Система правоохранительных органов

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 21:15, курсовая работа

Краткое описание

Под правоохранительным органом следует понимать государственный орган, наделенный правами и обязанностями по осуществлению правоохраны путем специфических действий принудительного характера, проводимых в определенной процессуальной форме

Файлы: 1 файл

Курсовая!.doc

— 136.00 Кб (Скачать)

в каком  бы то ни было направлении считается  актом беззакония, несовместимым с охраной прав и свобод.

      В-третьих, характерным для правоохранительной деятельности является и то, что  она реализуется в установленном  законом порядке, с соблюдением определенных процедур. К примеру, приговор суда, назначающий уголовное наказание, освобождающий от него или оправдывающий подсудимого, может быть постановлен только после проведенного судебного разбирательства и всестороннего обсуждения судом всех вопросов, конкретно обозначенных процессуальным законом. Такое обсуждение должно проходить в совещательной комнате, с обеспечением тайны совещания и соблюдением других процедурных правил. Законом установлены свои правила и для разбирательства дел о других правонарушениях. По соответствующим правилам проводится разбирательство имущественных споров, споров, связанных с увольнением и т.д. Во всяком случае, для принятия решения о применении или неприменении юридических мер воздействия предусматриваются устанавливаемые законом конкретные правила, подлежащие обязательному исполнению. Их нарушение может повлечь за собой признание решения незаконным и недействительным,  а также иные негативные последствия, в том числе при определенных условиях  для должностного лица, допустившего нарушение.

      Наконец, существенным признаком правоохранительной деятельности  считается то,  что ее реализация  возлагается,  прежде всего,

на специально уполномоченные государственные органы, комплектуемые соответствующим образом подготовленными служащими – по большей части юристами, а также специалистами, обладающими познаниями в других   областях.   В   их   распоряжение   предоставляются    необходимые материальные и технические средства. Организация и деятельность таких государственных органов детально и всесторонне регламентируются в законодательном порядке, в том числе путем установления особых процедурных (процессуальных) правил для решения наиболее ответственных вопросов. Все это в совокупности направлено на обеспечение оперативности, обоснованности, законности и справедливости принимаемых названными органами решений о применении   юридических   мер  воздействия,   направленных   на  охрану

права от уже  допущенных или предполагаемых нарушений.

      С учетом сказанного можно определить понятие того, что принято считать  правоохранительной деятельностью. Как  видно по приведенным признакам и их краткой характеристике, к ней следовало бы, на мой взгляд, относить такую государственную деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.

      При характеристике понятия правоохранительной деятельности важно иметь в виду, что в наши дни существует довольно распространенная тенденция вкладывать в него разное и нередко крайне ограниченное содержание. К примеру, по разумению одних такая деятельность – это лишь то, что делается компетентными государственными органами в сфере борьбы с преступлениями (другими словами, ставится знак равенства между понятием правоохранительной деятельности и борьбы с преступностью)13, для других – это борьба и с преступлениями, и иными правонарушениями (в основном теми, которые принято называть административными проступками)14, а для третьих – это то,  что принято   называть   поддержанием   общественного порядка15

(патрулирование  в общественных местах, контроль  за правильным проведением массовых  мероприятий – демонстраций, митингов, пикетирования, применение специальных  средств для усмирения «разбушевавшейся»  толпы и т.д.)

      Столь упрощенный подход нельзя признать на мой взгляд, правильным, поскольку  он существенно искажает суть рассматриваемого вида государственной деятельности и используется для «обоснования»  весьма спорных суждений о том, какие  органы следовало бы считать правоохранительными.

      Сторонники  такого подхода не хотят видеть, что сфера охраны права значительно  шире, чем сфера борьбы с преступностью  или нарушениями общественного  порядка.  Право должно охраняться не только от подобных

явно недопустимых актов беззакония или антиобщественных явлений. Но нужно не забывать, что в не меньшей мере недопустимым являются также все и всякие иные проявления противоправности, попытки недозволенно ограничивать, злонамеренно ущемлять или умалять любые права и законные интересы, кому бы они ни принадлежали – российскому гражданину, иностранцу, лицу без гражданства, какому-то должностному лицу, предпринимателю или коммерсанту, государственной или негосударственной организации. Все это и ему подобное должно пресекаться не менее решительно, чем преступления или нарушения порядка в общественных местах, а его негативные последствия устраняться или исправляться. В противном случае рассуждения о законности и правопорядке – пустой звук. Чтобы такое не случилось или не приобрело значительных масштабов – и нужна деятельность, именуемая правоохранительной в широком смысле этого слова.

      Итак, правоохранительная деятельность –  это государственная деятельность, которая осуществляется с целью  охраны права специально уполномоченными  органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка. Существует два основных взгляда на эту проблему. Одни авторы ограничивают сферу правоохранительных органов, включая в них только органы уголовной юстиции. В отличие от них другие значительно расширяют круг правоохранительных органов, включая судебные учреждения, таможенные органы и т.п. По мнению Н.А. Петухова, представляется, что более логичной и последовательной является вторая точка зрения16. С учетом этого к правоохранительным органам относятся: суды, органы прокуратуры, органы федеральной исполнительной власти в сфере юстиции, органы внутренних дел, органы обеспечения безопасности, органы  налоговой службы,  таможенные  органы,  нотариат,  адвокатура. 
 
