Система правоохранительных органов и её роль в государстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 17:53, курсовая работа

Краткое описание

Деятельность государства и его органов охватывает многие сферы государственной и общественной жизни. Решение проблем, связанных с обеспечением нормального функционирования экономики в целом, ее отраслей и конкретных хозяйственных организаций, осуществление внешней политики, создание условий для развития культуры, науки и образования, поддержание обороноспособности и охрана государственной безопасности страны, а также многие другие функции — таково содержание этой многообразной и многоплановой деятельности.

Оглавление

Введение...................................................................................................................3
1.Правоохранительные органы как составная часть механизма государства: понятие и признаки…………………………………………………………….....5
1.1. Правоохранительные органы как составная часть механизма государства………………………………………………………………………...5
1.2. Понятие и признаки правоохранительных органов………………………..6
2. Основные задачи и функции правоохранительных органов………………...9
2.1. Задачи правоохранительных органов……………………………………….9
2.2. Функции правоохранительных органов…………………………………...11
3. Система правоохранительных органов европейских государств………….15
3.1. Система правоохранительных органов Великобритании………………..15
3.2. Правоохранительные органы Федеративной Республики Германия….17
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованных источников и литературы………………………

Файлы: 1 файл

Kursovaya_.doc

— 104.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО Московский государственный лингвистический  университет

факультет экономики  и права (юридическое отделение)

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по теории государства  и права

Тема: « Система  правоохранительных органов и её роль в    государстве»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Студентка:  Бекметова Феруза Бохадыровна

     Группа: 72-33

 

 

      Консультант  темы:

       Шелковникова  Е.Д. , д.ю.н., профессор

 

 

 

 

 

 

 

                                                           Москва 2012

Содержание:

Введение...................................................................................................................3

1.Правоохранительные  органы как составная часть  механизма государства: понятие  и признаки…………………………………………………………….....5

1.1. Правоохранительные  органы как составная часть  механизма государства………………………………………………………………………...5

1.2. Понятие и  признаки правоохранительных органов………………………..6

2. Основные задачи  и функции правоохранительных  органов………………...9

2.1. Задачи правоохранительных органов……………………………………….9

2.2. Функции правоохранительных  органов…………………………………...11

3. Система правоохранительных  органов европейских государств………….15

3.1. Система правоохранительных  органов Великобритании………………..15

3.2. Правоохранительные органы Федеративной Республики Германия….17

Заключение……………………………………………………………………….23

Список использованных источников и литературы…………………………..24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 Деятельность  государства и его органов  охватывает многие сферы государственной  и общественной жизни. Решение проблем, связанных с обеспечением нормального функционирования экономики в целом, ее отраслей и конкретных хозяйственных организаций, осуществление внешней политики, создание условий для развития культуры, науки и образования, поддержание обороноспособности и охрана государственной безопасности страны, а также многие другие функции — таково содержание этой многообразной и многоплановой деятельности.

 Одно из  центральных мест в ней занимает  выполнение задач по обеспечению  правопорядка и законности, защите прав и свобод человека, охрана прав и законных интересов государственных и негосударственных организаций, трудовых коллективов, борьбе с преступлениями и иными правонарушениями. Эти задачи — предмет заботы в первую очередь государства и его органов, в том числе и органов внутренних дел.

 Для подавляющего  большинства государственных органов  диапазон их деятельности не  замыкается, естественно, на решении  названных, хотя и весьма важных, но все же конкретно ограниченных  задач — задач непосредственной охраны законности и правопорядка, защиты прав и свобод человека, борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. У них на первом плане другие задачи — решение текущих и перспективных вопросов хозяйственного строительства, культуры, науки, образования, обороноспособности и государственной безопасности, внешней политики, экономического сотрудничества с другими странами и т.д. Некоторые функции по охране правопорядка и законности они выполняют попутно, наряду с осуществлением своих основных задач.

Актуальность  темы: я выбрала эту тему, потому что правоохранительные органы являются одним из основных элементов государства, именно от них деятельности зависит  порядок жизни и деятельности государства и общества.

 Цель  курсовой  работы: показать правоохранительную деятельность государства как гарантию принципов законности, справедливости и гуманизма.

Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

Исследовать структуру  и функции правоохранительных органов.

