Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2015 в 19:07, курсовая работа
В повседневной жизни каждого человека нередко возникает вопрос, как правильно поступить в различных ситуациях на работе, в общественных местах, дома, в семье, или, иначе говоря, как согласовать свои поступки с интересами общества, государства, других людей. Ответ на вопрос о допустимом, желательном и должном поведении в подавляющем большинстве случаев мы получаем из сложившихся в обществе социальных норм, в которых в общей форме аккумулируется опыт многих поколений людей. Среди них моральные, правовые, политические, эстетические, корпоративные, религиозные обычаи, традиции, привычки, нравы, деловые обыкновения, обряды, ритуалы, требования этикета, корректности, приличия. Нормы - это определённые стандарты, образцы, эталоны, модели поведения участников социального общения. Без них невозможно никакое человеческое общежитие, тем более функционирование таких сложных образований, как государство, общество.
Степень и характер регулирующего влияния на общественные отношения позволяет выделить в системе нормативного регулирования наряду с правом следующие группы норм: обычаи, корпоративные нормы, религиозные нормы, мораль (нравственность).
Для понимания особенностей социального регулирования, измененный его качества, дифференциации и интеграции, его инфраструктуры принципиально важен начальный пункт, исходная точка, с которой началось его развитие, - социальное регулирование в первобытных обществах, еще «не оторвавшихся» от природы, от стихии естественно-природных сил (для них характерно присваивающее хозяйство) и еще не обретших самостоятельного, собственного развития.
Объединенные единой нормативной природой, все эти нормы характеризуется следующими общими чертами:
- представляют собой
- определяют границы должного
и возможного поведения, служат
ориентирами в выборе
- формируется в процессе
- преследуют достижение единых
целей – обеспечения порядка
и организованности в
Для понимания особенностей социального регулирования, изменений его качества, дифференциации и интеграции, его инфраструктуры принципиально важен начальный пункт, исходная точка, с которой началось его развитие, - социальное регулирование в первобытных обществах, еще «не оторвавшихся» от природы, от стихии естественно-природных сил (для них характерно присваиваюшее хозяйство) и еще не обретших самостоятельного, собственного.
В условиях лишь намечавшейся свободы отдельного человека в социальной жизни, суровой и жестокой борьбы людей за существование система социального регулирования, настроенная на сохранение и обеспечения оптимального функционирования «целого» - рода, племени, отличалась монолитностью, суровостью, а по нынешним меркам порой и жестокостью, сковывала индивидуальную инициативу, самодеятельность членов рода, не давала сколько-нибудь широких возможностей для их социальной активности. Она выступала в виде строгих, непререкаемых, безусловно обязательных (как и сама природная необходимость) мононорм-обычаев в силу длительного применения ставших привычкой, освящавшихся первобытной мифологией, религией и в следствии этого не нуждавшихся ни во внешнем объективировании (институционализации), ни в обеспечении при помощи специального аппарата принуждения.32
Однако то обстоятельство, что система социального регулирования складывалась из мононорм, вовсе не означает, что нормы-обычаи, в форме которых существовали мононормы, не отличались известными особенностями по своим регулятивным свойствам, в частности, по тому, как и в какой последовательности выражались в них запреты, дозволения, позитивные обязывания. В литературе уже отмечалось, что само формирование норм-обычаев исторически происходило так, что первоначально сформировались запреты. И лишь потом появились позитивные обязывания и дозволения. В этом отношении есть основания полагать, что как раз в специфике дозволений и запретов (а так же позитивных обязываний) и состоит важная особенность инфраструктуры социального регулирования первобытных обществ.33
Какие же моменты представляются здесь наиболее существенными?
Во – первых, это доминирование запретов, причем такое, которое придавало всей системе регулирования в общем запретительный характер. Повсеместно, во всех уголках нашей планеты, нормы поведения людей в первобытных обществах (в том числе и на начальном этапе их развития -праобществе) выступали преимущественно в виде табу. И хотя табу не сводились к одной лишь норме – запрету, в его основе все же лежал безусловное запрещение. 34
Во – вторых, это первичный характер запретов и входивших в их орбиту позитивных обязываний и «прав»: они являлись прямыми, ближайшими выражением социальных (биосоциальных) условий жизнедеятельности и, стало быть, естественными, непосредственно – социальными правами и обязанностями.
