленном законодательством о бухгалтерском учете. 
 
  Если плательщик перешел на упрощенную систему с иных режимов налогообложения, стоимость ОС и НМА учитывается в порядке, установленном пп. 2.1 и 4 ст. 346.25 НК РФ. 
 
  Определение сроков полезного использования ОС осуществляется на основании утверждаемой федеральным Правительством классификации ОС, включаемых в амортизационные группы. Сроки полезного использования ОС, которые не указаны в данной классификации, устанавливаются плательщиком в соответствии с техническими условиями или рекомендациями организаций-изготовителей. 
 
  ОС, права на которые подлежат государственной регистрации, учитываются в расходах с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав. Указанное положение в части обязательности выполнения условия документального подтверждения факта подачи документов на регистрацию не распространяется на ОС, введенные в эксплуатацию до 31 января 1998 г. 
 
  Определение сроков полезного использования НМА осуществляется в соответствии с главой 25 НК РФ. 
 
  В случае реализации (передачи) приобретенных (сооруженных, изготовленных, созданных самим плательщиком) ОС и НМА до истечения трех лет с момента учета расходов на их приобретение (сооружение, изготовление, создание самим налогоплательщиком) в составе расходов в отношении ОС и НМА со сроком полезного использования свыше 15 лет – до истечения 10 лет с момента их приобретения (сооружения, изготовления, создания самим плательщиком) плательщик обязан пересчитать налоговую базу за весь период пользования такими объектами с момента их учета в составе расходов на приобретение (сооружение, изготовление, создание самим плательщиком) до даты реализации (передачи) с учетом положений главы 25 НК РФ и уплатить дополнительную сумму налога и пени. 
 
  Важно иметь в виду, что при этом в состав ОС и НМА включаются лишь объекты, которые признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 НК РФ. 
 
  Расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты. При этом расходы учитываются в составе расходов с учетом следующих особенностей: 
 
1)     материальные расходы, а также расходы на оплату труда – в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета плательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности – в момент такого погашения. Аналогичный порядок применяется в отношении оплаты процентов за пользование заемными средствами и при оплате услуг третьих лиц. При этом расходы по приобретению сырья и материалов учитываются в составе расходов по мере их списания в производство; 
 
2)     расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, - по мере реализации указанных товаров. 
 
3)     расходы на оплату налогов и сборов – в размере, фактически уплаченной плательщиком. При наличии задолженности по уплате налогов и сборов расходы на ее погашение учитываются в составе расходов в пределах фактически погашенной задолженности в те отчетные (налоговые) периоды, когда плательщик погашает указанную задолженность; 
 
4)     расходы на приобретение (сооружение, изготовление) ОС, а также расходы на приобретение (создание самим плательщиком) НМА отражаются в последний день отчетного (налогового) периода. При этом указанные расходы учитываются только по оплаченным объектам, используемым для предпринимательской деятельности; 
 
5)      при выдаче налогоплательщиком продавцу в оплату приобретаемых товаров (работ, услуг) или имущественных прав векселя расходы по приобретению указанных товаров (работ, услуг) или имущественных прав учитываются после оплаты указанного векселя. При передаче налогоплательщиком продавцу в оплату приобретаемых товаров (работ, услуг) или имущественных прав векселя, выданного третьим лицом, расходы по приобретению указанных товаров (работ, услуг) или имущественных прав учитываются на дату передачи указанного векселя за приобретаемые товары (работы, услуги) или имущественные права. Указанные расходы учитываются исходя из цены договора, но не более суммы долгового обязательства, указанной в векселе. 
 
  При определении доходов и расходов при упрощенной системе налогообложения не учитываются суммовые разницы, если по условиям договора обязательство (требование) выражено в условных денежных единицах. 
 
Облагаемая база 
 
  Облагаемая база определяется в зависимости от формы облагаемого объекта: 
 
·        если объектом обложения являются доходы, налоговой базой признается денежное выражение доходов; 
 
·        если объектом обложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, то налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов. 
 
  При этом доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода (календарного года) [5, 421]. 
 
  Практика показывает, что довольно часто плательщики умышленно занижают облагаемую базу. В главе 26.2 НК РФ предусмотрен способ, призванный обеспечить минимальную сумму налоговых поступлений при упрощенной системе обложения и исключить уклонение плательщиков от платежей единого налога. Этой цели служит уплата так называемого минимального налога. Он уплачивается лишь плательщиками, применяющими в качестве объекта обложения доходы, уменьшенные на величину расходов. Минимальный налог исчисляется за налоговый период по ставке 1% от налоговой базы, которой в данном случае признается облагаемы доход. Минимальный налог уплачивается, если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога: 
 
        0,15(Д – Р) < 
0,01Д, 
 
где Д – облагаемые доходы; 
 
     Р – расходы, уменьшающие доходы для целей налогообложения; 
 
     0,015(Д – Р) – сумма налога, исчисленная в общем порядке по ставке 15%       от налоговой базы, которой являются облагаемые доходы, уменьшенные на величину расходов; 
 
    0,01Д – минимальный налог, исчисленный по ставке 1% от налоговой базы, которой являются облагаемые доходы. 
 
