Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 08:08, реферат
Важнейшим средством организации общественных отношений являются социальные нормы: нормы права, нормы морали, нормы общественных организаций, нормы традиций, обычаев и ритуалов. Эти нормы обеспечивают наиболее целесообразное и гармоничное функционирование общества в соответствии с потребностями его развития.
Социальные НОРМЫ - это правила, регулирующие поведение людей и деятельность организаций в их взаимоотношениях.
Понятие и признаки социальных норм
Важнейшим средством организации
общественных отношений являются социальные
нормы: нормы права, нормы морали,
нормы общественных организаций, нормы
традиций, обычаев и ритуалов. Эти
нормы обеспечивают наиболее целесообразное
и гармоничное функционирование
общества в соответствии с потребностями
его развития.
Социальные НОРМЫ - это правила, регулирующие
поведение людей и деятельность организаций
в их взаимоотношениях.
Как отмечалось ранее, потребность в социальных
нормах возникла на самых ранних ступенях
развития человеческого общества в связи
с необходимостью урегулировать поведение
людей общими правилами. При помощи социальных
норм достигается наиболее целесообразное
взаимодействие людей, решаются задачи,
которые не под силу отдельному человеку.
Социальные нормы характеризуются рядом
признаков:
1. Социальные нормы являются правилами
поведения людей. Они указывают, какими
должны или могут быть человеческие поступки
по мнению определенных коллективов людей,
различных организаций или государства.
Это образцы, в соответствии с которыми
люди сообразуют свое поведение.
2. Социальные нормы - это правила поведения
общего характера (в отличие от индивидуальных
правил). Общий характер социальной нормы
выражается в том, что ее требования относятся
не к конкретному лицу, а ко многим людям.
В силу данного свойства предписание нормы
должно исполняться всякий раз каждым,
кто окажется в сфере ее действия.
3. Социальные нормы - это не только общие,
но и обязательные правила поведения людей
в обществе. Не только правовые, но и все
другие социальные нормы являются обязательными
для тех, к кому они относятся. В необходимых
случаях обязательность социальных норм
обеспечивается принуждением. Поэтому
к лицам, нарушающим требования социальных
норм, в зависимости от характера нарушения
могут быть применены меры государственного
или общественного воздействия. Если лицо
совершило нарушение правовой нормы, то
к нему применяются меры государственного
принуждения. Нарушение же требований
моральной нормы (аморальный поступок)
может повлечь за собой применение мер
общественного воздействия: общественного
осуждения, порицания и других мер.
Благодаря указанным признакам социальные
нормы становятся важным регулятором
общественных отношений. Они активно воздействуют
на поведение людей и определяют его направление
в различных жизненных ситуациях.
Обычай – это социальная норма, сформировавшаяся в обществе с целью регулирования наиболее стойких общественных отношений и ставшая обязательной в результате многократного повторения в течении длительной человеческой деятельности; некоторые действия людей в определенных ситуациях настолько повторяются, что становятся привычками, традициями и считаются обязательными.
Обычаи – это правила, наиболее отвечающие обществу с присущими ему производительными силами и производственными отношениями – первобытному строю, рабовладельческому и феодальному. В современном обществе они регулируют менее важные стороны социальной жизни. Обычай, как любое социальное правило, указывает на необходимое поведение и предполагает определенные меры общественного воздействия в случае их нарушения: от высмеивания и публичного презрения до более тяжких наказаний в виде физического принуждения – в первобытных общинах, кровной мести или лишения жизни – в первых государственных формациях.
Обычай может соответствовать юридическим нормам или расходиться с ними. Когда обычай соответствует праву, он облегчает применение права, его соблюдение. В рабовладельческом и феодальном государстве обычай является источником права.
Санкционирование обычая государством
состоит в том, что компетентные
государственные органы в определенных
случаях при решении дел
Мораль – система исторически складывающихся и развивающихся норм, взглядов, принципов, убеждений, которые возникают из потребности согласования интересов друг с другом и обществом и регулируют отношения людей друг к другу, к обществу, государству, семье, коллективу, окружающим на основе моральных ценностей. Моральные ценности – это добро, ответственность, справедливость, достоинство, свобода, честность и т.п. Мораль охватывает все или почти все сферы жизни: экономику, право, политику и др. С помощью морали согласовывается поведение личности с интересами общества, преодолевается противоречие между ними.