В – третьих, это предметность, казуистичность запретов, отсутствие в них обобщающих, интеллектуальных компонентов, сторон. Если табу потому и отличается от запрета, что охватывает известные духовно – идеологические моменты (представления о неотвратимой опасности при нарушении табу, чувство ужаса и страха перед этим), то сам запрет крепко привязан к строго определенному предмету реального или воображаемого мира.
Обобщающее интеллектуальные компоненты проникали в систему социального регулирования первоначального не путем придания мононормам и запретам более общего характера, не путем выработки принципов регулирования, а прежде всего путем придания нормативного характера мифам, сказкам, сагам, былинам и иным формам художественного общественного сознания.
В то же время надо видеть что регулятивно – общий характер первобытных норм – обычаев, когда они целиком, без всяких исключений, охватывали все случаи данного вида, всех членов группы (например, абсолютный запрет, выраженный в экзогамии), не был построен на какой – либо обобщающей идее, мысли, принципе, а был продиктован изначальностью запретов, их непосредственно – социальным характером.
Все вышеизложенное касается зарождения социальных норм как регулятора общественных отношений высказанных историками и правоведами. Теперь же хочется привести точку зрения О.Е. Кутафина на современное положение социальных норм и их определение в современном обществе.
О.Е Кутафин дает следующее определение социальным нормам. «Социальные нормы – это правила поведения, регулирующие отношения между людьми. Это своего рода образы, стандарты, масштабы поведения одного человека по отношению к другому. Социальные нормы учитывают интересы тех или иных групп и могут создаваться определенными социальными группами, хотя существует немало и общечеловеческих норм»35
Таким образом, как бы резюмируя все вышеизложенное, хочется сказать следующее: социальные номы зародились на заре человеческой цивилизации, и сопровождают его и по сей день. Однако социальные нормы тогда были лишь единственным регулятором общественных отношений, теперь же ситуация в корне изменилась, так как большинство отношений в обществе охвачено правовой нормой, но это ни в коем случае не значит, что социальные нормы с течением времени и развитием человеческого общества утратили свою актуальность. Вовсе нет. Они лишь приобрести несколько другое значение. Так как они напрямую связанны больше с психической стороной личности человека с его чувствами.
2.3. Влияние социальных норм на правосознание.
В пункте 2.3 моей работы мне хотелось бы проследить влияние социальных норм на правосознание общества. Формирование высокого уровня правосознания – необходимое условие эффективного процесса реализации социальных норм и права вообще, реализации прав, свобод и обязанностей личности. Так как жить в обществе и быть свободным от этих норм просто нельзя. Опыт развития цивилизованных обществ показывает, что добровольное выполнение своих общественных обязанностей есть непременное условие дальнейшего развития демократии, а сознание ответственности личности перед государством и обществом является одним из важнейших элементов правосознания, условием высокой реализации прав и свобод личности. Именно тогда уважение к праву и закону становится личным убеждением каждой личности и превращается в привычку и навык.
Появление нормативного регулирования – первый и один из наиболее значительных поворотных пунктов в становлении социального регулирования, знаменующий крупные изменения, качественный скачок в его развитии.36
При помощи общих правил оказывается возможным достигнуть единого, непрерывно действующего и вместе с тем экономичного порядка в общественных отношениях, подчинить поведение людей общим и одинаковым условиям, продиктованный требованиями экономики, власти, идеологии, всей социальной жизни. Резко сужаются возможности для господства случая и произвола. Тем самым с максимальной полнотой достигается главная цель социального регулирования – упорядочение всей социальной жизни, прежде всего приобретение ею общественной устойчивости и независимости от случая или произвола.
Весьма существенно, что нормативное регулирование затрагивает область общественного правосознания, связывается с ним, с существующей системой ценностей. Ведь всякая норма в обществе – это масштаб, критерий оценки будущих форм поведения, суждение о ценностях, обращённое в будущее и объективированное в том или ином виде.
Вся совокупность норм, посредством которых осуществляется регулирование поведения и деятельности, представляет собой систему нормативного регулирование Выявление места и роли права среди иных социальных регуляторов (норм) имеет большое значение для понимания его природы, определения возможностей и пределов регулятивного действия. А в свою очередь понимание и усиление роли права в жизни общества невозможно без высокого условия правосознания в обществе.
