Проблемы и перспективы взаимодействия органов Министерства внутренних дел России с органами исполнительной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 17:29, дипломная работа

Краткое описание

Целью выпускной квалификационной работы является исследование взаимодействия органов МВД России с органами исполнительной власти.
Задачи выпускной квалификационной работы:
-рассмотреть место и роль правоохранительных органов в системе органов государственной власти;
-проанализировать историю развития Министерства внутренних дел России;
-изучить значение и деятельность Министерства внутренних дел Российской Федерации на современном этапе;

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Министерство внутренних дел: деятельность и история развития 6
1.1. Место и роль правоохранительных органов в системе органов государственной власти 6
1.2. История развития Министерства внутренних дел России 12
1.3. Значение и деятельность Министерства внутренних дел Российской Федерации на современном этапе 24
Глава 2. Проблемы и перспективы взаимодействия органов Министерства внутренних дел России с органами исполнительной власти 42
2.1. Функции МВД и направления взаимодействия с органами исполнительной власти 42
2.2. Аспекты межведомственного электронного взаимодействия 59
2.3. Проблемы взаимодействия МВД Российской Федерации и органов государственной власти 65
2.4. Совершенствование правового механизма взаимодействия органов МВД России и органов государственной власти 73
Заключение 78
Библиографический список 82

Файлы: 1 файл

Диплом. Взаимоотношения МВД с органами исполнительной власти.doc

— 457.00 Кб (Скачать)

Более чем за два века в условиях различных политических систем органы внутренних дел накопили уникальный управленческий опыт, который  дает редкую возможность мобилизовать научные силы и кадровый потенциал  на внимательное изучение этого опыта, его осмысление в новой исторической обстановке для решения задач настоящего и будущего12

C 2008 года во внутренних войсках МВД России произошли значительные изменения. Управления округов преобразованы в 7 региональных командований (Северо-Западное, Центральное, Северо-Кавказское, Приволжское, Уральское, Сибирское, Восточное), границы которых сопряжены с границами федеральных округов. Воинские части оперативного назначения переведены на бригадную основу, что повысило мобильность и управляемость этих формирований. В целях усиления правоохранительной направленности идет активное перевооружение войск, из их состава выведены и установленным порядком переданы в Вооруженные Силы РФ тяжелое вооружение, в том числе танки. Приоритет отдается так специальному оружию и специальной бронированной колесной технике. Хорошо зарекомендовали себя специальные автомобили скрытого бронирования, которые активно применяются в Северо-Кавказском регионе. В войска поступила принципиально новая командно-штабная машина на базе автомобиля «Тигр», в которой имеются самые современные системы радио, спутниковой, специальной и правительственной связи. Идет активное внедрение в систему управления войсками новейших цифровых технологий связи, завершается формирование информационной телекоммуникационной системы, в которую включены региональные командования и пункт управления Объединенной группировкой войск (сил) в Северо-Кавказском регионе РФ.

Дальнейшее развитие внутренних войск  предусматривает повышение их роли в борьбе с терроризмом и преступностью на территории Российской Федерации. Так, в Южном федеральном округе РФ они встроены в сложившуюся систему безопасности. Созданные по распоряжению Президента Российской Федерации в 2004 году Группы оперативного управления объединенными силами и средствами при оперативных штабах субъектов Российской Федерации доказали свою эффективность. Как показали события последнего времени в Дагестане, Ингушетии и Кабардино-Балкарии, создание этих групп оказалось верным, продуманным и своевременным шагом. 

Внутренние войска приняли активное участие в ликвидации последствий  гуманитарной катастрофы в Южной  Осетии в августе 2008 года во время  грузино-югоосетинского конфликта. Войска в те непростые дни выполняли  задачи по обеспечению охраны дорожных сооружений и маршрутов движения колонн с гуманитарными грузами, поддерживали совместно с сотрудниками органов внутренних дел правопорядок в приграничных с Южной Осетией районах Российской Федерации.

Одним из наиболее важных направлений  служебно-боевой деятельности войск по-прежнему остается выполнение задач в Северо-Кавказском регионе Российской Федерации, в том числе и в составе Объединенной группировки войск (сил). При этом основной груз борьбы с бандгруппами несут на себе наши отряды спецназа и подразделения разведки. 