 
 

  1. МЕСТО ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В СИСТЕМЕ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

      Основными направлениями в деятельности правоохранительных органов являются:

- защита  прав, свобод и законных интересов  граждан;

- обеспечение надлежащего общественного порядка;

- обеспечение  общественной безопасности;

- профилактическая  деятельность по предупреждению  правонарушений;

- выявление  фактов правонарушений, их расследование  в установленном законом порядке  с целью привлечения виновных к ответственности;

- принятие  предусмотренных мер государственного  принуждения к лицам, совершившим  правонарушения;

- обеспечение  исполнения принятых решений;

- обеспечение  квалифицированной юридической  помощи17.

      Для выполнения функций правоохранительной деятельности существуют конкретные органы, которые соответственно и именуются правоохранительными, среди которых особое место отводится органам внутренних дел18.

      Органы  внутренних дел создаются и функционируют  в качестве государственных органов  исполнительной власти, осуществляющих деятельность в правоохранительной сфере19. Эти органы образуются Президентом России, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и другими уполномоченными на то органами государственной власти, им подотчетны и подконтрольны.

      Место органов внутренних дел в системе  органов исполнительной власти и их специфика определяются установленной законодательством компетенцией, которая характеризуется совокупностью возложенных на них задач и функций управления, а также объемом конкретных обязанностей и прав того или иного органа внутренних дел. Компетенция определяется общими, типовыми и индивидуальными положениями о том или ином органе внутренних дел, а также специальными законодательными и иными нормативными актами, которые определяют обязанности и права ряда органов, действующих в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации. Так, компетенция милиции определяется законом «О милиции», внутренних войск МВД России – законом «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации».

      Закон РФ «О милиции» определил, что милиция  – система государственных органов  исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы  граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения. В своей деятельности милиция руководствуется: Конституцией Российской Федерации, Законом РФ «О милиции», федеральными законами и иными нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти, законами и иными нормативными правовыми актами государственных органов представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, изданными в пределах их полномочий, актами Министерства внутренних дел Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации.

      Закон требует от сотрудника милиции разъяснить гражданину во всех случаях ограничения  его прав и свобод, основания и  повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина. Милиция обязана защищать человека независимо от его гражданства, места жительства, социального имущественного и должностного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, возраста, образования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений. Милиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, к другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Милиция должна предоставлять задержанным лицам возможность реализовать установленное законом право на юридическую помощь; сообщать по их просьбе о задержании родственникам, администрации по месту работы или учебы, при необходимости принимать меры по оказанию им доврачебной помощи, а также по устранению опасности чьей-либо жизни, здоровью или имуществу, возникшей в результате задержания указанных лиц. Милиции не имеет права собирать, хранить, использовать и распространять информацию о частной жизни лица без его согласия, за исключением случаев, предусмотренных   федеральным   законом.   Контроль  за   деятельностью

милиции возложен на министра внутренних дел Российской Федерации, руководителей нижестоящих  органов внутренних дел, а за деятельностью  милиции общественной безопасности – и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. При этом последние не вправе вмешиваться в уголовно-процессуальную, оперативно-розыскную деятельность милиции и осуществляемое ею производство по делам об административных правонарушениях20. За противоправные действия либо бездействие сотрудники милиции несут уголовную, административную, дисциплинарную и материальную ответственность. Вред, причиненный сотрудниками милиции юридическим и физическим лицам, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

      В соответствии с действующим законодательством  органы внутренних дел осуществляют следующие функции: борьба с противоправными  посягательствами на жизнь, здоровье, честь, достоинство, права, свободы  и законные интересы граждан, а также интересы предприятий, учреждений и организаций; организация и проведение профилактики правонарушений; охрана общественного порядка, обеспечение правомерного поведения людей в общественных местах, населенных пунктах; обеспечение общественной безопасности, безопасности дорожного движения, противопожарной безопасности, правил пользования материалами, веществами и предметами, попадающими под разрешительную систему; осуществление надзора за соблюдением актов, регулирующих общественный порядок и общественную безопасность; осуществление дознания и следствия в пределах определенной законом компетенции; организация и проведение работы по исполнению уголовных наказаний в виде лишения свободы, общеобразовательное и профессионально-техническое обучение осужденных; осуществление охраны объектов коллективной и государственной собственности и личного имущества граждан по договорам; обеспечение наряду с другими органами государства чрезвычайного положения.

      Свою  деятельность органы внутренних дел  осуществляют в разнообразных формах: организационные мероприятия; материально-технические  операции; нормотворческая деятельность, правоприменительная деятельность. Деятельность органов внутренних дел в указанных формах протекает как внутри служб, аппаратов и подразделений органов внутренних дел, так и во внешней сфере их деятельности, во взаимоотношениях с другими государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами21.

      В соответствии с компетенцией органы внутренних дел призваны осуществлять следующие основные задачи: обеспечение  безопасности личности; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; выявление и раскрытие преступлений; охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, установленных законом.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. РОЛЬ  ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ

    СОЦИАЛЬНОЙ  БЕЗОПАСНОСТИ

Информация о работе Система правоохранительных органов