В настоящее время роль правового регулирования, том числе и социальных норм в России находится не на должном уровне. Как мне кажется не последнее значение в этом негативном процессе принадлежит низкому уровню правосознания в нашем обществе, и этому явлению, пожалуй, можно найти объяснение. Многие годы наша страна была закрыта от остального мира и тоталитарная система породила искажённую, слишком идеологизированную систему социальных норм. После того, как наша страна встала на путь демократических преобразований, началось активное отторжение норм советской морали, но заменить её более качественной зачастую не удавалось. В порыве отрицания анаферме порой предавалось всё (даже то, что могло бы с успехом послужить укреплению и демократических принципов).
Правосознание оказывает серьезное мотивационное воздействие на поведение людей. Оно содержится в общественном мнении и влияет на общественные отношения, так же как, и социальные нормы, например, нормы морали, немаловажная роль которых в жизни современного общества никем не отрицается. Тесное взаимопроникновение и социальных норм и норм права обуславливают особое значение для воспитания высокого уровня правосознания, как важного фактора, дальнейшего укрепления законности и порядка в современном обществе. Ведь подавляющее большинство населения нашей страны соблюдают социальные нормы, к которым можно отнести и нормы права, добровольно, без применения принудительных мер со стороны государства в результате понимания и осознанного отношения к своему долгу перед государством и перед обществом. 37
Существующее и приведённое выше определение правосознания «…как совокупность представлений о праве…» как мне кажется, не отражает всей его сложности и многогранности. На мой взгляд, оно гораздо шире и объёмней хотя бы потому, что именно правосознание определяет уровень развития общества и его социальной ценности, как единого организма.
Заключение
Социальные нормы регулируют не все, а наиболее типичные массовые отношения . Случайные связи поступки действия могут отразиться в праве. Норма – это всегда стереотип, основанный на как на внутренних убеждениях, так и на внешних детерминантах.
Кризисное состояние нашего общества требует последовательного соблюдения всех социальных норм, и особенно таких, как правовые, нравственные, политические. Ибо именно отступление от них, т. е. от веками выработанных основ бытия явилось, в конечном счете, одной из причин возникших трудностей. Были отброшены те приоритеты и ориентиры, которых придерживается весь мир. Попытки обойти столбовую дорогу цивилизации, найти свой собственный путь окончились неудачей и дорого обошлись обществу, поверившему в ложные цели.
Юристы имеют дело, прежде всего с правовыми нормами, которые представляют для них непосредственный профессиональный интерес. Но они постоянно соотносят их с другими социальными регуляторами, так как все нормы тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Следовательно, о специфике правовых норм нельзя судить без выяснения их места и роли в общей массе социальных ориентиров.
Итак, действуя в системе социального нормативного регулирования, юридические нормы являются только одним из элементов этой системы. В условиях правового общества, демократического государства гармоническое взаимодействие права с иными социальными нормами – необходимое условие его эффективности.
Значение права состоит в том, что оно есть могучее средство воспитания людей для общественной жизни. Правовые нормы и повиновение им должны научить человека считаться с существованием других людей и с их интересами. Каждый человек должен приучить себя к тому, что бы добровольно ограничивать свои притязания, принимая во внимание, что другие люди так же имеют право жить и осваивать свои интересы.
Ограничивая свободу каждого известными пределами, право обеспечивает ему за то беспрепятственное и спокойное пользование своими правами, т. е. гарантирует ему свободу внутри этих пределов. Свобода каждого гражданина простирается лишь до той границы, от которой начинается свобода других людей. Стремясь установить эти границы, право содействует тому, чтобы в совместной жизни людей воцарился порядок, основанный на свободе.
Воспитать людей в этом направлении – значит приучить их к мысли, что каждый человек – кто бы он ни был и какими бы свойствами он не отличался, имеет одинаковое право жить, работать, бороться за свои справедливые интересы и развивать свои духовные силы. Укрепление этого чувства в людях достигается особенно распространением естественного (т.е. нравственного) права: повинуясь ему, человек приучается видеть в каждом равного себе, ближнего своего и уважать каждого, кто бы он ни был. Воспитывая так человека, право содействует тому, чтобы в совместной жизни людей воцарился порядок, основанный на равенстве.