  При этом плательщик вправе в следующие налоговые периоды включить сумму разницы между суммой уплаченного минимального налога и суммой налога, исчисленной в общем порядке [0,01Д – 0,15(Д – Р)], в расходы при исчислении налоговой базы, в том числе увеличить сумму убытков, которые могут быть перенесены на будущее, в порядке, предусмотренном в главе 25 НК РФ. 
 
  Убыток, полученный плательщиком при применении общего режима обложения, не принимается при переходе на упрощенную систему, а при применении упрощенной системы – при переходе на общий режим. Иными словами, исключается учет убытка при смене режима обложения. 
 
  Минимальный налог является не дополнительным налогом помимо единого налога, а, по существу, лишь формой единого налога. Минимальный налог обеспечивает минимальные гарантии для работников по их пенсионному, социальному и медицинскому обеспечению, так как вся сумма минимального налога направляется по установленным нормативам в соответствующие социальные внебюджетные фонды. Уплата минимального налога должна производиться по итогам налогового периода. 
 
  Другими словами, на плательщика, избравшего в качестве объекта обложения доходы, уменьшенные на величину расходов, возложена обязанность по итогу налогового периода, определить: 
 
·        сумму единого налога в соответствии с общим порядком; 
 
·        сумму минимального налога. 
 
  Только в том случае, когда сумма исчисленного минимального налога превышает сумму единого налога, исчисленного в соответствии с общим порядком, плательщик должен уплатить минимальный налог. Минимальный налог не исчисляется по итогам отчетных периодов. 
 
  Налогоплательщики, переведенные по отдельным видам деятельности на уплату ЕНВД, ведут раздельный учет доходов и расходов по разным специальным налоговым режимам. При невозможности разделения расходов при исчислении налоговой базы по налогам, исчисляемым по разным специальным режимам, эти расходы распределяются пропорционально долям доходов в общем объеме доходов, полученных при применении указанных специальных режимов. 
 
  Налоговые ставки имеют следующие значения: 
 
·        если объектом обложения являются доходы – 6%; 
 
·        если объектом обложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, – 15%. 
Порядок исчисления и уплаты налога 
 
  Порядок исчисления и уплаты налога предусматривает, что сумма налога по итогам налогового периода определяется плательщиком самостоятельно. 
 
  Плательщики, облагающие доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа, исходя из фактических доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода, с учетом ранее уплаченных платежей. Сумма налога (авансовых платежей), исчисленная за налоговый (отчетный) период, уменьшается на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. При этом сумма налога (авансовых платежей) не может быть уменьшена более чем на 50%. 
 
  Плательщики, облагающие доходы, уменьшенные на величину расходов, исчисляют сумму авансового платежа, исходя из фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода, с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей. 
 
  Ранее исчисленные суммы авансовых платежей по налогу засчитываются при исчислении сумм авансовых платежей по налогу за отчетный период и суммы налога за налоговый период. 
 
  Авансовые платежи уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. 
 
  Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период: 
 
·        организациями – не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, по итогам отчетного периода – не позднее 25 дней со дня окончания отчетного периода; 
 
·        индивидуальными предпринимателями – не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по итогам отчетного периода – не позднее 25 дней со дня окончания отчетного периода. 
 
  Суммы налога зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных и внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством. Так, согласно ст. 48 БК РФ (утратила силу по закону от 20.08.2004 г.) доходы от уплаты налога при применении упрощенной системы распределялись органами Федерального казначейства по уровням бюджетной системы по следующим нормативам отчислений: 
 
·        в федеральный бюджет                                         - 30%; 
 
·        бюджеты субъектов Федерации                          - 15%; 
 
·        местные бюджеты                                                 - 45%; 
 
·        бюджеты федерального фонда ОМС                  - 0,5%; 
 
·        бюджеты территориальных фондов ОМС          - 4,5%; 
 
·        бюджеты ФСС                                                       - 5%. 
 
  В городах Москве и Санкт-Петербурге доходы от уплаты налога при  применении упрощенной системы распределялись по несколько иным нормативам: 
 
·        в федеральный бюджет                                          - 30%; 
 
·        бюджеты этих городов                                           - 60%; 
 
·        бюджеты федерального фонда ОМС                    - 0,5%; 
 
·        бюджеты территориальных фондов ОМС            - 4,5%; 
 
·        бюджет ФСС                                                            - 5%. 
 