Определить  характеристику правоохранительных органов  и их систему.

Выявить принцип  деятельности правоохранительных органов.

 

 

                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Правоохранительные органы как составная часть механизма государства: понятие и признаки.

    1.1. Правоохранительные  органы как составная часть механизма государства.

Механизм государства  — это совокупность государственных  органов, осуществляющих государственную  власть, и обеспечивающих реализацию функций государства.

Основными правовыми  формами деятельности механизма  государства является правотворческая, правоисполнительная и правоохранительная деятельность.

Правотворческая деятельность — это форма деятельности компетентных органов государства, в ходе которой устанавливаются  нормы права, посредством издания, изменения или отмены правовых актов.

Правоисполнительная деятельность, прежде всего, заключается  в реализации требований правовых норм, в ходе которой компетентные государственные  органы организуют и контролируют соблюдение юридических норм.

Правоохранительная  деятельность — особая разновидность государственной деятельности, которая осуществляется с целью охраны и защиты, права специально уполномоченными государственными органами путем применения юридических мер воздействия к правонарушителям.

Государственные органы могут быть подразделены на различные виды и по различным основаниям. Наиболее существенное значение имеет деление государственных органов по порядку их создания и характеру выполняемых ими задач. В зависимости от этого основания государственные органы подразделяются на представительные, исполнительные и судебные (правоохранительные) органы.

 

1.2. Понятие и  признаки правоохранительных органов.

Защита прав и свобод гражданина и человека –  конституционная обязанность государства. Полномочия по их охране возложены  на специальные созданные государственной властью структуры, именуемые правоохранительными органами.

Прежде всего, рассмотрим признаки, которые выделяют правоохранительные органы из общей  массы социальных образований.

Первый признак  связан с целью деятельности правоохранительных органов. Цель эта вытекает из наименования органов. Это охрана права. Охрана права подразумевает: а) восстановление нарушенного права; б) наказание правонарушителя; в) одновременное восстановление нарушенного права и наказание правонарушителя. Как явствует из данного толкования, охрана права следует за нарушением права. Иными словами, право охраняется лишь тогда, когда оно нарушено. По общему правилу так действительно и бывает: нельзя никого осудить до преступления. Однако представляется, что суть охраны права тремя приведенными выше задачами не исчерпывается. Гражданину важно не только, чтобы его нарушенное право оперативно восстанавливалось, а нарушители карались по справедливости, но чтобы его права не нарушались вовсе. В этой связи целесообразно в суть охраны права добавить еще такую составляющую, как создание условий, препятствующих нарушению права.

Цель деятельности правоохранительных органов включает также охрану правовых устоев, обеспечивающих нормальное функционирование личности, общества, государства, а также других объектов, в частности окружающей среды.

Нарушенное  право порождает обязанность  государства проявить соответствующую  реакцию в виде осуждения или  санкции. Право на это возникает  лишь в случае установления всех обстоятельств, правонарушения. Выяснением реальной картины противоправных событий и занимаются уполномоченные государством правоохранительные органы. Они выявляют нарушения, констатируют факты совершения правонарушений конкретными лицами, создают условия для принятия правосудных решений.

Отсюда вытекает второй признак правоохранительных органов: правоохранительные органы –  это государственные органы. Все  правоохранительные органы создаются  и финансируются государством. Комплектуются  специалистами, отвечающими определенным требованиям, имеющими специальную подготовку и образование (как правило, юридическое). Приведенный признак поглощает собой целый ряд черт, которые отдельные авторы выделяют в качестве самостоятельных признаков правоохранительных органов, как то: осуществление правоохранительной деятельности специальными лицами; обязательность принимаемых этими лицами решений.

Требования  к специалистам правоохранительных органов и пределы их полномочий закреплены в законе. Отсюда третий признак: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность на основании закона и в соответствии с ним. Деятельность правоохранительных органов регулируется специальными законами. В качестве примера можно привести законы «О милиции», «О Прокуратуре Российской Федерации, „О Федеральной службе безопасности“ и т. д.

Для своего нормального  функционирования государство вынуждено  прибегать не только к положительному стимулированию физических и юридических  лиц, но и к негативным рычагам  воздействия. Поэтому правоохранительные органы наделены правом применения мер принуждения. В этом заключается четвертый признак, отделяющий их от иных государственных структур.

