Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 21:15, курсовая работа
Под правоохранительным органом следует понимать государственный орган, наделенный правами и обязанностями по осуществлению правоохраны путем специфических действий принудительного характера, проводимых в определенной процессуальной форме
Одно из центральных мест в деятельности правоохранительных органов занимает выполнение задач по обеспечению законности и правопорядка, защите прав и свобод человека и гражданина, охране прав и законных интересов государственных и негосударственных организаций, трудовых коллективов и общественных объединений, борьбе с преступлениями и иными правонарушениями. Чтобы достигнуть поставленные цели необходимо тесное, четко налаженное взаимодействие между всеми правоохранительными органами.
В основе формирования и развития правовой системы государства, различных отраслей законодательства, правовых форм и направлений его деятельности находится политика, отражающая принципы, стратегию, основные направления и формы достижения социальных целей, которые ставит перед собой общество, политические и властные структуры, его представляющие. Цели этой политики в общей форме закреплены в Конституции Российской Федерации, согласно которой «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»22. Общая цель социальной политики, определенная Конституцией, имеет сложную иерархию, которая зависит от характера и направленности многосторонней деятельности государства и его органов по ее реализации.
Одно из таких направлений – политика в сфере борьбы с преступностью. В ней в концентрированном виде выражены цели, принципы, стратегия, основные направления, формы и методы контроля государства за преступностью. Она должна выражать интересы граждан России и обеспечивать защиту их прав и законных интересов от преступных посягательств. В соответствии со ст. 2 Конституции «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Она также должна отражать интересы общества и государства.
Политику в сфере борьбы с преступностью определяет деятельность государства, органов представительной власти и управления по
профилактике преступлений и иных правонарушений, предупреждению их совершения, своевременному пресечению, реализации ответственности лиц, совершивших преступления, исполнению наказания в отношении осужденных и достижению ее целей. Политика государства в указанной сфере многопланова, ее можно условно разделить на политику в сфере предупреждения преступности, уголовную, уголовно-исполнительную23.
Такое структурное разделение единой по своей цели, принципам и стратегии политики контроля за преступностью условно; отдельные ее направления могут объединяться между собой, например уголовная политика и уголовно-исполнительная политика, или, напротив, расчленяться. Нередко из политики в сфере предупреждения преступности выделяется постпенитенциарная политика (предупреждение рецидивной преступности). Однако основные формы и методы реализации политики в различных сферах борьбы с преступностью отличаются между собой и не всегда имеют характер уголовно-правового воздействия. В любом случае все направления этой политики едины с точки зрения целей, принципов и стратегии и тесно связаны между собой, способствуют обеспечению социальной безопасности.
В качестве примера, обратимся к проблеме миграции, в решении которой ярко проявляется роль правоохранительных органов в обеспечении социальной безопасности.
Из множества факторов, влияющих на состояние преступности, в последнее время все чаще выделяют такой фактор, как миграция населения24.
Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации в первом абзаце указывает: «Современная миграционная ситуация в Российской Федерации, являясь следствием сложной социально-экономической обстановки, свидетельствуют о том, что для достижения социального процветания и экономического прогресса требуются твердая воля государства и внимание всего российского общества к достижению в стране прочного правопорядка и законности в области регулирования миграционных процессов»25. В связи с относительной новизной для России возникающих в этой сфере проблем в центре внимания законодателей, правоохранительных органов, всего общества в последние 10-15 лет находится миграционная ситуация в нашей стране и ее влияние в том числе на криминогенную обстановку. Говоря об относительной новизне, мы имеем в виду тот фактор, что в Российском государстве исторически длительный период миграция большей части населения была ограничена (статусным положением определенных категорий нас6еления при крепостном праве, позже – действием института прописки, отсутствием паспорта у колхозников, “железным занавесом” и т.д.).
В
настоящее время
Исследуя преступность внешних и внутренних мигрантов, следует подчеркнуть объем миграционных потоков, т.е. очертить круг субъектов миграции. Меду переписями населения 1989 и 2002 гг. в Россию въехали 11 млн человек (всего прибыли из 119 стран0, а выехали чуть более 5 млн, т.е. прирост за счет миграции составил 6 млн человек. По среднегодовому показателю иммиграции – 780,7 тыс. человек – Россия вышла на третье место в мире. Популярнее только США и Германия. Доля преступлений, совершаемых в России мигрантами из стран СНГ, в общей преступности иммигрантов наиболее велика (и по количеству совершенных преступлений, и по динамике роста)26.
При
определении мер
Как отмечается в исследованиях, посвященных проблемами миграции, и в официальных документах, значительный нерегулируемый приток мигрантов в регион влечет, как правило, рост цен на жилье и обострение жилищной проблемы, обострение конкуренции на рынке рабочих мест и, как следствие, резкое повышение уровня безработицы, повсеместное нарушение санитарно-эпидемологических норм (создающих опасность для жизни и здоровья населения), значительное подорожание продуктов питания и предметов первой необходимости, возникновение других экономических и социальных проблем (в сфере здравоохранения, образования, социального обслуживания и т.д.), а в определенных случаях создает угрозу территориальной безопасности страны28. Что, в свою очередь, вызывает усиление социальной напряженности, ухудшение морально-психологического климата в обществе, снижение общего уровня жизни и маргинализацию значительной части населения.