  Доходы от уплаты минимального налога при применении упрощенной системы распределялись по следующим нормативам отчислений: 
 
·        в бюджет ПФР                                                        - 60%; 
 
·        бюджет федерального фонда ОМС                      - 2%; 
 
·        бюджеты территориальных фондов ОМС           - 18%; 
 
·        бюджет ФСС                                                           - 20%. 
 
  Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату в счет предстоящих платежей плательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату плательщику. При этом зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления плательщика по решению налогового органа. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате. 
 
  В случае возникновения у плательщиков обязанности по уплате минимального налога по итогам налогового периода суммы ранее уплаченных ими за истекшие отчетные периоды квартальных авансовых платежей единого налога подлежит возврату этим плательщикам, либо зачету в счет предстоящих им авансовых платежей по единому налогу за следующие отчетные периоды, или по согласованию с территориальными органами Федерального казначейства – зачету в счет предстоящих платежей минимального налога.      
 
  Плательщики обязаны вести налоговый учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в Книге учета доходов и расходов, утверждаемой Минфином РФ.  
 
  Организациями налоговая база исчисляется в особом порядке при смене режима обложения – при переходе с иных режимов на упрощенную систему и с упрощенной системы на  иные режимы. При переходе на упрощенную систему организации, которые до перехода на упрощенную систему при исчислении налога на прибыль использовали метод начислений, выполняют следующие правила: 
 
1)     на дату перехода на упрощенную систему в базу включаются суммы денежных средств, полученные до перехода на упрощенную систему в оплату по договорам, исполнение которых плательщик осуществляет после перехода на упрощенную систему; 
 
2)     не включаются  в налоговую базу денежные средства, полученные после перехода на упрощенную систему, если по правилам налогового учета по методу начислений эти суммы были включены в доходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль; 
 
3)     расходы, осуществленные организацией после перехода на упрощенную систему, признаются расходами, вычитаемыми из налоговой базы, на дату их осуществления, если оплата таких расходов была осуществлена до перехода на упрощенную систему, либо на дату оплаты, если оплата была осуществлена после перехода организации на упрощенную систему; 
 
4)     не вычитаются из налоговой базы денежные средства, уплаченные после перехода на упрощенную систему в оплату расходов организации, если до перехода на упрощенную систему такие расходы были учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль. 
 
  При переходе на упрощенную систему организации, применяющей ЕНВД, в налоговом учете на дату перехода отражается остаточная стоимость приобретенных (сооруженных, изготовленных) ОС и приобретенных (созданных) НМА, которые оплачены до перехода на упрощенную систему, в виде разницы цены приобретения (сооружения, изготовления, создания) ОС и НМА и суммы амортизации за период применения системы обложения в виде ЕНВД. 
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 
   Рассмотрев и изучив специальные налоговые режимы для субъектов малого предпринимательства на примере единого налога на вмененный доход, мы также изучили основные проблемы, с которыми сталкивается налогоплательщик при уплате данного налога, выяснили какие субъекты в соответствии с действующим законодательством могут перейти на УСН, выяснили, что является объектом налогообложения, от чего зависит налоговая база, какова налоговая ставка, что признается налоговым периодом, и дали понятие единого налога на вмененный доход, тем самым достигнув определенную нами цель нами цель и решив поставленные задачи. 
 
   За прошедшие годы малое предпринимательство постоянно сталкивается с множеством трудностей, которые заставляют его действовать сообразно складывающейся ситуацией и нередко вне правового  поля, придумывать хитроумные схемы занижения налогов или вовсе ухода от их уплаты. 
 
   Субъекты малого предпринимательства являются стабильным источником налоговых поступлений, важнейшим способом преодоления дотационности местных бюджетов, малое предпринимательства является необходимым и неотъемлемым субъектом рынка. Очередным шагом для дальнейшего развития данного сектора рынка, а также логичным продолжением упрощенной системы налогообложения является закон  "О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности". 
 
   Федеральный закон "О едином налоге на вмененный доход" носит рамочный характер, т.е. определяет основные принципы налогообложения организации и  индивидуальных предпринимателей занимающихся  определенными видами деятельности. Закон принимается, прежде всего, для того, что бы привлечь к уплате единого налога на вмененный доход организаций и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью в сфере розничной торговли, общественного питания бытового и транспортного обслуживания – то есть таких налогов, которые значительную часть расчетов покупателями осуществленной в наличной форме, где налоговый контроль значительно затруднен. 
 
