Система правоохранительных органов и её роль в государстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 17:53, курсовая работа

Краткое описание

Деятельность государства и его органов охватывает многие сферы государственной и общественной жизни. Решение проблем, связанных с обеспечением нормального функционирования экономики в целом, ее отраслей и конкретных хозяйственных организаций, осуществление внешней политики, создание условий для развития культуры, науки и образования, поддержание обороноспособности и охрана государственной безопасности страны, а также многие другие функции — таково содержание этой многообразной и многоплановой деятельности.

Оглавление

Введение...................................................................................................................3
1.Правоохранительные органы как составная часть механизма государства: понятие и признаки…………………………………………………………….....5
1.1. Правоохранительные органы как составная часть механизма государства………………………………………………………………………...5
1.2. Понятие и признаки правоохранительных органов………………………..6
2. Основные задачи и функции правоохранительных органов………………...9
2.1. Задачи правоохранительных органов……………………………………….9
2.2. Функции правоохранительных органов…………………………………...11
3. Система правоохранительных органов европейских государств………….15
3.1. Система правоохранительных органов Великобритании………………..15
3.2. Правоохранительные органы Федеративной Республики Германия….17
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованных источников и литературы………………………

Файлы: 1 файл

Kursovaya_.doc

— 104.50 Кб (Скачать)

Соответственно  учреждены высшие судебные органы для  каждого вида судопроизводства (юрисдикции): Федеральный верховный суд ФРГ, Федеральный административный суд ФРГ, Федеральный финансовый суд ФРГ, Федеральный суд по трудовым спорам ФРГ и Федеральный суд по социальным вопросам ФРГ. Эти судебные органы следует рассматривать как высшие звенья судебной системы Федеративной Республики Германия. Наличие иных звеньев судебной системы ФРГ предопределено ее федеративным устройством и административно-территориальным делением. Суды общей юрисдикции, которые рассматривают уголовные дела, представляют собой систему из следующих звеньев: участковый суд, земельный суд, Высший земельный суд и Федеральный верховный суд ФРГ. Судами административной юрисдикции являются: административные суды в качестве первой инстанции, высшие административные суды земель ФРГ в качестве апелляционной инстанции, Федеральный административный суд ФРГ в качестве кассационной инстанции.

Назначение  судей высшего звена всех пяти видов судопроизводства (юрисдикции) производится по решениям компетентного  отраслевого федерального министра совместно с комитетом по выборам  судей, состоящим из компетентных отраслевых министров земель ФРГ и равного числа членов, избираемых Бундестагом ФРГ. Федеральных судей назначает и увольняет Федеральный президент ФРГ.

Для обеспечения  единства правосудия учрежден Единый сенат судов, организация и деятельность которого урегулированы федеральным законом. Таковым является Закон ФРГ «Об обеспечении единства судоговорения в верховных судах Федерации» от 19 июня 1968г. В состав Общего сената судов входят президенты верховных судов ФРГ и другие заинтересованные судьи.

Правовой  основой организации деятельности прокуратуры являются Закон о  судоустройстве, Положение об организационной  структуре прокуратуры и Правила  внутреннего распорядка (в редакции 1975г.). Прокуратура входит в состав министерства юстиции. Ее организационная структура совпадает со структурой судебной системы и подразделяется на федеральные и земельные органы прокуратуры. Соответствующие органы прокуратуры образованы при земельных судах, а дела Федерации относятся к ведению прокуратуры при федеральном Верховном суде.

В соответствии с системой судов земельные органы прокуратуры создаются при земельных  судах всех уровней по вопросам, регулируемым земельным законодательством, а при федеральном Верховном  суде — по вопросам федерального закона, федеральная прокуратура. Федеральный Генеральный прокурор назначается Президентом страны по представлению министра юстиции и с одобрения Бундесрата. В таком же порядке назначаются иные федеральные прокуроры.

Генеральный прокурор назначает обер-прокуроров, на которых распространяется Закон о государственных служащих. К лицу, назначаемому на должность прокурора, предъявляются высокие квалификационные требования, которые аналогичны требованиям к судьям. Для занятия этих должностей необходимо иметь высшее юридическое образование, три года стажирования и специализацию сроком от трех до пяти лет.

При участковых судах  прокуратуры обычно не создаются. Их образование входит в компетенцию  законодателя. В участковые прокуратуры  назначаются прокуроры и иные должностные лица: амтсанвальт — лицо с полномочиями прокурора, полномочное возбуждать уголовное дело, подлежащее рассмотрению в соответствующем суде. Функции амтсанвальта может выполнять референдар-стажер, действующий под наблюдением прокурора.

Законом о судоустройстве прокурору предоставляется возможность выбора любого суда, который он считает компетентным рассматривать возбужденное им дело.  Тем самым прокурор участвует в выборе законного судьи. Штатная численность прокуратур определяется земельным управлением юстиции. Оно может назначить одного прокурора для нескольких судов. При наличии в штате нескольких прокуроров они подчиняются «первому» прокурору и являются его заместителями. «Первые» прокуроры при высших земельных судах и земельных судах вправе выполнять задачи прокуратуры в любом суде своего округа. Такими же полномочиями обладают и прокуроры, возглавляющие прокуратуру при участковом суде, если такая образована. Таких прав нет у амтсанвальтов, но в соответствии с законом, управление юстиции в отдельных случаях может наделить их такими правами.