Между нормами морали (моралью) и
юридическими нормами (правом) есть много
общих черт, но в то же время они
имеют и существенные различия. Их
отличительные особенности
Право и мораль различаются, прежде всего, по способам их установления, формирования, по источникам. Юридические нормы создаются либо санкционируются государством, им же отменяются, дополняются либо изменяются. В этом смысле государство является политическим творцом положительного права; правотворчество – его исключительная прерогатива и одна из основных функций. Право поэтому выражает не просто волю народа или социальной группы, а его государственную волю, выступает не просто регулятором, а особым государственным регулятором общественных отношений.
По-другому складывается мораль. Ее
нормы создаются не государством
непосредственно, а обществом. Они
постоянно возникают и
Право и мораль различаются по методам их обеспечения.
Если право создается
Нормы морали соблюдаются добровольно, обеспечиваются внутренним убеждением, общественным мнением.
Право и мораль различаются по форме их выражения, фиксации. Юридические нормы закрепляются в специальных юридических актах государства (законах, указах, постановлениях), группируются по отраслям и институтам, систематизируются для удобства пользования в соответствующие кодексы, сборники, уставы, составляющие в целом обширное и разветвленное законодательство.
Нравственные нормы не имеют подобных четких форм выражения. Они содержаться в сознании людей-участников общественной жизни. Их появление не связано с волей законодателей.
Право и мораль различаются по характеру и способам их воздействия на сознание и поведение людей. Если право регулирует взаимоотношения между субъектами с точки зрения их юридических прав и обязанностей, правомерного и неправомерного, законного и незаконного, то мораль подходит к человеческим поступкам с позиций добра и зла, похвального и постыдного, честного и бесчестного, благородного и неблагородного, совести, чести, долга и т.п.
Право и мораль различаются по характеру и порядку ответственности за их нарушение. Противоправные действия влекут за собой реакцию государства, т.е. не просто ответственность, а особую юридическую ответственность, причем порядок ее возложения строго регламентирован законом. Его соблюдение столь обязательно, как и соблюдение материальных юридических норм. Человек наказывается от имени государства, поэтому к юридической ответственности нельзя привлечь безосновательно.
Иные последствия вызывает нарушение нравственности. Четкой процедуры здесь нет. Наказание выражается в том, что нарушитель подвергается моральному осуждению, порицанию, к нему применяются меры общественного воздействия (выговор, замечание, исключение из организации и т.п.).
Право и корпоративные нормы
Отличительная особенность корпоративных
норм состоит в том, что они
принимаются объединениями
используют письменную форму изложения
– письменные акты, принятые в официально
установленном порядке
имеют значение для внутренней деятельности учреждения, акционерного общества или иной организации и обязательны только для членов этого объединения;
обеспечиваются
являются дополнительными по отношению к юридическим нормам, изданным государством.
Право и религиозные нормы
Право и религия – это системные регуляторы общественной жизни в прошлом и настоящем. Они могут находиться в состоянии взаимоподдержки и конфликта.
Взаимоподдержка названных социальных регуляторов проявляется в следующем.
Во-первых, и право, и религия воздействуют на один и тот же объект – поведение людей через их сознание и волю.
Во-вторых, в течение тысячелетий религия учит человека познавать религиозно-нравственные предписания – нормы, побуждающие повиноваться таким установкам, как «относись к другому как к самому себе», «не лжесвидетельствуй», «не укради» и другим. Регулярное соблюдение таких норм людьми приводит к «переводу» их в индивидуальное сознание, создает предпосылку для правомерного поведения, отвечающего требованиям права и законности.
В-третьих, надо иметь в виду, что существуют легальные и нелегальные религиозные организации. Церковь – особый тип самоуправляемой религиозной организации. Она объединяет единоверцев на основе общности вероучения и противопоставляет им иноверцев. В действительности, как подтверждает история, такие противопоставления, основанные на религиозных убеждениях, например, свойственных религиозному экстремизму, могут принимать крайние формы. Очевидно, право, юридические нормы в этом плане выступают значительным сдерживающим фактором, смягчают остроту противостояния, способствуют достижению определенного согласия договорным цивилизованным путем. Современная реальность подтверждает существование ортодоксальных религиозных направлений, отрицательно влияющих на личность, разрушающих ее ценностные ориентации, отношения с близкими людьми, причиняющих вред физическому и психическому здоровью людей.
Такого рода деятельность также основывается на определенных установках, нормах, принятых в религиозной секте, регулирующих отношения участников такого сообщества между собой и с иными лицами.