   Закон "О едином налоге на вмененный доход" является очередным шагом для снижения налогового бремени и его равномерного распределения среди налогоплательщиков, а также для увеличения поступлений доходов в бюджет и платежей во внебюджетные фонды от налогоплательщиков. 
 
    Законодательным, исполнительными органами власти субъектов РФ предоставлены полномочия по его установлению и введению в действие нормативно-правовыми актами в соответствии с федеральным законом. на своих территориях. К началу 2000г. законодательные фонды 70 субъектов РФ ввели на своих территориях единый налог на вмененный доход. 
 
   Введение единого налога в ряде субъектов РФ субъектов РФ сопряжено с типичными проблемами, связанными с неурегулированностью ряда положений федерального и регионального законодательства непосредственно оказывающих негативное влияние на взаимоотношение плательщиков единого налога на вмененных доход с показателями органами государственными внебюджетными фондами и государством, в целом.  
 
   С введением этого налога предприятия и предприниматели попадают в более современную и здоровую правовую среду, что в свою очередь должно исключить серьезные  и налоговые нарушения. 
 
   Единый налог не всегда зависит от реального объема бизнеса, что при прочих равных условиях позволяет легализовать и в меньшей степени зависит от произвола чиновников и контролеров. Он позволяет упразднить малоэффективную работу налоговых органов по выездной и камеральной проверкам самой многочисленной группы налогоплательщиков по количеству и не столь значащей по объемам уплаченным налогов и сосредоточить усилия на других направлениях работ, и в частности проверке крупных и средних плательщиков. 
 
   Единый налог на вмененный доход правильные налоговые взаимоотношения с бюджетом тех субъектов рынка, где трудно контролировать реальный оборот. В этой связи эффективность введения закона в наибольшей степени должна проявиться в крупных промышленных и торговых центрах, больших городах. 
 
    Введение единого налога предпринимателями только приветствовали. Уплата нескольких налогов одним платежом, упрощение отчетности казалось удобным и выгодным. Но нельзя забывать о тех, кто столкнулся с рядом проблем. Прежде всего, исправленным по многим категориям плательщиков является средний коэффициент доходности, исчисленный на основе данных бухгалтерского учета и статистики. Торговые организации занимают лидирующее положение среди плательщиков единого налога на вмененный доход, при всех равных коэффициентах и параметрах один магазин торгует продуктами, другой спиртными напитками, третий мехами и золотом.             Главной задачей является - установление справедливого (с точки зрения государства и предпринимателей) порядка определения величины насоса, является создание корректирующей методики расчета временного дохода, которая должна учитывать как правовой статус предпринимателя, так и виды его деятельности. 
 
   Обобщая все выше сказанное, хотелось бы отметить, что введение единого налога взамен нескольких существующих, ликвидации обязательности приобретения патента, простота расчета налога по результатам хозяйственной деятельности, охват всей совокупности малых предприятий упрощенным налогообложения, значительное сокращение операций бухгалтерского  учета позволит не только остановить сокращение численности малых предприятий, но и, по мнению предпринимателей, стать стимулирующим фактором для развития малого бизнеса. 
 
 
ЛИТЕРАТУРА 
 
  1. А.Б. Блескин «Единый налог на вмененный доход: проблемы и пути        совершенствования // Налоговый Вестник № 10 2005. 
 
2.     В.Я. Горфинкель «Малый бизнес» - М.: -  ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 
 
3.     В.Д. Павлик «ЕНВД для определенных видов деятельности// Консультант 2007. 
 
4.     В.Т. Пансков «Налоги и налогообложение в РФ: Учеб. пособие для вузов – М.: Книжный мир, 2008. 
 
5.     Д.В. Швандар «Малый бизнес» - М.: -  ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 
 
6.     Е.Н. Евстегнеев. Основы налогообложения и налогового права: Учеб.   пособие – М.: ИНФРА-М, 2006. 
 
7.     И.В. Караваева. Налоговое регулирование рыночной экономики: Учеб. пособие для вузов – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 
 
8.     М.А. Лапуста. Малое предпринимательство – М.: Учеб. пособие для вузов, 2005. 
 
9.     Н.В. Миляков. Налоги и налогообложение: Учеб. – М.: ИНФРА-М, 2007. 
 
10. П.А. Ерошина «ЕНВД как авансовая форма уплаты налога» -М.: ИНФРА-М, 2006. 
 
11.  Налоговый кодекс РФ от 1 апреля 2008. 
 
12.  «Упрощенная система налогообложения», введена ФЗ от 24 июля 2002 г. № 104-ФЗ. 
 
13.  «Специальные налоговые режимы для субъектов малого предпринимательства» введены Федеральным законом от 29.12.2001 г. и включены в раздел VIII НК РФ.

 

 

 

 


 



Информация о работе Специальные налоговые режимы для субъектов малого предпринимательства