Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2015 в 19:07, курсовая работа
В повседневной жизни каждого человека нередко возникает вопрос, как правильно поступить в различных ситуациях на работе, в общественных местах, дома, в семье, или, иначе говоря, как согласовать свои поступки с интересами общества, государства, других людей. Ответ на вопрос о допустимом, желательном и должном поведении в подавляющем большинстве случаев мы получаем из сложившихся в обществе социальных норм, в которых в общей форме аккумулируется опыт многих поколений людей. Среди них моральные, правовые, политические, эстетические, корпоративные, религиозные обычаи, традиции, привычки, нравы, деловые обыкновения, обряды, ритуалы, требования этикета, корректности, приличия. Нормы - это определённые стандарты, образцы, эталоны, модели поведения участников социального общения. Без них невозможно никакое человеческое общежитие, тем более функционирование таких сложных образований, как государство, общество.
Конечно, этим основанные на различия противоречия между правом и обычаем противоречия не исчерпываются. Положительное право не отменило обычаи, а лишь дополнило их. Вместе с этим это дополнение стало само источником новых противоречий между нормами положительного права и обычаями. Как показывает исторический опыт многих народов, это противоречие может порой достигать острого конфликта, при разрешении которого вместе с положительным правом меняется и форма государства. Таким примером могут служить государства Средней Азии, которым насильно было навязано советское право. Возникший в результате конфликт между правом и местными обычаями привел к созданию двух форм правления: официальной – республики и неофициальной – монархии.
Обычаи же и это необходимо отметить, более устойчивы, более консервативны. Например, обычай иметь собственность, несмотря на длительные гонения в России, сохранился при различных трансформациях правовой системы. Положительное право наоборот, более изменчиво: оно реагирует на все значительные изменения в обществе, оно более лабильно, гибко и существенно меняется при сменах форм государства, в частности это связано с формой правления и политическим режимом. Например, при переходе от монархии к республике, от тотального к демократическому политическому режиму.17
Традиции – близки к обычаям и во многом идентичны им. Однако их создание не обязательно с существованием соответствующей нормы, а возникает на базе распространения, какого – либо поведения, воспринятого тем или иным коллективом либо обществом в целом. Как и обычая традиции опираются не только на поддержку общественного мнения, но и на психологические факторы – стремление людей следовать общепринятому поведению, боязнь осуждения со стороны окружающих.
Существует точка зрения, что нравственные законы заложены в самой природе человека. Внешне они проявляются в зависимости от той или иной жизненной ситуации, в которой оказывается индивид. Другие же категорически утверждают, сто нормы нравственности – это требования, обращенные к человеку извне.
Видимо, нет оснований проводить водораздел между индивидуальным и социальным характером нравственных требований, поскольку в них органически переплетаются элементы того и другого. Ясно одно, что любая социальная норма имеет общий характер, и в этом смысле она адресуется не к конкретному индивиду, а ко всем или к большей группе индивидов. Социальные нормы регулируют не внутренний мир человека, а отношения между людьми. Однако не следует упускать из виду индивидуальные аспекты нравственных требований. В конечном счете, реализация норм права зависит от нравственной зрелости человека, прочности его моральных воззрений, социальной ориентированности его индивидуальных интересов. И здесь первостепенную роль играют такие индивидуализированные моральные категории, как, совесть, долг, которые направляют человека в русло социальной нравственности. Внутренне убеждение индивида в нравственности или безнравственности своего поступка в значительной мере определяет и его социальную значимость.18
Единство правовых норм и норм морали, как единство всех социальных норм цивилизованного общества, основывается на общности социально- экономических интересов, культуры общества, приверженности людей к идеалам свободы и справедливости.
Нормы права и социальные нормы органически взаимодействуют между собой. Они взаимообуславливают, дополняют и взаимообеспечивают друг друга в регулировании общественных отношений. Объективная обусловленность такого взаимодействия определяется тем, что правовые законы воплощают в себе принцип гуманизма, справедливости, равенства людей. Другими словами, законы правового государства воплощают в себе высшие моральные требования современного общества.