Главная задача прокуратуры — осуществление  уголовного преследования. Прокуратура  обязана начинать такие преследования, устанавливать обстоятельства дела, собирать доказательства, принимать  решение об окончании расследования. Прокурор проводит допрос обвиняемого, свидетелей, эксперта; дает распоряжение полиции о проведении обыска, изъятии вещественных доказательств и об иных действиях. Прокуратура завершает расследование либо путем подачи публичного иска в суд с предъявлением обвинения, либо прекращает дело.

На прокурора  возлагается участвовать в главном  судебном разбирательстве, вносить  протест на решение судьи, выполнение действий по приведению в исполнение решения суда. Некоторое участие  в следственных действиях принимает следственный судья. Он проводит отдельные следственные действия по делам, находящимся в производстве полиции или прокуратуры. Обычно следственным судьей выступает участковый судья. Следственные судьи имеются при вышестоящих судах, в том числе при Федеральном верховном суде, который принимает участие в расследовании, если оно проводится Федеральной генеральной прокуратурой. Специальным нормативным актом об организации и деятельности полиции является «Примерный проект единообразного полицейского закона (Закона о полиции)», принятый конференцией министров внутренних дел земель в 1975г. Организация полиции соответствует федеративному устройству ФРГ и ее административно-территориальному делению. Соответственно существует федеральная полиция, в составе которой: Федеральная пограничная охрана ФРГ, полицейская служба Бундестага ФРГ, Федеральная криминальная служба. Организация и деятельность полиции земель ФРГ обусловлены историческими особенностями развития той или иной земли ФРГ. Обычно в состав полиции земель ФРГ входят земельная криминальная служба, дирекция полиции постоянной готовности и другие органы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 Как уже  указывалось, государство создает   специальные органы, чьей основной  целью является защита права  от нарушений, выявление, пресечение и предупреждение правонарушений, применение к правонарушителям мер принуждения. Эти органы именуются правоохранительными. Следует указать, что в законодательстве нет понятия правоохранительного органа, нет и перечня тех органов, которые относятся к правоохранительным. В связи с этим в юридической литературе выработан ряд признаков, которым должен соответствовать государственный орган для того, чтобы его можно было считать правоохранительным:

1. Правоохранительный  орган уполномочивается законом  для осуществления правоохранительной деятельности. Как правило, это закон, специально посвященный задачам организации и деятельности этого органа.

2. Правоохранительный  орган осуществляет свою деятельность  не в произвольной форме, а  с соблюдением установленных законом правил и процедур. Нарушение этих правил сотрудниками правоохранительных органов влечет дисциплинарную, административную, материальную или уголовную ответственность.

3. Правоохранительные  органы в процессе своей деятельности  имеют право применять меры государственного принуждения к лицам, допустившим правонарушение. Эти меры различаются в зависимости от компетенции органа и тяжести совершенного правонарушения.

4. Законные  и обоснованные решения, принятые  правоохранительными органами, подлежат  обязательному исполнению должностными лицами и гражданами. Неисполнение этих решений образует самостоятельное правонарушение, влекущее дополнительную ответственность.

 

Список использованных источников и литературы.

1.Черников В.  В. Судоустройство и правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник. М.: ТК Велби, Изд_во Проспект, 2006.

2. Правоохранительные  органы: Учебник для вузов / Под  ред. проф.О. А. Галустьяна. М., 2004.

3. Божьев В.П.  Правоохранительные органы РФ: Учеб. – М.: Спарк, 2001.

4. Громов Н.А. Уголовный процесс России: Учеб. Пособие. – М.: Юристъ, 1998.

5. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов  / Под ред. В.О. Лучина, Г.А. Василевича, А.С. Прудникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2001.

6. Гуценко К. Ф., Ковалев М. А. Правоохранительные органы. М., 2005.

7. Теория  государства и права. Курс лекций/ Под ред. М. Н. Марченко. —  М.: Зерцало, 1997.

8. Правоохранительные  органы Российской Федерации  / Под ред.К. Ф. Гуценко. М., 2004.

9. Теория права и государства: Учебник / Под ред проф В. В. Лазарева. — М.: Новый Юрист, 1997.

10. Романов А.К. Правовая система Англии: Учеб. пособие. М.: Дело, 2000.

 

1 Божьев В.П. Правоохранительные органы РФ: Учеб. – М.: Спарк, 2001. – С.32

2 Громов Н.А. Уголовный процесс России: Учеб. Пособие. – М.: Юристъ, 1998. – С.23

3 Громов Н.А. Уголовный процесс России: Учеб. Пособие. – М.: Юристъ, 1998. – С.25

4 Божьев В.П. Правоохранительные органы РФ: Учеб. – М.: Спарк, 2001. – С.38

5Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов  / Под ред. В.О. Лучина, Г.А. Василевича, А.С. Прудникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2001.

 

 


Информация о работе Система правоохранительных органов и её роль в государстве