Названные признаки присущи всем без исключения правоохранительным органам. Их можно обозначить как  признаки первой очереди. Отсутствие хотя бы одного из них означает, что орган не может быть отнесен к правоохранительным.

Вместе с  тем есть признаки, которые принадлежат  лишь некоторым правоохранительным органам. Это так называемые признаки второй очереди. При наличии хотя бы одного такого признака можно говорить, что перед нами правоохранительный орган. Однако даже при отсутствии всех признаков второй очереди невозможно сделать противоположный вывод.

К признакам  второй очереди относятся:

– право применения норм уголовного закона;

– осуществление полномочий в строго определенной процессуальной форме.

Для деятельности судов, например, характерны различные  виды судопроизводств: уголовное, гражданское, арбитражное, конституционное, административное.

Опираясь на приведенные выше признаки, можно сформулировать определение правоохранительных органов.

Правоохранительные  органы – это специальные органы, созданные государством в целях  охраны права, действующие на основании  и в соответствии с законом, наделенные правом применения мер принуждения, а в ряде случаев правом применения уголовного закона и обязанностью соблюдения определенной процессуальной формы.

Под приведенное  определение подходит большинство  правоохранительных органов, в частности  милиция, прокуратура, органы безопасности и т. д. Однако у отдельных образований явно правоохранительной направленности могут отсутствовать некоторые признаки. В качестве примера можно привести такую организацию, стоящую на позиции охраны прав граждан, как адвокатура. Из приведенных признаков к адвокатуре подойдут лишь два: цель деятельности и функционирование на основе закона. Таким образом, формально такие органы нельзя назвать правоохранительными. Однако они, бесспорно, являются правоохранительными по сути и, главное, по целям своей деятельности.

2. Основные  задачи и функции правоохранительных органов.

    2.1.Задачи  правоохранительных органов.

Правоохранительные  органы составляют определенным образом  обособленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу органов государства, имеющих свои четко определенные задачи. Эти задачи состоят либо в восстановлении нарушенного права, например в области гражданских правоотношений, либо в наказании правонарушителя, когда восстановить нарушенное право невозможно (при совершении некоторых преступлений, например при убийстве), либо в восстановлении нарушенного права и наказании одновременно, когда возможность восстановить нарушенное право имеется, но правонарушитель заслуживает еще и наказания. Решая эти задачи, правоохранительные органы защищают жизнь, здоровье, имущество граждан, их собственность, собственность государства, государственных, общественных и частных организаций, защищают государство и его институты, природу, животный мир и т. д.

Деятельность  правоохранительных органов характеризуется  специфическими чертами, реализация которых призвана обеспечить полноту, всесторонность и объективность их выводов и решений. К таким чертам, в частности, относятся:

1.Начало деятельности  правоохранительных органов в  каждом случае должно иметь  повод - сообщение о совершении преступления или иного правонарушения либо необходимость предупредить преступление или другое существенное правонарушение. Во всех иных случаях правоохранительные орган не вправе вмешиваться в жизнь граждан, в деятельность других органов государства, государственных, общественных и частных организаций;

2. Правоохранительные  органы осуществляют свою деятельность  только на основании закона  и в соответствии с законом,  а в некоторых случаях - и  в определенной процессуальной  форме. Любые произвольные действия недопустимы. Нарушение требований закона, допущенное в процессе правоохранительной деятельности, может оказаться само по себе правонарушением, влекущим дисциплинарную, административную или уголовную ответственность;

3. Правоохранительную  деятельность могут осуществлять только лица, состоящие на службе в правоохранительных органах, имеющие специальную, чаще всего юридическую, подготовку. Присвоение другими лицами права осуществлять правоохранительную деятельность является недопустимым и при определенных условиях расценивается как преступление;

4. Решения правоохранительных  органов во всех случаях являются  мерами юридического воздействия,  основанными на законе и соответствующими  обстоятельствам совершения действия (или бездействия), в связи с  которыми имело место вмешательство этих органов. Нарушение такого требования влечет отмену принятого решения, а иногда и ответственность лица, его принявшего;

Информация о работе Система правоохранительных органов и её роль в государстве