Точная реализация правовых норм означает одновременно воплощение в общественную жизнь требований морали. В свою очередь, нормы морали оказывают активное влияние на создание и реализацию правовых норм. Требования общественной нравственности всемерно учитываются нормотворческими государственными органами при создании правовых норм. Особо важную роль моральные нормы играют в процессе применения норм права компетентными органами при решении конкретных юридических дел. Так, правильное юридическое решение судом вопросов об оскорблении личности, хулиганстве и др. во многом зависит от учета моральных норм, действующих в обществе.
Моральные установления оказывают благотворное воздействие на точную и полную реализацию правовых норм, на укрепление законности и порядка. Нарушение правовой нормы вызывает естественное моральное осуждение со стороны нравственно зрелых членов общества. Обязанность соблюдать нормы права есть моральный долг всех граждан правового государства.
Таким образом, право активно содействует утверждению прогрессивных моральных представлений в обществе. Нормы морали, в свою очередь, наполняют право глубоким нравственным содержанием, содействуя эффективности правового регулирования, одухотворяя действия и поступки участников правоотношений нравственными идеалами.19
1.5. Взаимодействие норм права и социальных норм.
Взаимодействие норм права и социальных норм – обоюдный процесс, оно не является односторонним воздействием одного явления на другое. Учитывая это, можно выделить следующие формы взаимодействия права и иных социальных норм:
Во-первых, нормы права могут поддерживать действие иных социальных норм.
Во-вторых, нормы права могут учитывать в своем составе иные социальные нормы. Например, уголовная ответственность за ношение оружия не распространяется нате случаи, когда оружие является традиционным элементом национального костюма; общенародные, наиболее распространенные праздники фиксируются в трудовом законодательстве в качестве выходных дней, и т.д.
В-третьих, нормы права могут вытеснять некоторые социальные нормы. Например, законодательно запрещаются обычаи кровной мести, похищения невесты.
2. Влияние на нормы права иных социальных норм.
Во-первых, некоторые социальные нормы могут поддерживать нормы права.
Во-вторых, некоторые социальные нормы используются в процессе реализации и применения права. Например, закон в ряде случаев ссылается на обычаи как источники права.
В-третьих, некоторые социальные нормы помогают уяснить содержание норм права. Например, такие оценочные понятия законодательства, как «аморальный поступок», соблюдение профессиональной этики и т. п. могут быть поняты только с учетом содержания других социальных норм.
Особую сложность представляет собой вопрос о возможных коллизиях между правовыми и иными социальными нормами.
При противоречии норм права и иных социальных норм приоритетным действием всегда обладают нормы права. Однако не все так просто. Всегда нужно помнить о том, что нормы права должны исходить из тех же социальных предпосылок, что и иные социальные нормы. При помощи правовых запретов можно воздействовать на негативные отклонения от нормального состояния общественных отношений. Однако возможности правового воздействия на иные социальные нормы ограничены. Отнюдь не все социальные нормы можно вытеснить с помощью норм правовых. Неприятие юридических нововведений большей частью общества приведет, в лучшем случае, к массовым уклонениям от соблюдения предписания правовых норм, а то и к массовому противоправному поведению. Общеизвестно, что любой массовидный процесс сам по себе уже становится нормой. Воздействовать на нарушителей юридических норм можно только в том случае, если они составляют незначительную часть общества, состоящего в целом из законопослушных граждан. В противном случае не помогут не правовые предписания, ни государственное принуждение. Управление, основанное на принуждении, недолговечно и потенциально конфликтно. Оптимальным вариантом является взаимодополняемость права и
-16-
иных социальных норм. Вот почему так важно для юристов уяснить место права в
социальном регулировании и его взаимодействие с другими нормами - все это должно быть учтено в процессе правотворчества и отражено в правовых нормах. В противном случае правовые нормы будут недолговечны, а, следовательно, и неэффективны. Законодатель может пойти явный конфликт правовой и иной регуляции только в исключительных случаях, когда для этого существуют действительно веские социальные причины. В таких редких случаях (и при соблюдении условий эффективности правовых норм) авторитет права и сила его особых средств воздействия позволяет добиться приоритета правовых норм.20
Любое влияние права на поведение людей охватывается понятием правовое воздействие. Правовое воздействие осуществляется в двух формах:
- информационном действии права,
- ценностно-ориентационном
2. правовое регулирование - это осуществляемое при помощи особой системы правовых средств упорядочивающее воздействие права на общественные отношения. Признаки правового регулирования состоят в том, что оно, во-первых, специфично для права, т.е. свойственно только праву, а, во-вторых, осуществляется при помощи специальной системы правовых средств, именуемой механизмом правового регулирования. Правовое регулирование представляет собой процесс, протекающий во времени; в нем есть определенная последовательность, которая фиксируется в стадиях правового регулирования.21
Глава 2.Исторический процесс формирования социальных норм.