В войсках создаются новые по своей структуре и задачам  воинские части – Центры специального назначения. На их оснащение поступает  современная военная техника, новейшие образцы стрелкового оружия и  специальных средств. Создание центров специального назначения внутренних войск МВД России является очередным этапом в дальнейшем развитии войск, который позволит вывести подразделения спецназа на качественно новый профессиональный уровень, повысит их боевой потенциал и значительно расширит диапазон боевых возможностей. 

В 2008 году первый такой Центр уже  создан в составе Отдельной дивизии  оперативного назначения внутренних войск  на базе отряда спецназа  «Витязь». 

В  войсках налажено системное обучение военнослужащих, в том числе подразделений специального назначения и разведки,  действиям в горах. Создан уникальный учебный центр горной подготовки в Краснодарском крае. Внедрена программа подготовки к действиям в горах, закуплено горное снаряжение, альпинистское оборудование и специальная экипировка.

Одним из звеньев в системе государственных  мер по противодействию терроризму в регионе и прикрытию государственной  границы является полк оперативного назначения внутренних войск МВД  России, дислоцированный в Нальчике. Личный состав полка специально подготовлен для действий в горных условиях.

С 2009 года во внутренних войсках начато международное сотрудничество по вопросам горной подготовки. В учебном центре горной подготовки внутренних войск  проведены совместные занятия с  участием военнослужащих внутренних войск МВД России и сотрудников специального подразделения Национальной жандармерии Франции. В ходе ответного визита офицеров спецназа внутренних войск они вместе со своими коллегами из правоохранительного ведомства Франции отрабатывали навыки альпинистской подготовки в зимних условиях в Альпах.

Сегодня внутренние войска МВД России по праву считаются одним из значимых звеньев системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, обладают мощным кадровым и техническим потенциалом, оперативными возможностями, хорошо оснащенными и мобильными подразделениями. Они играют главную роль в пресечении, локализации и нейтрализации внутренних вооруженных конфликтов, и как войска постоянной готовности представляют собой основной компонент военной организации государства по обеспечению внутренней безопасности Российской Федерации13.

2012 год Президентом России объявлен  Годом российской истории. Внутренние  войска прошли вместе со страной  большой и славный путь, вписали  немало ярких страниц в ее  историю. Вместе с тем еще мало кто знает о солдатах внутренней стражи, одними из первых встретивших наполеоновское нашествие в 1812 году, о бойцах и командирах 1, 10и 11-й дивизий НКВД, бросавшихся в яростные контратаки под Сталинградом и Нальчиком. О спецназовцах «Росича», принявших бой у Бамута, о многих других фактах славной боевой летописи внутренних войск.

 

1.3. Значение и деятельность Министерства внутренних дел Российской Федерации на современном этапе

 

Происходящие в первые десятилетия XXI века геополитические изменения, трансформация методов ведения войны и характера вооруженной и иных (экономической, информационной, политической, дипломатической) форм борьбы, опыт военных конфликтов на Балканах, в Ираке, Афганистане, странах Северной Африки (Ливии) свидетельствуют о том, что безопасность любого государства в современном мире зависит от устойчивости его внутриполитического, социально-экономического состояния. Именно поэтому установление внешнего контроля за государством, его экономическими, природными ресурсами, приведением к власти угодных Западу режимов стало возможным в первую очередь вследствие дестабилизации внутренней обстановки в стране – потенциальной жертве агрессии, свидетелями чего мы и явились.

Без предварительного расшатывания внутриполитической ситуации, проведения информационных и психологических операций, создания серьезных проблем в социально-экономической сфере, замораживания финансовых счетов не начинался ни один из военных конфликтов последних нескольких десятилетий. В связи с этим и для Российской Федерации, в адрес которой стали звучать угрозы со стороны отдельных одиозных западных политиков, крайне важно поддержание на должном уровне своей системы обеспечения внутренней безопасности государства14.

Под внутренней безопасностью  в широком смысле понимается защита государства, общества и личности от возможных социальных, экономических, психологических, военных, экологических, информационных и других угроз во внутренней сфере.

В узком смысле внутренняя безопасность представляет собой состояние  защищенности конституционного строя и суверенитета государства, законных интересов общества и личности от угроз, обусловленных общественно опасными деяниями, чрезвычайными ситуациями, террористическими актами, внутренними вооруженными конфликтами, иной противозаконной деятельностью, как в мирное, так и в военное время, в масштабах, угрожающих целостности и безопасности страны.

Деятельность государства  по борьбе с внутренними угрозами носит прежде всего правоохранительный характер и направлена на их предупреждение и ликвидацию. Практически все основные задачи по обеспечению внутренней безопасности законодательно распределены между Министерством внутренних дел, Министерством по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службой безопасности, Федеральной службой охраны, Министерством юстиции, судами, прокуратурой и другими федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации.

