Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 21:15, курсовая работа
Под правоохранительным органом следует понимать государственный орган, наделенный правами и обязанностями по осуществлению правоохраны путем специфических действий принудительного характера, проводимых в определенной процессуальной форме
в каком бы то ни было направлении считается актом беззакония, несовместимым с охраной прав и свобод.
В-третьих,
характерным для
Наконец, существенным признаком правоохранительной деятельности считается то, что ее реализация возлагается, прежде всего,
на специально уполномоченные государственные органы, комплектуемые соответствующим образом подготовленными служащими – по большей части юристами, а также специалистами, обладающими познаниями в других областях. В их распоряжение предоставляются необходимые материальные и технические средства. Организация и деятельность таких государственных органов детально и всесторонне регламентируются в законодательном порядке, в том числе путем установления особых процедурных (процессуальных) правил для решения наиболее ответственных вопросов. Все это в совокупности направлено на обеспечение оперативности, обоснованности, законности и справедливости принимаемых названными органами решений о применении юридических мер воздействия, направленных на охрану
права от уже допущенных или предполагаемых нарушений.
С учетом сказанного можно определить понятие того, что принято считать правоохранительной деятельностью. Как видно по приведенным признакам и их краткой характеристике, к ней следовало бы, на мой взгляд, относить такую государственную деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.
При характеристике понятия правоохранительной деятельности важно иметь в виду, что в наши дни существует довольно распространенная тенденция вкладывать в него разное и нередко крайне ограниченное содержание. К примеру, по разумению одних такая деятельность – это лишь то, что делается компетентными государственными органами в сфере борьбы с преступлениями (другими словами, ставится знак равенства между понятием правоохранительной деятельности и борьбы с преступностью)13, для других – это борьба и с преступлениями, и иными правонарушениями (в основном теми, которые принято называть административными проступками)14, а для третьих – это то, что принято называть поддержанием общественного порядка15
(патрулирование
в общественных местах, контроль
за правильным проведением
Столь упрощенный подход нельзя признать на мой взгляд, правильным, поскольку он существенно искажает суть рассматриваемого вида государственной деятельности и используется для «обоснования» весьма спорных суждений о том, какие органы следовало бы считать правоохранительными.
Сторонники такого подхода не хотят видеть, что сфера охраны права значительно шире, чем сфера борьбы с преступностью или нарушениями общественного порядка. Право должно охраняться не только от подобных
явно недопустимых актов беззакония или антиобщественных явлений. Но нужно не забывать, что в не меньшей мере недопустимым являются также все и всякие иные проявления противоправности, попытки недозволенно ограничивать, злонамеренно ущемлять или умалять любые права и законные интересы, кому бы они ни принадлежали – российскому гражданину, иностранцу, лицу без гражданства, какому-то должностному лицу, предпринимателю или коммерсанту, государственной или негосударственной организации. Все это и ему подобное должно пресекаться не менее решительно, чем преступления или нарушения порядка в общественных местах, а его негативные последствия устраняться или исправляться. В противном случае рассуждения о законности и правопорядке – пустой звук. Чтобы такое не случилось или не приобрело значительных масштабов – и нужна деятельность, именуемая правоохранительной в широком смысле этого слова.
Итак,
правоохранительная деятельность –
это государственная
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Основными направлениями в деятельности правоохранительных органов являются:
- защита прав, свобод и законных интересов граждан;
- обеспечение надлежащего общественного порядка;
- обеспечение общественной безопасности;
- профилактическая
деятельность по
- выявление
фактов правонарушений, их расследование
в установленном законом
- принятие
предусмотренных мер
- обеспечение исполнения принятых решений;
- обеспечение квалифицированной юридической помощи17.
Для выполнения функций правоохранительной деятельности существуют конкретные органы, которые соответственно и именуются правоохранительными, среди которых особое место отводится органам внутренних дел18.
Органы внутренних дел создаются и функционируют в качестве государственных органов исполнительной власти, осуществляющих деятельность в правоохранительной сфере19. Эти органы образуются Президентом России, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и другими уполномоченными на то органами государственной власти, им подотчетны и подконтрольны.
Место органов внутренних дел в системе органов исполнительной власти и их специфика определяются установленной законодательством компетенцией, которая характеризуется совокупностью возложенных на них задач и функций управления, а также объемом конкретных обязанностей и прав того или иного органа внутренних дел. Компетенция определяется общими, типовыми и индивидуальными положениями о том или ином органе внутренних дел, а также специальными законодательными и иными нормативными актами, которые определяют обязанности и права ряда органов, действующих в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации. Так, компетенция милиции определяется законом «О милиции», внутренних войск МВД России – законом «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации».
Закон
РФ «О милиции» определил, что милиция
– система государственных
Закон требует от сотрудника милиции разъяснить гражданину во всех случаях ограничения его прав и свобод, основания и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина. Милиция обязана защищать человека независимо от его гражданства, места жительства, социального имущественного и должностного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, возраста, образования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений. Милиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, к другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Милиция должна предоставлять задержанным лицам возможность реализовать установленное законом право на юридическую помощь; сообщать по их просьбе о задержании родственникам, администрации по месту работы или учебы, при необходимости принимать меры по оказанию им доврачебной помощи, а также по устранению опасности чьей-либо жизни, здоровью или имуществу, возникшей в результате задержания указанных лиц. Милиции не имеет права собирать, хранить, использовать и распространять информацию о частной жизни лица без его согласия, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Контроль за деятельностью
милиции возложен на министра внутренних дел Российской Федерации, руководителей нижестоящих органов внутренних дел, а за деятельностью милиции общественной безопасности – и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. При этом последние не вправе вмешиваться в уголовно-процессуальную, оперативно-розыскную деятельность милиции и осуществляемое ею производство по делам об административных правонарушениях20. За противоправные действия либо бездействие сотрудники милиции несут уголовную, административную, дисциплинарную и материальную ответственность. Вред, причиненный сотрудниками милиции юридическим и физическим лицам, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
В
соответствии с действующим
Свою деятельность органы внутренних дел осуществляют в разнообразных формах: организационные мероприятия; материально-технические операции; нормотворческая деятельность, правоприменительная деятельность. Деятельность органов внутренних дел в указанных формах протекает как внутри служб, аппаратов и подразделений органов внутренних дел, так и во внешней сфере их деятельности, во взаимоотношениях с другими государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами21.
В
соответствии с компетенцией органы
внутренних дел призваны осуществлять
следующие основные задачи: обеспечение
безопасности личности; предупреждение
и пресечение преступлений и административных
правонарушений; выявление и раскрытие
преступлений; охрана общественного порядка
и обеспечение общественной безопасности;
защита частной, государственной, муниципальной
и иных форм собственности; оказание помощи
физическим и юридическим лицам в защите
их прав и законных интересов в пределах,
установленных законом.
СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