2.1. Формирование правосознания и его последующее развитие.
Теория государства и права традиционно исследуют такие категории, как понятие, сущность, структура правосознания, его функции и соотношение правосознания с правом и его роль в механизме правового регулирования общественных отношений в целом. В юридической литературе даже сложилось мнение, в частности Хутыз М.А. и Сергиенко П.Н. утверждают, «…что наряду с такими чётко обособленными частями науки как теория права и теория государства, относительно самостоятельное значение имеет и теория правосознания». 22
Сознание возникает в процессе любой деятельности и проявляется в ней. Поэтому функции или назначения правового сознания могут быть понятны из результатов деятельности субъектов.
Познавательной функции соответствует определённая сумма юридических знаний, являющихся результатом интеллектуальной деятельности и выражающихся в понятии «правовая подготовка».
Оценочная функция вызывает определённое отношение личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики. Эмоциональное отношение выражается в определении значимости полученных знаний в конкретной ситуации или на будущее с точки зрения индивида, группы, общества. Ценным признаётся то, что служит объектом желания и целей деятельности, сто подвергается выбору и предпочтению в ряду других явлений.
В содержание правосознания входят четыре основных вида оценочных отношений: к праву и законодательству (его принципам, нормам, институтам); к правовому поведению окружающих и к объектам деятельности (преступности, преступлениям, преступникам); к правоохранительным органам (прокуратуре, суду, юстиции, органам внутренних дел, их деятельности); к своему правовому поведению (самооценка).
В результате практической реализации ценностного отношения с участием воли, выполняющей роль энергетического двигателя, возникает новое образование – интеллектуально – эмоционально – волевое, именуемое правовой установкой. Под установкой понимается тенденция или предрасположенность личности определённым образом воспринимать и оценивать информацию, процессы, явления и готовность действовать в отношении их в соответствии с этой оценкой. В своей совокупности эти установки организуются в систему ценностных ориентаций, основанных на системе убеждений. Доминирующие установки определяют направленность личности, её жизненную позицию и характеризуют содержательную сторону ценностных ориентаций. Соответственно, по словам В.В.Лазарева «правовая ориентация – это совокупность правовых установок индивида или общности (группы, коллектива), непосредственно формирующих внутренний план, программу деятельности в юридически значимых ситуациях. 23
По утверждению В.И.Каминской и ряда других авторов, регулятивная функция правосознания осуществляется посредством правовых установок и ценностно-правовых ориентаций, синтезирующих в себе все иные источники правовой активности. Результат этой регуляции – поведенческая реакция в виде правомерного или противоправного поведения. 24
Правовая подготовка людей не исчерпывается их формальными юридическими знаниями. Можно обладать знаниями, но не уметь ими пользоваться.
Экспериментальные исследования правосознания различных групп и слоев населения показали, что центральным компонентом правосознания, определяющим соответствие поведения (деятельности) нормам права, являются ценностные отношения к закону.
Правосознание существует «до», «после» права и «параллельно» с ним и является, во – первых, его источником, отражающим объективные потребности развития общества, во – вторых, одним из обязательных механизмов (инструментов) реализации, воплощения в жизнь, в – третьих, средством оценки соответствия поведения (деятельности) нормам права.
Будучи в известном смысле непосредственным источником права, правосознание находит своё выражение в правовых актах, оказывает воздействие на сам процесс и результат правотворчества. Через правовое сознание и благодаря именно ему законодатель, как говорил Гегель, «улавливает дух своей эпохи» и отражает его в правовых актах.