В истории России такая  государственная структура, как  Министерство внутренних дел (МВД), всегда занимала значимое место в системе государственной власти, оказывая заметное влияние на общественно-политическую ситуацию в стране. Не является исключением в этом отношении и нынешний период исторического развития15.

МВД России находится под пристальным вниманием властных структур, политических сил самого различного спектра, общественности, рядовых граждан. Это объясняется в первую очередь характером функций и назначением МВД, его широкими возможностями по применению комплекса мер для конструирования системы общественной безопасности и обеспечения ее эффективного функционирования, а также тем, что в современных реалиях МВД России является одной из ведущих структур кризисного и антикризисного управления.

Повышение роли МВД России обусловлено, в первую очередь, нарастанием негативных явлений в оперативной обстановке. Кризисные ситуации в экономике и политике не могли не сказаться на уровне общественного порядка и общественной безопасности, вызвав резкое усиление криминальных угроз. Ошибки, допущенные при реформировании экономической, военной, правоохранительной и других сфер государственной деятельности, ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы и отсутствие сильной государственной социальной политики, снижение духовно-нравственного уровня общества являются на сегодняшний день объективными факторами, способствующими сохранению, расширенному воспроизводству и нарастанию преступности и коррупции.

Значительную роль в  обеспечении внутренней безопасности играют внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации. Являясь основной силовой составляющей МВД России, внутренние войска, выполняя свои функции, предназначены для обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств.

На протяжении уже  более чем 200-летней истории, с момента  образования Александром I в 1811 году внутренней стражи, которая была призвана действовать «по требованию местного начальства во всех тех случаях, в коих прочие воинские команды к тому обязаны, а именно: в помощь исполнению законов и приговоров суда; на поимку воров, преследование и истребление разбойников и рассеяние запрещенных законом скопищ; на усмирение неповиновений и буйства; на охранение порядка на ярмарках, торгах, народных и церковных празднествах и проч.; на пожары, помощь при разлитии рек и им подобное; на отражение нужных часовых к присутственным местам, тюрьмам и острогам; на провожание казны», и по настоящее время внутренние войска вносят большой вклад в обеспечение внутренней безопасности Российского государства16.

Становление и развитие войск правопорядка неразрывно связаны  с многолетней историей нашей страны. При этом на всех ее этапах предназначение войск оставалось неизменным – обеспечение общественной безопасности, защита населения, материальных и духовных ценностей от внутренних угроз.

Распад Советского Союза  в конце прошлого века с произошедшей сменой государственного устройства, становление Российской Федерации сопровождались целым рядом проблем внутреннего характера и формированием совершенно новых угроз внутренней безопасности, к которым, как отмечено в Стратегии национальной безопасности, относятся:

    1. разведывательная и иная деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленная на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации;
    2. деятельность террористических организаций, группировок и отдельных лиц, направленная на насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, дезорганизацию нормального функционирования органов государственной власти (включая насильственные действия в отношении государственных, политических и общественных деятелей), уничтожение военных и промышленных объектов, предприятий и учреждений, обеспечивающих жизнедеятельность общества, устрашение населения, в том числе путем применения ядерного и химического оружия либо опасных радиоактивных, химических и биологических веществ;
    3. экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране;
    4. деятельность транснациональных преступных организаций и группировок, связанная с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ;
    5. рост преступных посягательств, направленных против личности, собственности, государственной власти, общественной и экономической безопасности, а также связанных с коррупцией.

Постоянный мониторинг и своевременное выявление новых  реальных и потенциальных угроз  внутренней безопасности государства  позволяют оперативно уточнять задачи внутренним войскам МВД России, совершенствовать их структуру и состав для их решения.

Задачи внутренним войскам  определены Федеральным законом  от 6 февраля 1997 года №27-ФЗ17:

    1. участие совместно с органами внутренних дел Российской Федерации в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения;
    2. участие в борьбе с терроризмом и обеспечении правового режима контртеррористической операции;
    3. охрана важных государственных объектов и специальных грузов;
    4. участие в территориальной обороне Российской Федерации;
    5. содействие пограничным органам Федеральной службы безопасности Российской Федерации в охране Государственной границы Российской Федерации.

Информация о работе Проблемы и перспективы взаимодействия органов Министерства внутренних дел России с органами исполнительной власти