Неконтролируемая миграция способствует усилению национализма, политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и создает условия для возникновения конфликтов. Следовательно, деятельность по предупреждению преступности мигрантов должна быть направлена на выявление, устранение, нейтрализацию указанных негативных последствий.
Поскольку
сфера миграционных перемещений
включена в механизм социальных процессов,
решение проблем мигрантов
-
систематическое проведение
-
разработка на их основе
-
направление предложений в
-
осуществление индивидуальной
-
привлечение общественных
-
непосредственное воздействие
-
выявление, выдворение
Подробное рассмотрение указанных в первой группе направлений специальной профилактики приводит к четкому осознанию невозможности этой деятельности без качественной и полной статистической базы данных о мигрантах, всех категориях населения. Современные статистические данные о населении страны, отношении величины чистого миграционного прироста к численности населения страны не выдерживают никакой критики. По некоторым оценкам, количество лиц, незаконно находящихся на территории России, составляет от 1,5 до 15 млн человек31. Регистрационный учет населения, и ранее нуждавшийся в совершенствовании, фактически сведен на нет с принятием ряда правовых актов. Так, в законодательстве, конечно, закреплено положение об обязанности граждан Российской Федерации регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Но это положение не подкреплено ни поощрительными элементами, ни реальными возможностями осуществления контрольных функций. Ведь в вышеназванном законе указано, что регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией, законами Российской Федерации, конституциями и законами в составе Российской Федерации. То есть какого-либо стимула осуществлять свою регистрацию у граждан нет, так как это нарушение закона никоим образом не должно влиять на их права. Данное положение могло бы компенсироваться наличием контрольных мероприятий. Отсутствие полной базы данных существенно затрудняет работу правоохранительных органов по розыску лиц и расследованию преступлений, совершаемых мигрантами, по оптимизации размещения сил и средств правоохранительных органов для борьбы с преступностью с учетом миграции населения, по оперативному выявлению лиц, требующих повышенного профилактического внимания (ранее судимые, преступники-гастролеры, незаконные мигранты и т.д.), что противодействует осуществлению принципа неотвратимости наказания. Представляется, что в целях повышения эффективности работы правоохранительных органов по расследованию преступлений, розыску граждан, организации аналитической работы, прогнозирования дальнейшего развития тенденций в области борьбы с преступностью мигрантов и последствий миграции необходимо дальнейшее развитие системы регистрационного учета граждан.
В Российской Федерации совершенствование системы регистрационного учета мигрантов должно пойти по направлению создания условий для регистрации мигрантов в сроки, обеспечивающие возможность контроля за их пребыванием в регионе, а также упрощение процедуры регистрации за счет решения сервисных проблем.
Не
менее важной, а пожалуй, одной
из наиболее действенных криминологических
мер в направлении
Сотрудники органов внутренних дел в пределах своей компетенции осуществляют профилактическую работу среди лиц, которые состоят в органах внутренних дел на учете и в отношении поведения которых законодательством Российской Федерации установлены ограничения.
При решении задачи индивидуальной профилактики среди мигрантов встает вопрос по поводу практической неизбежности следующего аспекта: проведение профилактической работы связано с вторжением в личную жизнь граждан. При этом разговор идет о значительном контингенте населения. Это лица: освободившиеся из мест лишения свободы; освобожденные от уголовной ответственности по нереабилитирующим обстоятельствам; осужденные к мерам наказания, не связанным с лишением свободы; освободившиеся из мест лишения свободы, в отношении которых установлены ограничения в соответствии с законом; допускающие правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений; лица из числа состоящих на учете в учреждениях здравоохранения, систематически допускающих правонарушения алкоголиков, наркоманов, психически больных, представляющих непосредственную опасность для себя и окружающих.
Однако, на наш взгляд, осуществление индивидуальной профилактики целесообразно и в отношении других лиц. К таким лицам относятся, например, те, кто сам пока не совершил нарушения закона, но условия их жизни и деятельности (нежелание работать, бродяжничество, низкий нравственный уровень, агрессивность, алкоголизм и т.п.), их ближайшее окружение (ранее неоднократно судимые лица, наркоманы и др.) оказывают на них негативное криминогенное влияние. Индивидуальная профилактика должна распространяться и на лиц, которые своим поведением способствуют совершению в отношении них правонарушений.
Деятельность
суда, государственных органов, ведущих
борьбу с преступностью, учреждений
и органов, исполняющих наказания,
неразрывно связана между собой. Эта взаимосвязь,
несмотря на различие правовых основ,
форм и методов их деятельности, обуславливает
состоящие перед ними общей задачей борьбы
с преступностью в стране. Успешная работа
каждого из указанных государственных
органов – необходимая предпосылка эффективного
выполнения задач другими звеньями этой
системы.